ТКА-21, торпедный катер

Списки личного состава, документы, описания судов и кораблей.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

ТКА-21, торпедный катер

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Май 2012 20:21

© Великая Отечественная. День за днём // Морской сборник. - 1993. - № 5. – С.17-25.

12 мая 1943 года
На севере. В Варангерфьорд вышла пл М-122, а Щ-403, М-104 и М-105 возвратились из боевых походов. Противник вёл воздушную разведку и атаковывал наши дозорные корабли, потопив у Цып-Наволока скр № 31 и тка № 21. Самолёты СФ в 118 вылетах прикрывали главную базу и аэродромы, вели разведку.

 ТКА-21 КПМурм_обл_т2.jpg
ТКА-21 — потоплен немецкой авиацией 12.05.1943 в районе Цып-Наволока; погиб 1 член экипажа, других сведений нет.
Книга Памяти Мурманской области. Том 2 стр.246.

ТКА № 21 (до 8.05.1943 г. РТ.89)
Торпедный катер. Тип А-2 «Хиггинс»
Получен СССР от США в счет поставок по ленд-лизу.
Построен в 1942 г. на верфи «Хиггинс Индастри» в Нью-Орлеане. В марте 1943 г. доставлен морским путем в Мурманск. 6.04.1943 г. включен в состав СФ. 12.05.1943 г. потоплен немецкой авиацией в районе м. Цып-Наволок при оказании помощи поврежденному СКР-31.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

ТКА-21, торпедный катер

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Май 2012 20:22

Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы.
Вып.2 -М.,Наука,1994.-256 с.

© Н.П. Филипенко. КАТЕРА ПРОТИВ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

Тихое, с редкими, словно обрывки ваты, облачками, солнечное утро 12 мая 1943 г. настроило катерников Краснознаменного дивизиона на неторопливую работу по уходу за вооружением и механизмами. За последние двое суток на это совершенно не было времени. Конвои транспортов и подводных лодок-малюток вокруг Рыбачьего в Пумманки и обратно отняли много сил у экипажей катеров. Приходилось ежеминутно быть готовыми к отражению налетов прямо-таки свирепствовавших ныне немецких истребителей. Людям хотелось отдохнуть у борта гостеприимной плавбазы.
Спокойствие на катерах и в бухте нарушила тревога, прозвучавшая на дивизионе в 10.20. Катерам - № 122 и нашему - "сто тридцать шестому" было приказано выйти к Цып-Наволоку на спасение команды сторожевика № 31. Он находился в дозоре первой линии и был поражен бомбами с вражеских самолетов. Я, как всегда по боевой тревоге, стоял в расчете носовой пушки. Мы еще не дошли до сторожевика, как сигнальщик Николай Дейнего доложил командиру, старшему лейтенанту Ивану Штанько, что нас догоняет торпедный катер типа "хиггинс".
Надо сказать, что первые два американской постройки катера типа "Хиггинс" - № 21 и № 22 ("Patrol torpedo boats" серии 86A) к нам на дивизион поступили 6 апреля. Они были доставлены на судах очередного каравана, прибывшего в Кольский залив. Вооружение каждого катера состояло из четырех 18-дюймовых (457-миллиметровых) трубчатых торпедных аппаратов, нескольких глубинных бомб, четырех спаренных пулеметов на двух турельных установках и двух автоматических пушек "эрликон". Пушки были удобны при стрельбе по быстро перемещающейся цели. Комендоры моментально могли развернуть их в нужном направлении, дать любой угол возвышения. Визирный прицел облегчал поиск цели, не боялся соленой воды. И самое важное - комендоры были защищены бронещитками. Все это много значило в бою с авиацией.
На катерах стояли двигатели фирмы Паккард, имевшие максимальную мощность около 1350 лошадиных сил каждый. Мотористы долго осваивали их, изучали недостатки. На разных режимах двигатели работали строго определенное время из-за ненадежных серебряных подшипников, выходивших из строя при большой нагрузке и резких переменах ходов. Всестороннюю и тщательную проверку катерам проводили на ходу, в море. И вот сегодня, создавая выхлопом моторов слишком много шума, широкие, утюгообразные, высоко задрав нос, на котором еще оставался старый номер и буквы РТ, оба катера вышли на очередные испытания. Торпед в аппараты не заряжали - шли налегке.
