«Разъяренный», эскадренный миноносец

Списки личного состава, документы, описания судов и кораблей.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Федоров Алексей Васильевич, краснофлотец

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Апрель 2012 11:04

 145-Федоров Алексей Васильевич.jpg
Номер записи 76257797
Фамилия Федоров
Имя Алексей
Отчество Васильевич
Дата рождения __.__.1924
Место рождения Вологодская обл., Борисово-Судский р-н
Место призыва Борисово-Судский РВК
Последнее место службы СФ, э/м "Разъяренный"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 20.01.1945
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Дзюбенко Дмитрий Яковлевич, ст. краснофлотец

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Апрель 2012 11:06

 124-Дзюбенко Дмитрий Яковлевич.jpg
Номер записи 75761709
Фамилия Дзюбенко
Имя Дмитрий
Отчество Яковлевич
Дата рождения __.__.1921
Место рождения Украинская ССР, Винницкая обл., Немировский р-н
Место призыва Свердловский РВК, Ленинградская обл., г. Ленинград, Свердловский р-н
Последнее место службы СФ, ЭМ "Разъяренный"
Воинское звание ст. краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 20.01.1945
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Нелаев Анатолий Иванович, краснофлотец

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Апрель 2012 11:07

 135-Нелаев Анатолий Иванович.jpg
Номер записи 76173078
Фамилия Нелаев
Имя Анатолий
Отчество Иванович
Дата рождения __.__.1920
Место рождения Вологодская обл., г. Великий Устюг
Место призыва Велико-Устюгский РВК
Последнее место службы ЧФ, э/м "Разъяренный"
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 20.01.1945
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Суржин Никита Борисович, ст. краснофлотец

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Апрель 2012 11:09

 154-Суржин Никита Борисович.jpg
Номер записи 76236483
Фамилия Суржин
Имя Никита
Отчество Борисович
Дата рождения __.__.1920
Место рождения Московская обл., Боровский р-н
Место призыва Сокольнический РВК
Последнее место службы СФ, э/м "Разьяренный"
Воинское звание ст. краснофлотец
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 20.01.1945
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск


«Разъяренный», эскадренный миноносец

Сообщение dimas_p » 09 Ноябрь 2014 16:46

А.Чернышёв. ТОРПЕДИРОВАНИЕ ЭСМИНЦА «РАЗЪЯРЁННЫЙ» «Морской сборник» № 9 2009 год.

Во время Великой Отечественной войны самыми многочисленными эскадренными миноносцами советского флота были корабли проектов 7 и 7У — так называемые «семерки». Об их создании достаточно написано, в том числе на страницах «Морского сборника» (см. МС, 2008, № 6 ). В боях с противником на трех театрах (Севере, Балтике и Черном море) участвовали 36 «семерок». При этом они понесли большие потери — 19 эсминцев погибли. Основной причиной потерь были авиация (8 единиц) и мины (10 единиц) противника.
Одним из назначений эсминцев была борьба с подводными лодками противника, охрана конвоев. Основная тяжесть борьбы с подводным противником легла на североморские эсминцы, на Балтике и Черном море подводные лодки врага не проявляли активности, особенно в первый период войны. Тем не менее, в числе «жертв» немецких подводников была единственная «семерка» — «Разъяренный».
«Разъярённый» (пр.7) был заложен 15.9.1936 г. на стапеле судостроительного завода № 198 им. А.Марти в Николаеве, его заводской № 326. Первоначально он назывался «Передовой». Летом 1937 г. секции корпуса и механизмы корабля были отправлены по железной дороге на Дальний Восток. 17.9.1937 г. эсминец был перезаложен на заводе № 199 в Комсомольске-на-Амуре. 25.9.1940 г. он был переименован в «Развитой», а 16.5.1941 г. уже перед самым спуском на воду ему присвоили новое название «Разъярённый». 22.5 1941 он был спущен на воду (выведен из строительного дока). 14.12.1941 г. корабль вступил в строй, на корабле поднят Военно-морской флаг и он вошел в состав Тихоокеанского флота.
15 июля 1942 г. в составе экспедиции особого назначения «ЭОН-18» с лидером «Баку» и эсминцем «Разумный», «Разъярённый», под командованием капитан-лейтенанта Н.И.Никольского вышел из Владивостока и по Северному морскому пути направился на запад. На переходе, в бухте Провидения эсминец 30 июля коснулся винтами грунта, погнул правый вал и в дальнейшем шел под одним винтом. 14 октября 1942 г. корабли прибыли в г. Полярный и вошли в состав Северного флота. «Разъярённый» поставили в плавдок, к середине декабря все повреждения были исправлены и 25 декабря 1942 г. корабль вышел на первую боевую операцию.
8 января 1943 г. в Кольском заливе у эсминца, шедшего 24-узловой скоростью, вышло из строя рулевое управление и он выскочил на камни острова Сальный. У корабля была повреждена носовая часть до 44 шп. Эсминец вновь встал на ремонт, который завершился 25 июня 1943 г.
«Разъярённый» участвовал в защите внутренних и внешних коммуникаций (до 8 января 1945 г. провел 41 конвой), поиске кораблей и судов противника и артиллерийском обстреле порта Вардё 26 октября 1944 г.
В 1945 г. «Разъярённый» входил в состав 1 -го дивизиона эсминцев эскадры СФ, имел бортовой № 09. С 12 по 19 января 1945 г. корабль прошел ППР, на нем было проведено щелочение главных котлов и переборка механизмов.
В январе 1945 г. «Разъярённый» имел следующие тактико-технические характеристики:
длина — 112,5 м, ширина — 10,2 м, осадка — 4,1 м. водоизмеще¬ние: стандартное — 1855 т, нор¬мальное — 1995 т, полное 2455 т. Вооружение: артиллерийское — четыре 130-мм орудия Б-13, два 76,2-мм орудия 34-К, четыре 37-мм автомата 70-К, четыре 12,7-мм пулемета ДШК. Радиолокационная станция SF-1, дально¬меры ДМ-4 — 2, ДМ-3 — 1, ВМЦ-2 —2.
Минно-торпедное: два трехтрубных 533,4-мм торпедных аппарата, боекомплект 6 торпед. Мог принять 48 мин КБ. Противолодочное: два бомбомета Б-1, два бомбосбрасывателя, 39 больших глубинных бомб и 27 — малых. Гидроакустическая станция «Дракон» (128 с).
Скорость хода максимальная — 37,0 уз, крейсерская — 24,42 уз, экономическая — 18,86 уз. Дальность плавания экономическим ходом — 2673 мили.
Экипаж состоял из 16 офицеров, 57 старшин и 175 рядовых. На последнем этапе войны деятельность немецкой авиации и надводных кораблей Кригсмарине в Заполярье заметно ослабли. Однако немецкие подводные лодки продолжали действовать на коммуникациях до мая 1945 г. и даже после капитуляции Германии. В связи с потерей военно-морских баз во Франции, Бельгии, Нидерландах и в самой Германии немецкое командование в 1944 — 1945 гг. перевело в базы Норвегии около 100 подводных лодок, в том числе до 37 — в северо-западные базы страны (Тронхейм, Тромсё и др.).
В 1945 г. особенно возросла активность подводных лодок у побережья Кольского полуострова. Здесь одновременно находились 3 — 4 лодки, а в период перехода союзных конвоев - до 10-12. К этому времени лодки были вооружены совершенной гидроакустической и радиолокационной аппаратурой, акустическими торпедами и имели устройство «шнорхель», позволявшее идти под дизелями в подводном положении.
В связи с активизацией деятельности вражеских подводных лодок на наших коммуникациях, связывающих Кольский залив с Печенгой, Иоканьгой и Белым морем, с декабря 1944 г. применялся новый тактический прием — контрольный поиск подводных лодок на пути конвоев группами по 2-3 эсминца в двадцатимильной зоне от береговой черты. Усиливалось непосредственное охранение конвоев. На 2-3 транспорта выделялось 15-18 боевых кораблей.
После освобождения портов Печенга и Киркинес в ноябре 1944 г. коммуникация Кольский залив — Варангер — фиорд сразу же приобрела важное значение. По ней проходила наибольшая часть снабжения 14 армии, Печенгской ВМБ, а также для Норвегии.
К 20 января 1945 г. был сформирован конвой КП-1 (Кольский залив — Печенга): два транспорта эсминец «Урицкий», два тральщика, пять больших охотников, четыре малых охотника, четыре торпедных катера, норвежские корвет и три тральщика.
Группе эсминцев в составе «Разъярённого» и «Разумного» была поставлена задача — предварительным поиском и уничтожением подводных лодок противника по маршруту следования конвоя КП-1 и непосредственным сопровождением обеспечить безопасность на переходе Кольский залив — Печен¬га, с последующим поиском подводных лодок от Вайда-губы до Йоканьги и обратно до Кольско¬го залива и обеспечения перехода конвоя ПК-1. Командиром группы эсминцев был назначен начальник отдела подводного плавания штаба СФ контр-адмирал В.П.Карпунин.
По плану встреча с КП-1 должна была произойти в 10.00 20 января в 30 каб от м. Цып-Наволок, откуда эсминцы должны были сопровождать конвой до района Айновых островов, а затем продолжать поиск согласно плану. Район поиска 25 миль от берега, строй фронта с расстоянием 10-15 каб, скорость 18 уз.
Приказ о подготовке к выходу командир «Разъярённого» капитан 3 ранга Г.П.Васильев получил 19 января в 14.15. Закончив к этому времени ППР, командир эсминца принял решение испытать механизмы на ходу, для чего в 16.45 отошел от причала № 2 в Ваенге и совершил 4 пробега на полном, среднем, малом и самом малом ходах. На корабле было проведено аварийное учение.
В 21.01 19 января на «Разъярённый» прибыл контр-адмирал В.П.Карпунин и вручил командиру боевое приказание. Был собран офицерский состав корабля и ему были объявлены боевая задача и маршрут похода. В 24.00 19 января корабль во всех отношениях был готов к походу. В 1.20 20 января эсминец снялся с якоря и направился в море, в кильватер ему вступил «Разумный». В 2.03 корабли прошли траверз острова Торос. 2.18 гидроакустическая станция «Дракон» по пеленгу 340° на рас¬стоянии 10 каб обнаружила подводную лодку. Была сыграна боевая тревога, «Разъярённый» вышел в атаку и в 2.23 в точке ш.69° 23,7" д. 23° 34" была сброшена большая серия глубинных бомб. Спустя шесть минут последовала повторная атака, сброшена вторая серия глубинных бомб. В 2.31 контакт был потерян, видимых результатов атаки не наблюдали.
В 2.34 корабли легли на ИК 345°, построились в строй фронта для поиска подводных лодок, скорость 18 уз. В 9.35 прямо по курсу на дистанции 35 каб радиолокатором был обнаружен неизвестный предмет, сыграли боевую тревогу. В 9.50 из носовых орудий произведен залп по силуэту, почти одновременно в нем был опознан мотобот.
В 10.43 эсминцы легли на курс 279° для соединения с конвоем. В 11.22 с левого борта обнаружены корабли и суда и в 11.50 эсминцы, уменьшив скорость до 16 уз, вступили в охранение конвоя КП-1. В 12.23 эсминец «Урицкий», находившийся от «Разъярённого» на расстоянии 54-55 каб. обнаружил подводную лодку и начал бомбометание.
В момент, предшествующий торпедированию, оба эсминца шли строем фронта со скоростью 16 уз. Расстояние до «Разумного», шедшего мористее на курсовом 85-90° правого борта 11 каб, до кораблей передового охранения конвоя КП-1 — 32-35 каб. Видимость более 10 миль, ветер зюйд-вест 4 балла, море 2 балла. Расстояние до берега 45-47 миль. Корабль находился в готовности № 2, на нем действовали: котлы №1,2, 3, ГТЗА 1 и 2 и испарители, турбо-динамо № 1 и 2, турбо-трюмно-пожарные насосы № 1 и 2. Системы и магистрали включены по боевому, включена группа сопел полного хода — 27, скорость 16 уз. На вахте по готовности № 2 находилась 1 -я смена.
В 12.55 раздался сильный взрыв в кормовой части, за ним с интервалом 0,5-1,0 сек еще два взрыва, значительно меньших по силе звука. По характеру взрыва можно было определить попадание акустической торпеды в кормовую часть и взрывы глубинных бомб. В момент взрыва кормовая часть корабля была подброшена вверх, корабль накренился на правый борт 6-7°, полубак вошел в воду, затем корабль стал в прежнее положение — крен 0°. Кормовая оконечность начала медленно погружаться в воду.
Ни перископа, ни следа торпеды наблюдатели не обнаружили. Как позже выяснилось, это была самонаводящаяся акустическая торпеда, выпущенная подводной лодкой U — 293.
С ГКП командир увидел столб воды, поднявшийся высоко над грот-мачтой и бесформенные предметы, летящие в воздух. Вскоре всех находящихся на ГКП обдало водой, перемешан¬ной с мазутом. Корабль продол¬жал по инерции идти вперед, медленно циркулируя влево (в момент взрыва происходил поворот с курса 330° и руль был заклинен в положении 5° влево). Медленно стал ощущаться дифферент на корму. На поверхности за кормой горели какие-то предметы.
По левому шкафуту, согнувшись и на четвереньках, ползли краснофлотцы и старшины, обливаемые мазутом с водой. Из трубы показалось густое облако белого дыма. 3-е орудие оказалось развернутым на левый борт. Что творилось на корме, разобрать было невозможно — светло-жёлтая дымка двигалась с юта, застилая остальную часть корабля, только видно, как отдельные фигуры краснофлотцев выбегают из нее.
Через минуту после взрыва последовали первые приказания командира эсминца: командиру БЧ-5 капитан-лейтенанту Розенштейну — осмотреть повреждения и доложить, командиру БЧ-2 капитан-лейтенанту Королькову — обстрелять ныряющими снарядами траверзные курсовые углы. Для выяснения обстановки на ют направился старпом капитан 3 ранга Бутырев.
В свою очередь командир БЧ-5 приказал командиру машинно-котельной группы лейтенанту Цветкову с краснофлотцами взять подпоры на рострах, идти в кормовое машинное отделение и ставить подпоры на переборке 159 шп., командиру кормовой аварийной партии мичману Зеленину выяснить обстановку в кормовой части корабля и доложить, командиру носовой аварийной партии мичману Митрофанову и старшине котельной группы мичману Куренному — действовать по обстановке. Командиру электро-моторной группы инженер-лейтенанту Барщевскому — запустить дизель-динамо № 5 и дать питание в корму.
После взрыва образовались очаги пожара в 4 и 5 кубриках и на верхней палубе в местах взрыва. Горел мазут, плававший на поверхности. Горели матрасы в кубриках. Верхняя палуба была заражена дымообразующей смесью С-4, концентрация которой уменьшалась от кормы в нос. Баллоны, находившиеся в химическом отсеке (218-222 шп.) и разорванные при торпедировании, явились источником заражения. Клубы ядовитой смеси заволокли корабль, затруднив первые минуты ориентировку и определение создавшегося на корабле положения.
Личный состав аварийной партии проявил большую инициативу и самоотверженность в борьбе с очагами пожаров и смесью С-4. Пожар вскоре был погашен, сбиты очаги смеси С-4.
В 13.00 передана радиограмма на «Разумный»: «Я торпедирован». «Разумный» резко увеличил ход, вступил в охранение аварийного корабля, производя контрольное бомбометание. В течение 7-10 мин в охранении «Разъярённого» находился только «Разумный». Из катеров первой подошла группа командира ОВРа Печенгской ВМБ, вслед за ними подошли катера головной группы охранения конвоя КП-1.
В 13.02 носовая батарея глав¬ного калибра открыла огонь ныряющими снарядами по площади, не контролируемой катерами охранения. Дистанция стрельбы от 4 до 15 каб., КУ от 15 до 170° правого и левого борта. Стрельба велась с перерывами до 15.30, всего израсходовано 86 выстрелов.
В 13.07 командир БЧ-5 доложил на ГКП: «Повреждения кормовой части корабля. Пожар и дым в кормовой части сбит, принимаю меры по подкреплению переборок на 159-173 шп.». Через 10 минут он уточнил: «Оторвана кормовая часть корабля и повреждена по 173 шп. Переборка 173 шп. цела. Дифферент на корму 1,5 м. Корабль устойчив, механизмы работают нормально, МО и КО — сухие, корабль на воде держится хорошо».
Командир конвоя в 13.15 запросил по радио: «Какая нужна помощь», ответили: «Нужна буксировка». В 13.20 по радио сообщили, что для буксировки подойдет тральщик Т-117 (типа AM). Одновременно командир корабля приказал командиру БЧ-5: «Основное — удержать корабль на плаву, не допускать проникновения воды в соседние отсеки, докладывать через каждые 15 минут».
Подошедшие катера вступили в охранение. Один из них имел контакт с подводной лодкой противника и бомбил ее. Остальные катера производили контрольное бомбометание.
Спустя 10 мин после торпедирования в кают-компании был развернут медпункт, вскоре стали поступать раненые и обожженные. Не хватало боевых санитаров, на ют был отправлен заместитель командира по политчасти, который руководил доставкой раненых в кают-компанию. Все медикаменты и инструменты были перенесены в кают-компанию т.к. лазарет получил значительные разрушения. Одновременно готовились каюты офицеров для размещения тяжело раненные. Тяжелые ожоги и отравления получили краснофлотцы в период выхода из кубриков № 4 и 5 через разбитую переборку 185 шп. и разрушенную верхнюю палубу над 5-м кубриком в тот момент, когда на палубе горела дымсмесь С-4 с мазутом.
13.27 старшина команды торпедистов доложил, что слышит стоны в помещении кубрика № 5. Для спасения личного состава, остававшегося в кубрике и выброшенного при взрыве из 4 и 5 кубриков спустили шлюпку. Эвакуация раненых продолжалась до 14.00. В результате в кают-компанию доставлено 21 тяжело- и легкораненых. После торпедирования на поверхности воды было замечено несколько краснофлотцев, но т.к. катера охранения производили бомбометание и имели контакт с подводной лодкой, никто из них не занимался спасением людей, хотя у некоторых катеров была к тому полная возможность. Через полчаса после взрыва некоторые катера направились к месту где плавали люди, но никого не обнаружили.
Краснофлотцы, старшины и офицеры при торпедировании проявили высокую организованность, исключительно грамотную инициативу и мужество в борьбе за непотопляемость, живучесть корабля и оказания помощи пострадавшим на боевых постах. Действия л/с и офицеров были такими же решительными и верными, как в период корабельных учений и артиллерийских стрельб в дни боевой подготовки.
Через 35 мин после взрыва, в 13.30 к левому борту подошел тральщик Т-117 для буксировки, на него подан буксир — заведена левая якорь-цепь. В 13.51 началась буксировка аварийного корабля. В охранении находились катера большие охотники БО — 223, 226, 217, 213, малые охотники МО — 429, 423, 433, 432, 424, торпедный катер ТКА-219, норвежский тральщик Т-388. Охрана корабля хотя не отличалась особой стройностью, о чем свидетельствовали частые приказания контр-адмирала В.П. Карпунина катерам точнее держать свои места, но за то охраняющих средств было вполне достаточно. Катера БО поочередно сбрасывали серии «сковывающих» бомб.
Тем временем конвой КП-1 продолжал движение по маршруту и в 20 часов 20 января прибыл в Линахамари.
В 14.04 Т-117 оборвал буксир и начал подходить вторично. В дальнейшем оборвались четыре буксира, в том числе якорь-цепь. Для буксировки пытались использовать норвежский тральщик Т-388. На нем никто не понимал ни русского ни английского языка, а также не было никаких буксировочных средств. Пришлось пересадить на него командира БЧ-3 и сигнальщика и использовать только как корабль охранения.
Средняя скорость буксировки составила 3,3 уз и заняла по времени 9 ч 20 мин. Четыре подхода тральщика к борту и замена якорь-цепей и тросов заняла 5 ч 45 мин — т.е. больше половины времени самой буксировки. За 6 ч 15 мин нахождения корабля в неуправляемом положении его сдрейфовало по румбу норд-вест на 55 каб.
21 января в 2.52 «Разъярённый» с охранением вошел в Петсамский залив и направился в Линахамари. В помощь Т-117 подошел буксир М-3. 4.30 аварийный эсминец ошвартовался правым бортом к плавмастерской № 106, на стенку заведено 6 стальных швартовов.
С 5.20 по 6.50 с корабля выгрузили раненых и убитых. Раненные первоначально были отправлены в медсанчасть 12-й бригады морской пехоты, а на второй день 6 тяжелораненых были отправлены в эвакогоспиталь 14-й армии в Петсамо. Вместе с оторванной кормовой частью корабли погибли 33 старшин и краснофлотцев. 2 трупа были найдены на палубе, которые взрывом были выброшены из 5-го кубрика. 2 человека от сильной контузии, ожогов и отравления скончались на корабле. 2 человека тяжелораненых умерли в медсанчасти и госпитале. Всего в результате торпедирования 39 человек погибли и 17 были ранены.
В 8.20 подошел водолазныйбот МВБ-15 и в 9.00 начались водолазные и электро-сварочные работы. После осмотра подводной части корабля водолазами были уточнены потери и повреждения корабля. Кормовой отсек корабля по 205 шп. с рулевой приводом, пером и баллером руля, был оторван и затонул. Верхняя палуба вместе с остатками 37-мм автомата была завернута на 4-е орудие. Кормовой шпиль со всем оборудованием выброшен за борт.
Корпус в районе от 173 шп. в корму имеет разрывы гофры, пробоины по наружной обшивке, палубам до переборки 185 шп., которая была разрушена.
Переборка 173 шп. имеет вмятину и разрыв, левый борт — разрыв и нарушение плотности в районе переборки. В районе 159-173 шп. палубы имели выпучины, гофры и надрывы. В различных районах корабля по всей его длине имеются гофры, надрывы, ослабление швов, заклепок.
Левый гребной вал имеет погибь вниз и в середину, левый винт цел. У правого винта срезана одна лопасть, сорван обтекатель, фланцы промежуточного и дейдвудного валов правого валопровода имели трещины, поврежден дейдвудный сальник. Валы, винты, кронштейны гребных валов перекрещены. Дейдвудные трубы валов сорваны, повреждены.
Повреждены системы затопления и осушения кормовой группы погребов (5, 6, 7), система паротушения в районе 173 шп. Магистрали: пожарная, нефтяная, парового отопления, насыщенного пара, питьевой и мытьевой воды. Полностью разрушена дымаппаратура № 2, химкладовая затоплена.
Леерное ограждение повреждено по всей длине корабля и частично сорвано. Носовой шпиль, размагничивающая обмотка системы ЛФТИ, машинный телеграф, осветительная арматура также были повреждены.
Выброшены за борт репитер гирокомпаса и магнитный компас, стоявшие в румпельном отделении. Путевой и главный компасы на носовом мостике вылетели из карданных подвесов и упали на палубу.
130-мм орудие № 4 — при боевой готовности № 2 было развернуто на КУ — 180°. Взрывной волной ствол орудия с люлькой и противооткатным устройством был вышиблен из цапф и упал на палубу между элеватором № 6 и основанием развернутый дульной частью на левый борт. Из опроса краснофлотцев и старшин оказалось, что бронированный щит массой 2 т, улетевший за борт, никем замечен не был. Приборы ПУС орудия выведены полностью из строя. Остальные части орудия требуют капитального ремонта.
37-мм автомат № 4 полностью выведен из строя. Части ствола и прицелы оказались выброшенными за борт, остатки автомата вместе с верхней палубой кормовой части загнуты на основание орудия № 4.
12,7-мм пулемет ДШК № 4, расположенный на кормовой надстройке, был сорван с основания, отброшен на кранец первых выстрелов, все части пулемета разбиты.
Деформировало шахту элеватора погреба № 6, вышла из строя подстанция элеватора.
На площадку трехметрового дальномера упала малая глубинная бомба, принесенная взрывной волной с юта. Ударом бомбы сломаны штурвалы вертикального и горизонтального наведения. От сотрясения нарушена оптическая система внутренней трубы — требуется ремонт.
Снесено за борт больших глубинных бомб — 31, малых — 16, инструментальные ящики для торпед, параванов, все принадлежности корабельной подрывной партии. Повреждена ось штурвала и привод муфты Дженни на первом торпедном аппарате.
Сорваны антенны приемника и передатчика «Бриз-М» и «Шквал», разрушена проводка внутрисудовой трансляции в машине и кормовой части. Вышли из строя РЛС SF-1 и ГАС «Дракон».
В тот же день в 12.40 на корабль прибыли командующий эскадрой СФ контр-адмирал В.А.Фокин и начальник политотдела эскадры капитан 1 ранга Н.П. Зарембо.
В связи с тем, что после торпедирования корабля три кубрика вышли из строя, четырехместная каюта офицерского состава, лазарет были загромождены подпорами и распорами, на корабле сложилась тяжелая обстановка с размещением экипажа. Рядовой и старшинский состав пришлось разместить в 1, 2 и 3 кубриках. Часть личного состава пришлось разместить в котельных и машинных отделениях, пока не
были подготовлены под жилье 4-й и 5-й погреба. Лазарет пришлось разместить в каюте помощника командира. Личный состав, получивший легкие ранения, разместили в Ленинской каюте. Офицерский состав пришлось поселить по три человека в каюте, а остальные офицеры устраивались на отдых в кают-компании. 23 января началась подготовка корабля к переводу в Мурманск на ремонт. С него выгрузили боезапас, заварили пробоины на палубе, откачали воду из погребов № 6 и 7, закрепили гребные валы. Ствол орудия № 4 снят и с помощью стрел подошедшего транспорта погружен на баржу. Все это время в работе находились 1 котел, 1 машина, турбодинамо, турбопожарный насос.
К 3 февраля корабль был подготовлен к походу. В 21.50 был объявлен аврал. Буксир М-3 и гидрографическое судно «Метель» отвели «Разъярённый» от плавмастерской, а в 22.38 был заведен буксир на эсминец «Урицкий», стоявший на якоре в бухте Линахамари. 4 февраля в 2.00 «Разъярённый», закончив все работы, стоял в 30 м за кормой Урицкого, держась за него 2-мя буксирными концами. К 4.00 сила ветра достигла 6 баллов, а в 5.08 налетел шквал от зюйд-оста силой до 9 баллов. Корабль начал дрейфовать, в 5.11 сыграли аварийную тревогу, а через 2 минуты на «Урицкий» дан семафор: «Дайте ход, нас дрейфует». Оба корабля дрейфовали на мыс Девкин, «Разъяренный» — лагом, «Урицкий» — кормой. «Урицкий» дал ход вперед, оборвав буксиры, при этом левый якорь утонул. «Разъярённый» разворачивало вправо до берега от кормы оставалось 30 м.
Ошвартованный с левого борта ГИСУ «Метель», работал машиной полным ходом, не давая корме эсминца выскочить на берег. Тем не менее в 5.22 он коснулся грунта правым бортом в районе 30-100 шп. К эсминцу подошел буксир М-3, ветер стал стихать. В 8.50 корабль был ошвартован к причалу № 5 правым бортом. Водолазный осмотр по казал отсутствие пробоин вмятин и разошедшихся швов.
В январе 1945 г. Северный флот от действий немецких подводных лодок потерял два эсминца. 16 января 1945 г. в районе острова Большой Олений погиб эсминец «Деятельный» (б. английский типа «Жгучий»), шедший в охранении конвоя КБ-1. Торпеда попала в корму корабля, корма затонула, а переборки старого корабля (постройки 1920 г.) не выдержали напора воды. 20 января торпедирован «Разъярённый», который удалось удержать на плаву и привести в Линахамари.
В связи с подводной опасностью и в целях сохранения ценных кораблей в конце января 1945 г. Наркомом ВМФ был запрещен выход эсминцев типа «Громкий» из Кольского залива.
От дальнейших попыток буксировки «Разъярённого» отказались и до июля он находился в Лиинахамари, ожидая благоприятной обстановки для буксировки в Кольский зал. 26 июля 1945 г. корабль был отбуксирован в Мурманск для аварийно-восстановительного ремонта.
В 1946 г. «Разъярённому» на СРЗ ГУСМП (ныне СРЗ-35) в Мурманске пристыковали кормовую часть от погибшего в 1941 г. однотипного эсминца «Стремительный». Корабль был вновь введен в строй.
17.2.1956 эсминец вывели из боевого состава и переклассифицировали в опытовое судно (ОС-4). 10.10.1957 г. ОС-4 было потоплено в губе Чёрная в Беринговом море у архипелага Новая Земля при обеспечении испытаний ядерного оружия. 1.3.1958 г. корабль был исключен из списков судов ВМФ.
dimas_p
 
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 07 Ноябрь 2014 08:15
Откуда: Кола

«Разъяренный», эскадренный миноносец

Сообщение SVF » 09 Ноябрь 2014 17:22

10.10.1957 г. ОС-4 было потоплено в губе Чёрная в Беринговом море у архипелага Новая Земля при обеспечении испытаний ядерного оружия.
Наверное, все таки в Баренцевом :)
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4475
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

«Разъяренный», эскадренный миноносец

Сообщение dimas_p » 11 Ноябрь 2014 10:24

SVF пишет:10.10.1957 г. ОС-4 было потоплено в губе Чёрная в Беринговом море у архипелага Новая Земля при обеспечении испытаний ядерного оружия.
Наверное, все таки в Баренцевом :)
:oops:
dimas_p
 
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 07 Ноябрь 2014 08:15
Откуда: Кола

«Разъяренный», эскадренный миноносец

Сообщение dimas_p » 11 Ноябрь 2014 10:26

п. Лиинахамари. Памятник восстановлен в 2009 году.

 Лиинахамари_кладбище_1.jpg
 Лиинахамари_кладбище_2.jpg
 Лиинахамари_кладбище_3.jpg
dimas_p
 
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 07 Ноябрь 2014 08:15
Откуда: Кола

«Разъяренный», эскадренный миноносец

Сообщение andrej » 24 Декабрь 2016 00:13

Добрый день! Может кто-нибудь подскажет, как найти любую информацию о моём дяде(крёстном отце), который был ранен в числе тех 17 человек? Корякин Андрей Сергеевич. У него был ожёг лица. Благодарен заранее. Эсминец "Разъярённый".
С уважением, Корякин Андрей Дмитриевич.
andrej
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 24 Декабрь 2016 00:01

«Разъяренный», эскадренный миноносец

Сообщение ББК-10 » 24 Декабрь 2016 08:58

andrej пишет:Добрый день! Может кто-нибудь подскажет, как найти любую информацию о моём дяде(крёстном отце), который был ранен в числе тех 17 человек? Корякин Андрей Сергеевич. У него был ожёг лица. Благодарен заранее. Эсминец "Разъярённый".
С уважением, Корякин Андрей Дмитриевич.

Здравствуйте, Андрей Дмитриевич!

Документы ВМФ с января 1941 г. хранятся в филиале Центрального архива Министерства обороны РФ (Архив ВМФ) по адресу: 188300, Ленинградская обл., г.Гатчина, пр. Екатеринвердерский, д.2; тел. 8 (81-371) 139-93.
https://rgavmf.ru/zakazy-i-zayavki
http://voenspez.ru/index.php?topic=400.0
http://forum.vgd.ru/190/8073/0.htm

Архив военно-медицинских документов
(Информация о всех раненных):
Военно-медицинский музей Министерства Обороны РФ (Минобороны России), АРХИВ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ ДОКУМЕНТОВ
191180 г. Санкт-Петербург, Лазаретный переулок, дом 2
тел. +7 (812) 315-73-28
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=1638.0
http://kavkaz-poisk.ru/spravotchniki/blanki-zaprosov-2

Сведения о наградах здесь:
http://podvignaroda.ru

По всей видимости, это Ваш дядя - Корякин Андрей Сергеевич 1913 г. р.:
 Карта наград - 0002.jpg
 Карта наград - 0001.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6196
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Разъяренный», эскадренный миноносец

Сообщение ББК-10 » 24 Декабрь 2016 11:03

Медаль Нахимова

Корякин Андрей Сергеевич 1913г.р.
Звание: ст. краснофлотец
в РККА с 1941 года
Место службы: ЭМ "Разъяренный" БЭМ СФ
№ записи: 7499358

Приказ флота (флотилии) № 12 от 21.07.1944 бр. эск. миноносцев СФ
Архив: фонд: 691 опись: 1 ед.хранения: 138
№ записи: 7499288
 1.jpg
 5.jpg
 6.jpg

Представление на награждение № 12 от 21.07.1944 СФ
Архив: ЦВМА фонд: 3 опись: 1 ед.хранения: 1029
№ записи: 51136291

Старший краснофлотец КОРЯКИН, являясь участником боевого перехода М. "Разъяренный" Северным морским путем из Владивостока в Полярное, принимал активное участие во всех проводимых работах, подавая пример молодым краснофлотцам.
Во время аварийного ремонта принимал активное участие в ремонте арт. вооружения, выполняя нормы на 200 %, что способствовало досрочному вступлению корабля в строй.
Принимал участие в 21 боевой операции по эскортированию 190 судов.
При выполнении боевых заданий, при отражении атак авиации и подводных лодок противника, орудие, где КОРЯКИН является замочным, всегда открывало огонь своевременно, метким огнем срывало прицельное бомбометание и атаки подводных лодок.
В боях показал личную храбрость и мужество, чем способствовал успешному выполнению целого ряда боевых операций.
За проявленную храбрость и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками, — ходатайствую о награждении старшего краснофлотца КОРЯКИНА медалью НАХИМОВА.

КОМАНДИР М. "РАЗЪЯРЕННЫЙ"
Капитан-Лейтенант: /Гл. ВАСИЛЬЕВ/

 83.jpg
 84.jpg
 85.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6196
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Разъяренный», эскадренный миноносец

Сообщение ББК-10 » 24 Декабрь 2016 11:12

Орден Красной Звезды

Корякин Андрей Сергеевич 1913г.р.
Звание: ст. краснофлотец
в РККА с 20.07.1941 года
Место службы: ЭМ "Разъяренный" Эск. СФ
Дата подвига: 20.01.1945
№ записи: 51149781

Приказ флота (флотилии) № 10 от 22.02.1945 СФ
Архив: ЦВМА фонд: 3 опись: 1 ед.хранения: 1218
№ записи: 51149659

 1.jpg
 6х.jpg
 7.jpg
 144.jpg
 145.jpg
 146.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6196
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Разъяренный», эскадренный миноносец

Сообщение ББК-10 » 24 Декабрь 2016 20:47


 Лиинахамари_кладбище_3.jpg
Семь фамилий - четыре ошибки...

:(
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6196
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Потери кораблей и судов в Арктике во время Великой Отечественной Войны 1941-1945



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения