ВТОРАЯ СЕССИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОЛЯРНОГО ГОДА состоялась во второй половине сентября 1931 г. в Инсбруке, под председательством проф. Ла Кура. Все усиливающийся в капиталистических странах экономический кризис был причиной того, что Инсбрукская сессия мало способствовала конкретизации мер по проведению Международного полярного года, намеченных со стороны различных стран. Одним из наиболее существенных результатов сессии является уточнение программы и методики наблюдений по отдельным отраслям геофизики. Кроме вопросов земного магнетизма, атмосферного электричества, полярных сияний и аэрологии, которые служили предметом обсуждения Ленинградской сессии в 1930 г., на съезде в Инсбруке рассматривался вопрос о постановке в течение Международного полярного года наблюдений над земными токами, а также вопрос о включении в программу геофизических исследований наблюдений по радиотелеграфированию. В отношении наблюдений над земными токами признано желательным поставить таковые на м. Барроу, в Фербенксе, в Форте Рэ, Честерфильде, в Форте Конджер, на Земле Франца-Иосифа, на о-ве Диксон, в устьи Лены, а также в некоторых местах вне полярных областей и, может быть, в Антарктике. В отношении изучения вопросов радио сессия признала желательным тесное сотрудничество с Международным радиоисследовательским союзом, наметившим производить радионаблюдения не только в полярных областях, но и в других широтах.
Из отдельных резолюций сессии можно отметить: постановление считать началом Международного полярного года в Антарктике 1 января 1933 г.; одобрение проекта д-ра Кнуда Расмуссена об установке магнитной станции на севере Гренландии; постановление о необходимости предпринять шаги для обеспечения сотрудничества Д. Моусона по установке магнитной обсерватории и обсерватории для наблюдений над полярными сияниями вблизи максимальной зоны южного полярного сияния; указание на желательность введения на возможно большом числе станций наблюдений в 0 часов и в 12 часов среднего гринвичского времени, с целью составления синоптических карт для всего земного шара. На сессии было также заслушано решение Постоянного совета по изучению морей в отношении гидрологических исследований в тече-
— 220 —
ние Международного полярного года, каковой вопрос был выдвинут на Ленинградской сессии советскими учеными. Инсбрукская сессия по этому вопросу ограничилась резолюцией, в которой „выражается надежда, что экспедиции откликнутся на призыв совета". Подобные мало говорящие резолюции являются вообще характерными для Инсбрукской сессии.Представителями от СССР на Инсбрукской сессии были А. В. Соколов и Н. Н. Калитин.