Тральщик Т-120

Списки личного состава, документы, описания судов и кораблей.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Карманов Виктор Илларионович,к/фл.,комендор

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Июль 2012 09:37

 к35-75821953 Карманов Виктор Илларионович.jpg
Номер записи 75821955
Фамилия Карманов
Имя Виктор
Отчество Илларионович
Дата рождения __.__.1919
Место рождения Новосибирская обл., Сталинский р-н
Дата и место призыва Прокопьевский РВК, Новосибирская обл., Прокопьевский р-н
Последнее место службы СФ, ТЩ-120
Воинское звание ст. краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 26.09.1944
Название источника информации ЦВМА
Название картотеки Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Каширин Павел Михайлович,к/фл.,комендор

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Июль 2012 09:47

 к32-75625406 Каширин Павел Михайлович.jpg
Номер записи 75625408
Фамилия Каширин
Имя Павел
Отчество Михайлович
Дата рождения __.__.1926
Место рождения Курская обл., Дмитриевский р-н
Дата и место призыва Дмитриевский РВК, Курская обл., Дмитриевский р-н
Последнее место службы СФ, ТЩ 120
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 26.09.1944
Название источника информации ЦВМА
Название картотеки Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Дроздов Михаил Григорьевич,к/фл.,моторист

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Июль 2012 09:50

 к33-75768173 Дроздов Михаил Григорьевич.jpg
Номер записи 75768175
Фамилия Дроздов
Имя Михаил
Отчество Григорьевич
Дата рождения __.__.1926
Место рождения Курская обл., Иванинский р-н
Дата и место призыва Иванинский РВК, Курская обл., Иванинский р-н
Последнее место службы СФ, ТЩ-120
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 26.09.1944
Название источника информации ЦВМА
Название картотеки Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Василенко Михаил Петрович,к/фл.,арт.электрик

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Июль 2012 09:52

 к38-75504814 Василенко Михаил Петрович.jpg
Номер записи 75504816
Фамилия Василенко
Имя Михаил
Отчество Петрович
Дата рождения __.__.1924
Место рождения Орловская обл., г. Клинцы
Дата и место призыва Уфимский ОВК, Башкирская АССР, Уфимская обл.
Последнее место службы СФ, ТЩ-120
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 26.09.1944
Название источника информации ЦВМА
Название картотеки Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Коротин Алексей Иванович,к/фл.,моторист

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Июль 2012 09:54

 к37-75842161 Коротин Алексей Иванович.jpg
Номер записи 75842163
Фамилия Коротин
Имя Алексей
Отчество Иванович
Дата рождения __.__.1922
Место рождения Ивановская обл., Палехский р-н
Дата и место призыва Палехский РВК, Ивановская обл., Палехский р-н
Последнее место службы СФ, ТЩ-120
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 26.09.1944
Название источника информации ЦВМА
Название картотеки Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Андреев Лаврентий Андреевич,к/фл.,моторист

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Июль 2012 09:57

 к36-75470064 Андреев Лаврентий Андреевич.jpg
Номер записи 75470066
Фамилия Андреев
Имя Лаврентий
Отчество Андреевич
Дата рождения __.__.1919
Место рождения Ленинградская обл., Дновский р-н
Дата и место призыва Красно-Пресненский РВК, Московская обл., г. Москва, Красно-Пресненский р-н
Последнее место службы СФ, ТЩ-120
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 26.09.1944
Название источника информации ЦВМА
Название картотеки Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Тральщик Т-120

Сообщение гуторов » 08 Июль 2012 10:09

Сообщение гуторов » 03 дек 2011, 12:24
Хочу устранить историческую неточность. При подходе понтона, с потопленного Т-120, к острову смыло волной старшину второй статьи Тарарышкина. Ему в помощь бросили одно из двух весел. Однако спасти его так и не удалось.
матрос Т-120 рулевой Гуторов Егор Иванович
гуторов
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 03 Декабрь 2011 11:08

Тральщик Т-120

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Июль 2012 10:15

гуторов пишет:Хочу устранить историческую неточность. При подходе понтона, с потопленного Т-120, к острову смыло волной старшину второй статьи Тарарышкина. Ему в помощь бросили одно из двух весел. Однако спасти его так и не удалось.
матрос Т-120 рулевой Гуторов Егор Иванович


Уважаемый Егор Иванович! Спасибо Вам за информацию.
А имеются-ли еще какие-либо данные о старшине 2 статьи Тарарышкине?
Дело в том, что в списках потерь л/с тральщика Т-120 человек с такой (или похожей) фамилией не числится.
Более того не удалось найти в базе данных (ОБД) "Мемориал" человека с подобной фамилией имеющего отношение к Северному флоту или с подходящей датой гибели и воинским званием.
 Тарарышкин из ОБД-15.JPG
 Тарарышкин из ОБД-16-30.JPG
 Тарарышкин из ОБД-31-40.JPG
Имеется одна зацепка. В теме "Общий поисковый список участников конвоя БД-5" есть запись:
11. Тарарышкин Петр, кок. Жена – Евдокия, была дочка. Был коком на тральщике.
viewtopic.php?f=34&t=1147#p9431
Но там речь о тральщиках погибших в августе 1944 года в конвое БД-5.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Тральщик Т-120

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Июль 2012 10:20

ЦВМА ф.4038 оп.54 д.23
 4038-0000054-0023-00000042фр.jpg
 4038-0000054-0023-00000046_cr.jpg
 4038-0000054-0023-00000047_cr.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Легенда о гибели тральщика

Сообщение Kozima » 20 Август 2012 05:37

В 3 часа 40 минут командир конвоя (начальник штаба Карской военно-морской базы капитан 2 ранга П. Н. Васильев) приказал командиру тральщика Т-120 капитан- лейтенанту Д. А. Лысову оставаться в районе для поиска немецкой подводной лодки. Почему командир конвоя, зная о том, что на тральщике вышла из строя гидроакустическая станция, дал такое распоряжение? Правда, бывший командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко пишет, что аппаратура вышла из строя только в 6 часов 35 минут.
Изображение
upload pictures

Дважды торпедирован.что такое две торпеды для тральщика водоизмещением 914 тонн?
Вот его ТТХ
длинна-56,06 м
ширина-10,2
осадка-2,84
Мощьность дизелей-2Х900 л/с
скорсть максимальная-13,5 узлов
скорость экономическая-12,5
Вооружение
1-76,2мм
2-40мм
6-20мм
2 бомбомета
1 БМБ "Хеджехог"
Экипаж-95 человек

Командовал тральщиком Т-120 капитан-лейтенант Д.А.Лысов.Входил тральщик в Беломорскую флотилию Северного флота.

Лысов Дмитрий Алексеевич
(1918–1944)
Изображение
upload images


Капитан-лейтенант, командир корабля.
Родился в семье рабочего в Горьком (ныне Нижний Новгород). В 1935 году закончил полную среднюю школу в Горьком, в 1936 году поступил в военно-морское училище, откуда был выпущен в 1940 году и проходил службу на Северном флоте, командовал катером – малым охотником, затем большим охотником. В 1944 году Лысов вступил в командование тральщиком Т-120. За образцовое выполнение боевых заданий в борьбе с немецко-фашистскими пиратами на северных морских коммуникациях он был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени.
В сентябре 1944 года Т-120 в составе каравана из четырех транспортов и семи кораблей охранения двигался из моря Лаптевых через прол. Вилькицкого к Диксону. 23 сентября, в 1 час 13 минут к северу от о. Кравкова, командир шедшего в охранении сторожевого корабля доложил по радио, что обнаружил вражескую подводную лодку. Тотчас командир конвоя приказал тральщику Лысова атаковать ее. Тральщик направился к месту, указанному сторожевым кораблем, однако предупредить нападение не успел. Вражеская подводная лодка уже атаковала сторожевой корабль, который через две минуты затонул.
Тральщик Лысова был оставлен для поиска подводной лодки, а караван двинулся дальше и к утру благополучно достиг о. Диксон. После этого Лысову была дана радиограмма о возвращении. Получение радиограммы было подтверждено, но тральщик не появился. Судьба его выяснилась лишь через несколько суток, когда с двух островков Карского моря были сняты высадившиеся там после трехсуточного плавания и дрейфа на понтоне и катере люди экипажа тральщика.
Оказалось, что при возвращении тральщик встретился с подводной лодкой и атаковал ее глубинными бомбами. Лодка, однако, сумела увернуться от бомб и в свою очередь атаковала тральщик. Взрыв торпеды произошел в кормовой части. Силой взрыва руль и винты корабля были вывернуты кверху, наружу, корпус деформировало до самого форштевня. Радиоприемники, радиопередатчики, радиопеленгаторы, эхолоты и другие приборы вышли из строя, вспомогательные механизмы перестали работать. Свет на корабле погас. Тральщик потерял ход и накренился на левый борт до 6–7 градусов.
Действия командира и экипажа корабля в эти критические минуты были четкими и слаженными. Принятые меры позволили сохранить поврежденный корабль на плаву, однако он, не имея хода, оставался неподвижной мишенью для повторных атак вражеской подводной лодки. Поэтому Лысов принял решение оставить на борту лишь необходимое для защиты корабля количество людей, а остальным 46 членам команды с секретными документами приказал высадиться на катер и понтон.
На тральщике осталось на боевых постах 34 человека во главе с командиром. Как рассказывали спасшиеся моряки, лодка всплыла в 3–4 кабельтовых от тральщика. Артиллерийским огнем с тральщика удалось повредить ее рубку, но лодка снова погрузилась, а затем атаковала тральщик. Торпеда попала в среднюю часть корабля. Когда дым от мощного взрыва развеялся, на поверхности моря оставалась на плаву только носовая часть тральщика, людей не было видно. Всплывшая лодка прошла полным ходом мимо носовой части тонувшего тральщика и скрылась в направлении, противоположном курсу понтона и катера, к счастью, не заметив их.
Пока понтон и катер шли к месту, где тонул корабль, носовая часть погрузилась, продержавшись после взрыва на плаву десять – пятнадцать минут. На месте гибели тральщика никого из оставшихся на борту людей не оказалось. Все 34 человека погибли на боевых постах вместе с кораблем.
Островок в Карском море вблизи о. Рингнес. По предложению В. А. Троицкого назвали диксонские гидрографы. Название утверждено решением Диксонского райисполома от 20 декабря 1962 года.

А вот что пишет наш,питерский ,писатель Олег Стрижак.Сам в прошлом военный моряк.
Гибель и несправедливость — очень Русские темы. Гибель тральщика "Т-120" (трагедия тральщика "Т-120", называют её моряки) много лет не дает мне покоя. Николай Герасимович Кузнецов, в войну нарком ВМФ, в книге "Курсом к победе" (1975) часто одной фразой говорит о гибели крейсеров и эсминцев, и вдруг много места уделяет тральщику "Т-120".

Тральщик входил в состав Беломорской военной флотилии. Кузнецов (см. сс. 415-418) говорит о командующем флотилией адмирале Пантелееве (том самом, который в 41-м был начальником штаба КБФ...), о его страсти делать цветистые и недостоверные доклады.
В 39-м году, когда Пантелеев был начальником штаба Балтфлота, Кузнецов вынужден был сказать ему: "...если я еще раз услышу такой доклад, то дам телеграмму по флотам, чтобы ни единому вашему слову не верили". И вот в 44-м командующий флотилией адмирал Пантелеев докладывает наркому: "За этот тральщик мы расплатились сполна..."

Красиво докладывает. Почему так много внимания номерному тральщику?

Кузнецов рассказывает: тральщик шел в конвое, на конвой напала немецкая подводная лодка. Тральщику "Т-120" поставили задачу — "обнаружить лодку и потопить ее". Далее Кузнецов пишет: "По правде сказать, у старого тихоходного тральщика было мало шансов на победу в бою с современной подводной лодкой..."

Я не поверил своим глазам, когда это прочел. Я стал спрашивать у ветеранов-североморцев: тральщик "Т-120" был "амик"? Да, отвечали мне, типа "АМ", новейшей американской постройки. Крупный, мощный, 900 тонн.

Подтверждение тому теперь есть в прекрасном справочнике Бережного "Флот СССР. Корабли и суда лендлиза" (СПб., "Велень", 1994, с. 193):
тральщик "Т-120", заложен 01.11.42, спущен 27.12.42, принят Cоветским экипажем 05.10.43, прибыл в Полярный 29.02.44. Водоизмещение 914 тонн, и так далее... дважды торпедирован 24.09.44 германской подводной лодкой U-739.

Нарком Кузнецов лично контролировал поставку в наш флот каждого корабля по ленд-лизу, и он об этом пишет. Тральщики типа "АМ" поступили к нам в количестве 34 единиц. Кузнецов осенью 44-го прекрасно знал, о каком тральщике "Т-120" идет речь. Зачем Кузнецов пишет: "старый тихоходный тральщик", "мало шансов на победу в бою с современной подводной лодкой"? Кузнецов дает понять, что он — знает правду... "Т-120" был новый корабль, с радиолокацией и хорошей гидролокационной станцией. Но притопленная льдина срезала ему гидроакустическое устройство. 4 наших транспорта шли под охраной боевых кораблей по Севморпути с Дальнего Востока с грузом снарядов (груз не самый приятный).

Капитан 1 ранга, командир конвоя, приказал тральщику "Т-120" остаться в квадрате, где засечена была немецкая лодка, чтобы "произвести поиск и уничтожить". Это был бесчестный приказ. "Т-120", лишенный гидроакустики, не мог обнаружить лодку. Командир конвоя (недаром его имя не упоминается в литературе) предпочел иметь в конвое исправные корабли, а беспомощный "Т-120" оставил в качестве приманки, бросил немцам на съедение.

Конвой ушел. "Т-120" остался...

Всё его вооружение, мощная артиллерия, глубинные бомбы, 24-ствольный бомбомет (он мог дать 6 залпов реактивными глубинными снарядами),— было бессильно. Тральщик против лодки был глух и слеп. Арктическое солнце, льдины, холодный туман. На малых кораблях не бывает тайн. Я уверен, что каждый моторист и трюмный в низах корабля, все 95 человек экипажа знали, что им предстоит. Они могли на что-то надеяться — пока в борт не ударила первая торпеда.

Тральщик "Т-120", 50 метров в длину, был добротной постройки. Торпеда разворотила кормовую часть так, что руль и винты были выгнуты вверх над водой, но тральщик остался на плаву. Теперь командир корабля капитан-лейтенант Д. А. Лысов имел право спустить плавсредства. 37 человек (в первую очередь раненые) сошли на катер и понтон. Командир приказал им отгребать подальше. 34 человека — минимум, дозволенный боевым расписанием,— остались на борту (более 20 моряков, видимо, погибли при взрыве...).

Вторая торпеда с немецкой лодки ударила примерно через час.

Когда катер и понтон вернулись к месту взрыва, па воде не было ни обломков, ни людей... . Как добирались к своим те, кто был на катере и понтоне,— тяжелая история. В живых из 37 остались 8.
Правду о гибели "Т-120" было не утаить. Она разошлась по флоту изустно. Году в 48-м двое из выживших членов экипажа "Т-120" рассказали эту правду командиру БЧ-2 на сторожевом корабле "Ураган" Голованову. Через 35 лет эта история стала главой в романе Кирилла Голованова "Море дышит велико".

Я думаю про тот час ожидания, под арктическим солнцем, в холодном тумане. Командир капитан-лейтенант Лысов и 33 его подчиненных...
Может, догадаются будущие флотские начальники поставить им памятник.

Я читал Кирила Голованова "Море дышит велико".В книге Лысов выведен под именем Максима Рудых.
Kozima
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 15 Ноябрь 2011 18:46

Тральщик Т-120

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Август 2012 19:57

Как добирались к своим те, кто был на катере и понтоне,— тяжелая история. В живых из 37 остались 8.

Это не соответствует ни документам ни фактам от выживших членов экипажа.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пред.

Вернуться в Потери кораблей и судов в Арктике во время Великой Отечественной Войны 1941-1945



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения