"Архангельск" грузовой пароход

Списки личного состава, документы, описания судов и кораблей.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Архангельск" грузовой пароход

Сообщение Александр Кот » 20 Апрель 2015 21:52

 Архангельск.jpg
 Архангельск в составе союзного конвоя.jpg

АРХАНГЕЛЬСК (до 1938 г. “Uskvalley”)

Однопалубный грузовой пароход. Полная вместимость 2480 брт (дедвейт 3680 т). Размерения 90.4 x 12.3 x 7.06 м (300х43,9х21,3 футов). ГЭУ котломашинная, 1500 л.с. Скорость 10.5 узла.
Бывший английский грузовой пароход. Заложен 20.03.1929 г. ("Burntisland Shipbuilding Co Ltd", Бэрнтисленд, Великобритания), спущен 2.09.1929 г., сдан заказчику Uskside SS Co Ltd (R.W.Jones) 4.10.1929 г., приписка Ньюпорт.

В навигацию 1938 года шел за пилолесом в Онегу. В результате навигационной ошибки настолько прочно сел на камни одного из островов близ Онеги, что судовладелец отказался от судна. ЭПРОНом пароход был снят с камней и отбуксирован в Архангельск на СРЗ "Красная Кузница" для восстановительного ремонта. После ремонта 23.10.1938 г. зачислен в состав Северного государственного морского пароходства (СГМП) как «Архангельск».

С 7.05.1942 г. числился в составе СФ в качестве транспорта. В составе союзного конвоя QP-13 пароход «Архангельск» (вышел из Архангельска 28.06.42 г.) совершил переход с экспортным грузом в Исландию. К востоку от Исландии 3 июля 1942 года вошёл в состав временно сформированного конвоя QP-13U (Британская группа QP-13, по аналогии с Баренцевым морем) и прибыл сразу в Лейт (Эдинбург) 7 июля. Затем каботажными переходами (08.07.42 г. находился в Лох-Ю) добрался до Ливерпуля. 22 августа пароход "Архангельск" вышел из Ливерпуля в составе конвоя ON-124 и прибыл 6 сентября 1942 г. в Бостон, а оттуда через Панамский канал во Владивосток.

27.02.1943 г. переведен на баланс Дальневосточного гос. морского пароходства. В 1943 г. по Севморпути перешел с Дальнего Востока в Карское море. 30.09.1943 г., следуя в конвое ВА-18, торпедирован и потоплен германской подвод¬ной лодкой U-960. Судно от взрыва разломилось на две части в районе трюма № 2 и затонуло через 5 мин. Корабль охранения «ТЩ-31» спас 27 человек. Погибло 15 членов экипажа.
Дата и место гибели — 30.09.43, Карское море, к западу от о-ва Русский, 76°55' с.ш., 93°56' в.д.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Архангельск" грузовой пароход

Сообщение Александр Кот » 20 Апрель 2015 21:55

Руднев Георгий Алексеевич
"Огненные рейсы"

Глава "Торговый флот Дальневосточного морского пароходства в годы войны с фашистской Германией (1941-1945 гг.)"

30 сентября 1943 года пароход «Архангельск» под командованием капитана Г. Г. Ермилова в составе конвоя ВА-18 вышел из пролива Вилькицкого. Только успел пройти несколько часов по новому курсу, как был атакован подводной лодкой. Выпущенная торпеда попала в район второго трюма парохода.
Ни торпеды, ни ее следа никто не заметил. Это произошло в нескольких десятках миль от острова Русского около полудня 30 сентября.
— Несмотря на осень в Арктике, — рассказывает бывший юнга парохода «Сергей Киров», ныне электромеханик А. Н. Шляпников, — на камбузе, где я работал, помогая повару, было жарко, и я решил подышать свежим воздухом. Подошел к открытой двери, которая выходила на кормовую палубу средней надстройки. Погода была штормовая. С правого борта около мили от нас шел пароход «Архангельск». Хорошо было видно, как он то зарывался глубоко в воду, то поднимался над водой, оголяя свое стальное могучее тело. Любуясь им, я неожиданно вздрогнул от глухого взрыва. Пароход «Архангельск» как бы замер на миг, а затем под углом 30-35 градусов с вращающимся винтом пошел под воду. Я не мог сообразить, в чем дело, все произошло неожиданно, мгновенно.
Тем временем, спасаясь, моряки начали прыгать за борт в холодную воду бурного моря, где была видна шлюпка, удачно спущенная за борт. К месту катастрофы полным ходом приближался тральщик. Не прошло и пяти минут, как парохода не стало... Из 42 членов экипажа удалось спастись только 27, в том числе и капитану Г. Г. Ермилову.
Командир конвоя В. В. Похмельнов своевременно не доложил командиру Северного отряда о гибели «Архангельска». Он посчитал, что пароход погиб, наскочив на мину. В. В. Похмельнов лишь дал указание конвою обогнуть район предполагаемого минного поля. На самом же деле конвой подвергся нападению группы подводных лодок противника — «волчьей стаи», как немцы называли соединение из нескольких подводных лодок. Оторваться от этой «стаи», имевшей преимущество в скорости, конвою ВА-18 не удалось.

Судовая роль парохода «Архангельск»
Фамилия, имя, отчество Должность Год рождения Примечание
1 Ермилов Герман Георгиевич Капитан 1904
2 Голенищев Петр Александрович Ст. помощник 1914
3 Орлов Константин Семенович Дублер старшего помощника 1906
4 Жуйков Павел Дорофеевич 2-й помощник 1900
5 Муравченко Константин Михайлович 3-й помощник 1913
6 Сироткин Николай Александрович Помощник капитана по военной части 1914 Погиб при торпедировании
7 Лобаков Сергей Федорович Ст. механик 1912
8 Маклаков Николай Степанович 2-й механик 1916
9 Лемешко Михаил Харитонович 3-й механик 1900 Погиб при торпедировании
10 Гиматудинов Абдурахман Радист 1913
11 Олькин Михаил Дмитриевич Боцман 1911
12 Ваганов Максим Федорович Матрос 1916
13 Затолуся Александр Федорович Матрос 1924
14 Наумов Леонид Иванович Матрос 1924
15 Зайцев Александр Павлович Матрос 1925
16 Попов Андриан Иванович Матрос 1912
17 Кудеров Андрей Иванович Матрос 1913 Погиб при торпедировании
18 Брагин Борис Яковлевич Старший машинист 1912 Погиб при торпедировании
19 Родионов Спартак Егорович Машинист 1 класса 1925 Погиб при торпедировании
20 Гудин Сергей Васильевич Пассажир Погиб при торпедировании
21 Севастьянов Валентин Родионович Машинист 2 класса 1924
22 Почекаев Константин Михайлович Машинист 2 класса 1913 Погиб при торпедировании
23 Стадниченко Константин Васильевич Кочегар 1 класса 1908
24 Зуев Александр Петрович Кочегар 1 класса 1917 Погиб при торпедировании
25 Вологдин Василий Васильевич Кочегар 1 класса 1924
26 Изюров Михаил Иванович Кочегар 1 класса 1910
27 Николаев Григорий Семенович Кочегар 1 класса 1919 Погиб при торпедировании
28 Подлесный Алексей Алексеевич Кочегар 1 класса 1916 Погиб при торпедировании
29 Серебряков Николай Васильевич Кочегар 2 класса 1924 Погиб при торпедировании
30 Жарков Павел Сергеевич Кочегар 2 класса 1924
31 Колотов Николай Михайлович Повар 1919
32 Шуть Николай Афанасьевич Кок 1927
33 Илатовская Евдокия Петровна Буфетчица 1922
34 Попова Елизавета Андреевна Дневальная 1919
35 Тюлякова Мария Григорьевна Уборщица 1920
36 Яхлов Михаил Александрович Краснофлотец 1915 Погиб при торпедировании
37 Арсентьев Павел Васильевич Краснофлотец 1920 Погиб при торпедировании
38 Ваганов Александр Григорьевич Краснофлотец 1920
39 Сопилов Виталий Павлович Краснофлотец 1922
40 Ильинский Федор Константинович Кочегар Погиб при торпедировании
41 Тихонин Дмитрий Вячеславович Кочегар Погиб при торпедировании
42 Понкратенко Василий Николаевич Кочегар 2 класса 1924
43 Приз Виктор Григорьевич Краснофлотец 1916
44 Иванов Константин Николаевич Краснофлотец 1917
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Архангельск" грузовой пароход

Сообщение ББК-10 » 21 Апрель 2015 10:29

© Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. — М.: ГПИНИИМТ «Союзморниипроект», 1989.

«АРХАНГЕЛЬСК»
груз. п/х, 2480 брт, СГМП (ДГМП). Капитан — Г. Г. Ермилов.
Дата и место гибели — 30.09.43, Карское море, к западу от о-ва Русский, 76°55' с.ш., 93°56' в.д.
В составе конвоя «ВА-18» судно шло из моря Лаптевых в Диксон- Дудинку с импортными грузами. Конвой вошел в зону действия группы фашистских подводных лодок и был атакован ПЛ «У-960». Судно от взрыва разломилось на две части в- районе трюма № 2 и затонуло через 5 мин. Корабль охранения «ТЩ-31» спас 27 чел., 15 чел. погибло.
ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1292, л. 42-48; Вайнер Б.А. [6], с. 295-297; В конвоях [7], с. 218, 222; ДВМП [9], с. 232; Руднев Г.А. [30], с. 166-171; Морской флот, 1976, № 5, с. 69-74; Rohwer J. [43], S. 203.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Архангельск" грузовой пароход

Сообщение ББК-10 » 21 Апрель 2015 10:32

ЦВМА ф.864 оп.1 д.1375

 д1.jpg
 д2.jpg
76615833
Донесения о безвозвратных потерях
Номер донесения 1802
Тип донесения Донесения о безвозвратных потерях
Дата донесения 18.05.1945
Название части отд. боев. подг. суд. СГМП

76615871
Информация из донесения о безвозвратных потерях
Фамилия Сироткин
Имя Николай
Отчество Александрович
Дата рождения/Возраст __.__.1914
Последнее место службы п/х "Архангельск"
Воинское звание ст. лейтенант
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 30.09.1943

76615872
Информация из донесения о безвозвратных потерях
Фамилия Яхлов
Имя Михаил
Отчество Александрович
Дата рождения/Возраст __.__.1915
Последнее место службы п/х "Архангельск"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 30.09.1943

76615873
Информация из донесения о безвозвратных потерях
Фамилия Арсентьев
Имя П.
Отчество В.
Дата рождения/Возраст __.__.1920
Последнее место службы п/х "Архангельск"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 30.09.1943
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Архангельск" грузовой пароход

Сообщение ББК-10 » 21 Апрель 2015 10:34

 1-Сироткин.jpg
 1-Сироткин 2.jpg
76219494
Информация из картотеки
Фамилия Сироткин
Имя Николай
Отчество Александрович
Последнее место службы ТОФ, воен. судно 'Архангельск'
Воинское звание ст. лейтенант
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 30.09.1943
Название источника информации ЦВМА
Номер ящика Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Архангельск" грузовой пароход

Сообщение ББК-10 » 21 Апрель 2015 10:35

 2-Яхлов.jpg
 3-Арсентьев 2.jpg
76280551
Информация из картотеки
Фамилия Яхлов
Имя Михаил
Отчество Александрович
Дата рождения/Возраст __.__.1915
Место рождения Вологодская обл., Устюженский р-н, Моденский с/с, д. Краснино
Последнее место службы ЦУ, пароход 'Архангельск'
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 30.09.1943
Название источника информации ЦВМА
Номер ящика Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Архангельск" грузовой пароход

Сообщение ББК-10 » 21 Апрель 2015 10:36

 3-Арсентьев.jpg
 3-Арсентьев 2.jpg
75475019
Информация из картотеки
Фамилия Арсентьев
Имя П.
Отчество В.
Дата рождения/Возраст __.__.1920
Последнее место службы ЦУ
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 30.03.1943
Название источника информации ЦВМА
Номер ящика Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Архангельск" грузовой пароход

Сообщение ББК-10 » 18 Октябрь 2019 16:35

Из серии немаркированных ПК выпущенных УФПС Приморского края в 2018 г.
"Пароходы ДВМП погибшие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
 АРХАНГЕЛЬСК.jpg

Погиб в Карском море.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Архангельск" грузовой пароход

Сообщение shtany55 » 30 Январь 2021 22:09

АРХАНГЕЛЬСК (до 1938 г. “Uskvalley”)
Что-то не то с датами. Написано, что в 1938 году судно село на мель.
Но скорее всего это произошло в 25 октября 1935 года.
Это есть в Интернете

Меня натолкнула на проверку даты следующая статья.

Изображение

«Правда» от 1 февраля 1936 года (№ 31)
Зимовка английского парохода «Ускваллей»
Архангельск, 31 января. (Кoрр. «Правды»). Английский пароход «Ускваллей», спасённый в декабре экспедицией подводных работ особого назначения (ЭПРОН), как известно, оставлен берегов Конд – острова на Белом море (Смотри «Правду) от 20 декабря 1935 года). На борту парохода зимуют сторожа - эпроновцы тт. Базен и Крючков. Они обеспечены тёплой одеждой продовольствием и топливом, но не имея радио, оказались оторванными от мира. Больше месяца о них не было сведений. Начальник архангельской партии ЭПРОН Воеводин решил вылететь к месту зимовки. Сегодня самолёт Гражданского воздушного флота «ЭЛ – 578» пилотируемый лётчиком Михаилом Венниковым, оторвался от Архангельского аэродрома. На борту самолета находился также корреспондент «Правды».
Через 40 минут мы достигли Кондострова и в северной части его увидели на ледяном припае заснеженное судно. После несколько кругов на 50 метровой высоте выяснилось, что посадка тяжёлой машине в районе стоянке «Ускваллея» невозможна
Мы сбросили зимовщикам, которые они имели оружия, заранее приготовленные ящики с двумя охотничьими ружьями и боеприпасами, вымпел с пачкой газет, книг, писем, инструкция о порядке приёма самолётов в дальнейшем. Убедившись, что всё сброшенное поднято зимовщиками, самолёт повернул в Архангельск.
shtany55
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 09 Июнь 2020 17:42

"Архангельск" грузовой пароход

Сообщение ББК-10 » 31 Январь 2021 10:51

shtany55 пишет:АРХАНГЕЛЬСК (до 1938 г. “Uskvalley”)
Что-то не то с датами. Написано, что в 1938 году судно село на мель.
Но скорее всего это произошло в 25 октября 1935 года.

Вы абсолютно правы. Авария действительно произошла 25 октября 1935 г. Газета "Правда Севера" много о ней писала.
Топикстартер не указал источник информации, будем считать это опечаткой.

Правда Севера, 1935, №247, 27 октября
 Правда Севера, 1935, №247, 27 октября УСКВАЛЛЕЙ авария.jpg
АВАРИЯ АНГЛИЙСКОГО ЛЕСОВОЗА

Наш онежский корреспондент сообщает о том, что в Онежском заливе, примерно в 70 километрах от Онеги, налетел на камни груженый лесом английский лесовоз "Усквелл". Он получил пробоины и плотно сидит на так называемых Лямницких станиках против деревни Лямцы. В беседе с нашим сотрудником заместитель главного морского агента в Архангельске тов. Рейхард сообщил следующие подробности.
— Лесовоз принадлежит фирме Усксайт и застрахован в английском страховом обществе Ллойд. "Усквелл" направлялся из Сороки в Онегу для догрузки лесом. В его трюмах находится, по нашим сведениям, около 900—1000 стандартов экспортного леса. Общая грузоподъемность парохода 1350—1400 стандартов. Попытки снять аварийное судно буксирами "Муссон" и "Маяк" не удались. К месту аварии направлен спасательный отряд Архангельской партии ЭПРОН. Сегодня суда ЭПРОН'а "Совнарком" и "Память Руслана" подошли в 5 часов утра к месту аварии и приступили к спасательным работам. Капитан лесовоза подписал контракт, по которому он согласился на производство спасательных операций и определение размера вознаграждения в валюте морской арбитражной комиссией в Москве. О размере спасательных работ можно судить хотя бы по тому, что для срочной разгрузки судна требуется 6 лихтеров и около 100 рабочих. Разумеется, со съемкой надо торопиться, иначе осенние штормы сделают все усилия спасательной экспедиции тщетными.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Архангельск" грузовой пароход

Сообщение ББК-10 » 17 Январь 2022 14:18

Правда Севера, 1935, №290, 20 декабря

 Правда Севера, 1935, №290, 20 декабря УСКВАЛЛЕЙ снят.jpg
В ночь с 10 на 11 декабря в Онежском заливе снят с камней и отбуксирован в гавань к Кондострову английский пароход "Ускваллей". Этот лесовоз, грузоподъемностью в 4150 тонн, своими размерами превосходит "Красное Знамя" — самый крупный из действующих пароходов Северного морского пароходств.
На снимке: спасенный пароход "Ускваллей".
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Архангельск" грузовой пароход

Сообщение ББК-10 » 18 Январь 2022 21:23

Правда Севера, 1935, №290, 20 декабря

 Правда Севера, 1935, №290, 20 декабря УСКВАЛЛЕЙ спасение.jpg
Спасение "Ускваллея"

В средней части Онежского залива, среди беломорских глубин возвышается каменная гряда "Лямицкий стамик". От поверхности моря до вершин стамика всего лишь 11—12 футов. Во время шторма здесь вздымаются седые гребни волн.
В мрачный осенний день, 25 октября, из Сороки в Онегу шел пароход "Ускваллей". Капитан торопился взять дополнительно в Онеге лес и доставить его в Дублин. В трюмах парохода находилось 904 стандарта леса. То ли произошла ошибка, то ли судоводители потеряли ориентировку, но судно сбилось с курса и налетело на "Лямицкий стамик". Со скрежетом остановился пароход среди бушующего моря, на вершине каменной гряды. В трюмах появилась течь, и молодой перетрусивший радист беспрерывно передавал:
— SOS! SOS!
На "SOS" немедленно отозвались суда Эпрона, работающие на подъеме "Чернышевского". В шторм они подошли к месту аварии. Подошли также суда "Маяк" и "Муссон" Северного управления морского пароходства.
Начальник партии Эпрон тов. Мапута по предложению капитана "Ускваллея" подписал контракт МАК'а (Морской арбитражной комиссии в Москве), на вознаграждение за спасение судна. 26, 27 и 28 октября пытались эпроновцы стащить судно. Но вот поднялся шторм, пароход стало бить о камни, разошлись швы нескольких листов обшивки крейга, и машинное отделение наполнила вода. Положение стало безнадежным. Капитан махнул рукой, оставил величайшее судно постройки 1929 года на камнях, а сам с командой перешел на "Память Руслана" и уехал на родину.
— Навряд ли вам удастся спасти судно в 1935 году! — таковы были его последние слова.
— Судно погибнет, — сказал управляющий Северным морским пароходством тов. Монциводо, призвав к себе специалистов. — Жаль его оставлять в жертву морю. Мы за это несем моральную ответственность, хотя судно и не советское. Его надо спасти!
— Спасти судно можно и нужно, — выразил общее мнение капитан дальнего плавания морской инспектор Николай Николаевич Песков.
Отдельные работники архангельской партии Эпрон считали задачу невыполнимой. Но обратного мнения держался приехавший в отпуск в Архангельск из Балаклавы известный на Севере практик по спасению кораблей Иван Ильич Воеводин. Его мнение было таково: нет такого корабля, которого не могли бы спасти эпроновцы и советские моряки.
Секретарь краевого комитета партии т. Вл. Иванов, озабоченный судьбой парохода, вместе с тов. Монциводо, обратились к начальнику краснознаменного Эпрона тов. Крылову с предложением организовать вторую экспедицию по спасению "Ускваллей". Руководителями экспедиции выдвинули тов. Воеводина и Пескова.
Фотий Иванович Крылов немедленно согласился на посылку второй экспедиции.
— Вызывает меня Владимир Иванович, — говорит тов. Воеводин, — я еще ничего не знаю. "Пароход надо спасти, тов. Воеводин", — говорит он, — "придется вам поработать". Ну и несколько большевистских советов дал. — Есть, — говорю, — спасти пароход! Иду, а сам думаю: или голова вдребезги, или "Ускваллей" будет в безопасном месте.
В течение 49 часов была готова новая экспедиция. Грузили помпы, продукты, горючее, не тратя зря времени. Заместитель председателя крайисполкома тов. Цетлин помог достать тужурки.
Восемнадцатого ноября на палубе гибнущего судна оказались два старых соратника — Воеводин и автор проекта спасательных работ Песков. Вместе с ними на пароходе Северного морского пароходства в Онежский залив прибыло 55 эпроновцев. Среди них орденоносец Иванов, орденоносец водолазный инструктор Федотов, водолаз-инструктор парторг экспедиции Зорин, старшины водолазы Пустошный, Тангаличев, — все они известны по спасению "Садко", водолазы: Подсекин, Вещак, Бондарев и Костицкий. Пароходом "Юшар" командовал опытный капитан Кубасов.
Печальное зрелище представлял "Ускваллей": в трюмах, машинном отделении, бункерах — вода, холодный ветер свистел в снастях, сильный шторм бил в борта парохода.
"Юшар" подойти к борту первое время не мог. Бригада Корельского самоотверженно перевозит продовольствие и инвентарь на шлюпках. На шлюпках же эпроновцы переселяются на безжизненный пароход, расселяются в каютах. Быстро был поднят пар в вспомогательном котле и пущены в ход палубные механизмы. Привезенный из Архангельска агрегат дал электричество. На третий день "Юшар" подошел кормой к "Уксваллею", чтобы перегрузить тяжеловесные помпы. Здесь отличилась бригада тов. Богданова, а когда наступило время заделывать пробоины, тут показали себя плотники во главе с тов. Родиным.
Нельзя не восхищаться исключительной энергией тов. Воеводина. На мостике, в трюмах, даже под водой в водолазном костюме, появлялся этот неутомимый человек, подбодряя уставших и внося всюду оживление в работу.
Но бывали дни невозможные для работы. С ревом кидались на корабль волны, вдали на якорях качались "Юшар" и ледокол №6, и тогда "в свободное" время эпроновцы в каютах "Ускваллея" слушали речь товарища Сталина на всесоюзном совещании стахановцев. Впрочем политическая работа не прекращалась все время. Парторг тов. Зорин находил время для того, чтобы обсудить и текущую работу, и организовать обсуждение речи товарища Сталина.
Шаг за шагом подвигались работы, промеры глубин около парохода, заделка пробоин, установка помп, откачка воды, подготовка к буксировке. Для буксировки ожидали ледокол № 8, во его Архангельский порт дать не мог, и в Онежский залив пошел один из сильнейших в мире ледоколов — "Ленин".
После одиннадцати суток подготовительных работ, 29 ноября, когда наступил наиболее высокий осенний уровень приливной воды, на корме "Ускваллея" был закреплен буксировочный тросс, переданный на "Ленина". С замиранием сердца следили 200 человек за первой съемкой англичанина с камней. Но когда "Ленин" стал натягивать буксир, сильное течение начало наваливать ледокол на каменную гряду; к счастью ледокол №6, которым командовал тов. Миронов, помог выправить положение, оттянув "Ленина" от опасной мели.
Но время было потеряно. На другой день сделали вторую попытку. Пароход стали откачивать, его ударило о дно, отшибло пластырь с пробоины и затопило машинное отделение "Ускваллея".
Две последующих попытка также не принесли результатов. Наступал декабрь с морозами, пургой, ветры гнали воды залива, понижая уровень. Что бы спасти великолепный пароход, требовалось пожертвовать частью груза.
Шесть суток продолжалась разгрузка под прожекторами "Ленина". Эпроновцы, команда "Юшара", "Ленина" и ледокола №6 разгружали трюмы от мокрого, обледеневшего леса. Временами на­летала пурга, но работа продолжалась.
Десятого декабря в темноте началась последняя, пятая, попытка стянуть "Ускваллея" на глубокую воду. Всем страстно хотелось завершить эту борьбу с упрямой природой победой. Люди, постоянно мокрые, работающие, не считаясь со временем, они много дней не умывались: экономили пресную воду, был на исходе уголь, выходило продовольствие. А самое главное, ветры упорно снижали уровень воды.
Около 20 часов 10 декабря заработали механизмы "Ускваллея". При помощи якорей, завезенных за корму, он стал медленно сходить с камней, а затем, взятый на буксир "Лениным", быстрее пошел кормой на глубокую воду.
Дружное "ура" понеслось над морем. Некоторые обнимались, - так радостно было видеть победу большевистского упорства. Особенно ликовали на "Ускваллее", которым командовал Н. Н. Песков. Там находились все эпроновцы. Но, был момент, когда ликование показалось преждевременным.
Якорные цепи "Ускваллея" натянулись, якоря крепко держали судно, а капитан "Ленина" тов. Печуро, не рас­считав, продолжал буксировать пароход. На "Ускваллее" сразу погас свет, оста­новилось несколько помп от сотрясения, в носовой части стала сильно прибывать вода. На "Ленине" растерялись и стали рубить буксир.
Большую услугу в этот момент оказала команда ледокола № 6. Капитан Миронов быстро выполнил своевременно данное Песковыми и Воеводиным приказание — взяла на буксир пароход и повела его к Кондострову. Вблизи от берега буксир был отдан, так как осадка ледокола не позволила ему итти дальше и пароход, своими силами, ориентируясь по радиосигналам "Юшара", прибыл в гавань Кондострова.
Сразу же стал вопрос, что делать с пароходом? Задача выполнена, он спа­сен, стоит на удобной стоянке. Надо ли вести его в порт, тем более, что там сдают дока?
— Рисковать было бессмысленно, — сказал тов. Воеводин. — Если вести судно, значит, сразу нужно ставить его в док, без дока оно затонет. Мы его оставили до весны. На корабле остались матросы Эпрона тт. Крючков и Балакнин, с запасом продовольствия. 11 декабря мы вышли в Архангельск. Стране мы рапортуем: нет крепостей, которые не могли бы взять партийные и непартийные большевики! Контракт на спасение парохода выполнен! "Ускваллей" спасен!
А. ГОТОВ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Архангельск" грузовой пароход

Сообщение ББК-10 » 22 Январь 2022 11:39

Известия, 1936, №27 (5884), 1 февраля

 Известия 1936-027 (5884)_01.02.1936 Робинзоны Ускваллей.jpg
Дм. ПОПЕЛЬ
Робинзоны Кондострова

АРХАНГЕЛЬСК, 31 января. (По те­леграфу от наш. спец. корр.). У Кондо­строва, в Онежском заливе Белого моря, зимует пароход «Ускваллей». В бурные декабрьские штормы спасательная экс­педиция Эпрона сняла этот гибнущий и брошенный своей командой англий­ский пароход с камней и поставила на зимовку в островной гавани. В июне его приведут в Архангельск.
Этой большой и сложной работой, проведенной в пургу и морозы, руково­дил известный на севере специалист по спасению судов Иван Ильич Воево­дин. День спасения «Ускваллея» совпал с 20-летием его работы на этом по­прище. 10.000 часов, проведенных под водой, 26 спасенных при его участии крупных судов — таков юбилейный итог, подводника Воеводина. Вместе с ним над спасением «Ускваллея» рабо­тал капитан дальнего плавания, опыт­нейший специалист по судоподъему — т. Песков.
Двое эпроновцев — Блохин и Крюч­ков — вызвались остаться на аварий­ном пароходе, чтобы охранять его и содержать в порядке. Почти полгода предстоит провести им в этом суро­вом, пустынном месте, где они, подоб­но Робинзону, будут оторваны от все­го мира вплоть до открытия навига­ции. Разумеется, Блохин и Крючков обеспечены всем необходимым: медика­ментами, одеждой, двухгодичным запа­сом продовольствия, книгами, шахма­тами, шашками. Крючков решил за время зимовки освоить книги по мор­скому делу, Блохин — электротехнику и механику.
Казалось бы, все в порядке: люди пи в чем не нуждаются, пароход на­дежно защищен от льдов и штормов. Но ни Эпрон, ни северный краевой ко­митет партии не прекратили своих за­бот о судьбе двух матросов, оставшихся на «Ускваллее». При содействии край­кома Эпрон предпринял необычайную экспедицию. Вчера из Архангельска вы­летел самолет гражданской авиации — «Л-587». Впервые Воеводин, тысячи раз спускавшийся на большие глуби­ны, поднялся в воздух. Он летел про­ведать Крючкова и Блохина, он вез им свежие письма и газеты, а также ин­струкцию о том, как подготовить аэро­дром для постоянной связи со стоянкой «Ускваллея». На борту самолета нахо­дился И. И. Воеводин, представитель пе­чати, а также ваш специальный коррес­пондент, принявший участие в подго­товке рейса.
Это был необычайный рейс, — вне облетанной трассы, над лесными мас­сивами и незамерзшим морем. Работни­ки Архангельского аэропорта и управле­ния гражданской авиации долго не ре­шались отправить самолет в опасный, по их мнению, рейс, хотя пилот Вин­ников, летавший и на Кавказе, и над Белым морем, и в Средней Азии, ру­чался, что совершит полет благополуч­но. Спорам положил конец начальник Аэрофлота т. Ткачев, который, выслу­шав по телефону доводы т. Винникова, сказал: «Разрешаю».
Несколько попыток запустить мотор не удались: на земле температура бы­ла — 37. Масло стало вязким, как мед, и мотор капризничал. После дол­гих усилий Винникову удалось пере­упрямить мороз, и в полдень самолет поднялся в воздух. К нашему удивле­нию, температура на высоте 1. 000 мет­ров оказалась выше. Близ Онеги бы­ло —16°, а дальше —25°.
Без отклонений Винников привел са­молет прямо к Кондострову. Сверху остров виден был весь, и причудлива была его форма. В северной части — залив, на котором еще издали отчетливо темнел корпус «Ускваллея». В 13 час. 50 мин. самолет был уже над паро­ходом. Даже с большой высоты он про­изводил внушительное впечатление. Ко­рабль, своими размерами значительно превосходящий «Садко» и «Малыгина», находился в нескольких метрах от бе­рега.
С юга, востока и запада гавань за­щищена высокими берегами, а с севера — несколькими выступающими по­верх льда каменными грядами.
— Да, тут ему никакие штормы и льды не страшны, — сказал пилот.
— Люки заделаны, труба закрыта, палубы убраны! Молодцы ребята: ко­рабль держат в ажуре! — с. одобрени­ем промолвил Воеводин, когда самолет сделал второй круг над судном. — Но где же люди?
Самолет сделал третий круг, снизив­шись до трехсот метров. В это время на палубе появились сначала один, а затем и другой человек. Видно было, как они радостно размахивали руками и бросали вверх шапки. Один из них, захватив флажки, побежал по льду и остановился в полутораста метрах от «Ускваллея».
— Добро пожаловать! Садитесь сю­да! — передавал он флажками. Само­лет пошел на снижение. Но опытный пилот во-время заметил опасность: по следам людей было видно, что под сне­гом — вода. И нигде кругом не нахо­дилось другой площадки. Между тем самолету необходимо было возвратить­ся в Архангельск до темноты. Тогда решено было посадки не делать, — вниз полетели ящик с подарками, вым­пел с газетами и письмами. На Кондострове — много дичи. Сброшенные ружья и охотничьи припасы явились поэтому самыми желанными и ценными подарками.
Сделав еще два круга, самолет по­вернул к материку. Стоя на льду с подарками в руках, Блохин и Крюч­ков провожали самолет. Приветственно подняв руки, они прощались с гостями из Архангельска.
— До следующего рейса! — хоте­лось нам крикнуть отважным зимовщи­кам. Но разве можно услышать с зе­мли человеческий голос воздушных пас­сажиров!..
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Потери кораблей и судов в Арктике во время Великой Отечественной Войны 1941-1945



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения