МУССОН (до 2.12.1939 г. РТ-54 "Судак", до 4.03.1940 г. "ДК-54", до 29.03.1940 г. "Муссон", до 25.06.1941 г. РТ-54 "Судак")Водоизмещение 1200 т. Размерения: 53.5 х 9.1 х 4.3 м. ГЭУ котломашинная, 650 л.с. Скорость 12.5/8.5 узла, дальность 8500 миль. Вооружение: 2 х 76.2 мм (по другим данным 2 х 45 мм), 2 х 7.62 мм пулемета. Экипаж 42 чел.
Бывший рыболовный траулер Севгосрыбтреста. Заложен в 1930 г., спущен в июне 1931 г., вст. в строй в 1931 г. Мобилизован 2.12.1939 г., переоборудован и переклассифицирован в сторожевой корабль и включен в состав СФ. Участвовал в советско-финляндской войне. Повторно мобилизован 26.06.1941 г. и 2.07.1941 г. вошел в состав СФ в качестве сторожевого корабля. Носил бортовой №23. Участвовал в десанте в губу Западная Лица в июле 1941 г. Погиб 11.10.1942 г. от подрыве на мине (выставлена п/л U-589) в пр. Маточкин Шар.
© Сергеев А. А.
Германские подводные лодки в Арктике 1941 - 1942. М: ЗАО «Русский Издательский Дом». - 2003.
15. Гибель сторожевого корабля "Муссон"Еще одной жертвой германских мин, выставленных еще в конце августа 1942 года подводной лодкой U-589, стал советский сторожевой корабль СКР-23 "Муссон" (быв. рыболовный траулер РТ-54 "Судак").
11 октября 1942 года он под командованием капитан-лейтенанта Г.Я. Козина находился на линии дозора в проливе Маточкин Шар. В 16.00 корабль прекратил патрулирование, собираясь зайти в становище Лагерное для пополне ния запасов пресной воды. В 16.45, когда он находился в точке с координатами Ш= 73° 17,6' N Д= 54° 09,1 Е и следовал со скоростью 10 узлов, под его кормовой частью произошел мощный взрыв.
Сила последнего была такова, что большая часть личного состава не удержалась на ногах, а в корпусе судна образовалось несколько крупных трещин. Кроме того, оказались разрушены все внутренние переборки, внутренняя обшивка и радиоаппаратура. Несмотря на работу главного двигателя, сторожевик не двигался с места, что свидетельствовало о потере винта. Капитан-лейтенант Г.Я. Козин приказал обследовать пробоины и приступить к заводке пластыря. Однако затопление корабля происходило слишком быстро. Уже через две минуты после взрыва кормовая часть СКР-23 погрузилась в воду до планшира. Понимая, что корабль вот-вот пойдет ко дну, Г.Я. Козин отдал приказ спустить шлюпки, забрать секретные документы и покинуть гибнущее судно. Но сделать это за оставшиеся несколько минут оказалось непросто. В итоге, когда СКР-23 затонул, а произошло это через пять минут после взрыва, в воде оказались многие моряки, включая командира и комиссара. Их спасением занимались две спущенные шлюпки, в каждой из которых под конец насчитывалось 20-22 человека. Они были сильно перегружены и временами зарывались в воду.
Первой к берегу направилась шлюпка, руководимая помощником командира корабля. Она держала курс на бухту Бакан, но, к сожалению, до цели не добралась. Все, находившиеся в ней, погибли. Вторая шлюпка под командованием капитан-лейтенанта Г.Я. Козина благополучно достигла берега. Таким образом, из 43 человек личного состава СКР-23, удалось спастись лишь 18 морякам. {ОЦВМА, ф.206, д.8885, л.35-36100}