Тайна острова Вайгач

Списки личного состава, документы, описания судов и кораблей.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Тайна острова Вайгач

Сообщение ЧАЙКА СВ » 29 Январь 2015 16:33

Не знаю куда вставить эту тему, она поисковая по судам потопленным в годы ВОВ и по ней нужна помощь всех поисковиков, т.к. то что происходило на Вайгаче и вокруг него в годы войны сразу всё засекречивалось (у меня есть подтверждение участников того времени - одного радиста, работавшего на Вайгаче в годы войны, к сожалению сейчас его уже не спросить). Так в своё время, его жена мне рассказывала, что у Вайгача был такой случай:

"Еще помниться случай о потоплении немецкими подлодками нашего парохода (называется, кажется «Ветлуга»), который был полностью загружен пушниной, отправленной по лизингу на оплату оказанной помощи Америкой. Пароход не утонул, т.к. был загружен легким грузом и вышел в бухту Варнека, где вся пушнина оказалась в море, а пароход отбуксировали в Архангельск на ремонт. Все голубое золото погибло в Карском море". Но сейчас не об этом случае, хотя его то-же можно было бы восстановить. (Так я нашёл в газете "Моряк Севера", 25 января 2006 г. (3) статью Е. Кожина "Мне нравиться работать в пароходстве", где он пишет: "- В июне 42-го направили меня и Генриха Суханова на пароход "Ветлуга". Сначала поставили палубным учеником, потом перевели в матросы. Сделали в Амдерму шесть рейсов, а в ноябре нас списали с "Ветлуги", и я перешел на пароход "Сакко").

И так у нас сотрудники Ненецкого краеведческого музея, ездили в командировку на Вайгач в Варнек, опрашивали местных жителей и узнали такую историю: Информатор - Вылко Александра Тимофеевна (1955 г.р.)
"Возле губы Дыроватой во время Великой Отечественной войны фашисты потопили баржу с детьми. Там до сих пор можно увидеть много маленьких могил." Мы предположили, что это было в 1942-43 гг.
Кроме этого, она сказала, что в бухте Корабельной затонула подводная лодка, успевшая потопить гражданский катер. Саму лодку подбили лишь в 1948 году.
Кто и что думает по этому поводу?
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Тайна острова Вайгач

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Январь 2015 17:17

ЧАЙКА СВ пишет:Кроме этого, она сказала, что в бухте Корабельной затонула подводная лодка, успевшая потопить гражданский катер. Саму лодку подбили лишь в 1948 году.

В 1948 году?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Тайна острова Вайгач

Сообщение ББК-10 » 29 Январь 2015 21:08

ЧАЙКА СВ пишет:Кто и что думает по этому поводу?

Бред.
Virus Rasplata-s
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Тайна острова Вайгач

Сообщение ЧАЙКА СВ » 30 Январь 2015 09:22

Я согласен, бред может быть с фразой которую сказала пожилая ненка, но множество детских могил, это реальность. А её фразу можно перевести на нормальный язык и подругому. Подводная лодка потопила гражданское судно с детьми (дети с полярных станций или дети которые в годы войны, например ездили на о. Новая земля и может быть на о. Вайгач по сбору яиц (ведь была не одна такая экспедиция)), затем ушла на глубину (ненка говорит: утонула), а затем она гдето слышала, что лодку эту потопили, где-то в 1948 году (к стати это можно понять, как и сразу после войны).
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Тайна острова Вайгач

Сообщение dimas_p » 30 Январь 2015 10:41

"Государственный архив Мурманской области"
Яичная экспедиция 1942 года.

Из отчета начальника экспедиции особого дивизиона Мурманской базы военизированного флота Главсеврыбпрома
Белопольского Л.О. о проведении экспедиции на Новую Землю для заготовки яиц, мяса и пуха морских птиц летом 1942 г.

г. Мурманск 9 сентября 1942 г.

Введение

Птичьи базары Новой Земли - грандиозные гнездовья морских птиц - издавна привлекали к себе человека. Яйцо кайры как пищевой продукт пользуется заслуженным вниманием жителей Севера. Испорченные яйца - лучшая привада для песцов. Сами кайры заготовлялись в корм собакам, а при случае служили питанием и самим промышленникам. Еще с середины 19 века яйца кайр и «соленые гагарки» вывозились в Архангельск. Известны случаи хищнической эксплуатации базаров Новой Земли норвежцами, которые, в частности, били яйца в бочки «на мыло».

Более широкое использование новоземельских базаров начинается с 1930 г., когда по инициативе проф. Н. Смирнова Морзверпром организовал первую яичную экспедицию. Экспедиция Морзверпрома, а позднее Островного хозяйства Главсевморпути организовывались ежегодно вплоть до 1936 г. Работали они главным образом на базарах Южного острова в М. Кармакулах, Пуховом заливе, Безымянной и Грибовой губах, а на Северном острове в Архангельской губе и в заливе Вилькицкого.

Низкие сдаточные цены в Архангельске и большая потеря яиц при перевозке (яйца перевозились незатаренными в трюмах и давали до 30 % боя) сделали эти экспедиции малорентабельными. Одной из причин, повлиявших на прекращение яичных экспедиций, было также большое количество несчастных случаев, сопровождавших каждую экспедицию. Экспедиции доставляли в Архангельск по 250-350 тысяч яиц.

В последующие годы товарные яйца собирались на базарах артелями новоземельских промышленников и сдавались на фактории торговой конторы «Новая Земля». Вывоз яиц в Архангельск составлял 200-250 тысяч штук...

Зимой 1941-1942 г. дирекция Госзаповедника «Семь островов» - единственного научного учреждения, занимавшегося до войны изучением биологии, экологии морских полярных птиц, а также вопросами их промыслового использования, обратилась в Мурманский обком ВКП(б) с предложением использовать летом 1942 г. птичьи базары Мурмана и Новой Земли как источник продовольствия для фронта и области.

При установлении плана заготовки яиц 600 тысяч и кайры 57 тысяч мы руководствовались имеющимися у нас вышеуказанными цифровыми данными мощности промысловой базы. Исходя из этого плана, устанавливалось и число участников экспедиции.

Кроме Мурманской экспедиции на Новой Земле летом 1942 г. предполагались работы промысловых артелей и экспедиций торговой конторы «Новая Земля» с планом 1 млн. 200 тыс. яиц и экспедиции Архангельской базы военизированного флота Главсеврыбпрома с планом 800 тыс. яиц.

Глава 1. Подготовка экспедиции

Своим решением от 17.04.1942 г. Мурманский обком ВКП(б) обязал Северное бассейновое управление военизированного флота Главсеврыбпрома НКРП СССР организовать экспедицию по использованию природных ресурсов Новой Земли, а именно произвести на птичьих базарах сбор яиц и заготовку кайры.

Для выполнения этого решения в начале мая при Мурманской базе военизированного флота был создан особый дивизион, которому были приданы 2 судна: з/с «Исследователь» и РС «Осетр», а также одно вспомогательное транспортное судно РТ-28 «Камбала». С этого момента (8 мая 1942 г.) фактически началась подготовка к экспедиции, а уже 9 июня 1942 г. экспедиция вышла в плавание. Этот срок подготовки был, конечно, очень мал. Нужно было провести ремонт судов («Исследователь» и «Камбала» прошли слипование), подготовить и погрузить тару, снаряжение, обмундирование и продовольствие, подобрать кадры, оформить выход и проделать ряд подготовительных работ. В мирное время, когда много проще было достать все необходимое, на подготовку подобной экспедиции потребовалось бы, как минимум, 2-3 месяца. Сейчас это было значительно сложнее. Не хватало снаряжения, продовольствия, людей. Интенсивные налеты вражеской авиации тормозили ход подготовки...

Что касается личного состава экспедиции, то военное время не дало нам возможности подбирать людей более тщательно. Пришлось привлечь к работе учеников первой мурманской школы в возрасте от 15 до 18 лет. Их было в экспедиции 30 человек. Остальные рабочие были сняты с ремонтирующихся судов и состояли из засольщиков, пом. тралмейстеров и матросов...

Штаб экспедиции состоял из командира дивизиона Белопольского Льва Осиповича, работавшего ранее директором Госзаповедника «Семь островов», комиссара дивизиона политрука Глущенко В.С., зам. командира лейтенанта Успенского В.С., бывшего научного сотрудника заповедника «Семь островов» пом. командира Дьячкова А.М. и врача дивизиона Чипижко П.Т., только что окончившей 4-й Московский мединститут...

Глава 2. Календарный ход работ

Календарный ход работ экспедиции таков: «Исследователь» с командованием дивизиона и частью личного состава экспедиции (35 чел.) вышел из Мурманска 9 июня 1942 г. «Осетр» задержался под погрузкой. Рандеву было назначено у острова Харлов.

Задержавшись в Кильдинской салме из-за шторма и поломки машины «Исследователь» достиг острова Харлов лишь 13 июня 1942 г.

На следующий день утром к нему присоединился «Осетр», вышедший накануне с оставшейся частью береговой партии (20 чел.) На «Осетре» находился зам. командира дивизиона лейтенант Успенский.

Лишь 16 июня получили «добро». Ночью суда зашли в Иоканьгу, где было получено разрешение следовать далее без конвоя по маршруту: Канин Нос - Колгуев - губа Безымянная. 17 июня, пройдя Канин, встретили битый лед. 18 июня утром достигли северной оконечности острова Колгуев. Восточнее снова встретили битый лед, а затем и ледяные поля. Попытки пробраться на восток не увенчались успехом. Не доходя 70 миль до побережья Новой Земли, пришлось повернуть обратно на запад. А затем идти на Север в битом льду.

Лишь во второй половине 23 июня, уже имея на горизонте Гусиную Землю, нам удалось выйти на чистую воду. 24 июня в 4 часа утра суда вошли в открытую губу Безымянную, где находится крупнейший базар Новой земли.

Промышленники артели «Матшар» из становища Лагерного находились уже в своей промизбушке. По их словам, первые яйца на базарах появились в этом году 14 июня, а сбор яиц начался 22 июня.

Артель занимает наиболее удобные и плотно населенные участки базаров Южного берега, где и промышляет из года в год. Нам пришлось использовать оставшиеся участки Южного берега (общая протяженность базара около 8 км), а затем и базаров Северного берега. Базу экспедиции организовали рядом с избушкой промышленников, где имеется единственное здесь место, пригодное для выгрузки. Крайние участки базара, где работали наши сборщики, находились от базы на расстоянии 5 км.

24 и 25 июня происходила выгрузка имущества берегового отряда и организация лагеря. Вечером 25 июня береговые бригады получили свои участки и приступили к работе. Команда «Осетра» работала также в губе Безымянной на незанятых береговой партией участках Южного берега и на Северном берегу. Команда «Исследователя» работала в Грибовой губе.

Отсутствие печеного хлеба и малая пропускная способность русской печи промизбушки в Безымянной губе побудили нас отправить «Осетр» в малые Кармакулы для выпечки хлеба в количестве, достаточном для обеспечения экспедиции. «Осетр» ушел 30 июня и вернулся лишь 4 июля, к этому времени выяснилось, что береговая партия в состоянии обслужить как Северный, так и Южный берег Безымянной губы, и базары Грибовой губы. При наличии там группы промышленников артели «Матшар», эксплуатирующих лучшие участки, едва ли в состоянии оправдать работу даже одного «Исследователя».

Поэтому командование дивизиона решило направить оба судна значительно дальше на Север, в Архангельскую губу, где можно было предполагать более позднюю кладку. Более ранняя посылка судов на Север была, разумеется, по причине ледовитости года, связана с риском (можно было ожидать льда в районе полуострова Адмиралтейства). В ночь с 4 на 5 июля суда вышли на Север. Начальником судовой партии был назначен лейтенант Успенский.

За период работы, предшествующий отправке судов на Север, береговой отряд и судовые партии собрали уже свыше 70 тыс. яиц кайры. Темпы сборов в эти дни и ожидаемая вторая кладка позволяли надеяться на успешное выполнение плана. Это в связи с уходом судов и потерей радиосвязи побудило командование дивизиона просить о высылке «Камбалы».

Утром 5 июля суда зашли на мыс Столбовой договориться с полярной рацией о связи. 6 июля вечером достигли губы Архангельской (75 градусов 52 минуты северной широты). Кладка у кайр на базаре губы Архангельской в общем совпадала с кладкой Безымянной. Местные промышленники уже собрали потребное для себя количество яиц и предоставили свои участки экспедиции.

7 июля судовые команды приступили к работе на базарах. Нужно было торопиться собрать как можно больше яиц, чтобы скорее вызвать вторую кладку. Большая трудность работ на огромных обрывах базара позволила закончить сбор яиц лишь к 16 июля. Однако вторая кладка была здесь очень незначительна.

С 17 июля команды приступили к заготовке кайр и продолжали ее до того момента, когда был исчерпан весь запас соли на судах.

За время работы судовой партии в губе Архангельской произошел единственный несчастный случай. 15 июля во время работы на базаре упал и разбился насмерть матрос «Осетра» тов. Спиров. Обстоятельства его гибели изложены в прилагаемых документах: акте, рапорте командира «Осетра» и в отчете лейтенанта Успенского. Причиной смерти Спирова, очевидно, явилась собственная неосторожность.

В этот же день «Исследователь», направившийся за питьевой водой в пролив Пахтусова, при подходе к ручью на острове Берха сел на банку и был снят с нее лишь 16 июля «Осетром».

Работы в Архангельской губе были закончены 29 июля. 30-31 июля суда отстаивались в укрытых местах от шторма. 1 августа набирали пресную воду и эвакуировали снаряжение с базаров. В ночь на 2 августа вышли на Юг. Однако вскоре по выходу в открытое море на машине «Исследователя» была расплавлена часть мотылевого подшипника. Судно, отбуксированное в Архангельскую губу, ремонтировалось до утра 4 августа. После этого суда снова вышли на Юг. Зайдя вечером 5 августа в становище Лагерное для выяснения возможности получения у торгконторы «Новая Земля» соли, суда утром 6 августа прибыли в Безымянную губу.

Несмотря на то, что береговая партия охватила своей работой после отхода судов на север большую часть птичьих базаров Безымянной губы, число собираемых на базарах яиц ежедневно падало. Были дни, когда бригада собирала в день 50-100 яиц на том участке, где в первые дни собиралось до 2 тысяч и более штук.

12 июля, наконец, началась вторая кладка у кайр, и сбор яиц резко повысился. Однако, вторая кладка не дала ожидаемых результатов. Если количество яиц первой кладки, собранных береговой бригадой, равнялось 60 тыс. яиц, то вторая кладка дала только 17,5 тыс. яиц. Т.е. всего лишь 26,5 % по отношению к первой кладке. К 18 июля сбор яиц снова резко сократился, и с 19 июля все бригады приступили к заготовке кайр. Некоторое количество яиц собиралось до 22 июля, после чего сбор совсем прекратился.

20 июля пал сильный шторм. Западный ветер доходил до 10-11 баллов. В этот день у нас сорвало с якоря и разнесло моторную дору, с большим трудом удалось спасти вельбот, получивший также значительное повреждение.

30 июля пришла «Камбала». Сильный накат препятствовал погрузочно-разгрузочным работам, их удалось начать лишь 4 августа, поставив на эти работы почти весь личный состав береговой партии, а затем и команду «Осетра».

7 августа «Камбала» была погружена и, взяв на борт 20 человек из состава береговой партии (2 взрослых и 18 учеников), вышла в Мурманск.

С возвращением из Архангельской губы судов выяснилось, что запасы соли экспедиции исчерпаны. На «Осетре», где находилась соль, ее оказалось значительно меньше, чем это значилось в приемном акте. Отсутствие соли препятствовало выполнению плана по дичи.

Командование экспедиции решило достать соль у какой-либо новоземельских организаций и продолжить промысел на базарах южной части острова.

К 10 августа лагерь был свернут, люди и снаряжение погружены на суда, и суда вышли из Безымянной.

На «Исследователе» находился штаб экспедиции во главе с командиром и комиссаром и большая часть рабочих. Всего (не считая команды) 27 человек. На «Осетре» находился зам. командира лейтенант Успенский и 7 рабочих.

«Исследователь» зашел в губу Грибовую, так как здесь на «Авангарде» находился нач. экспедиции Архангельской базы Главсеврыбпрома т. Грозников. У него мы рассчитывали получить немного соли. Однако, вследствие аварии парусника «Азимут», запасы соли Архангельской экспедиции погибли.

Тем временем «Осетр» прошел в М. Кармакулы, где брал воду. Утром 11 августа оба судна встретились и, достав на фактории М. Кармакулы взаимообразно 2 тонны соли, вечером вышли на Юг. Решено было промышлять на сравнительно не крупных базарах Черной губы, где ежегодно благодаря тяжелой ледовой обстановке кладка у кайр начинается значительно позднее, чем на Севере.

Кроме того, Черная губа лежала на нашем пути к материку.

12 августа мы зашли в губу Белушью, где рассчитывали произвести выпечку хлеба для всей экспедиции. Это сделать из-за отсутствия свободных печей не удалось. Здесь простояли около 10 часов, т.к. при подходе к становищу «Осетр» уклонился немного от фарватера, сел на мель и только вечером на полной воде был снят «Исследователем».

Днем 13 августа суда пришли в губу Черную и встали на якорь в бухте Домашней против становища Красино. Ознакомившись путем опросов с местными условиями, через 2-3 часа «Осетр» под начальством лейтенанта Успенского вышел с заданием начать бой кайры на базарах мыса Олонкина, знака Базарного и в заливе Синельникова.

«Исследователь», оставшись в губе Черной, организовал в Красино выпечку хлеба и на другой день начал бой кайры на базарах в районе знака Большой Кушной.

На «Осетре» работала одна бригада из состава берегового отряда 7 человек. И судовая команда. На «Исследователе» 2 береговых бригады (18 человек) и судовая команда.

«Осетр» проработав два дня на базарах мыса Олонкина и знака Базарного, 15 августа вышел в залив Синельникова, но встретив у мыса Саханиха плотный лед, вынужден был повернуть на Запад в губу Селезнева. Здесь «Осетр» проработал еще один день и 17 августа вернулся в губу Черную.

Группа «Исследователя» начала работать 14 августа, причем судно встало на якорь в Черной губе против лагуны. Отсюда всех людей на шлюпке вывозили на берег, и они пешком пересекая полуостров, попадали на базары. Бой кайры продолжался до 18 августа.

16 августа в губу стало заносить лед. В 6 часов утра 17 августа большая льдина начала дрейфовать [на] cтоявший на якоре «Исследователь», и прежде, чем была пущена в ход машина, высадила его кормой на банку.

Пришлось срочно вызывать «Осетр». Только после того, как перегрузили часть груза и балласта на нос судна, сделав этим дифферент, «Исследователю» удалось с помощью «Осетра» сойти на глубокую воду. В последующие дни суда стояли под чистым ото льдов Восточным берегом или в бухте Домашней, а заготовленная на базаре кайра доставлялась на судно пешком и на шлюпках.

«Осетр» последние дни работал на базаре у знака Базарного.

22 августа «Исследователь» принял на борт всю заготовленную кайру. К этому времени починили его ледовую обшивку и закончили выпечку хлеба. В 17 часов судно вышло из Черной губы. Ночью встретились с «Осетром» у знака Базарного и в 1 час ночи 23 августа вышли в обратный путь. Пройдя на Юг около 10 миль, мы встретили плотный паковый лед, который пришлось обходить, уклоняясь на Запад. Только на меридиане восточной оконечности острова Междушарского мы пересекли язык разреженного льда и пошли к южной оконечности острова Колгуев.

24 августа миновали остров Колгуев, оставив его на Севере. Здесь мы некоторое время шли следовавшим с Востока караваном, потеряв его ночью.

Утром 25 августа подошли к мысу Канин Нос, где до вечера ждали конвой. Ловили на поддев треску («Исследователь» взял на 3 поддева 200 кг, «Осетр» на три поддева 500 кг).

Утром 26 августа под конвоем минного тральщика прибыли в Иоканьгу, где простояв около суток в ожидании конвоя, 27 августа в караване вышли в Мурманск, куда и прибыли в 17 часов 28 августа 1942 г.

...
Глава 4. Методика работ

Согласно положению, все рабочие береговой партии были разбиты на 7 бригад.

Типовая бригада состояла из бригадира, непосредственно руководившего сбором яиц, трех сборщиков, помощника бригадира, руководившего всеми подсобными работами (обработка и транспортировка продукции) и двух подсобников.

Бригадиры и помощники бригадира во всех бригадах были взрослые. Инструктаж и повседневное руководство всеми работами осуществлялись: у береговой партии командиром дивизиона тов. Белопольским, а в судовой партии зам. командира лейтенантом Успенским.

На практике людей в бригаде было по 5-6 человек, так как несколько человек ежедневно приходилось использовать на общеэкспедиционных работах.

В сборке яиц зачастую принимали участие и пом. бригадира и подсобники.

На судах работами руководили капитаны, сами расставляли людей в зависимости от их способностей.

Разумеется, сбор яиц на отвесных скалах базаров требует от человека определенных физических и моральн6ых качеств. Поэтому лиц, страдающих головокружением или физически слабых, мы к работе не допускали.

Сборщик спускается вниз по шторм-трапу, тросу или просто с уступа на уступ, лишь охраняясь веревкой. Он собирает яйца и складывает их в ведерко, сумку или за пазуху особой, сшитой из мешка рубахи.

Наибольшее количество времени отнимает тут подъем яиц на верх базара или спуск их к подножию. Поднять яйца наверх в ведре или корзине не всегда представляется возможным, очень часто сборщик сам должен подниматься с яйцами наверх или складывать их для дальнейшего подъема на каком-либо широком уступе.

В Безымянной губе все яйца поднимались наверх, где и обрабатывались. В Архангельской губе яйца нужно было спускать вниз, что было очень затруднено наличием осыпи под базарами...

Глава 5. Характеристика условий работы

Как уже явствует из вышеизложенного, работа на птичьих базарах, при том работа в арктических экспедиционных условиях, связана с рядом трудностей.

Труд сборщика яиц физически тяжел и требует хороших нервов. Окружающая природа еще во много раз утяжеляет этот труд.

Постоянные дожди, туманы, ветра, низкие температуры (особенно на Северном острове), малое количество солнечных дней - все это вместе взятое характеризует климат Новой Земли. Болотистая и вместе с тем каменистая почва и пересеченный рельеф затрудняют передвижение по берегу. Постоянные камнепады, снег, лед в расселинах, скользкие от птичьего помета и воды уступы - характеризуют здешние базары.

Естественно, что экспедиция должна быть хорошо снабжена теплой и непромокаемой одеждой, прочной обувью, палатками с печами и другим снаряжением.

Обмундирование, снаряжение, которое получила наша экспедиция, ни в коей мере не могли удовлетворить всех этих требований. На 55 человек берегового отряда имелось только 30 проолифленных непромокаемых костюмов, в которых работать на базарах порой было совершенно невозможно, так как эти костюмы очень связывают движения.

Основное обмундирование - ватировка - была настолько непрочная, что к концу работы на базарах превратилась в рубище и была насквозь пропитана птичьим пометом.

Бригада, возвращаясь со своего участка базара после 12-13 часов работы к себе в палатку, особенно после дождя, не только не могла обогреться или переодеться в сухое, но и часто находила свою постель совершенно мокрой. Люди ложились во всем мокром, просушивая одежду на себе, так как не имели запасного сухого платья (так было в палатках на северном берегу губы Безымянной, а иногда в палатке учеников в лагере).

Судовые бригады, ночевавшие ежедневно в теплых сухих каютах, были, разумеется, в лучших условиях.

Обувь, которой мы были снабжены, уже через полторы-две недели работы на базарах, пришла в негодность. К счастью, удалось достать кожи на починку. Некоторым сборщикам за период экспедиции пришлось три-четыре раза сменить новые подошвы...

Для того, чтобы выжать из природы все, что представлялось возможным, нам приходилось в этих условиях максимально уплотнять и увеличивать рабочий день бригад. У нас был следующий распорядок дня:

В 7 часов подъем; в 7 час. 15 мин. - поверка (для учеников); в 7 час. 30 мин. - завтрак; в 8 час. - выход на работу; днем на час-полтора - перерыв для приготовления себе на месте работы второго завтрака; в 22 час. 30 мин. - возвращение с работы, в 23 часа - обед; в 23 час. 50 мин. - поверка (для учеников); в 24 часа - отход ко сну.

Таким образом, рабочий день равнялся 13-ти часам. Работали все очень напряженно. Без выходных дней. Отдых был только в дни шторма и при переходах на судах.

Глава 6. Итоги работ

Как видно из приведенного выше, состав экспедиции, несмотря на тяжелые условия, работал в общем очень напряженно. Были дни, когда установленные положением высокие нормы по сбору яиц и бою кайры перекрывались как отдельными бригадами, так и некоторыми сборщиками. Так, бригада № 6 берегового отряда с бригадиром т. Суворовым собрала 27 июня 3 тыс. штук, 8 июля - 2 тыс. 800 штук яиц при суточной норме 2 тыс. 250 штук. Та же бригада 20 и 21 июля добывала по 900 штук кайр в день, а бригада № 5 (бригадир тов. Нивин) 1 августа добыла около 1000 штук кайр при дневной норме 439 штук. Командир «Осетра» тов. Нохрин сам лично поставил рекорд по добыче кайр, заколов шиханом в день 850 штук и тем самым перекрыл рекорды лучших промышленников новой Земли.

В общем по сбору яиц лучше всего работали бригады № 5 (бригадир тов. Нивин), № 7 (бригадир тов. Чухчн), № 1 (бригадир тов. Попов). Хорошо также работала команда «Осетра». Команда «Исследователя» работала много хуже.

Неплохо работали ученики, особенно товарищи: Мейя, Козлов, Картузков, Овчинников и Воробьев, а также рабочие Саид-Гараев и Зобов.

...Вся экспедиция заготовила:

яиц свежих (товарных) - 66396

яиц запаренных - 91600

всего яиц - 157996

кайры битой соленой - 35542

«Осетр» собрал и засолил кроме того 2250 шт. кайровых шкурок. Вся эта продукция после реализации должна дать приблизительно 180 тысяч рублей...

Заключение

Несмотря на то, что экспедиция особого дивизиона не выполнила своего планового задания (как по сбору яиц, так и по добыче кайры) и расходы (они еще не подсчитаны), затраченные на нее, не окупились теми доходами, которые будут получены от реализации всей добытой продукции (примерно 180 тыс. руб.), мы глубоко уверены, что наши труды и затраченные средства не пропали даром.

Прежде всего, нашу экспедицию, безусловно, надо считать первой опытной промысловой разведкой (каковой она по существу и явилась для мурманских организаций), отправленную с заданием использовать продовольственные ресурсы Новой Земли. Опыт, приобретенный нашей экспедицией, поможет в дальнейшем сделать рентабельной посылку подобной экспедиции...


Командир особого дивизиона Белопольский


Основание: ГАМО, ф. Р-542, оп.1, д. 94а, л. 86-101.
dimas_p
 
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 07 Ноябрь 2014 08:15
Откуда: Кола

Тайна острова Вайгач

Сообщение ЧАЙКА СВ » 30 Январь 2015 11:22

Вот ещё одна статья на эту тему и в конце которой написано, что подобная экспедиция была организована и в следующем году (т.е. в 1943 г., однако по ней в интернете, я пока ничего не встречал).
Булатов В.Н.
© Булатов В.Н., 2000 г.
АРКТИЧЕСКИЕ РОБИНЗОНЫ
... Шел суровый 1942 год. Прифронтовой Архангельск переживал тяжелое время. Резко ухудшилось продовольственное снабжение населения. С сентября 1941 г. в городе были введены карточки на самые необходимые продукты: хлеб, мясо, крупу, сахар. Но с каждым днем норма выдачи продовольствия неуклонно сокращалась. Зимой 1941/1945 гг. минимальная норма выдачи хлеба сократилась до 200 граммов - чуть более, чем в осажденном Ленинграде. Местные власти изыскивали внутренние резервы для расширения продовольственной базы. Архангельский обком ВКП(б) и облисполком приняли совместное постановление “О заготовке яиц, тушек кайры и добычи рыбы на острове Новая Земля и вывозе заготовленной продукции в г. Архангельск в навигацию 1942 года”. На побережье этого обширного архипелага находилось много птичьих базаров кайры, гаги, чаек. Птицы селились на отвесных скалах, откладывали яйца, растили будущее потомство.
Для читателей сообщим, что кайра является промысловой птицей из семейства чистиковых. Неповоротливое туловище с черной спинкой и белой манишкой на грудке придают ей сходство с маленьким пингвином. Длина кайры составляет 40–48 сантиметров, вес около одного килограмма. Мясо этой птицы употребляется в пищу. Особенно питательными свойствами обладают ее яйца, которые по вкусовым качествам не уступают куриным, но значительно крупнее их.
Однако промысел вести в это время было нелегким делом. Новая Земля находилась в зоне военных действий и доставка промысловиков представляла немалую опасность для них. Немецкие рейдеры, подводные лодки, авиация постоянно совершали пиратские набеги в этот район. Но главное — в Архангельске не было рабочей силы. Моряки–поморы сражались в рядах действующей армии, выполняли важные правительственные задания по доставке военных грузов морским транспортом в северные порты. Старики, женщины, подростки заменили на заводах и фабриках ушедших на фронт мужчин, самоотверженно работая над выполнением оборонных заказов.
Но выход был найден. 13 мая 1942 г. бюро Архангельского обкома комсомола рассмотрело вопрос “О направлении студентов и учащихся на заготовку яиц, тушек кайры и добычу рыбы на остров Новая Земля”. Было принято решение подобрать 150 учащихся техникумов и старших классов средних школ для полярной экспедиции. Почти все средние школы города направили своих посланцев для выполнения этого важного задания.
В начале июня 1942 г. в Архангельске в кинотеатре “Эдиссон” (в последствии кинотеатр “Север” — В.Б.) собрались подростки, желающие отправиться в экспедицию. В президиуме — представители горкома комсомола, Архангельской базы военизированного флота “Главсеврыбпрома”, моряки и полярники. Слово было предоставлено начальнику экспедиции капитану А.А.Гроздникову. Затаив желание, слушали мальчишки рассказ о сложном продовольственном положении в городе, о предстоящем арктическом походе. Все они пережили трудную зиму в Архангельске, не могли забыть мучительное чувство голода от постоянного недоедания. Привлекала их и романтика необычного для них дела. Конечно, не обошлось без конфликтов и дискуссий с родителями. Ведь костяк экспедиции составили 14 — 17–летние школьники. Правда, были среди них и подростки, которые уже поработали на производстве.
В распоряжение участников похода было выделено несколько судов: рыболовный траулер РТ “Зубатка”, моторно–парусная шхуна “Авангард” и бывший парусник “Азимут”. Наставниками ребят на время плавания стали капитаны П.П.Замятин, Н.Н.Васильев, В.А.Мехреньгин, механики Н.Н.Томилов, П.Г.Голубин и другие. Комиссаром экспедиции был назначен партийный работник В.П.Брагин (3).
Жители Архангельска окрестили необычайный арктический поход молодежи на Новую Землю “школьной яично–птичьей экспедицией”. Подготовка к походу заняла не мало времени. Ребята были размещены в общежитии в порту рыбной фактории. Они тщательно готовили снаряжение экспедиции — ремонтировали и оборудовали суда, таскали необходимые грузы, много работали на огородах, которые создавались тогда повсеместно. В один из дней состоялась встреча школьников с прославленным полярником И.Д.Папаниным, который в те годы работал в Архангельске в качестве уполномоченного Государственного Комитета Обороны. Иван Дмитриевич Папанин, ознакомившись с ходом подготовки арктической экспедиции, распорядился выделить дополнительные продукты для питания молодых промысловиков и пожелал им успешного выполнения задания. Накануне отплытия юношей перевели на траулер. Их разместили на широких двухярусных нарах. Каждый получил ватный тюфяк, вместо подушки выдали пробковые спасательные пояса. Спартанские условия жизни с первых дней похода укрепляли боевой дух будущих промысловиков.
Перед отъездом состоялось собрание участников экспедиции. Капитан А.А.Гроздников был краток: “Трудно вам придется, ребята. Очень трудно. Вас ждет работа, причем опасная! Не всегда согреешься, не всегда отдохнешь по–настоящему. Кто боится — еще не поздно вернуться домой. Отпустим, слова плохого не скажем. Есть такие?” В дружных рядах молодежи дезертиров не оказалось.
30 июня. День выдался солнечный, теплый. С мостика РТ “Зубатки” раздался зычный голос капитана: “Отдать концы!” Прощальный гудок — и траулер медленно отошел от причала порта Фактория. Школьники облепили правый борт судна, а мимо уже проплывали знакомые строения древнего Архангельска: здания знаменитого Гостиного двора, многочисленные причалы, лесозаводы. Было немножко грустно.
Когда “Зубатка” проходила мимо печально знаменитого острова Мудьюг, капитан дал протяжный гудок — в память о погибших людях в концлагере, созданном интервентами в годы гражданской войны на Севере. В проливе между островом Мудьюг и материком формировался военный конвой. Через два дня суда конвоя снялись с якоря, и под их охраной ребята отправились в путь.
Студеное Белое море встретило неприветливо — разыгрался шторм. Команды судов экспедиции прилагали большие усилия в борьбе со стихией. Положение осложнялось еще тем, что на буксире тральщика “Зубатка” шел парусник “Азимут”. Тяжело приходилось ребятам — многие из них впервые испытали сильную морскую качку. В районе мыса Канин Нос суда экспедиции отделились от конвоя и направились к Новой Земле уже самостоятельно. Баренцево море также было неспокойно. Огромные волны яростно обрушивались на корабли. На подходе к Новой Земле встретились льды. Трудности увеличивались, но успокаивало одно — в этих условиях уменьшалась опасность нападения немецких подводных лодок, которые рыскали здесь в поисках легкой добычи.
Неуклюжая “Зубатка” медленно пробивалась по разводьям между серыми торосистыми льдами. Матросы и школьники баграми отталкивали льдины, которые преграждали путь. Однако судно “Азимут” получило пробоину. Двадцать подростков во главе с Сашей Каменевым перешли с “Зубатки” на поврежденную шхуну. Начался аврал. Ребята несколько часов откачивали воду ручными помпами из затопленного трюма. Другая группа моряков и школьников готовило судно к ремонту. Когда все было готово “Азимут” накренили на левый борт и пробоину тщательно заделали деревянной заплатой и паклей.
Только ранним утром 6 июля экспедиция благополучно достигла становища Малые Кармакулы.
Новая Земля с ее суровой природой произвела неизгладимое впечатление на участников экспедиции. Юношей ошеломили птичьи базары, не прекращающийся птичий гам.
Школьной экспедиции были выделены птичьи базары Вилы, Домашнее и на острове Пуховый (4). Небольшой скалистый остров Пуховый занимал не более двух километров в длину и около 500 метров в ширину. Тысячи и тысячи чаек, кайр разместились на узких карнизах скал. Ребята сразу приступили к оборудованию своих стоянок. Установили брезентовые палатки, самодельные печи для их обогрева. Арся Баков и его друг Гена Перфильев, умевшие обращаться с плотницким топором, начали изготовлять нары, стол и скамейки. Все им дружно помогали.
А вскоре начались трудовые будни. Молодые полярники были разделены на бригады, которые возглавили опытные промышленники Мошков, Старков, Котлов, не раз бывавшие на Новой Земле. Первоначально промысел заключался в собирании яиц кайры. Обвязавшись веревкой, школьники, как опытные альпинисты, ползали по отвесным скалам и собирали яйца в корзины. Работа была опасной и сопряжена с большими физическими трудностями. Школьники упаковывали деликатесную продукцию в ящики, пересыпая стружкой. Эта “яичная операция” продолжалась в течение недели, дальше промысел пришлось прекратить. Многие яйца были уже насижены и непригодны к употреблению в пищу. Сказались задержка с подготовкой к арктическому походу, ледовые трудности и остановка во время морского пути.
Начался следующий этап промысла — заготовка тушек кайры. На острове Пуховый молодых промысловиков разделили на три группы. В группу стрелков вошли ребята постарше — Саша Потапов, Володя Дергач, Сергей Колтовой и другие. Их задачей был отстрел кайры. Другая группа, в которую вошли Николай Вурдов, Тема Кривополенов, Борис Меньшиков — с баркасов подбирала убитую птицу и отвозила ее на берег. Нелегкое это было дело. Море всегда штормило и нужно было обладать немалой физической силой и сноровкой, чтобы выловить дичь из воды. Руки юных гребцов стали сильными, их ладони покрылись первыми трудовыми мозолями.
Четырнадцатилетние подростки составляли третью группу, которая “шкерила” дичь. Они снимали с кайры шкурки, затем тушки промывали, солили и укладывали их в бочки. Молодые полярники работали дружно, соревнуясь бригадами. Так проходил день за днем.
В свободное от работы время, особенно в период штормовой погоды, ребята проводили импровизированные концерты, беседы и лекции. Увлеченно и азартно играли в футбол (5).
Большим событием в их жизни был приход на остров судна, доставлявшего свежий хлеб и продукты. Однажды к школьникам приехал знаменитый Тыко Вылка, которого местные жители любовно окрестили “президентом Новой Земли”. Илья Константинович Вылка рассказал ребятам о своей дружбе с прославленным полярником Владимиром Русановым, о том, как он ездил в Москву, где учился живописи, наукам. В памяти ветерана Арктики всплывали встречи с Михаилом Ивановичем Калининым и другими известными людьми. Его задушевные и самобытные беседы надолго остались в памяти школьников (6).
Наставники проводили для юных промысловиков политинформации, рассказывали о последних событиях на фронтах. Эхо войны докатилось и до острова. В один из дней море вокруг острова покрылось густым слоем нефти. Где–то совсем рядом тонули суда, гибли люди. Тревожно становилось на сердце у подростков, но они гордились тем, что делали очень нужную работу.
Однажды на остров пожаловали необычайные гости. Говорили они на иностранном языке. Это были американские моряки с затонувшего транспорта. Володя Ермолин, владевший языком гостей, стал переводчиком. Но больше объяснялся жестами и хорошо понимали друг друга. Американские моряки рассказали повзрослевшим юношам о своем морском переходе, о том, как их судно было атаковано немецкими подводными лодками и самолетами, о том, как они несколько дней болтались в море на шлюпке, как достигли Новой Земли.
Известный полярник и писатель К.С. Бадигин вспоминает, как однажды он прочитал статью в одном из ноябрьских номеров журнала “Лайф” за 1943 г. “Авария в русских полярных водах”. Участник конвоя “PQ–17” Росс Рассел так писал о встреченных им архангельских школьниках: “Шхуна привезла их и высадила на этот остров, в 700 милях от Северного полюса. В течение двух месяцев они собирали яйца, просаливали уток, собирали гагачий пух. Затем шхуна возвращалась за собранными припасами и переправляла их на материк.
Дети были вполне самостоятельны. Поддержка дисциплины и распорядка поручена трем пятнадцатилетним комиссарам, но в этом не было нужды. Дети имели большое чутье к кооперативным началам, которые нам трудно вообразить.
Каждый день они ползали вверх и вниз по скалам, как обезьянки. Они ставили свои ялики в скалистые убежища у берегов, когда отправлялись опустошать многочисленные гнезда, где несметное число уток несли яйца. Дети пылали здоровьем и были полны радостной живучести.
Когда я говорю, что они спасли нам жизнь, я хочу сказать этим, что именно так оно и было. Любопытными синими глазами они сразу увидели тяжесть нашего положения.
Немедленно дети принялись за доставку провизии нашим страдающим людям. Они притащили жареных уток, круто сваренные яйца и печенье, сделанное из муки и яиц. Они даже снабдили нас просоленной рыбой и черным хлебом из собственных запасов. Что еще важнее, они научили как добывать пропитание на суровом острове. Смеясь и болтая, они брали нас с собой на прогулки, указывая места, где находится здоровая питьевая вода, лучшие места для сбора яиц, учили отличать хорошие яйца от плохих и ловить силками уток.”(7) Когда за американскими моряками пришло судно, провожать их вышли все обитатели небольшого скалистого острова.
Школьники были свидетелями и разбойничьего нападения на становище Малые Кармакулы фашистского самолета. Участник полярной экспедиции школьников на Новую Землю Николай Александрович Вурдов в повести “Робинзоны студеного острова” так описывает этот эпизод: “Наша бригада блаженствовала в баньке. Поддавали пару. Хлестались вениками из морской капусты, до красноты терли друг другу спины. На полке Геня Сабинин и Сергей Колтовой с двух сторон с великим усердием охаживали вениками Володю Попова. Володя терпел и даже кряхтел от удовольствия... И вдруг, все стихло, а перед окном заплясали, запрыгали ребята. Самолет! Самолет летит!. Из–за высокой сопки с выключенными моторами планировал самолет. И вдруг спереди у него забился огонек, слух резанула пулеметная очередь. От деревянного створного знака, стоявшего рядом с банькой, полетела щепа. Оглушив включенными моторами, самолет пронесся над нами, на крыльях у него чернели кресты. Ребята бросились врассыпную...”(8).
Через пять дней после этого события на острове Пуховый узнали печальную весть — поселок Малые Кармакулы обстрелян и сожжен немецкой подводной лодкой, хотя здесь не было никаких военных объектов.
Не прошло и трех недель, как в проливе Югорский Шар гитлеровская подводная лодка напала на два наших буксира — “Норд” и “Комсомолец” — С баржами и потопила их. 21 августа две подводные лодки подвергли артиллерийскому обстрелу советские суда в Белушьей губе.
Школьники были наслышаны и о пиратских действиях немецкого рейдера “Адмирал Шеер”, которому дан достойный отпор советскими полярниками и моряками на острове Диксон.
В этой опасной обстановке ребята самоотверженно работали изо дня в день, зная, как ждут продовольствие в Архангельске.
Наступил сентябрь, а вместе с ним — разгар полярной осени. Заметно похолодало. Участились шторма, дожди, туманы, все это затрудняло и без того сложный промысел.
27 сентября 1942 года к сожженному становищу Малые Кармакулы подошел тральщик РТ “Сом” и приял на борт 156 пассажиров. Траулер был взят под охрану эскортом военных тральщиков во главе с СКР–18, в мирное время прославленным ледорезом “Ф.Литке”. Был взят курс на Архангельск. С чувством исполненного долга покидали Арктику архангельские школьники.
Так закончилась необычная школьная арктическая экспедиция. Молодые промысловики сделали большое дело — заготовили около 5 тысяч яиц, свыше 20 тысяч тушек кайры, выловили 360 килограммов “красной рыбы” — гольца для населения родного Архангельска.(9) По решению местных властей города заготовленные продукты были направлены в первую очередь в детские ясли, сады и школы. Опыт школьной арктической экспедиции на Новую Землю был успешно повторен и в следующем году (10)________________________________________
1. Государственный архив Архангельской области (ГААО), ф. 2063.Оп. 1.Д. 1323. Л. 165—166.
2. Архангельская область в годы Великой Отечественной войны. Сборник документов. Архангельск, 1975. С. 46.
3. Государственный архив организаций, партий, движений и формирований Архангельской области (ГАОПДФАО), ф. 296. Оп. 6. Д. 1368.Л. 277.
4. ГАОПДФАО, ф. 296. Оп. 1. Д. 9.Л. 70.
5. Булатов В.Н. Арктические Робинзоны // Северный комсомолец. 1982. 24 июня.
6. Булатов В.Н. Школьная арктическая экспедиция // Полярный круг. М., 1984. С. 179.
7. Бадигин К.С. На морских дорогах. М., 1982. С. 145.
8. Вурдов Н. Робинзоны студеного острова. Архангельск, 1978. С. 50—51.
9. ГАОПДФАО, ф. 4424. Оп. 1. Д. 9. Л. 3.
10. ГААО, ф. 2063. Оп. 1. Д. 1509. Лл. 102—104.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Тайна острова Вайгач

Сообщение ЧАЙКА СВ » 30 Январь 2015 11:29

Может быть при проведении последующих экспедиций, как раз и привели к трагедии в губе Дыроватой северной оконечности острова Вайгача и они были прекращены, а материалы засекречены???
Ниже выкладываю аэрофотосъемку губы Дыроватой.
Вложения
 Вайгач. Губа Дыроватая (1).jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Тайна острова Вайгач

Сообщение ББК-10 » 30 Январь 2015 11:30

Более года существует тема:
Белопольский Лев Осипович (1907-1990)
где уже приводились некоторые материалы по "яичным экспедициям".
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Тайна острова Вайгач

Сообщение ЧАЙКА СВ » 30 Январь 2015 13:33

Я знаю об этой теме на форуме, но это только одна из гипотез, гибели детей в губе Дыроватой на Вайгаче, но есть и другие предположения. Например в книге "Война в Аркитике", говориться, что не все суда ходили конвоями (с охранением), были и одиночные плавания судов. Может быть, это как раз такой случай?
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Тайна острова Вайгач

Сообщение ЧАЙКА СВ » 24 Март 2015 10:07

В начале темы я рассказывал о людях, которые служили и работали во время войны на острове Вайгач, это семья Потаповых - радиста Николая Алексеевича с радиостанции на мысе Воронов (есть отдельная тема в "Полярных станциях") и его жены Александры Николаевны - медицинского работника (она еще жива, её 93 года, но ещё в памяти) и переодически рассказывает мне о прошлых тайнах Вайгача.
Так она мне поведала историю о самолете, который прилетал в Варнек с каким-то начальством и с корреспондентом-ненцем. А председатель накрыл для них стол и напоил спиртом. Потом выяснилось что спирт был техническим, подобранным с берега местными жителями. Короче, на утро было порядка шести мертвецов. В том числе и председатель и приезжий ненец - корреспондент. Я то-же в начале подумал, что это очередной бред. Но так уж устроена душа поисковика, всё проверять и перепроверять, какой бы фантастической не была гипотеза. Вобщем порывшись в местном архиве, я нашёл косвенные подтверждения тех событий, т.е. мной установлена точная дата смерти, одновременно и председателя и корреспондента. К сожалению об инциденте ничего нет, скорее всего это дело находиться в архиве НКВД или ФСБ. Но речь сейчас не об этом случае, а погибших детях.
Так вот Александра Николаевна, по этому поводу мне поведала следующую историю. Что где-то в 1942 или в 1943 году. Недалеко от Вайгача, экипажем немецкой подводной лодкой,было остановлено судно "Крестьянин". Немцы думали, что на нём везли крестьян и они хотели их вывезти в Германию, как рабсилу, на свои заводы. Но когда, они узнали, что там только несколько женщин и дети, то они капитана судна, помошника и ещё один человека из команды, взяли в плен, якобы для обмена на офицеров вермахта в Сталинграде. А жён и детей полярников, которых везло судно, посадили в шлюпки, довезли до Вайгача и там растреляли. В живых осталась только одна женщина, но о её судьбе ничего не известно.
Я смотрел материал по п-ду "Крестьянин" на "Полярной почте", с ним действительно произошла трагедия, но совершенно другая. От сюда можно вывести несколько предположений (гипотез). 1 гипотеза - может быть это было судно с другим похожим названием, например "Колхозник"; 2 гипотеза - может этот инцидент, на самом деле случился с "Крестьянином", но до известных трагичных событий у Новой Земли, и всё было засекречено; 3 гипотеза - может этот инцедент, на самом деле имел место быть и что бы скрыть гибель детей, по вине руководства, которое отправило судно без охранения. Да и сам факт хозяйничества немцев, как у себя дома, могло вызвать сильное возмущение в обществе. Всё засекретили, а для общественности, преподали как отважный подвиг сопротивления немцам, спасения части экипажа, а о детях ни слова...
У кого, какие мысли?
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Тайна острова Вайгач

Сообщение ЧАЙКА СВ » 03 Апрель 2015 13:10

Ползая по просторам интернета, я наткнулся на похожую историю с судном, с которого в плен взяли четырёх человек и о женщине, там тоже есть упоминания, но о детях речи в ней не идёт, да и судно называлось по другому "Норд", да - да тот самый "Норд" - гидрографическое судно, которое есть на "Полярной почте", но почему то стоит в разделе "Полярный флот России", хотя ему самое место в разделе "Вооруженные силы в Арктике" - подраздел "Потери кораблей и судов в ВОВ". Кстати очень интересная история и я так понимаю, ещё до конца не исследованная.

Я предлагаю перенести "Норд" в подраздел "Потери кораблей и судов в ВОВ".

Ну а по детям похороненным на Вайгаче, будем искать дальше...
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Тайна острова Вайгач

Сообщение Иван Кукушкин » 03 Апрель 2015 13:14

Не надо переносить "Норд".
Его гибель - лишь один, к сожалению печальный, эпизод биографии.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород


Вернуться в Потери кораблей и судов в Арктике во время Великой Отечественной Войны 1941-1945



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения