Страница 1 из 1

СКР-12 "Туман" (РТ-10 Лебедка)

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 10:49
[ Леспромхоз ]
Гангут.- 1993.- №6, с.98-108

Бой и гибель сторожевика "Туман" {*}
© Е.Ю. Кобчиков, 1993

{*} По материалам ЦВМА: ф. 2, оп. 6, д. 885; ф. 767, оп. 2, д. 4, 5, 6, 9, 21; ф. 776, оп. 1, д. 1, оп. 2, д. 2, оп. 3, д. 3; ф. 864, оп. 1, д. 1306; ф. 4750, оп. 2, д. 3, 9.

О подвиге экипажа советского сторожевого корабля "Туман" можно узнать из немалого количества газетных статей, журнальных публикаций и книг. Большую часть этих произведений нельзя отнести к строго документированным историческим исследованиям, так как описываемые в них события не всегда соответствуют действительности, и реальные исторические факты зачастую заменяет художественный вымысел авторов. К сожалению, такого рода интерпретация подвига СКР "Туман" нашла свое отражение и в военно-исторических мемуарах известных советских адмиралов А. Г. Головко и Н. Г. Кузнецова, чей авторитет, конечно, прочно закрепил изложенную этими авторами и ставшую официальной версию происшедших в августе 1941 года событий. Долгое время наша литература, и не только военно-историческая, вместо скрупулезного исследования событий и взвешенного подхода к оценке давних событий занималась лакировкой, в основном наиболее ярких, а следовательно,- удобных и выгодных тем или иным лицам былых страниц нашей жизни. Но это ли истинная История? Да, воспитывать воинов надо на победах! А учимся ли мы на собственных поражениях? Величие и трагизм подвига пятидесяти двух членов экипажа сторожевого корабля "Туман" как раз и состоит в том, что эти люди ПРОСТО ВЫПОЛНИЛИ СВОЙ ВОИНСКИЙ ДОЛГ, затмив своим героизмом невольные просчеты или безответственность и явную бездеятельность истинных "виновников" случившегося и уведя новоявленных певцов-сказителей, как часто бывает, в сторону от всеобъемлющей оценки объективных и субъективных причин происшедшего.
Настоящая статья, написанная капитан-лейтенантом Е. Ю. Кобчиковым в апреле 1991 года, излагает обстоятельства последнего боя СКР "Туман" на основе архивных материалов и содержит только факты, подтвержденные документально.


К началу Великой Отечественной войны Северный флот не был готов к эффективной защите своих морских коммуникаций. Для решения задач противолодочной и противовоздушной обороны флот не располагал даже минимумом потребных корабельных и авиационных сил. Необходимость решения Северным флотом оборонительных задач при явной нехватке сил и средств привела к тому, что к несению дозорной службы стали привлекать переоборудованные из рыболовных судов, заведомо слабые в тактико-техническом отношении (это особенно касалось вооружения, скоростных и маневренных качеств) корабли. Отставание от противника в оснащении радиолокацией (которая на бывших траулерах вовсе отсутствовала), гидроакустикой и средствами связи также играло свою, далеко не последнюю, отрицательную роль в судьбе этих импровизированных боевых кораблей. Отсутствие на Северном морском театре оперативной (ближней и дальней) непрерывной разведки при недостаточной отработке способов боевого управления силами, в частности, организации всех видов связи и организации взаимодействия не только с сухопутными частями, но и между флотскими соединениями и отдельными кораблями, привело к безнаказанным, по сути, действиям противника на наших прибрежных коммуникациях.
"Заря" - один из вооруженных траулеров Северного флота : 1.JPG
Встретив серьезное сопротивление советских сухопутных частей и сил Северного флота наступлению гитлеровских войск на Мурманском направлении, генерал-полковник Э. Дитль - командующий немецкими войсками на Севере - запросил у высшего командования прямой поддержки своего фланга в Мотовском заливе, а также потребовал обеспечения грузовых перевозок морем. Для выполнения этих задач 10 июля 1941 года в порт Северной Норвегии - Киркенес прибыла 6-я флотилия эскадренных миноносцев (командир соединения - капитан цур зее(1) А. Шульце-Хинрихс) в составе пяти кораблей(2) . Предполагалось, что активные действия эскадренных миноносцев против торгового судоходства у побережья Кольского полуострова заставят советский Северный флот усилить охрану своих транспортных средств, вывести свои боевые корабли из Мотовского залива, что создало бы благоприятные условия для наступления немецких войск в этом районе(3). До 10 августа 6-я флотилия трижды выходила в море для выполнения набеговых операций. К слову сказать, 12 июля две советские подводные лодки (М-172 и М-175) упустили возможность атаковать всходившую в море группу кораблей флотилии Шульце-Хинрихса, которые на следующий день потопили артогнем траулер РТ-67 и мужественно защищавшийся сторожевой корабль "Пассат". Получивший повреждения РТ-32 успел выброситься на берег. 24 июля немецкие эсминцы потопили гидрографическое судно "Меридиан".
Все эти события разыгрывались, словно по одному сценарию. Адмирал А. Г. Головко, командовавший в годы войны Северным флотом, впоследствии писал, что "...занятый сухопутными делами, беспокоясь за положение базы, я допустил... ошибку, не обеспечив разведку со стороны моря"(4). Оценивая причины гибели кораблей, адмирал возвращается в далекий сорок первый: "Увы, нам еще не хватает оперативности мышления в новых условиях и умения анализировать уже известные факты... В двух предыдущих случаях появление вражеских эсминцев было предварено воздушной разведкой и совпадало по времени с нынешним случаем. Если бы сегодня мы учли это, если бы действовали быстрее..., картина боя могла быть иной. Ибо, где-где, а на войне время не ждет"(5).
 2.JPG
В дозор на линию м. Цып-Наволок - меридиан Кильдин Вест(6) сторожевой корабль "Туман" заступил в 22 ч 1 мин 4 августа 1941 года. В соответствии с "Наставлением для кораблей дозора Северного Флота по военному времени на подходах к Главной Базе"(7) дозорный корабль теоретически имел поддержку со стороны береговых батарей Мурманского укрепленного района (МУРа), эскадренных миноносцев (находившихся в походной готовности № 1 и № 2 в Тюва-губе и в губе Ваенга), сторожевого корабля (в Кувшинской Салме или в Полярном) и звена самолетов МБР-2 (на аэродроме в губе Грязная). Однако на практике непосредственное взаимодействие этих сил исключалось ввиду того, что прямая радиосвязь дозорного корабля с силами поддержки и со штабом Охраны, водного района (ОВРа) не предусматривалась. Дозорный корабль держал радиосвязь только со штабом Северного флота и мог доносить о противнике или об изменении обстановки через радиотехническую службу главной базы.
9 августа в штаб ОВРа поступила выписка из приказа народного комиссара ВМФ СССР № 01457 от 28 июля 1941 года о присвоении командиру СКР "Туман" лейтенанту Л.А.Шестакову очередного воинского звания - старший лейтенант. Знал ли об этом командир?..
10 августа 1941 года. Погода в районе несения дозора: ветер северо-восточный 3-5 баллов (4-9 м/с), видимость 60-80 кабельтовых, сплошная облачность, высота нижней кромки облаков 600-1000 м, местами - до 200-300 м, временами морось, дождь, туман.
В 3 ч 1 мин "Туман" донес по радио: "Один бомбардировщик противника курсом 90 градусов, высота 100 метров". Очевидно, этот самолет и навел на сторожевой корабль вражеские эскадренные миноносцы. Далее события разворачивались стремительно.
Первыми приближение кораблей противника - в 4 ч 20 мин - обнаружили на берегу - с о. Кильдин сигнальщики 61-й батареи 6-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона (ОЗАД) краснофлотцы Стражев и Сафонов, о чем немедленно доложили командиру батареи и на командный пункт (КП) 6-го ОЗАД.
Тем временем "Туман" следовал противолодочным зигзагом на генеральном курсе 240°, и в 4 ч 25 мин, когда корабль находился по счислению в точке с координатами Шс - 69°31'N, Дв - 33°49'Е, вахтенный командир лейтенант Л. А. Рыбаков на дистанции 80-90 кабельтовых, курсовом угле 120°-130° правого борта обнаружил три корабля противника, которые были классифицированы как эскадренные миноносцы типа "Фон Редер"(8). Эсминцы шли строем клина курсом юго-запад, медленно сближаясь с дозорным кораблем. "Туман" отвернул влево и увеличил ход с расчетом отойти под прикрытие береговых батарей. На корабле сыграли боевую тревогу. В адрес оперативного дежурного Северного флота направили донесение за № 0426 о появлении противника, которое оперативный дежурный службы наблюдения и связи получил в 4 ч 30 мин. Об обнаружении противника командир СКР должен был сообщить "по флоту", но, очевидно, в спешке упустил это, а оперативный дежурный СНиСа донесение дозорного корабля "по флоту" не отрепетовал. Тем не менее свое основное задание - предупредить базу - СКР "Туман" успел выполнить. Поскольку обеспечивавший поддержку дозора эскадренный миноносец "Урицкий" эскортировал в это время английскую подводную лодку "Трайдент", а замену ему заранее не назначили, в 4 ч 40 мин начальник штаба отдельного дивизиона эскадренных миноносцев объявил стоявшим на бочках в губе Ваенга "Гремящему" и "Громкому" походную готовность № 1.
Спустя 12 минут после первого сообщения береговых сигнальщиков о противнике оперативный дежурный 6-го ОЗАД доложил об этом на КП 2-го отдельного артиллерийского дивизиона (ОАД), оперативный дежурный которого - воентехник Рязанов усомнился в достоверности полученного донесения и, никому из командования не доложив и не поставив соответствующей задачи подчиненным ему подразделениям СНиС, лично занялся наблюдением. Лишь в 4 47 мин, когда сигнальный пост, дальномерщики и часовой КП доложили о том, что противник в 4 ч 42 мин (дистанция от батареи № 10 2-го ОАД составляла 150 кабельтовых, истинный пеленг - 345°) открыл огонь по дозорному СКР, Рязанов разбудил начальника штаба 2-го ОАД и доложил ему обстановку. Через три минуты с КП МУРа было получено приказание о переводе 2-го ОАД в боевую готовность №1, что исполнили к 4 ч 55 мин. К этому времени эскадренные миноносцы противника, следуя прежним курсом - юго-запад, - прекратили артогонь, так как потерявший управление "Туман" оказался закрытым своей дымовой завесой. Командиры 2-го ОАД и батареи № 10, считая стрельбу из-за плохой видимости невозможной, огонь по противнику не открыли.
Эскадренный миноносец Z-16 : 3.JPG
В 4 ч 42 мин и минуту спустя, то есть уже после начала боя, эсминцы противника обнаружили батареи №11 и № 71-го ОАД. И хотя его командиру командующий флотом по телефону загодя отдал приказание открыть огонь, как только противник будет обнаружен, это распоряжение не выполнили. Комендант МУРа генерал-майор И. А. Петров, объявив в 4 ч 45 мин для 1-го ОАД боевую готовность № 1, занялся уточнением обстановки, ведя переговоры по телефону с КП 1-го ОАД и с флагманским КП флота. Тем временем батареи № 11 и № 7, соответственно к 4 ч 50 мин и к 5 ч 3 мин выработали все исходные данные для стрельбы и просили разрешения на открытие огня. Но командир 1-го ОАД решил дождаться приказа от коменданта МУРа, которое получили только в 5 ч. 5 мин.
Через три минуты батарея № 11 открыла огонь (Д - 115 кб., ИП - 17,5°). После первого же залпа эсминцы противника резко отвернули вправо и со скоростью около 36 уз, прикрываясь дымовой завесой, начали отходить. Сделав шесть залпов, упавших с недолетом (Д - 160 кб., ИП - 8°), в 5 ч 15 мин артиллеристы прекратили огонь.
Командир батареи № 7, из-за того что прямая связь с КП 1-го ОАД отсутствовала, а циркулярная - была занята, получил приказание на открытие огня лишь в 5 ч 14 мин. Открыв огонь через две минуты с дистанции 138 кабельтовых, батарея сделала четыре залпа, но, вследствие больших недолетов, в 5 ч 20 мин прекратили стрельбу.
Как же действовал в это время экипаж "Тумана"? Заметив маневр уклонения нашего корабля, германские эсминцы также увеличили ход - до 30 уз, - а когда дистанция сократилась до 50 кабельтовых(9), снизили скорость до 14-15 уз и открыли огонь двумя орудиями с каждого корабля. Снаряды первого залпа упали с перелетом, перебив сигнальные фалы и антенну: сторожевик лишился связи. "Туман" повернул вправо, и на нем начали ставить дымовую завесу, пытаясь прикрыть ею отход корабля. Как может показаться, это было малоэффективным из-за интенсивного артогня противника, однако в итоге спасло многих из экипажа "Тумана".
 4.JPG
Второй залп лег с недолетом, и противник перешел на поражение. Корабельная аварийная группа под руководством командира БЧ-2 (помощника командира корабля) лейтенанта Л. А. Рыбакова бросилась заделывать пробоины, через которые поступала вода. Трюмный машинист старший краснофлотец И. 3. Быльченко запустил все водоотливные и осушительные средства. Командир БЧ-5 воентехник 2 ранга Я. М. Кошев распорядился подготовить к заводке пластырь.
Третьей залп попал в корму и вызвал самые тяжелые разрушения и гибель многих людей. Воздушной волной сбросило за борт командира корабля - найти его впоследствии так и не удалось. На правом крыле мостика осколком в голову был убит возвращавшийся с обхода боевых постов комиссар корабля старший политрук П. Н. Стрельник. Погибли ставившие дымовую завесу краснофлотец В. К. Поляков и старший краснофлотец П. И. Ефанов. На корме возник пожар, осколками пробило бочку с дымообразующим веществом, перебило штуртрос, рулевое управление вышло из строя. После гибели командира в командование кораблем вступил лейтенант Л. А. Рыбаков. В ходе боя командир БЧ-1-4 лейтенант М. М. Букин, зная, что Военно-морской флаг на ночь был спущен(10), приказал поднять его; рулевой краснофлотец К. Д. Семенов, имевший серьезное ранение в руку, и радист старший краснофлотец В. К. Блинов под огнем противника подняли флаг(11).
Эсминцы противника вели артиллерийский огонь 13 минут и до 4 ч 55 мин сделали до десятка шестиорудийных залпов. "Туман" получил 11 прямых попаданий. Снаряды насквозь прошивали корпус корабля, рвались в котельном отделении, в надстройке, на полубаке, снесли дымовую трубу, разбили грузовую стрелу. Лишенный управления, сторожевой корабль потерял ход. Ответного артогня "Туман" вести не мог, так как носовое орудие находилось вне сектора обстрела, а кормовое вышло из строя после первых же залпов противника.
Схема боя СКР «Туман» с германскими эсминцами 10 августа 1941 года : 5.JPG
Кто-то, возможно, задастся вопросом: если "Туман" не вел ответного огня, то какой же он герой? Такое мнение - стереотип трактовки героизма, выработанный отечественной литературой и требовавший обязательной яркости и "легендарности" подвига. Тот, кто усомнится в героизме экипажа "Тумана", вероятно, плохо себе представляет, что такое борьба с пожаром на корабле, борьба с рвущейся через пробоины внутрь ледяной водой Баренцева моря и все это под непрерывным, губительным огнем врага.
Среди экипажа не было никакой растерянности и тем более паники. Лейтенант Л. А. Рыбаков, несмотря на ранение, руководил борьбой за живучесть корабля, показывая личный пример бесстрашия. Лейтенант М. М. Букин, старшина 2-й статьи Г. А. Бессонов и краснофлотец А. В. Сидоренко в огне пожара на корме и в надстройке, среди рвущихся патронов, сбросили за борт, все артиллерийские боеприпасы, а старший краснофлотец И. 3. Быльченко - глубинные бомбы. Личный состав электромеханической боевой части продолжал нести вахту в машинном и котельном отделениях, обеспечивая работу механизмов и ведя борьбу с поступающей водой. Здесь своей самоотверженностью выделялось отделение котельных машинистов: старшина 2-й статьи С. Г. Годунов, краснофлотцы С. А. Хлюстов, П. Ф. Тердунов, Г. А. Смирнов.
На верхней палубе под руководством воентехника 2 ранга Я. М. Кошева старшина 2-й статьи Г. А. Бессонов, старшие краснофлотцы М. С. Алешин и И. 3. Быльченко, краснофлотцы Г. М. Михеев и Д. К. Егунов пытались завести под пробоины пластырь. Поскольку большая часть аварийной группы была убита или ранена, их действия, однако, оказались безуспешными. Вскоре пластырь разбило разорвавшимся снарядом, достать же второй из трюма оказалось невозможно: грузовая стрела не действовала, а крен корабля на правый борт начал увеличиваться.
Рулевой краснофлотец К. Д. Семенов сначала пытался исправить штуртрос, затем по приказанию командира БЧ-1-4 уничтожил все секретные карты. Лейтенант М. М. Букин спас секретные документы штурманской службы, а краснофлотец А. И. Янин - машинные журналы. Раненный в обе руки военфельдшер И. Т. Петруша продолжал оказывать первую помощь: останавливал кровотечение, фиксировал переломы, руководил работой боевых санитаров. С помощью краснофлотца А. П. Шарова он снял с тонущего корабля последнего из раненых - старшину 2-й статьи И. Ф. Бардана. К 5 ч 15 мин сторожевой корабль имел крен 15° на правый борт. Через пятнадцать минут лейтенант Л. А. Рыбаков приказал спустить на воду шлюпки, пробоины в которых забили бушлатами и бескозырками. В первую очередь в шлюпки перенесли раненых. Оставшийся в живых личный состав не покидал корабля до тех пор, пока "Туман" не лег правым бортом на воду. По команде лейтенанта Л. А. Рыбакова экипаж покинул гибнущий корабль. Сам Рыбаков, оставив корабль последним, приказал гребцам подбирать команду и лишь после того, как все находившиеся в воде были подобраны, поднялся в шлюпку.
В 5 ч 50 мин сторожевой корабль "Туман" затонул(12). Находившихся в двух шлюпках 37 членов экипажа вскоре подобрали сторожевой катер № 42 и малые охотники № 143 и № 133. Снявшиеся с бочек в 6 ч эсминцы "Гремящий" и "Громкий", выйдя за о. Торос, возвратились в базу.
В 7 ч 40 мин и в 8 ч 20 мин авиация Северного флота обнаружила и атаковала уходившие в норвежские порты вражеские корабли, и - в первом случае - от близкого разрыва авиабомбы был поврежден эсминец "Рихард Байцен"(13). Большего добиться не удалось.
Так завершились драматические события 10 августа 1941 года, которые развернулись в Баренцевом море у входа в Кольский залив.
Оставшихся в живых разместили на береговой базе ОВРа - в Кувшинской Салме, а раненых - в госпиталях Полярного, Мурманска и губы Грязная.
Из факта гибели сторожевого корабля "Туман" командование флотом извлекло необходимые выводы для перестройки, в первую очередь, системы дозорной службы, организации боевого управления и взаимодействия разнородных сил флота. Эти элементы боевой и повседневной жизни флота, наряду с воспитанием у личного состава кораблей и частей высоких моральных, нравственных и боевых качеств, остаются насущными, актуальными и сегодня. Кроме того, события 10 августа 1941 года красноречиво свидетельствуют о том, что для решения только оборонительных задач на море "меньше" и "дешевле" - не всегда "лучше". Для выполнения таких задач требуются не только героизм людей, но и высокое качество научно-технических разработок боевых систем. Все споры в мирное время о дороговизне боевой техники и военно-научных исследований прекратятся после первых же боевых залпов, когда счет пойдет не на деньги - на жизни - и потребуется дать точный ответ, как усвоены исторические уроки...
 6.JPG
Вечером 10 августа 1941 года находившуюся на береговой базе часть экипажа "Тумана" посетил начальник политического управления Северного флота дивизионный комиссар Н. А. Торик. От имени командования он поблагодарил весь личный состав сторожевого корабля за мужество и отвагу, проявленные во время боя. Военный комиссар 1-го дивизиона сторожевых кораблей (куда входил "Туман") старший политрук Воеводин вручил личному составу корабля подарки от рабочих Мурманска.
Больше ничем и никогда моряки за свой подвиг награждены не были...
Экипаж расформировали. Кто-то впоследствии погиб в боях, кто-то прошел через всю войну и дослужился до больших чинов, а кто-то занял скромное место в мирной жизни, чей-то след затерялся в тыловых госпиталях, чья-то судьба не сложилась. Это были разные люди - самые обыкновенные, которые, чего греха таить, не всегда соответствовали требуемому официальному политико-моральному уровню. Однако всех их объединяет одно - ВЫПОЛНЕННЫЙ ими 10 августа 1941 года ВОИНСКИЙ ДОЛГ. И они заслуживают того, чтобы их имена, до сих пор по какой-то непонятной причине мало кому известные, стали известны всем.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Соответствует званию капитана 1 ранга.
2. Z-4 ("Рихард Байцен"), Z-7 ("Герман Шёман"), Z-10 ("Ганс Лоди"), Z-16 ("Фридрих Экольдт"), Z-20 ("Карл Гальстер").
3. Ruge F. The Soviets as Naval Opponents. 1941 - 1945. Cambridge, 1979. P. 140.
Hummelchen G., Rohwer J. Vor zwanzig Jahren. // Marine Rundschau. 1961. № 4. S. 232.
4. Головко А. Г. Первые дни (из записок бывшего командующего Северным флотом). М: Воениздат, 1958. С. 28
5. Головко А. Г. Вместе с флотом. М.: Воениздат, 1979. С. 62.
6. В различных архивных документах эта дозорная линия именуется, кроме того, как м. Цып-Наволок - Кильдин Норд или м. Цып-Наволок - Териберка.
7. Утверждено Военным Советом Северного флота 7 июля 1941 года, введено в действие с 20 июля того же года.
8. На самом деле это были эскадренные миноносцы типа "Леберехт Маас" Z-4 "Рихард Байцен" (командир - корветтен-капитан Ганс фон Давидсон), Z-10 "Ганс Лоди" (корветтен-капитан Ганс Маркс), Z-16 "Фридрих Экольдт" (корветтен-капитан Гюнтер Бахман).
(Тhоmеr Е. Torpedoboote und Zerstorer. Oldenburg und Hamburg, 1964. S. 72-74. Marine Rundschau. 1961. № 4. S. 236.) Звание корветтен-капитана соответствует званию капитана 3 ранга.
9. Предельная дальность стрельбы 45-мм орудий сторожевого корабля "Туман"
10. Практика спускать Военно-морской флаг на ночь, в том числе и на ходу, в отличие от вымпела, на кораблях ВМФ СССР существовала до 1950-х годов. Считалось, во-первых, что после захода солнца или отбоя флаг показывать некому; во-вторых, флаг спускался из соображений экономии: для большего срока использования. Порядок подъема и спуска Военно-морского флага, прежде изложенный в Правилах службы наблюдения и связи № 2 РКВМФ (ПНС № 2 - 39 г.), несколько изменили и включили в Корабельный устав ВМФ СССР, узаконив, таким образом, только в пятидесятых годах. Статья 618 Корабельного устава 1959 года гласила, что "корабли, находящиеся в море и на ходу, носят Военно-морской флаг днем и ночью, не спуская его".
11. ЦВМА, ф. 776, оп. 3, д. 3, л. 159, 162, 177; Хлюстов С. Лучше смерть, чем фашистский плен //В бой. 1941. 7 октября.
12. Д - 90 кб., ИП - 330° - от поста Вест-Кильдин; Д - 88 кб., ИП - 49,° - от батареи № 1 1-го ОАД (ЦВМА, ф. 767, оп. 2, д. 6, л. 35).
13. ЦВМА, ф. 767, оп. 2, д. 9, л. 188 - 189; д. 4, л. 122-123; Marine Rundschau. 1961. № 4. S 236

СПИСОК ЭКИПАЖА СКР "ТУМАН" 1-ГО ДИВИЗИОНА
СТОРОЖЕВЫХ КОРАБЛЕЙ ОХРАНЫ ВОДНОГО РАЙОНА
ГЛАВНОЙ БАЗЫ СЕВЕРНОГО ФЛОТА - УЧАСТНИКОВ БОЯ
10 АВГУСТА 1941 ГОДА


1. ШЕСТАКОВ Лев Александрович (1918 г. рождения) - командир СКР, старший лейтенант, погиб 10.08.41 г.
2. СТРЕЛЬНИК Петр Никитович (1913) - военный комиссар СКР, старший политрук, погиб 10.08.41 г.
3. РЫБАКОВ Леонид Александрович (1914) - командир БЧ-2 (помощник командира корабля), лейтенант, погиб 23.09.44 г. на СКР "Бриллиант" - помощник командира корабля, старший лейтенант.
4. БУКИН Михаил Михайлович (1917) - командир БЧ-1-4, лейтенант.
5. БИКАРЮКОВ Лев Дмитриевич (1913) - командир запаса, дублер командира БЧ-1-4, погиб 10.08.41 г.
6. КОШЕВ Яков Михайлович (1907) - командир БЧ-5, воентехник 2 ранга.
7. УВАРОВ Андрей Иванович (1902) - дублер командира БЧ-5, воентехник запаса.
8. БАРДАН Иван Федорович (1915) - командир отделения сигнальщиков, старшина 2-й статьи, умер в госпитале г.Полярное 10.08.41 г.
9. БЕССОНОВ Георгий Александрович (?) - командир отделения палубных комендоров, старшина 2-й статьи.
10). ВОЛОК Иван Иванович (1919) - старший кладовщик, старшина 2-й статьи, погиб 10.08.41 г.
11). ГОДУНОВ Семен Гаврилович (1915) - командир отделения котельных машинистов, старшина 2-й статьи, погиб 12.05.43 г.на СКР № 31 (БС-2) - командир отделения машинистов, старшина 1-й статьи.
12). КАРАВАЕВ Алексей Семенович (1916) - командир отделения рулевых, старшина 2-й статьи, умер от ран во время боя 10.08.41 г.
13). КЛИМОВ Михаил Антонович (?) - командир отделения радистов, старшина 2-й
статьи.
14). КОЧЕВЕНКО Николай Яковлевич - командир отделения минеров, старшина 2-й статьи, погиб 21.07.43 г. на малом охотнике МО №111 - командир отделения минеров, старшина 1-й статьи.
15). ПЕТРУША Иван Трофимович (1919) - санинструктор, военфельдшер.
16). САБЛИН Александр Прокопьевич (1914) - боцман, старшина 1-й статьи, погиб 10.08.41 г.
17). 17. СМИРНОВ Александр Федорович (?) - командир отделения машинистов, старшина 1-й статьи.
18). 18. АЛЕКСАНДРОВ Александр Алексеевич (?) - ученик минера, краснофлотец.
19). АЛЕШИН Михаил Степанович (?) - машинист, старший краснофлотец.
20). АНИСИМОВ Михаил Константинович (1920) - радист, краснофлотец, погиб на ТКА №14 23.12.43 г. - старший радист, старшина 2-й статьи.
21). БЛИНОВ Константин Васильевич (?) - радист, старший краснофлотец.
22). БЫЛЬЧЕНКО Иван Захарович (1921) - трюмный машинист, старший краснофлотец.
23). ГЕРАСИМОВ Петр Афанасьевич(?) - трюмный машинист, краснофлотец.
24). ЕГУНОВ Дмитрий Капитонович(?) - комендор, краснофлотец.
25). ЕФАНОВ Петр Иванович (1918) - машинист, старший краснофлотец, погиб 10.08.41 г.
26). ЖИЛЕНКО Сергей Васильевич (1915) - сигнальщик, краснофлотец, погиб 10.08.41 г.
27). ЖМЫХОВ Иван Иванович (1917) - кок, краснофлотец, погиб 10.08.41 г.
28). КОЛЫВАЙКО Яков Иванович (?) - комендор, старший краснофлотец.
29). КОСАЧ Александр Максимович (1920) - ученик трюмного машиниста, краснофлотец, погиб 10.08.41 г.
30) ЛЕВОЧКИН Виктор Дмитриевич (1919) - сигнальщик, старший краснофлотец, погиб 30.07.43 г. на тральщике Т-911 (№65) - командир отделения сигнальщиков, старшина 1-й статьи.
31). ЛОМТЕВ Иван Иванович (?) - машинист, старший краснофлотец.
32). МАРЧЕНКО Филипп Иванович - строевой (сигнальщик), краснофлотец, погиб 10.08.41 г.
33). МИРОНЕНКО Тимофей Лукьянович (1919) - котельный машинист, краснофлотец.
34). МИХЕЕВ Георгий Михайлович (?) - старший электрик, краснофлотец.
35). ОЗЕРОВ Иван Александрович (?) - строевой (ученик баталера), краснофлотец.
36). ПЕЛЕВИН Александр Дмитриевич (1918) - рулевой, краснофлотец, погиб 10.08.41 г.
37). ПОЛЯКОВ Владимир Кузьмич (1918) - химист, краснофлотец, погиб 10.08.41 г.
38). РАСМАГИН Алексей Михайлович (?) - строевой, краснофлотец.
39). РАХОВ Аркадий Михайлович (1921) - рулевой, краснофлотец, погиб 10.08.41 г.
40). СЕКУШИН Николай Михайлович(1921) - ученик котельного машиниста, краснофлотец, погиб 10.08.41 г.
41). СЕМЕНОВ Константин Дмитриевич(?) - рулевой, краснофлотец.
42). СИДОРЕНКО Андрей Васильевич(?) - комендор, краснофлотец.
43). СМИРНОВ Геннадий Александрович(1919) - котельный машинист, краснофлотец.
44). ТЕРЕХИН Михаил Николаевич (?) - строевой (плотник), краснофлотец.
45). ТИМОФЕЕВ Илья Николаевич (?) - ученик сигнальщика, краснофлотец.
46). ТЕРДУНОВ Павел Федорович (?) - котельный машинист, краснофлотец.
47). УДОВИК Василий Игнатьевич (?) - строевой (пулеметчик), краснофлотец.
48). ХЛЮСТОВ Сергей Александрович(?) - котельный машинист, краснофлотец.
49). ШАРОВ Александр Павлович (?) - ученик минера, краснофлотец.
50). ШИРЯЕВ Виктор Васильевич (?) - ученик машиниста, краснофлотец.
51). ШИРЯЕВ Михаил Васильевич - рулевой, краснофлотец.
52). ЯНИН Алексей Иванович (?) - машинист, краснофлотец.


СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ СКР-12 "ТУМАН"
(краткая историческая справка и тактико-технические элементы)

Рыболовный траулер РТ-10 "Лебедка" строился на верфи фирмы "Клавиттер" в Данциге по заказу Северного государственного рыбного треста и вступил в строй в
1931 году. Новое судно (главные размерения 55,0/50,5 х 9,0 х 4,55/4,0 м; водоизмещение в грузу 1218,4 т) предназначалось для промысла рыбы в Баренцевом море придонным тралом. Машинно-котельная установка, состоящая из огнетрубного оборотного котла (площадь нагрева 235 м2, давление 16 кг/см2) и паровой машины тройного расширения (675 л. с., 110 об/мин) обеспечивала максимальную скорость 9 уз. Автономность траулера, имевшего неограниченный район плавания, достигала 20 суток. Экипаж насчитывал 41 человека. Промысловое оборудование состояло из жиротопной и консервной установок, а также установки для производства рыбной муки производительностью 0,8 т в сутки. После вступления в строй РТ-10 "Лебедка" базировался на Мурманск.
В 1936 году экипаж траулера, возглавляемый капитаном Н. Е. Скорняковым, выступил инициатором передовых методов лова на Мурмане. Выйдя на промысел 11 января, моряки "Лебедки" за 20 суток выловили 3470 центнеров рыбы, выполнив четыре плановых задания.
Накануне советско-финской войны, 19 октября 1939 года РТ-10 мобилизовали, присвоив обозначение ДК-10 ("дозорный корабль № 10"), а 4 марта 1940 года бывшую "Лебедку" перечислили в класс сторожевых кораблей (СКР) под названием "Туман". Вооружение состояло из двух 45-мм орудий 21-К, двух 7,62-мм пулеметов М-1 и 18 малых глубинных бомб. Накануне Великой Отечественной войны СКР-12 "Туман" входил в состав 1-го дивизиона сторожевых кораблей Охраны водного района (ОВР) главной базы Северного флота и базировался на г. Полярное. "Туманом" в разное время командовали лейтенант А. А. Рогозин, старший лейтенант Н. И. Богданов и старший лейтенант Л. А. Шестаков.


Источники:

1. РГАВМФ, ф. р-1796, оп. 1, д. 1, л. 12.
2. Ногид Л.М. Рыболовные траулеры. Л.-М., 1933. С. 122-124, 255.
3. Флот рыбной промышленности. Л.,1960. С. 12-13.
4. Киселев А. А., Краснобаев А. И. История Мурманского тралового флота. Мурманск, 1973. С. 100-104.

СКР-12 "Туман" (РТ-10 Лебедка)

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 10:53
[ Леспромхоз ]
Головко А. Г. Вместе с флотом. — М.: Финансы и статистика, 1984.

Сейчас, когда опрошены все, кто уцелел из экипажа сторожевого корабля «Туман», происшедшее на Кильдинском плесе выглядит так.
Первое сообщение о «Тумане», который находился в дозоре у острова Кильдин, патрулируя возле входа в Кольский залив и на подступах к нему, зафиксировано в три часа одну минуту. Оно являлось сигналом о вражеском бомбардировщике, прошедшем на высоте сто метров курсом на восток. Судя по дальнейшему ходу событий и учитывая педантизм противника, следовало предполагать, что фашистский самолет-бомбардировщик выполнял функции разведчика. Увы, нам еще не хватает оперативности мышления в новых условиях и умения анализировать уже известные факты, сопоставлять их с возможными намерениями противника на театре. В двух предыдущих случаях появление вражеских эсминцев было предварено воздушной разведкой и совпадало по времени с нынешним случаем. Если бы сегодня мы учли это, если бы действовали быстрее, если бы все донесения были сделаны раньше, картина боя могла быть иной. Ибо где-где, а на войне время не ждет.
Действительно, в 4 часа 25 минут сигнальщики «Тумана» обнаружили на расстоянии 50–55 кабельтовых три эсминца противника. Строем уступа эсминцы направлялись к сторожевому кораблю, который шел зигзагами, придерживаясь генерального курса дозора.
Вначале «Туман», едва были замечены вражеские корабли, отвернул влево, увеличив ход, чтобы своевременно уйти под прикрытие береговых батарей. Наряду с этим маневром на сторожевом корабле была сыграна боевая тревога и послано сообщение на волне дозорных кораблей; однако донесение по флоту не было сделано. [65]
Эсминцы также увеличили ход и, как только дистанция между ними и «Туманом» сократилась до 25 кабельтовых, открыли огонь по нему из шести орудий: из двух с каждого корабля.
Первый залп оказался перелетным; однако осколками разорвавшегося неподалеку снаряда на «Тумане» перебило антенны. Сторожевой корабль лишился радиосвязи, восстановить которую так и не удалось. Он успел только совершить поворот вправо и поставить дымовую завесу между собой и противником. Маневр был, к сожалению, бесполезным: дымовую завесу отнесло ветром в сторону, и «Туман» в момент поворота снова стал виден противнику.
Вражеские артиллеристы накрыли сторожевой корабль со второго залпа: снаряды попали в корпус. Третьим залпом была повреждена корма, вызван пожар, перебит штуртрос и выведено из строя рулевое управление. Ход «Тумана» заметно уменьшился. Один за другим залпы накрывали подбитый корабль; он уже имел попадания в мостик, рулевую рубку и полубак. Очередным снарядом снесло дымовую трубу. Несколько человек из экипажа были убиты, в том числе командир, управляющий постановкой дымовой завесы, и командир корабля старший лейтенант Л. А. Шестаков.
Несмотря на значительные повреждения и пожар, охвативший надстройки, сторожевой корабль не прекращал ответного орудийного огня по вражеским эсминцам из своих двух 45-миллиметровых пушек. Личный состав «Тумана» держался героически: вел одновременно неравный артиллерийский бой и все осложнявшуюся борьбу за живучесть корабля — с пожаром и с возраставшей из-за новых пробоин потерей плавучести. Помощь, оказанная сторожевому кораблю нашей батареей с мыса Сеть-Наволок, открывшей огонь по фашистским эсминцам, была запоздалой и не могла изменить его участи: он к тому времени имел уже одиннадцать прямых попаданий.
Плавучесть корабля уменьшалась катастрофически, и в пять часов тридцать минут был начат спуск шлюпок. В две шлюпки сошли 37 человек, после чего «Туман» стал быстро крениться на правый борт и в 5 часов 50 минут затонул. Вместе с ним погибли (были убиты осколками снарядов еще в начале боя) 15 человек.
Обстреливаемые береговой батареей Сеть-Наволока вражеские эсминцы закрылись дымовой завесой и начали отход на северо-запад. [66]
Получив донесение об этом, я приказал послать вдогонку им бомбардировщики. Последние настигли их возле Варде, атаковали и подбили один эсминец.
Таким образом, противник еще раз убедился, что период внезапности, а вместе с ней безнаказанности нападения с моря уже миновал для него, что наш отпор возрастает, что контрмеры следуют непременно, что неравенство в бою отнюдь не ведет к деморализации личного состава наших кораблей. Наоборот, и в случае с «Пассатом», и в случае с «Туманом» личный состав кораблей вел себя самоотверженно. Когда на «Тумане» осколком снаряда перебило флагшток, раненый рулевой Константин Семенов бросился к флагу и высоко поднял его над головой. Тотчас разорвался очередной снаряд, и рука Семенова бессильно опустила флаг: осколок пробил кисть рулевому. Мгновенно на помощь Семенову метнулся радист Блинов. Высвободив полотнище из судорожно сжатых пальцев раненного вторично товарища, он тут же развернул флаг над собой, символизируя этим героическую решимость всего экипажа сражаться с врагом до последней возможности.
Следует отметить поведение помощника командира корабля лейтенанта Л. А. Рыбакова. Приняв на себя управление кораблем, вступив в командование после гибели командира, он выполнил все, что возможно было для борьбы за живучесть, а затем для спасения экипажа, и покинул уже тонувший «Туман» тридцать седьмым по счету, то есть последним, как положено командиру.

СКР-12 "Туман" (РТ-10 Лебедка)

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 10:56
[ Леспромхоз ]
Козлов И.А., Шломин В.С. Краснознаменный Северный флот.— М.: Воениздат, 1983.

Столь же доблестно вел бой с превосходящими силами врага сторожевой корабль «Туман». Находясь в дозоре у острова Кильдин, он 10 августа 1941 г. подвергся атаке трех вражеских эскадренных миноносцев. Командир «Тумана» старший лейтенант .Л. А. Шестаков не успел сообщить в базу о появлении противника — осколки снарядов перебили антенну. Экипаж сторожевика, [119] располагая всего двумя 45-мм орудиями, вступил в решительный бой. На «Тумане» от прямых попаданий снарядов вышло из строя, рулевое управление, получила повреждения машина, во многих местах был пробит борт, а на верхней палубе бушевали пожары. Но сторожевик продолжал вести огонь по врагу, пока не скрылся под водой.
Образцом мужества и стойкости для всего личного состава в бою служили командир корабля старший лейтенант Л. А. Шестаков, военком политрук П. Н. Стрельник, помощник командира лейтенант Л. А. Рыбаков. Каждый на «Тумане» действовал четко и умело, проявляя смелость и выдержку. Вот один из многих примеров их воинской доблести. В ходе боя вражеским снарядом сбило Флаг корабля. К нему тут же бросился раненый рулевой К. Семенов и поднял его над головой. Когда краснофлотец получил второе ранение, ему на помощь пришел радист Блинов. До последней минуты на гибнущем сторожевике развевался Военно-морской флаг Родины.
Посланные командованием флота самолеты настигли фашистские корабли у острова Вардё и один из них повредили.

СКР-12 "Туман" (РТ-10 Лебедка)

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 11:04
[ Леспромхоз ]
СПИСОК ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА СКР "ТУМАН" ПОГИБШИХ 10 АВГУСТА 1941 ГОДА


ЦВМА ф.864, оп.1, д.1306
 864-0000001-1306-00000058.jpg
 864-0000001-1306-00000070.jpg
 864-0000001-1306-00000071.jpg
 864-0000001-1306-00000072.jpg
 864-0000001-1306-00000078.jpg
 864-0000001-1306-00000079.jpg

ШЕСТАКОВ Лев Александрович - командир СКР

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 12:56
[ Леспромхоз ]
 75699882-71-ШЕСТАКОВ Лев Александрович.jpg
Номер записи 75699884
Фамилия Шестаков
Имя Лев
Отчество Александрович
Дата рождения __.__.1916
Место рождения г. Воронеж
Последнее место службы СФ, СКР "Туман"
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

СТРЕЛЬНИК Петр Никитович - военный комиссар СКР

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 12:59
[ Леспромхоз ]
 76233531-113-СТРЕЛЬНИК Петр Никитович.jpg
Номер записи 76233533
Фамилия Стрельник
Имя Петр
Отчество Никитович
Дата рождения __.__.1913
Место рождения Украинская ССР, Киевская обл., с. Вороненково
Последнее место службы СФ, сторож. корабль "Туман" ОВР
Воинское звание политрук
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

БИКАРЮКОВ Лев Дмитриевич-дублер командира БЧ-1

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 13:01
[ Леспромхоз ]
 75495382-112-БИКАРЮКОВ Лев Дмитриевич.jpg
Номер записи 75495384
Фамилия Бикарюков
Имя Лев
Отчество Дмитриевич
Дата рождения __.__.1913
Место рождения Ленинградская обл., д. Пергалово
Место призыва Кировский РВК, Мурманская обл., г. Мурманск, Кировский р-н
Последнее место службы СФ, ГОЧ-1 Туман ОВР
Воинское звание командир запаса
Причина выбытия убит
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

БАРДАН Иван Федорович, к-р отделения сигнальщиков, ст.2 ст.

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 13:05
[ Леспромхоз ]
 75484744-107-Бардан И.Ф..jpg
Номер записи 75484746
Фамилия Бардан
Имя Иван
Отчество Федорович
Дата рождения __.__.1915
Место рождения Украинская ССР, Ворошиловградская обл., Кагановичский р-н, с. Троицкое
Место призыва Кировский РВК
Последнее место службы СФ, СКР-12
Воинское звание мл. командир
Причина выбытия умер от ран
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

ВОЛОК (ВОЛКОВ ?) Иван Иванович, ст.2-й ст.

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 13:08
[ Леспромхоз ]
 75510492-67-ВОЛКОВ Иван Иванович.jpg
Номер записи 75510494
Фамилия Волков
Имя Иван
Отчество Иванович
Дата рождения __.__.1919
Место рождения Украинская ССР, Днепропетровская обл., с. Спаское
Место призыва Ново-Московский РВК, Украинская ССР, Днепропетровская обл., Ново-Московский р-н
Последнее место службы СФ, СКР "Туман"
Воинское звание старшина 2 ст.
Причина выбытия убит
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

КАРАВАЕВ Алексей Семенович, к/о рулевых, ст. 2 ст.

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 13:14
[ Леспромхоз ]
 75820561-62-Караваев А.С..jpg
 75820562-62-Караваев А.С..jpg
Номер записи 75820563
Фамилия Караваев
Имя Алексей
Отчество Семенович
Дата рождения __.__.1916
Место рождения Воронежская обл., Лашский с/с
Место призыва Великоустюгский ГВК, Вологодская обл., г. Великий Устюг
Последнее место службы ЧФ, СКР "Туман"
Воинское звание старшина 2 ст.
Причина выбытия убит
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

САБЛИН Александр Прокопьевич, боцман, старшина 1-й ст

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 13:28
[ Леспромхоз ]
 76209066-59-САБЛИН Александр Прокопьевич.jpg
Номер записи 76209068
Фамилия Саблин
Имя Александр
Отчество Прокопьевич
Дата рождения __.__.1914
Место рождения Вологодская обл., Калининский с/с, к/з 1 Мая
Место призыва Архарельский РВК
Последнее место службы СФ, "Туман"
Воинское звание старшина 1 ст.
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

ЕФАНОВ Петр Иванович, машинист, ст. краснофлотец

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 13:31
[ Леспромхоз ]
 75779746-63-ЕФАНОВ Петр Иванович.jpg
Номер записи 75779748
Фамилия Ефанов
Имя Петр
Отчество Иванович
Дата рождения __.__.1918
Место рождения Орловская обл., ст. Измалково, с. Черник
Место призыва Красногвардейский РВК
Последнее место службы СФ, СКР "Туман"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия убит
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

ЖИЛЕНКО Сергей Васильевич, сигнальщик, краснофлотец

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 13:35
[ Леспромхоз ]
 75783374-69-ЖИЛЕНКО Сергей Васильевич.jpg
Номер записи 75783376
Фамилия Жиленко
Имя Сергей
Отчество Васильевич
Дата рождения __.__.1915
Место рождения Украинская ССР, Харьковская обл., с. Сыроватка
Место призыва Сумский ГВК, Украинская ССР, Сумская обл., г. Сумы
Последнее место службы СФ, СКР "Туман"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия убит
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

ЖМЫХОВ Иван Иванович, кок, краснофлотец

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 13:44
[ Леспромхоз ]
 75783959-68-ЖМЫХОВ Иван Иванович.jpg
Номер записи 75783961
Фамилия Жмихов (?)
Имя Иван
Отчество Иванович
Дата рождения __.__.1917
Место рождения Орловская обл., Корсаковский р-н, Покровский с/с, д. Малые Озерки
Место призыва Шурдуковский РВК, Тульская обл., Шурдуковский р-н
Последнее место службы СФ, СКР "Туман"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия убит
Дата выбытия 10.07.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

КОСАЧ Александр Максимович, ученик трюмного машиниста, к/ф

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 14:01
[ Леспромхоз ]
 75843673-66-КОСАЧ Александр Максимович.jpg
Номер записи 75843675
Фамилия Косач
Имя Александр
Отчество Максимович
Дата рождения __.__.1920
Место рождения Белорусская ССР, Минская обл., Заславльский р-н, д. Жуки
Место призыва Заславльский РВК, Белорусская ССР, Минская обл., Заславльский р-н
Последнее место службы СФ, СКР "Туман"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия убит
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

МАРЧЕНКО Филипп Иванович, строевой, краснофлотец

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 14:11
[ Леспромхоз ]
 76144881-60-МАРЧЕНКО Филипп Иванович.jpg
Номер записи 76144883
Фамилия Марченко
Имя Филипп
Отчество Иванович
Дата рождения __.__.1920
Место рождения Украинская ССР, Днепропетровская обл., с. Покровское, ул. Ленина, 97
Место призыва Николаевский РВК
Последнее место службы СФ, сторож. корабль "Туман"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

ПЕЛЕВИН Александр Дмитриевич, рулевой, краснофлотец

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 14:13
[ Леспромхоз ]
 75634360-61-ПЕЛЕВИН Александр Дмитриевич.jpg
Номер записи 75634362
Фамилия Пелевин
Имя Александр
Отчество Дмитриевич
Дата рождения __.__.1918
Место рождения Вологодская обл., Лежский р-н, д. Левино
Место призыва Лежский РВК, Вологодская обл., Лежский р-н
Последнее место службы СФ, СКР "Туман"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия убит
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

ПОЛЯКОВ Владимир Кузьмич, химист, краснофлотец

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 14:15
[ Леспромхоз ]
 75634360-64-ПОЛЯКОВ Владимир Кузьмич.jpg
Номер записи 75649276
Фамилия Поляков
Имя Владимир
Отчество Кузьмич
Дата рождения __.__.1918
Место рождения Сталинградская обл., Дубовский р-н, ст. Печуга
Место призыва Сталинградский ОВК, Сталинградская обл.
Последнее место службы СФ, СКР "Туман"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия убит
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

РАХОВ Аркадий Михайлович, рулевой, краснофлотец

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 14:17
[ Леспромхоз ]
 76201023-65-РАХОВ Аркадий Михайлович.jpg
Номер записи 76201025
Фамилия Рахов
Имя Аркадий
Отчество Михайлович
Дата рождения __.__.1921
Место рождения Архангельская обл., Приморский р-н, В.-Рыболово
Место призыва Приморский РВК
Последнее место службы СФ, сторож. корабль "Туман"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

СЕКУШИН Николай Михайлович,ученик котельного машиниста, к/ф

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 14:20
[ Леспромхоз ]
 75664465-70-СЕКУШИН Николай Михайлович.jpg
Номер записи 75664467
Фамилия Секушин
Имя Николай
Отчество Михайлович
Дата рождения __.__.1921
Место рождения Вологодская обл., Леденгский р-н, д. Аксенова
Место призыва Тотемский РВК, Вологодская обл., Тотемский р-н
Последнее место службы СФ, СКР "Туман"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия убит
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА

СКР-12 "Туман" (РТ-10 Лебедка)

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 14:34
Alexander Belov
Сообщение Alexander Belov » 02 июл 2010, 13:31

Журнал "Моделист-Конструктор" 1968, №8

 MK.JPG

КОРАБЛИ САЛЮТУЮТ ГЕРОЮ

Имена погибших героев остаются жить в названиях улиц, площадей, городов. Когда погибает корабль, вместе с ним уходит в морскую пучину его имя. И только некоторым дается честь "воскреснуть" спустя многие годы в новом корабле. Ракетоносец «Варяг» продолжает сейчас жизнь легендарного тезки. Современный сторожевой корабль «Туман» получил название в память о геройски погибшем во время Великой Отечественной войны сторожевике. 10 августа 1961 года, спустя 20 пет после славного боя, новый СКР «Туман» пришел на место, где лежит в морской глубине его предшественник, чтобы салютовать тому вечную славу.

Комсомольско-молодежный экипаж СКР поклялся быть верным воинскому долгу, как были верны ему моряки, разделившие с кораблем трагическую участь. Большинство из них были тоже комсомольцы, но, несмотря на молодость, в грозную минуту они не нарушили святого закона советских моряков: «Погибнем, но не сдадимся».

* * *

Проходя мимо острова Кильдин, корабли Краснознаменного Северного флота приспускают флаги и дают протяжный гудок. 69°33'6" северной широты и 33°40'20" восточной долготы — координаты места, где 10 августа 1941 года геройски погиб сторожевой корабль «Туман».

До войны это был рыболовный траулер РТ-10 «Лебедка» водоизмещением около 1000 т. Его максимальная длина — 55 м, ширина — 9,06 м при средней осадке 4,15 м. Имея двигатель 700 л. с., он развивал скорость 10 узлов (18,52 км/час). С 1931 года десять лет на «Лебедке» ловили рыбу в Баренцевом море и Северной Атлантике.

В первый же день войны РТ-10 был мобилизован и переоборудован в сторожевой корабль. С него сняли часть промыслового оборудования и установили две 45-мм пушки — на полубак и кормовую надстройку. На крыльях мостика разместились два зенитных пулемета «максим». На корме, у самого среза гакаборта, установили стеллажи с глубинными бомбами и дымовые шашки. Уже 26 июня 1941 года на «Тумане» был поднят военно-морской флаг, а 29-го его экипаж получил первое боевое крещение. Корабль шел из Мурманска на базу в Полярный. Из-за береговых сопок выскочил немецкий бомбардировщик Ю-88. Огонь с «Тумана» заставил его повернуть.

В начале июля 1941 года немецко-фашистские войска предприняли отчаянную попытку сломить сопротивление советских войск и любой ценой захватить основной незамерзающий советский порт Мурманск и главную базу Северного флота Полярный. С этой целью немецкие войска форсировали реку Западная Лица и начали продвижение в сторону Кольского залива, на берегах которого расположены эти города. Части 52-й стрелковой дивизии, недавно занявшие рубеж обороны в этом районе, немедленно перешли в контрнаступление, чтобы отбросить противника обратно за реку. Для поддержки сухопутных войск командование Северного флота сформировало отряд из сторожевых кораблей «Гроза», № 54 и «Туман», а также двух тральщиков, трех сторожевых катеров типа МО и нескольких мотоботов.

Утром 6 июля 1941 года наши корабли под прикрытием самолетов-истребителей успешно высадили десант и поддерживали его

артиллерийским огнем. Десантники в ожесточенном бою отбросили фашистов обратно на западный берег реки и соединились с наступавшими с фронта армейскими частями.

Во время этой операции самоотверженно действовал экипаж «Тумана». В момент высадки десанта боцман корабля Александр Саблин и матрос Филипп Марченко встали в ледяную воду и, положив на плечи тяжелые сходни, дали возможность остальным прыгать прямо на берег. Когда был тяжело ранен Марченко, его немедленно сменил старшина второй статьи Иван Волок. Артиллеристы «Тумана», осыпаемые градом осколков от рвавшихся бомб, вели ожесточенный огонь по береговым целям. Операция прошла успешно.

5 августа «Туман» начал самостоятельную дозорную службу на линии остров Кильдин — мыс Цып-Наволок. В вахтенном журнале стали появляться записи то об обнаружении подводной лодки противника и ее бомбежке, то об обстреле пролетевших над кораблем немецких самолетов.

На пятые сутки, 10 августа, в 3 часа утра над кораблем на небольшой высоте пронесся немецкий самолет-разведчик, а в 4 часа 25 минут сигнальщик «Тумана» заметил на горизонте три вражеских эсминца. Они двигались плотным строем навстречу сторожевику.

Командир «Тумана» Лев Александрович Шестаков объявил боевую тревогу и полным ходом повел корабль в сторону наших береговых батарей на остров Кильдин. Заметив маневр дозорного корабля, эскадренные миноносцы увеличили скорость и через несколько минут, подойдя к «Туману» на расстояние 25 кабельтовых (4,63 км), открыли по нему огонь залпами из шести орудий, по два с каждого корабля. Силы были явно не равны. Но экипаж маленького тихоходного сторожевика, имевшего только две легкие пушки, не дрогнув, вступил в единоборство с тремя новейшими эсминцами типа «Редер», каждый из которых имел на своем вооружении по пять 127-мм орудий и мог развивать 36-узловую скорость (66,7 км/час).

Первый залп немецких кораблей оказался перелетным, однако осколками одного из снарядов, разорвавшегося около борта, перебило антенны. Корабль остался без радиосвязи. Отстреливаясь, «Туман» пытался прикрыться дымовой завесой, но это не удалось: ее отнесло ветром. В корпусе появились первые пробоины. Следующие залпы эсминцев вы-

звали пожар на корме, вывели из строя рулевое управление, снесли дымовую трубу, а затем повредили полубак, мостик и ходовую рубку. Несколько человек из команды корабля были убиты и многие ранены. Погибли командир «Тумана» Л. Шестаков и комиссар корабля П. Стрельник.

Несмотря на большие повреждения и разраставшийся пожар, охвативший все надстройки, матросы и офицеры держались геройски. Артиллеристы «Тумана» продолжали отстреливаться из единственной сохранившейся носовой пушки. Все остальные члены экипажа под огнем противника боролись за живучесть корабля, тушили пожар, пытались заделать пробоины, которых становилось с каждой минутой все больше. В самый разгар боя вражеским снарядом сбило развевающийся на гафеле опаленный флаг. Тотчас сквозь пламя на корму бросился раненый рулевой Константин Семенов и, схватив флаг, высоко поднял его над головой, но был снова ранен. На помощь Семенову устремился радист Константин Блинов. Флаг снова развевался над кораблем. Но «Туман» уже резко кренился на правый борт.

После гибели командира «Тумана» командование кораблем принял старший помощник лейтенант Л. Рыбаков. Он руководил операциями по спасению корабля и команды. Последним, тридцать седьмым по счету, он и покинул «Туман». В 5 часов 50 минут волны Баренцева моря сомкнулись над израненным кораблем.

Л. ЛАРИОНОВ, Ленинград
 MK-2.JPG

СКР-12 "Туман" (РТ-10 Лебедка)

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 14:36
[ Леспромхоз ]
 РТ-10 Лебедка.jpg
 РТ-10.jpg

СКР-12 "Туман" (РТ-10 Лебедка)

СообщениеДобавлено: 18 Май 2012 14:37
Alexander Belov
Сообщение Alexander Belov » 26 окт 2011, 10:50

Бортовой совпадает, но, может быть, это послевоенный снимок? Трофей?

СКР-12 "Туман" (РТ-10 Лебедка)

СообщениеДобавлено: 29 Январь 2018 16:22
fisch1
«“ТУМАН” УШЕЛ В МОРСКУЮ ПУЧИНУ…»

В четвертом издании книги «Боевой путь советского Военно-морского флота» о гибели сторожевого корабля Северного флота рассказывается следующее:

«В один из последующих набегов (10 августа 1941 года) три эскадренных миноносца противника напали на дозорный сторожевой корабль “Туман” (командир лейтенант Л. А. Шестаков, военный комиссар старший политрук П. Н. Стрельник). Бывший рыболовный траулер вступил в неравный бой. Вскоре вражеские снаряды буквально изрешетили его. Корабль лишился хода, вода поступала в котельное отделение, рубка и палуба были разрушены, начался пожар. Уцелело только носовое орудие, из которого комсомольцы Егунов, Сидоренко и Колывайко продолжали вести огонь. Было много убитых и раненых. Погибли командир и комиссар корабля. В командование кораблем вступил раненый лейтенант Л. А. Рыбаков. В последний момент снарядом был сбит на палубу флаг — Знамя корабля. Раненый матрос Семенов и радист Блинов снова подняли его на мачту. Сторожевой корабль “Туман” ушел в морскую пучину с гордо развевающимся Военно-морским флагом».

Конечно, экипаж проявил мужество и героизм, о просчетах высшего командования никто не говорил: это делать запрещалось… Но корабль-то погиб у своего берега, в зоне действия авиации и обстрела береговых батарей, расположенных на мысе Сеть-Наволок и на острове Кильдин! Подвиг этот «организовал» начальствующий состав. В ночь на 13 июля к юго-востоку от Териберки 3 немецких эсминца потопили сторожевой корабль «Пассат» и спасательное судно РТ-67, в ночь на 24 июля к северо-востоку от Териберки уже 4 эсминца противника потопили гидрографическое судно «Меридиан». Ответные удары авиация стала наносить с запозданием, поэтому безрезультатно. Надо отметить, что бывший командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко в своих воспоминаниях «Вместе с флотом» (1960 г.) все же признал некоторые ошибки, но основное внимание уделил героизму: «Личный состав “Тумана” держался героически: вел одновременно неравный артиллерийский бой и все осложнявшуюся борьбу за живучесть корабля — с пожаром и с возраставшей из-за новых пробоин потерей плавучести. Когда на «Тумане» осколком снаряда перебило флагшток, раненый рулевой Константин Семенов бросился к флагу и высоко поднял его над головой. Тотчас разорвался очередной снаряд, и рука Семенова бессильно опустила флаг: осколок перебил кисть рулевому. Мгновенно на помощь Семенову метнулся радист Блинов. Высвободив полотнище из судорожно сжатых пальцев раненого вторично товарища, он тут же развернул флаг над собой, символизируя этим героическую решимость всего экипажа сражаться с врагом до последней возможности». Этот фрагмент боя запечатлен на многих картинах.
В официальном издании Главного штаба Военно-морского флота (Морской атлас. Том III. Военно-исторический. Часть вторая, 1966) опубликованы такие сведения:

«В ночь на 10.08.41 три эсминца, вышедшие из Киркинеса для поиска советских конвоев, атаковали сторожевой корабль “Туман”, находившийся в дозоре. В результате боя, несмотря на героизм личного состава и поддержку береговой артиллерии с мыса Сеть-Наволок, “Туман” был потоплен».

В «Хронике Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре» (Вып. 1) об этом эпизоде рассказывается так:

«10 августа. СКР “Туман”, находясь на линии дозора мыс Сеть-Наволок — Кильдин-норд, в 3 часа
1 минуту дал сигнал “воздух”, так как был обнаружен бомбардировщик противника курсом 90 градусов на высоте 100 метров.
В 4 часа 25 минут СКР “Туман”, следуя зигзагами на генеральном курсе 213 градусов, обнаружил 3 ЭМ противника (“Рихард Байтцен”, “Ханс Лоди” и “Фридрих Экольд”. — В. Д.) в расстоянии 50–55 каб., на курсовом угле 90 градусов правого борта, следовавших курсом 180 градусов прямо на СКР “Туман”. Последний отвернул влево, увеличив ход, с расчетом отойти под прикрытие своих береговых батарей. На СКР была сыграна боевая тревога и в
4 часа 35 минут дано донесение в адрес РТС Полярное на волне дозорных кораблей; по флоту не было сделано донесение.
Эсминцы противника шли строем уступа; сближение их с СКР первоначально было медленным, но с отходом СКР “Туман” к берегу они увеличили ход, стремясь сблизиться на малую дистанцию. В
4 часа 30 минут с дистанции 25 каб. эсминцы открыли огонь из шести орудий (по два с каждого корабля). Первый залп был перелетным; им были перебиты антенны, СКР “Туман” описал координат вправо и поставил дымовую завесу из 10 МДШ для прикрытия своего отхода. Тем не менее второй залп попал в корпус СКР, третий — в корму СКР, перебил штуртрос и вызвал пожар. Со второго залпа противник перешел на поражение. Последующими залпами была снесена дымовая труба, имелись попадания в мостик, рулевую рубку и полубак. СКР потерял управление, его ход стал постепенно уменьшаться. Личный состав вел борьбу за живучесть корабля.
В 5 часов 6 минут два МБР-2 поднялись с аэродрома Грязное для наблюдения за эсминцами противника. В 5 часов 8 минут батарея № 11 (четыре
180-мм орудия) на мысу Сеть-Наволок с дистанции
115—160 каб. открыла огонь по кораблям противника.
К 5 часам 15 минутам СКР “Туман” получил
11 прямых попаданий из 10 шестиорудийных залпов, выпущенных эсминцами, и имел крен в 15 градусов на правый борт. Был убит химик, управляющий постановкой дымзавесы.
Между 5 часами 16 минутами и 5 часами 20 минутами эсминцы под артиллерийским огнем батареи
№ 7, которая вела по ним огонь с дистанции
108—120 кабельтовых, начали отход на норд-ост и закрылись дымовой завесой.
В 5 часов 30 минут с СКР “Туман” были спущены шлюпки и на них посажен личный состав; СКР начал быстро крениться на правый борт и в 5 часов 50 минут затонул по пеленгу 334 градуса на дистанции
150 кабельтов от поста Кильдин-вест. Из 52 человек экипажа спаслись на двух шлюпках 37 человек».

Так погиб сторожевой корабль «Туман». Ошибки командования были признаны и объявлены в приказе командующего флотом № 00434 от 26 августа 1941 г. Но тогда о приказе знали немногие. Североморцы читали о бое в листовках и газетах, где в красках описывали подвиг и то, как с гордо реющим флагом корабль погиб, незапятнав чести флота. Но по существу никакого боя и не было. Немецкие эсминцы буквально расстреливали советский корабль «Туман», который в ответ не произвел ни одного выстрела: сначала не позволяла дистанция, затем противник уничтожил кормовую пушку, а носовая была закрыта надстройками.
Теперь о причинах гибели «Тумана». От обнаружения немецкого самолета-разведчика и до первого выстрела прошли 1 час и 29 минут. Однако по совершенно непонятным причинам готовность сил повышена не была. К этому времени о немецкой тактике уже знали: если появлялся самолет-разведчик, то через некоторое время следует ожидать либо налета его авиации, либо набега надводных кораблей. 20 июля, действуя по такой же схеме, немецкая авиация в Екатерининской гавани потопила новейший эскадренный миноносец «Стремительный». Удивляет то, что в 3 часа 1 минуту с «Тумана» дали сигнал по флоту, сообщая об обнаружении немецкого самолета, но ни кто не прореагировал. А когда в зоне огня береговых батарей немецкие эсминцы расстреливали слабо вооруженный сторожевой корабль («Туман» имел 2 орудия 45мм калибра), они словно завороженные молчали: не решались открывать огонь без приказания. Во время боя шли переговоры с командными пунктами Мурманского укрепленного района и штаба флота. Когда же разрешили открыть огонь, эсминцы, сделав свое дело, под прикрытием дымовых завес стали отходить. Батарея № 11 успела сделать 6 залпов (снаряды легли с недолетом), а батарея № 7 — всего 3. Командование флотом попыталось нанести удар по отходящему противнику с помощью авиации. Но из-за малого числа самолетов (2 Пе-2 и 5 СБ) и большой высоты бомбометания (2000 м) только одна 250-килограммовая бомба упала на концевой корабль. Повреждение получил эсминец «Рихард Байтцен»: бомба попала в машинное отделение и он на время потерял ход. Самолеты следующей группы (2 Пе-2) не смогли обнаружить противника из-за тумана. Впоследствии поврежденный немецкий корабль был отправлен в Киль на ремонт и вошел в строй только в январе 1942 г.
28 апреля 1965 г. командующий Северным флотом адмирал С. М. Лобов подписал приказ № 103, в котором место гибели «Тумана» объявил координатами боевой славы… При прохождении этого места все корабли приспускают флаг, отдавая почести мужеству личного состава сторожевого корабля «Туман».


Доценко В. Д.Мифы и легенды Российского флота. Изд. 3-е, испр. и доп. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон»,2002 (Серия «Популярная энциклопедия»).

СКР-12 "Туман" (РТ-10 Лебедка)

СообщениеДобавлено: 17 Декабрь 2020 20:52
fisch1
 001.jpg
Тихомиров В.В. Подвиг "Тумана" : [Повесть] / [Ил.: В. М. Лыков]. - Москва : Воениздат, 1960. - 111 с. : ил.; 18 см. - (Б-ка солдата и матроса).

В начале Великой Отечественной войны в состав Северного
флота вошел маленький сторожевой корабль «Туман», переделанный
из рыболовного траулера. Вооруженный двумя малыми пушками,
корабль нес дозорную службу по охране советских берегов,
участвовал в высадке наших десантов на побережье врага, отражал
налеты фашистской авиации. Экипаж корабля состоял из людей смелых,
спаянных крепкой флотской дружбой, беззаветно любящих, свою
великую Родину, свой народ, свой корабль. В неравном бою против
трех гитлеровских эскадренных миноносцев экипаж «Тумана» показал
изумительные образцы доблести, несгибаемой стойкости и воли
к победе. Подвиг мужественных моряков золотыми буквами вписан
в историческую летопись нашего славного Военно-Морского Флота.
Повесть о людях героического корабля — правдивое, запоминающееся
произведение о советских военных моряках.
Автор книги Вениамин Васильевич Тихомиров в прошлом —
морской офицер. В годы Великой Отечественной войны служил на
Северном флоте. В настоящее время — журналист.


Содержание
Легенда или б ы л ь ? ............................................. 3
«Туман» вступает в строй боевых кораблей.................. 6
Ты достоин звания коммуниста ................................ 24
«После боя сердце просит музыки вдвойне»...................37
Благодарю моряков за огонек !................................... 42
Новый боевой п р и к а з ................................ 34
Следовать прежним к у р с о м !.........................61
Держаться до последней возможности ............... 74
«Гордо реет на мачте флаг Отчизны родной»........ 86
Прощай, «Т ум ан » !...................... 94
Пройдем дорогами героев ................ 99
Вахту отцов несут сыновья



Тихомиров В.Подвиг Тумана.pdf [1.53 МБ Скачиваний: 166]

СКР-12 "Туман" (РТ-10 Лебедка)

СообщениеДобавлено: 12 Январь 2022 13:58
ББК-10
Бой и гибель сторожевика "Туман"
© Е.Ю. Кобчиков, 1993
В 1936 году экипаж траулера, возглавляемый капитаном Н. Е. Скорняковым, выступил инициатором передовых методов лова на Мурмане. Выйдя на промысел 11 января, моряки "Лебедки" за 20 суток выловили 3470 центнеров рыбы, выполнив четыре плановых задания.


Полярная Правда, 1936, №9, 11 января

 Полярная Правда, 1936, №9, 11 января РТ-10 ЛЕБЕДКА фото экипажа.jpg
Команда РТ-10 «Лебедка» перед уходом в стахановский рейс. Первый ряд (слева направо): штурман Антуфьев, Ионин, матросы Клевцов и Монахов, капитан Скорняков, первый штурман Карпенко. Второй ряд (слева направо): засольщик Краснов, помтралмейстера Попов, кочегар Федосеев, боцман Кручина, салогрей Сорокин, второй штурман Бурмакин, матросы Машков, Леонтьев и Стапчук. Третий ряд (слева направо): второй механик Бубнов, практикант, машинист Елец, матросы Киселев и Гребнев, радист Белянкин, тралмейстер Чухчин, рыбмастер Мылов, засольщик Михайлов, матрос Голованов. Четвертый ряд (слева направо): третий механик Лернер, старший механик Корчагин, слесарь Лобанов, утилизатор Гречанюк, засольщик Лапенко, помощник тралмейстера Машко, старший клипфискник Кузнецов, клипфискник Роженков, матрос Кожин.