Имея скорость в 40 узлов, "хиггинс-21" почти нагнал нас и тут же развернулся на обратный курс. Стал догонять уходивший в Кольский залив торпедный катер № 22. Когда они удалились от нашего "сто тридцать шестого" мили на три-четыре, мы увидели, что над ними в 11.45 пролетели два истребителя. Комендоры торпедных катеров почему-то не стреляли по неопознанным самолетам. Видимо, посчитали их за свои.
А пилоты истребителей "фокке-вульф-190" (мы-то их сразу определили) воспользовались таким благодушием неопытных экипажей, развернулись и атаковали концевой ТКА-21. Проскочив над катерами на небольшой высоте, снова вернулись и обстреляли их еще раз. Комендоры ТКА-22 старшего лейтенанта Никитина наконец-то дружным огнем из "эрликонов" и пулеметов сбили один "фокке-вульф". Между тем поврежденный ТКА-21 потерял ход, и его комендоры опять молчали.
Увидев такое, командир нашего "сто тридцать шестого" старший лейтенант Штанько доложил на головной катер командиру отряда капитан-лейтенанту Демидову о несчастье с ТКА-21. Получив приказание идти на помощь, он поспешил к уже горевшему "хиггинсу". Катер № 22 продолжал движение к месту гибели СКР-31. Как после рассказывали парни, им удалось поднять из воды 13 живых и 24 мертвых моряка...
Минут через 8-10 наш "сто тридцать шестой" и ТКА-22 почти одновременно подошли к терпящему бедствие. Высадили на него людей с минимаксами и в противогазах. Они спустились в машинное отделение и повели борьбу с пожаром. По приказу командира носового расчета Александр Лазарев, Иван Гнасевич, Сергей Крупин и я в течение нескольких минут перенесли раненых и убитых к себе на палубу. Кому требовалось - оказали первую помощь. Невредимыми на "хиггенсе" оказались только командир его и матрос-пулеметчик и тот в шоковом состоянии. Его мы с трудом вытащили из пулеметной башни. Как оказалось, он впервые вышел в море и сразу попал в такую переделку. Кстати, команды этих торпедных катеров в основном укомплектовали молодежью, присланной из учебного отряда.
Совместными усилиями командам катеров удалось ликвидировать очаги пожара на "двадцать первом". Наш сигнальщик Николай Дейнего доложил, что вблизи проходит спасательный буксир. Старший лейтенант Штанько приказал капитану буксира Георгию Гальма буксировать ТКА в Порт-Владимир. Мы пошли рядом, охраняя их от возможного нападения врага, а ТКА-22 ушел на базу.
Прошло более часа нашего совместного спокойного движения, и вдруг из бензоотсека "хиггинса" вырвался столб пламени и черного дыма. Мы снова подошли к борту ТКА и высадили ту же группу моряков для тушения пожара. Они быстро справились с пламенем. Мы отошли от "хиггинса", и буксир продолжил движение. Но минут через 15 неожиданно прогремел взрыв, и весь охваченный пламенем ТКА-21 начал погружаться в воду. Вероятно, где-то внутри помещений огонь все же был ликвидирован не полностью, поскольку пожар тушили надев противогазы и в чаду могли не заметить, где притаился коварный огонек.
С погибающего катера в море бросились командир и матрос. Несмотря на то что мы их быстро подняли из воды, матрос был уже мертв. Команду погибшего ТКА-21 - живых и мертвых - мы доставили на базу.
Такая нелепая гибель "хиггинса-21" положила начало счету чувствительных для дивизиона потерь от стычек с немецкими истребителями Ме-109 и особенно ФВ-190, имевшими сильное вооружение. В течение года дивизион потерял еще три катера и семь были повреждены. Только после основательного ремонта они вошли в строй.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

ТКА-21, торпедный катер

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Май 2012 20:25

© Дмитрий Дёгтев, Михаил Зефиров, Николай Баженов.
Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев:
АСТ, АСТ Москва; Москва; 2008

Флот покидает позиции

Люфтваффе тем временем продолжало наносить удары по кораблям. 12 мая сторожевик старшего лейтенанта Ненайденко занимал позицию на линии дозора мыс Цыпнаволок – остров Кильдин. Это был бывший 1150-тонный рыболовный траулер Севгосрыбтреста, носивший до 20 июля 1941 г. наименование РТ-43 «Рыбец». Затем его мобилизовали, вооружили двумя 45-мм орудиями и двумя 7,62-мм пулеметами и включили в состав Северного флота.
И вот в 10.20 его атаковали шесть FW-190A из 14.(Jabo)/JG5, которых прикрывала «четверка» Bf-109G. Немецкие пилоты добились прямого попадания в его кормовую часть.
Сторожевик получил тяжелейшие повреждения и, несмотря на все усилия команды спасти его, вскоре затонул. При этом моряки до самого конца вели зенитный огонь из единственного уцелевшего после взрыва бомб 45-мм орудия.
Тем временем на помощь СКР-31 были направлены несколько кораблей. Первыми на место его гибели прибыли тральщик Т-888 и малый охотник МО-122. О том, что они там обнаружили, имеются противоречивые сведения. По одним данным, из 43 членов его команды удалось поднять на борт 13 раненых и 24 погибших, а по другим – лишь одного раненого моряка.
В 10.47 на помощь поврежденному сторожевику, который, как полагало командование Северного флота, еще должен был держаться на плаву, из Кольского залива вышел торпедный катер ТКА-21 лейтенанта И. Г. Строева. Это был первый из 52 катеров типа А-2, построенных американской фирмой «Хиггинс Индастриз» и в течение 1943–1945 гг. переданных в рамках ленд-лиза Советскому Союзу. В марте два катера, имевших американские обозначения РТ-89 и РТ-86, были доставлены в Мурманск. Уже 6 апреля их включили в состав Северного флота и затем 8 мая соответственно переименовали в ТКА-22 и ТКА-21.
Команды катеров были укомплектованы молодежью, присланной из учебного отряда и не имевшей боевого опыта. Да и сами «Хиггинсы» были новинкой, которую советские моряки еще только начинали по-настоящему осваивать. Однако командование, видимо, полагало, что уже прошло достаточно времени и что их пора использовать в серьезном деле.
В 12.05, когда ТКА-21 уже находился в районе Цыпнаволока, его атаковала пара FW-190A. Несмотря на то что он имел сильное зенитное вооружение – два 20-мм автомата «Эрликон» и два спаренных 12,7-мм пулемета «Кольт-Браунинг» на турельных установках с бронещитками, – команда так и не открыла огонь. Вероятно, неопытный экипаж принял приближавшиеся самолеты за свои. Катер получил серию попаданий, на нем вышел из строя средний двигатель и начался сильный пожар. Большая часть его экипажа из одиннадцати человек получила ранения.
Пламя удалось сбить. Но затем последовала повторная атака «Фокке-Вульфов», в ходе которой были повреждены и два оставшихся двигателя. Они заглохли, а на катере снова вспыхнул пожар. Тут надо пояснить, что «Хиггинсы» имели три бензиновых двигателя фирмы «Паккард» мощностью 4050 л.с.
Теперь уже пришлось направлять помощь и самому ТКА-21. Приблизительно через десять минут к нему вплотную подошли катер МО-136 старшего лейтенанта И. Штанько и уже упоминавшийся выше однотипный ТКА-22. Моряки с них, надев противогазы, перебрались на поврежденный катер и начали тушить огонь. Справившись с пожаром, они перенесли на малый охотник раненых и тела убитых. Оказалось, что на торпедном катере невредимыми остались только его командир лейтенант Строев и матрос-пулеметчик. При этом последний находился в шоковом состоянии, и его с большим трудом извлекли из турельной установки.
Еще через некоторое время прибыл буксир № 21. Он повел поврежденный ТКА-21 в ближайший порт, которым был Порт-Владимир. Катер МО-136 остался сопровождать его, а ТКА-22 ушел обратно в базу. Прошло два часа после начала буксировки, когда из бензобака безжизненного катера неожиданно вырвался столб пламени и черного дыма.
Группа моряков, высаженная с малого охотника, снова сбила огонь. Минуло еще пятнадцать минут, и на борту «Хиггинса» прогремел сильный взрыв. Охваченный пламенем катер быстро ушел под воду. С него успели спрыгнуть в воду два человека: командир катера и один из матросов, которого спасти так и не удалось. Причина взрыва на борту ТКА-21, вероятно, была в том, что пожар все же не удалось потушить и произошло воспламенение скопившихся паров бензина.
Потопление немецкими самолетами в течение 12 мая 1943 г. сразу двух кораблей, включая новый торпедный катер с сильным зенитным вооружением, заставило командование Северного флота существенно изменить тактику своих действий. ...
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Симонов Михаил Андреевич, техник-лейтенант

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Май 2012 20:37

 к53-Симонов Михаил Андреевич.jpg
 к53-2-Симонов Михаил Андреевич.jpg
Номер записи 76218145
Фамилия Симонов
Имя Михаил
Отчество Андреевич
Дата рождения __.__.1912
Место рождения г. Ревель
Последнее место службы СФ, отряд ТИК
Воинское звание техник-лейтенант
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 12.05.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пономарев Иван Карпович, к-фл, уч.комендор

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Май 2012 20:40

 к54-Пономарев Иван Карпович, ТК-89.jpg
Номер записи 75650419
Фамилия Пономарев
Имя Иван
Отчество Карпович
Дата рождения __.__.1924
Место рождения Кировская обл., Котельничский р-н
Место призыва Котельничский РВК, Кировская обл., Котельничский р-н
Последнее место службы СФ, ТК-89
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия убит
Дата выбытия 12.05.1943
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

ТКА-21, торпедный катер

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Май 2012 20:45

ЦВМА Ф.4750 оп.2 д.64 лл.122,126

 4750-0000002-0064-00000228.jpg
 4750-0000002-0064-00000235.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

ТКА-21, торпедный катер

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Май 2012 20:48

ЦВМА Ф.4038 оп.54 д.13 л.24(25?)

 4038-0000054-0013-00000028.jpg
 4038-0000054-0013-00000037.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

ТКА-21, торпедный катер

Сообщение Polarstern » 15 Май 2012 20:51

Сообщение от Lashmivar » 28 ноя 2011, 22:33

Если не ошибаюсь, это был данного типа:

http://en.wikipedia.org/wiki/PT_boat

Изображение Изображение

Подобным катером командовал Джон Кеннеди, его катер тоже был потоплен:

http://en.wikipedia.org/wiki/Motor_Torpedo_Boat_PT-109
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 777
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Сент-Джонс, Ньюфаундленд


Вернуться в Потери кораблей и судов в Арктике во время Великой Отечественной Войны 1941-1945



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [bot] и гости: 11

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения