"Ижора", грузовой п/х

Списки личного состава, документы, описания судов и кораблей.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Ижора", грузовой п/х

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Февраль 2012 11:17

"Арктическая Звезда" № 4 (7565) Апрель 2005 года http://press.msco.ru/newspaper/index.shtml

Героическая гибель «Ижоры»
Рашид САЛЯЕВ

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне - выдающееся событие мировой истории. Свой вклад в приближение победы внесли и экипажи транспортных судов страны. Они перевезли миллионы тонн военных грузов, прошли сотни тысяч морских миль под бомбежками самолетов, обстрелами немецких военных кораблей и подводных лодок. Тысячи моряков обрели вечный покой на морских просторах. И тем обиднее, что многие из них ушли из жизни, так и не став признанными участниками войны. Из политических соображений более 35 лет незаслуженно замалчивались их подвиги. И только в 1980 году советские торговые моряки были уравнены в правах с другими участниками военных сражений.

Долгие годы и гибель парохода «Ижора» считалась рядовым военным событием. Но ценой своей жизни «ижорцы» спасли от верной гибели десятки судов и тысячи моряков разных стран. Об экипаже героически погибшего судна «Арктическая звезда» рассказала в № 3 за 2002 год.

Пароход был построен в 1921 году в Бристоле и получил имя «Моунтпарк». Это было однопалубное 2-х мачтовое судно, менее ста метров в длину и водоизмещением около 3000 т. Купленный Россией, пароход получил не только новое подданство, но и сменил название. К началу войны «Ижора» была сильно потрепанным, старым судном с изношенными двигателями. Двадцать лет усиленной эксплуатации для морского транспорта - возраст почти предельный. Эти причины и сыграли трагическую роль в последнем рейсе судна.

1 марта 1942 года одновременно из Рейкьявика и Мурманска вышли полярные конвои PQ-12 и QP-8. В составе последнего с грузом пиломатериалов шел и лесовоз «Ижора». Но «старичку» идти в компании более мощных и молодых коллег оказалось не под силу. Двигатель начал барахлить, и на четвертые сутки «Ижора» безнадежно отстала. Суровый закон военных конвоев - не ожидать слабых, не был нарушен и в этот раз. Судно осталось в Норвежском море в одиночестве. Члены машинной команды, во главе со старшим механиком Михаилом Петровым, попытались «подлечить» изношенное «сердце» парохода.

«Деду», как традиционно на всех флотах называют стармехов, было всего 32 года, и половину из них он провел в море. В 16 лет этот здоровый и физически крепкий паренек начал свою трудовую биографию кочегаром. В период пароходов об этой должности ходила мрачная шутка: «На том свете бывших кочегаров сразу отправлять в рай, ибо на земле они и так трудились в аду». Работа не пугала механиков, но в открытом море ремонт превращается в непростое дело.

Капитан «Ижоры» Василий Ильич Белов с грустью наблюдал в бинокль, как последний корабль конвоя скрылся за серым горизонтом. Белов был самым старшим не только по должности, но и по возрасту среди 32 моряков экипажа. За плечами у него было более 30-ти лет плавания, и этот рейс в конвое был не первый. Капитан осознавал, какая смертельная угроза нависла над его судном и командой. Оставалось надеяться только на везение или чудо.
В это время немецкое командование уже разработало свою первую крупную про-тивоконвойную операцию «Шпортпаласт». Главная роль в нападении была отдана линкору «Тирпиц». Он и еще четыре эсминца должны были подстеречь конвои в точке встречи и уничтожить.

6 марта фашистский самолет «Кондор» обнаружил PQ-12. На следующий день гитлеровские военные корабли вышли в море. Соединением командовал вице-адмирал О. Цилиакс, который только что великолепно показал свои флотоводческие способности, проведя без потерь и шума германскую эскадру через Ла-Манш. О выходе немецких кораблей в тот же день узнали в британском Адмиралтействе. Информацию подтвердили агентурные источники.
К полудню 7 марта противники оказались в районе встречи конвоев, в 95 милях друг от друга. Морской монстр «Тирпиц», получив с «Кондора» неточные координаты местонахождения конвоя, прошел мимо QP-8 на расстоянии 50-ти миль. Единственной добычей немцев стал лесовоз «Ижора», который они обнаружили юго-западнее острова Медвежий.

На приказ нацистов остановиться и прекратить радиосвязь советское судно не отвечало и продолжало медленное движение вперед. Тогда эсминец «Фридрих Ин» открыл прицельный артиллерийский огонь, выпустив по лесовозу более 120 снарядов. Ярости фашистов не было предела: советский пароход горел, но продолжал дрейфовать. Тогда с «Фридриха Ина» и «Шемана» выпустили по торпеде, которые прошли мимо нашего судна. Причем, одна из них по неизвестной причине развернулась на 90 градусов и едва не поразила свой же эсминец. Попытка добить груженный лесом пароход из орудий и бомбометов также не имела успеха. Только после применения глубинных бомб развороченное советское судно вместе с экипажем ушло на дно.
Но своей гибелью наши моряки успели спасти караваны. Посланную открытым текстом в эфир радиограмму с координатами и характером нападения приняли не только суда конвоев PQ-12 и QP-8, но и английские радиостанции. По приказу Адмиралтейства конвои изменили курсы, избежав этим неминуемого разгрома.

Гибель старой «Ижоры» и ее героического экипажа - пример мужественного выполнения воинского долга. Своим подвигом моряки парохода вошли в летопись военных дней советского морского торгового флота.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Ижора", грузовой п/х

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Февраль 2012 11:19

© Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
— М.: ГПИНИИМТ «Союзморниипроект», 1989. — Печ. л. 7,0. Тираж 4600 экз.

«ИЖОРА»
груз. п/х, 2815 брт, МГМП. Капитан — В. И. Белов (погиб).
Дата и место гибели — 07.03.42, сев. часть Норвежского моря, юго-зап. о-ва Медвежий, 72°35' с.ш., 10°50' в.д.

Следовал из Мурманска в союзном конвое QP-8. Из-за неисправности двигателя отстал от конвоя, был обнаружен отрядом немецких кораблей в составе линкора «Тирпиц» и трех эсминцев и расстрелян эсминцем «Фридрих Ин». Капитан успел дать оповещение о появлении кораблей противника. Сигнал был принят конвоем PQ-12, что помогло ему избежать встречи с линкором «Тирпиц» и спасло от разгрома. Весь экипаж «Ижоры» погиб.

ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1112, с. 33; Вайнер Б.А. [6], с. 73; Морской флот, 1977, № 6, с. 10; Schofield В. В. [44], р. 22.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Ижора", грузовой п/х

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Февраль 2012 11:23

Огненные походы: Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны: — Мурманск: Кн. изд-во,
2005.— 80 с: ил. ISBN 5-85510-290-4
Предлагаемый читателю сборник посвящен 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и роли в ней Мурманского морского пароходства.
Обращаясь к современникам, авторы статей еще раз вспоминают огненные мили советских участников союзных конвоев, отдают дань памяти павшим и поздравляют с Великой Победой всех ветеранов, прославляя их героические подвиги
.


 37.jpg
 38-39.jpg
 40.jpg

Ценой жизни спасли конвой

О гибели парохода «Ижора», принадлежавшего Мурманскому морскому пароходству, не сообщали в газетах и по радио. Родные и близкие моряков только спустя несколько месяцев получили сообщения о том, что их сын или муж «пропал без вести в районе военно-морских действий при исполнении служебных обязанностей».
Восстановим события того далекого времени. 6 марта 1942 года началась операция военно-морских сил Германии под кодовым названием «Шпортпалас» («Дворец спорта») против союзных караванов судов, направлявшихся в Россию. В море вышла эскадра, состоявшая из трех миноносцев во главе с линкором «Тирпиц». Им предстояло разгромить конвой PQ-12, следовавший из Исландии в Мурманск. Не обнаружив конвой, «Тирпиц» взял обратный курс, и 7 марта эскадра встретила одиночное советское судно. Это был пароход «Ижора», вышедший 1 марта из Мурманска в Англию с грузом леса в составе союзного конвоя QP-8. Судно из-за неисправности двигателя отстало от каравана. Эсминец охранения фашистского линкора «Фридрих Ин» открыл огонь из орудий. Получив прямые попадания, пароход «Ижора» затонул в Норвежском море, юго-западнее острова Медвежий. Однако капитан судна успел предупредить по радио о пиратском нападении кораблей противника. Сообщение было принято английским легким крейсером «Кения», сопровождавшим конвой PQ-12. Это позволило каравану избежать встречи с «Тирпицем» и спастись от гибели.
Существует несколько версий, излагающих судьбу экипажа «Ижоры». Согласно одной из них погибли пять моряков, остальные 27 человек были взяты в плен. Могло ли подобное произойти? Могло. Но прошло 60 лет после гибели судна и никто из моряков не дал о себе знать. Не могли же все ижорцы отказаться вернуться на Родину. Здесь у них остались матери, жены, дети. Это невероятно!
Согласно же официальной версии в холодных водах Арктики погиб весь экипаж «Ижоры». На борту было 32 моряка. Возглавлял экипаж капитан Василий Ильич Белов — опытный моряк с большим стажем работы и службы на боевых кораблях и судах транспортного флота. Уроженец Архангельской области он рано лишился отца и воспитывался у дяди, который служил делопроизводителем в Кронштадтской минной роте.
В 1910 году дядю, Алексея Федоровича, перевели по службе во Владивосток, где он определил племянника во Владивостокское мореходное училище. Во время летних каникул курсант Белов плавал матросом, учеником матроса на судах Добровольного флота. После окончания училища Василий был призван на военную службу и направлен на Балтийский флот, где его зачислили вахтенным начальником на судно-заградитель «Ловать». Здесь моряка застала Октябрьская революция. В должности старпома «Ловати» в период интервенции он принимал участие в историческом ледовом походе эскадры Российского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. Тогда вопреки устремлениям Германии были уведены 211 кораблей Российского флота. Затем Белов воевал против Колчака и Деникина, участвовал в различных военных конфликтах на Дальнем Востоке. Демобилизовавшись из РККФ, поступил на работу в Дальневосточное морское пароходство в должности старшего помощника капитана судов. Работал на пароходах «Эривань», «Тов. Красин», «Теодор Нетте», «С. Лазо» и других. В начале тридцатых годов Василий Ильич переехал в Ленинград. Здесь некоторое время трудился наблюдающим за постройкой рыболовных судов, перегонял их в Мурманск, сделал несколько рейсов за рыбой и вновь возвратился в Ленинград. Его приняли в штат Балтийского морского пароходства капитаном парохода «Уссури». А в 1939 году перевели в Мурманское пароходство на должность капитана парохода «Андре Марти», позже — парохода «Ижора». Опыта, знаний и любви к профессии этому моряку занимать не приходилось. Ко времени гибели стаж его работы на флоте составлял почти 30 лет.
Старшим механиком на пароходе работал Михаил Петров. Михаил Петрович родился в 1910 году в Петербурге. Отец его работал в Управлении Добровольного флота. Старшая сестра Михаила стала женой командира подводной лодки. В семье гордились причастностью к морю, считали его местом проявления мужества. Уже в 16 лет плавал Петров кочегаром на судах Балтийского пароходства. Позже был командирован на учебу в Ленинградский морской техникум, а после его окончания работал в должности третьего механика. Демобилизовавшись, Михаил Петров вновь возвратился в пароходство, но уже вторым механиком. Через два года он — старший механик пароходов «Унжа», «Аргунь». Когда «Аргунь» передали Мурманскому пароходству, то вместе с судном стармех Петров стал мурманчанином. За хорошую работу был награжден значком «Лучшему ударнику», имел ряд благодарностей. Человек интеллигентный, хорошо знающий судовые механизмы, он пользовался в экипаже большим авторитетом.
Поступинский Сергей Кондратьевич — четвертый механик парохода. Родился в 1910 году в Екатеринбургской губернии. Отец его работал лоцманом судов на реке Сосьва и постоянно брал Сергея с собой в рейсы. Умер отец, когда мальчику было всего 10 лет. Пришлось бросить школу и наняться к богачам пасти скот, возить сено, заготавливать дрова. Когда немного подрос, устроился матросом в Тюменское речное пароходство, работал в Одесском порту на маяке в качестве машиниста. Служил более 5 лет в Северной военной флотилии в Полярном. Да так и остался в Мурманске. Устроился на пароход «Кузбасс» в должности старшего машиниста. Имея всего 4 класса образования, на работе проявил себя знающим специалистом. К обязанностям относился аккуратно. Его характеризовали как человека дисциплинированного, энергичного, волевого. На судне считался лучшим стахановцем и был рекомендован на учебу для получения специальности механика. На «Ижору» Сергей Кондратьевич пришел уже четвертым механиком.
Петр Яковлевич Давыдов — кочегар 1-го класса. До «Ижоры» работал на пароходе «Роза Люксембург». Был лучшим стахановцем. Выполнял производственные задания на двести процентов. Моряки избрали его председателем судового комитета. Отзывы о работе Петра Давыдова только положительные. «Хорошо знает угли, умеет их сушить, передает свой опыт другим» и т. д. За время работы в пароходстве не имел ни одного замечания.
Поваром на пароходе «Ижора» работал Иван Федорович Салин. Ему к моменту гибели парохода было всего 25 лет. После окончания ФЗУ в Ленинграде Иван поступил работать в Балтийское морское пароходство. Работал коком на пароходе «Кара», старшим коком на «Розе Люксембург», «Правде». В Мурманское пароходство переведен за год до начала войны. Иван не был ангелом. В его трудовой биографии встречалось всякое. Однажды на пароходе «Правда» не приготовил ко времени обед, п весь экипаж остался голодным. Капитан объявил коку строгий выговор с занесением в личное дело. Тут же в личном деле я нашла объяснительную Ивана Салина. Оп писал: «...состояние плиты с каждым днем все ухудшается, кирпичная кладка обрушилась и засорила дымоход. Для того чтобы приготовить обед, приходится жар поддерживать паклей, керосином. 17 мая 1941 года я не смог приготовить обед, так как не мог на плите довести котел до состояния кипения».
Иван Салин был единственным сыном у матери. Ее письмо в пароходство после получения сообщения о гибели сына нельзя читать без волнения. «Милые мои. прошу Вас, напишите, пожалуйста, пожалейте меня, старую. Вы сообщили, что сын мой пропал без вести. Есть ли у меня надежда увидеть его, он один погиб или со всем экипажем? Где, когда?»
Родная сестра матроса «Ижоры» Николая Степановича Харькова Дора Степановна, получив похоронку, сообщила, что Николай в их семье второй брат, погибший от рук ненавистного врага. «Но война есть война, и жертвы при защите нашей Родины неизбежны. Я патриотка своей Родины, еще больше ненавижу врага за убийство и гибель моих братьев. Клянусь, что отомщу врагу. Мы строим оборонные рубежи своими мозолистыми руками, работаем на заводах и фабриках. Все делаем, помогая фронту. А если придет час— возьмем оружие в руки, будем истреблять двуногих зверей за горе, слезы и жертвы», — написала в пароходство Дора Степановна.
Читать такие письма тяжело. Невольно задаешься вопросом: «А не рано ли мы забыли тех, кто воевал против фашизма за свободу нашей Родины?» Назову поименно всех, кто был на «Ижоре»|в тот трагический день: Н. И. Адаев. Н. А. Гусаров, И. Р. Осипенко. С. П. Тимофеев, Б. П. Федоров. Ю. В. Шушков, А. Н. Антропов, П. Ф. Пантелеев, А. Н. Басова, М. М. Марков. Г. П. Куратшев. Г. М. Мохин, 3. И. Чурков, И. Н. Киричук. В. Г. Митин, Д. И. Свищев, Л. А. Корольков, К. И. Грехов, Л. И. Штернер, Ф. В. Шерстнев. А. Н. Авдеева, Р. Г. Могутова, А. Г. Митрошин, В. И. Смуров, А. И. Макарычев, Ф. И. Веденеев. Эти люди отстояли наше будущее. Вечная им память!

В. И. КАРЕПОВА


Правильная книжка, если не считать досадных огрехов.
В этой же книге в «Списке моряков Мурманского морского пароходства, погибших в годы Великой Отечественной войны» (стр.70-78) указаны уже 33 человека из экипажа п/х «Ижора» (см.ниже, красным цветом выделены ф.и.о. которые отличаются по написанию от указанных в очерке В.И.Кареповой).


1. Авдеева Анна Николаевна 1891 буфетчица парохода «Ижора».
2. Адаев Николай Илларионович 1905 старший помощник капитана парохода «Ижора».
3. Антропов Александр Николаевич матрос парохода «Ижора».
4. Басова Агния Николаевна дневальная парохода «Ижора».
5. Белов Василий Ильич 1895 капитан парохода «Ижора».
6. Веденеев Федор Ильич 1917 машинист парохода «Ижора».
7. Грехов Константин Иосифович 1903 третий механик парохода «Ижора».
8. Гусаров Николай Александрович радист парохода «Ижора».
9. Давыдов Петр Яковлевич 1910 кочегар первого класса парохода «Ижора».
10. Итрекер Леонид Федорович 1912 второй механик парохода «Ижора».
11. Капитонов Егор Акимович 1897 кочегар парохода «Ижора». (отсутствует у В.К.)
12. Киричук Иван Николаевич 1909 кочегар первого класса парохода «Ижора».
13. Корольков Леонид Алексеевич 1909 второй помощник капитана парохода «Ижора».
14. Курапцев Григорий Павлович кочегар парохода «Ижора».
15. Макарычев Алексей Ивановым 1928 матрос парохода «Ижора».
16. Марков Михаил Михайлович матрос парохода «Ижора».
17. Митрошин Александр Трофимович 1923 кочегар второго класса парохода «Ижора».
18. Митин Василий Григорьевич 1915 матрос парохода «Ижора».
19. Могутова Раиса Григорьевна 1922 уборщица парохода «Ижора».
20. Мохин Григорий Михайлович 1908 кочегар парохода «Ижора».
21. Осипенко Иван Романович помполит парохода «Ижора».
22. Пантелеев Петр Федорович 1923 ученик-практикант парохода «Ижора».
23. Петров Михаил Петрович 1910 старший механик парохода «Ижора».
24. Поступинский Сергей Михайлович 1910 четвертый механик парохода «Ижора».
25. Салин Иван Федорович 1915 повар парохода «Ижора».
26. Свищев Дмитрий Иванович 1910 кочегар парохода «Ижора».
27. Смуров Владимир Иванович 1918 судовой плотник парохода «Ижора».
28. Тимофеев Сергей Павлович 1906 кочегар второго класса парохода «Ижора».
29. Федоров Борис Петрович 1916 машинист парохода «Ижора».
30. Харков Николай Степанович 1914 матрос первого класса парохода «Ижора».
31. Чирков Захар Иванович 1910 кочегар парохода «Ижора».
32. Шерстнев Федор Васильевич 1916 второй помощник капитана парохода «Ижора».
33. Шушков Юрий Вениаминович матрос второго класса парохода «Ижора».
34. Штрекер Леонид Федорович 1912 второй механик парохода «Ижора».


А военных забыли.
ЦВМА ф.864 оп.1 д.1375
 864-0000001-1375-00000025.jpg
 864-0000001-1375-00000034.JPG
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Ижора", грузовой п/х

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Февраль 2012 11:32

 90-91_0001.JPG
Ну вот, появился и третий список экипажа транспорта «Ижора» (не факт, что последний).
(А.И. Сорокин. Подвиг "Ижоры".Литературный сценарий.
Полярный конвой. Воспоминания участников.Юбилейный сборник. Издательство "Остров", 2005.). Всего 33 человека.

Данные на Степанова Петра Андреевича (лейтенант, военный комендант транспорта,1915 г.р.) и в этом списке так же отсутствуют. Плюс еще добавились разночтения в персональных данных.
Из статьи А.И. Сорокина Подвиг "Ижоры":
«Артиллерийский расчёт «Ижоры» готовит 37 мм орудие к стрельбе, готовятся её 2 пулемёта. Остальная команда спускает плоты, шлюпку и катер на воду. ...
Командир кормового орудия эсминца «Инн» Роберт Аккерман позднее заявил, что у орудия «Ижоры» он якобы видел женщин.»

Если стреляли не «якобы женщины» (их на судне было всего трое-камбузница, буфетчици и уборщица), то следует искать еще и комендоров с пулеметчиками, вряд ли лейтенант Степанов П.А. в одиночку обслуживал орудие и два пулемета.
Следовательно полный состав команда «Ижоры» не 32 и не 33, а как минимум 34 человека.


Во вложении экселевский файл с различиями в персональных данных и ниже эти данные в текстовом формате (не очень читабельно).
Разделитель(;), позиции(1-4)

    1) "Огненные походы: Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны: — Мурманск: Кн. изд-во,
    2005.// Карепова В.И. Ценой жизни спасли конвой";

    2) Огненные походы: Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны: — Мурманск: Кн. изд-во, 2005.//Список моряков ММП погибших в ВОВ;

    3) "Полярный конвой. Воспоминания участников.Юбилейный сборник. Издательство ""Остров"", 2005. //А.И. Сорокин. Подвиг ""Ижоры"".Литературный сценарий.";

    4) "Примечания. Форум ""Полярная почта"""


    1;А. Н. Авдеева;Авдеева Анна Николаевна 1891 буфетчица парохода «Ижора».;Авдеева Анна Николаевна 1891 г. р., буфетчица;
    2;Н. И. Адаев;Адаев Николай Илларионович 1905 старший помощник капитана парохода «Ижора».;Адаев Николай Илларионович 1905 г. р., ст. помощник; Единственный спасенный, погиб в плену.;
    3;А. Н. Антропов;Антропов Александр Николаевич матрос парохода «Ижора».;Антропов Александр Николаевич 1914 г. р., матрос 2 кл.;
    4;А. Н. Басова;Басова Агния Николаевна дневальная парохода «Ижора».;Басова Агнея Николаевна 1905 г. р., уборщица;Разночтения в имени
    5;Белов Василий Ильич, капитан.;Белов Василий Ильич 1895 капитан парохода «Ижора».;Белов Василий Ильич 1895 г. р., капитан;
    6;Ф. И. Веденеев.;Веденеев Федор Ильич 1917 машинист парохода «Ижора».;Веденеев Фёдор Ильич 1917 г. р., машинист 1 кл.;
    7;К. И. Грехов;Грехов Константин Иосифович 1903 третий механик парохода «Ижора».;Греков Константин Осипович 1903 г. р., III механик;Раночтения в отчестве
    8;Н. А. Гусаров;Гусаров Николай Александрович радист парохода «Ижора».;Гусаров Николай Александрович 1908 г. р., радист;
    9;Давыдов Петр Яковлевич, кочегар 1-го класса.;Давыдов Петр Яковлевич 1910 кочегар первого класса парохода «Ижора».;Давыдов Пётр Яковлевич 1910 г. р., кочегар-наставник;
    10;нет;Капитонов Егор Акимович 1897 кочегар парохода «Ижора».;Капитонов Егор Акимович 1897 г. р., кочегар 1 кл.;отсутствует у В.Кареповой
    11;И. Н. Киричук;Киричук Иван Николаевич 1909 кочегар первого класса парохода «Ижора».;Киричук Иван Николаевич 1909 г. р., кочегар 1 кл.;
    12;Л. А. Корольков;Корольков Леонид Алексеевич 1909 второй помощник капитана парохода «Ижора».;Корольков Леонид Алексеевич 1909 г. р., II помощник;
    13;Г. П. Куратшев;Курапцев Григорий Павлович кочегар парохода «Ижора».;Куропцев Григорий Павлович 1911 г. р., кочегар 1 кл;Разночтение фамилии (3)
    14;А. И. Макарычев;Макарычев Алексей Ивановым 1928 матрос парохода «Ижора».;Макарычев Алексей Иванович 1925 г. р., матрос 2 кл.;
    15;М. М. Марков;Марков Михаил Михайлович матрос парохода «Ижора».;Марков Михаил Михайлович 1915 г. р., матрос 1 кл.;
    16;А. Г. Митрошин;Митрошин Александр Трофимович 1923 кочегар второго класса парохода «Ижора».;Митрошин Александр Трофимович 1923 г. р., кочегар 1 кл.;Раночтения в отчестве
    17;В. Г. Митин;Митин Василий Григорьевич 1915 матрос парохода «Ижора».;Митин Василий Григорьевич 1915 г. р., плотник;
    18;Р. Г. Могутова;Могутова Раиса Григорьевна 1922 уборщица парохода «Ижора».;Могутова Раиса Григорьевна 1922 г. р., камбузница;
    19;Г. М. Мохин;Мохин Григорий Михайлович 1908 кочегар парохода «Ижора».;Мохин Григорий Михайлович 1908 г. р., кочегар 1 кл.;
    20;И. Р. Осипенко;Осипенко Иван Романович помполит парохода «Ижора».;Осипенко Иван Романович 1906 г. р., дублёр ст. помощника;
    21;П. Ф. Пантелеев;Пантелеев Петр Федорович 1923 ученик-практикант парохода «Ижора».;Пантелеев Пётр Фёдорович 1923 г. р., кочегар 1 кл;
    22;Петров Михаил Петрович, старший механик.;Петров Михаил Петрович 1910 старший механик парохода «Ижора».;Петров Михаил Петрович 1910 г. р., ст. механик;
    23;Поступинский Сергей Кондратьевич, четвертый механик.;Поступинский Сергей Михайлович 1910 четвертый механик парохода «Ижора».;Поступинский Сергей Кондратьевич 1910 г. р., ст. машинист;Раночтения в отчестве
    24;Салин Иван Федорович, повар.;Салин Иван Федорович 1915 повар парохода «Ижора».;Салин Иван Фёдорович 1915 г. р., повар;
    25;Д. И. Свищев;Свищев Дмитрий Иванович 1910 кочегар парохода «Ижора».;Свищев Дмитрий Иванович 1910 г. р., кочегар 1 кл.;
    26;В. И. Смуров;Смуров Владимир Иванович 1918 судовой плотник парохода «Ижора».;Смуров Владимир Иванович 1918 г. р., боцман;Раночтения в должности
    27;С. П. Тимофеев;Тимофеев Сергей Павлович 1906 кочегар второго класса парохода «Ижора».;Тимофеев Сергей Павлович 1916 г. р., кочегар 2 кл.;
    28;Б. П. Федоров;Федоров Борис Петрович 1916 машинист парохода «Ижора».;Фёдоров Борис Петрович 1916 г. р., машинист 1 кл.;
    29;Харьков Николай Степанович, матрос.;Харков Николай Степанович 1914 матрос первого класса парохода «Ижора».;Хорьков Николай Степанович 1914 г. р., матрос 1 класса;Разночтение фамилии (3)
    30;3. И. Чурков;Чирков Захар Иванович 1910 кочегар парохода «Ижора».;Чирков Захар Иванович 1910 г. р., кочегар 1 кл.;Разночтение фамилии
    31;Ф. В. Шерстнев;Шерстнев Федор Васильевич 1916 второй помощник капитана парохода «Ижора».;Шерстнев Фёдор Васильевич 1916 г. р., III помощник;
    32;Ю. В. Шушков;Шушков Юрий Вениаминович матрос второго класса парохода «Ижора».;Шумков Юрий Вениаминович 1925 г. р., матрос 2 кл.;Разночтение фамилии
    33;Л. И. Штернер;Штрекер Леонид Федорович 1912 второй механик парохода «Ижора».;Штрекер Леонид Фёдорович 1912 г. р., II механик;Разночтение в фамилии и отчестве
    34;нет;Итрекер Леонид Федорович 1912 второй механик парохода «Ижора».;нет;Повидимому искаженный повтор фамилии Штрекер Л.И.
    35;нет;нет;нет;Степанов Петр Андреевич, лейтенант, военный комендант транспорта,1915 г.р.
Вложения
Список команды.xls [27.5 КБ Скачиваний: 654]
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Ижора", грузовой п/х

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Февраль 2012 11:35

Люди, помните "Ижору"!

 image.1178780740.jpg
Сотрудники Северо-Западного пароходства — всегда желанные гости в Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова. А дружба давняя и прочная. Достаточно сказать, что председатель совета директоров Северо-Западного пароходства В.А. Олерский является председателем попечительского совета Государственной морской академии
Но на сей раз в «макаровку» нас пригласила Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Полярный конвой». 28 марта в актовом зале академии состоялась презентация фильма «Люди, помните «Ижору»!». Эта картина, снятая петербургским режиссером Александром Сорокиным, посвящена 65-летию героической гибели лесовоза «Ижора».

Принадлежа Мурманскому морскому пароходству, большую часть своей жизни лесовоз проходил под флагом Балтийского морского пароходства. В начале 40-х гг. прошлого века «сердце» парохода находилось в таком состоянии, что выпускать его в длительный рейс к берегам Туманного Альбиона было непозволительно. Тем не менее он вошел в состав каравана QP-8, в начале марта 1942 года потащившего в Англию лес, уголь, марганец и прочие сырьевые ресурсы в обмен на танки, самолеты и другое оружие, двигавшееся в Россию под псевдонимом PQ-12. Арктические воды, вообще не отличающиеся любезностью, весной особенно негостеприимны. И вполне объяснимо, что лесовоз с изношенным донельзя мотором, попав в шторм, отстал от каравана.

И тут начинается один из парадоксов истории. Разгильдяйство (а как еще назвать выпуск в рейс судна с неисправным двигателем) повлияло на ход Второй мировой войны. Дело в том, что как раз в это время вышел «прогуляться» краса и гордость германского флота линкор «Тирпиц» со сворой эсминцев и прочих кораблей меньшего водоизмещения. О цели его прогулки бытуют различные мнения. Большинство историков считает, что «Тирпиц» шел к точке встречи караванов QP-8 и PQ-12, чтобы убить двух зайцев одним залпом. Но что-то у них не срослось: погода была скверная, туман, штормило, и «Тирпиц» прошел, может быть, в полукабельтове от того или иного каравана, не сумев обнаружить его. Зато он со всей своей свитой выскочил на отставший беззащитный лесовоз.

К чести командира «Тирпица», его корабль в бойне не участвовал — слишком дорогим был бы бортовой залп линкора по столь ничтожной цели. Это гнусное дело пришлось сделать «сторожевым псам»: эсминцам «Фридрих Инн», «Герман Щецман» и «Z-55». Правда, сначала они дали предупредительный выстрел перед носом «Ижоры», предлагая советским морякам сдаться. Но наши не только не захотели спустить флаг, но еще дали радиограмму, в которой раскрыли всему миру координаты «Тирпица».

По другой версии, «Тирпиц» шел в сторону Кейптауна, чтобы помешать английскому подвозу. Если бы он туда добрался, Роммель в Африке мог бы повоевать куда успешнее. И театр Второй мировой войны был бы несколько другим. Помешала «Ижора»!

…А побили ее изрядно: подсчитано, что по советскому судну было произведено 11 выстрелов орудиями 150 миллиметров, 43 выстрела орудиями 127 миллиметров и 82 выстрела орудиями 37 миллиметров. Немцы круглыми глазами смотрели на «Ижору», превращенную в решето, но никак не желавшую тонуть. Потом до них дошло, что судно нагружено лесом и поэтому не может утонуть по определению. Но еще по инерции мышления они попытались засадить в нее две торпеды, которые — ну, не их день! — прошли мимо. Капитанам эсминцев осталось только застрелиться. Сохранить хотя бы видимость лица смог «Фриц Инн», который, описав циркуляцию, вдруг поднял сигнал, чтобы все перед ним расступились и не мешали. На полной скорости, выбрасывая из труб пламя и копоть, он пошел прямо на «Ижору». Сближение росло стремительно: «Фриц Инн» целился курсом так, чтобы пройти впритирку с бортом русского лесовоза. Рискованный маневр, но он удался противнику...

Когда борта кораблей поравнялись, с эсминца сбросили за корму серию глубинных бомб, поставленных на кратчайшую дистанцию взрыва. Эти бомбы, едва коснувшись воды, сработали. Мощные взрывы, убивающие подлодки насмерть, ударили «Ижору» под самое днище, почти выталкивая корабль из моря, и только тогда лесовоз затонул.

Весь экипаж погиб в аду пламени и пара из взорванных котлов. Случайно уцелел только старший помощник капитана Николай Адаев. Плот, на котором он спасся, подобрали немцы. В дальнейшем Адаев погиб в одном из фашистских концлагерей.

Кстати, на презентации фильма присутствовала правнучка Николая Адаева, живущая в Санкт-Петербурге.

А что же произошло с «Тирпицем»? Разоблаченный линкор попал под удар «альбакоров», поднятых с палубы авианосца «Викториуз». И хотя атака торпедоносцев имела мизерно малую эффективность, поскольку, как признают английские историки, «экипажи «альбакоров» имели очень много мужества, но очень мало боевой подготовки, и их налет из-за непоправимой ошибки флагмана привел к напрасной гибели всей эскадрильи, тем не менее «Тирпиц» струсил и ретировался в норвежские фьорды, так и не уничтожив караваны или не придя на помощь Роммелю.

Так один спасает многих.

Фильм Александра Сорокина, рассказывающий о подвиге «Ижоры», привлекает обилием документов (почти 80 процентов ленты построено на хронике военных лет). Среди этих кадров потрясающе высвечивается плот возле борта «Ижоры», на котором спасся старпом Николай Адаев. Фотоснимки сделал один из офицеров эсминца «Фриц Инн», а создателям картины их предоставил немецкий историк Норберт Клапдор.

Подлинным соавтором фильма может считаться заслуженный артист России Иван Иванович Краско, чей голос за кадром, взволнованно, с неприкрытой болью повествует о судьбе «Ижоры». Подвиг маленького суденышка, не сдавшегося целой армаде фашистских стервятников, выполнившего свой воинский долг до конца, — что тут еще сказать, что добавить?

«Безумству храбрых поем мы песню!»

© Николай МЕДВЕДЕВ. Фото автора


Газета «Волго-Невский ПроспектЪ»
http://www.vnpinfo.ru/statyi/Ljudi_pomnite_Izhoru_758
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Степанов Петр Андреевич, лейтенант, комендант тр."Ижора"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Февраль 2012 11:45

 к0-Степанов Петр Андреевич.jpg
Номер записи 76231697
Фамилия Степанов
Имя Петр
Отчество Андреевич
Дата рождения __.__.1915
Место рождения Азербайджанская ССР, г. Баку
Последнее место службы СФ, тральщик "Ижора"
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 07.03.1942
Название источника информации Картотека безвозвратных потерь
Источник ЦВМА
ЦВМА ф.691 оп.1 д.7
 0691-0000001-0007-00000027.jpg

ЦВМА ф.4750 оп.2 д.64
 4750-0000002-0064-00000193.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Ижора", грузовой п/х

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Февраль 2012 11:47

Пост Иван Кукушкин » 28 мар 2011, 22:52 восстановлен из backup

© Я Помню 2000-2010 http://iremember.ru/svyazisti/adaeva-li ... tsa-3.html

Адаева Людмила Николаевна

    :": В конце войны на мой запрос в Ленинград, пришло письмо из Балтийского Морского пароходства, что Николай Илларионович Адаев погиб при исполнении служебных обязанностей. Так же сообщили, что маму положили в больницу имени Чудновского, принадлежавшую пароходству, где вскоре она умерла.

    Таким образом, остались мы вдвоём с младшим братом, который был эвакуирован с Академией Художеств в Узбекистан в город Самарканд.

    Через много лет нам из Архангельска пришло известие, что Николай не погиб в 1942 году вместе с остальным экипажем «Ижоры», а был взят в плен. Об этом рассказал немецкий моряк, который сфотографировал, как они расстреливали «Ижору», как она горела и, как обнаружили плотик, на котором лежал человек. Так, как Николай пробыл полчаса в ледяной воде, то ноги у него совершенно отмёрзли. И только искусство врача, применившего усиленный массаж, вернуло ногам кровообращение. Николая поместили в лагерь военнопленных, где он познакомился с другим моряком, которому рассказал о гибели «Ижоры». Вскоре, за участие в движении сопротивления Николая забрали в гестапо, где и замучили. Вернувшийся из плена моряк, обращался в различные органы, чтобы рассказать об этом и сообщить, но у него не принимали. Только через много лет эта история стала известна.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Ижора", грузовой п/х

Сообщение Riverain » 07 Июнь 2013 08:49

Такой вопрос: а существует ли сканированный экземпляр Судовой роли п/х "Ижора" на выход 01 марта 1941 г., если, конечно, сама Судовая роль вообще существовала?

С уважением,
Riverain
Riverain
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 01 Июнь 2013 12:50

"Ижора", грузовой п/х

Сообщение ББК-10 » 05 Май 2020 14:32

Моряк Севера, 30 апреля 2002 (15)

ПАМЯТЬ ВОЗВРАЩЕННАЯ


20 сентября 1944 года в лагере смерти Штутгофф был кремирован арестованный накануне гестапо и доставленный из лагеря Эльбинг за участие в движении Сопротивления Николай Адаев - первый редактор газеты "Моряк Севера", нашей газеты (карточка военнопленного № 33307).
Последний документ, который представил участникам международной конференции ("Помним "Ижору", 05.03.2002, ГМА им. С. О. Макарова, С.-Петербург) доктор Норберт Клапдор (ФРГ), подвел черту под моим многолетним журналистским поиском, начатым в 1992 году.
К сожалению, "Моряк Севера" не только в Германии, но и в Ленинграде тогда не читали, и для всех участников названной конференции примерно за полтора месяца до нее стало открытием, что 7 марта 1942 года после расстрела п/х "Ижора" тремя эсминцами, сопровождавшими линкор "Тирпиц", единственный член экипажа, поднятый из воды, был старший помощник капитана Адаев Николай Илларионович.
Он им (немцам с эсминца "Friedrich Ihn") этого не сказал, в журнале боевых действий корабля (копия его передо мной) персонально зафиксирован не был, в норвежских лагерных архивах не обнаружен.
Обнаружен он был в материале "Долг памяти и чести" ("Правда Севера", 29.08.2001), под портретом Р. Кунникова, который им - членам общественной организации "Полярный конвой" (С.-Петербург), организаторам конференции - многое разъяснил.
Немецким историкам (Н. Клапдор) и нашим журналистам (Ю. Лебедев) стало ясно, что они введены в заблуждение командиром кормового орудия Робертом Аккерманом (он еще жив), заявившим, что поднятый на борт моряк был боцманом. Его и искали. Остальное было вопросом техники при немецком канцелярском совершенстве - телефонный звонок Лебедева мне в Архангельск, выход на Клапдора, архив Штутгоффа - и все ясно.
Теперь собственно об "Ижоре". В начале 1942 года она вышла из Мурманска в свое третье плавание в конвойном ордере в составе сформированного в Кольском заливе QP-8. Пароход английской постройки (1921 г.) отстал, задымил, нарвался на охранение "Тирпица". И не уклонился от боя. Немцы с эскадренных миноносцев видели боевой расчет кормового орудия - он вел огонь и в его составе были женщины.
Но подвиг "Ижоры" - коллективный подвиг экипажа - в другом. По приказу капитана В. Белова радист открыто вышел в эфир и дал радиограмму: ": gunned gunned Ijora gunned RR de UPEQ 72 35 N 10 50 E Ijora".
Это был смертный приговор себе. Тогда-то, собственно, и начался расстрел, длившийся около часа. Ссылаюсь на данные историка Бернарда Гомма ("Война на море. 1939-1945". Висбаден, 2000 год). По тихоходному пароходу немцы выпустили 2 торпеды, произвели 11 выстрелов орудиями 150 мм, 43 выстрела орудиями 127 мм и 82 - 37 мм. А "Ижора", груженная архангельским лесом, упрямо не тонула, и только после того как эсминец "Schoemann" сбросил ей под борт 2 глубинные бомбы, наступил конец.
И подвиг самопожертвования в том, что голос гибнущей "Ижоры" - не SOS, а предупреждение об опасности - указал направление атаки английской эскадре адмирала Д.Тови.
Сигнал по сути означал: шутки в сторону - в море "Тирпиц"! - а он-то и был нужен флоту Метрополии, что подтвердил в своем выступлении капитан I ранга Листер Саймон, военно-морской атташе Великобритании, описывая роль своей страны в охране и сопровождении конвоев.
Наконец, голос "Ижоры" позволил, изменив курс к N, прикрыть охранением с юго-запада суда конвоя PQ-12, увеличить ход и уйти из опасных квадратов конвою QP-8.
Уже без "Ижоры".
Об этом событии, о гибели судна со всем экипажем в разное время писали Р. Горчаков и В. Пикуль (его вдова весьма кстати приняла участие и выступила на конференции).
Сегодня трагедия "Ижоры" изучается и оценивается в ином масштабе. Журнал боевых действий "Тирпица" подтверждает информирование его командиром руководства ВМС Германии о задержании и потоплении русского парохода, который, нарушив радиомолчание, демаскировал фашистский линкор и дал возможность англичанам, бросив на него затем тяжелую авиацию, запереть в фьордах Норвегии.
Больше того, Н. Клапдор пришел к выводу, что "трудяга-лесовоз, груженный досками, предопределил и ускорил поражение немецкой армии фельдмаршала Роммеля в Африке, поскольку именно он задержал, а потом и вообще сделал невозможным поход линкора "Тирпиц" из северных морей в средиземноморскую акваторию для завоевания там господства над английским флотом".
Вот так надо делать историю!.. И пишут ее немцы.
Трудно на журналистском уровне воспроизвести причинно-следственную связь двух событий: первое - нажатие на ключ 7 марта 1942 года пальцев радиста Николая Гусарова и второе - "отчаяние" Роммеля, оставшегося в жаркой Африке без мощной поддержки с моря.
А никто и не пытался воспроизвести. Уже на следующий день после конференции "Комсомолка" ("КП - С.-Петербург", N 41) под крупным заголовком, повторившим слова В. Пикуля: "Помните, люди, эту "Ижору"!" дает анонс: "Гибель русского сухогруза в Северной Атлантике помогла ускорить поражение немцев в Африке".
И никаких сомнений и недопустимой иронии. Вопрос слишком серьезен. Я же пишу лишь о судьбе человека.
В июле исполняется 60 лет трагической эпопее конвоя PQ-17. 10 лет назад в ходе подготовки к полувековому юбилею этого похода кораблей и судов союзников (который наши ветераны отметили вместе с ними - членами "The Russian convoy club" в Марфином доме) мне удалось установить связь с несколькими советскими его участниками. Среди них оказался Лев Борисович Некипелов (г. Клайпеда, Литва).

13.04.42 года был торпедирован пароход "Киев" (ДВМП) - конвой QP-10, на котором он плавал IV механиком и был спасен английским корветом. А 04.07.42 года был потоплен авиацией п/х "Earlston" (Велико-британия, PQ-17), на котором он же в составе группы возвращался на родину. 10 дней на шлюпке, затем тюрьма в Тромсе и концлагери в Норвегии, Дании, Восточной Пруссии. Впрочем, все это отдельная драматическая история.
И вот в одном из писем, рассказывая о своей нелегкой судьбе и пути, который прошли десятки тысяч и каждый по-своему, он между прочим, в конце, РS, заметил: "Полагаю, что я один и, наверное, последний, кто располагает информацией об истинных обстоятельствах гибели этого судна. Будучи в Германии, в лагере познакомился с бывшим старпомом "Ижоры" Адаевым Николаем. Он был единственным оставшимся в живых из экипажа.
До конца войны он не дожил. Был замучен:" (22.04.92 г.)
И поскольку в следующем, более подробном письме Адаев был обозначен моряком Северного пароходства, невольно память вернула к статье В. И. Дерябина ("МС", XII.81г.) "Первый редактор" - в номере, посвященном 50-летию газеты. Отсюда все и началось.
Стало ясно, что первый редактор не погиб в море. Что на фотографии, сопровождавшей статью, изображен не он. Письма Л. Некипелова последовательно воссоздали словесный портрет Адаева, и процесс, грубо говоря, опознания его личности, сличения с материалами личного дела, присланного по запросу из Мурманска, завершился уверенными словами единственного свидетеля: "Никаких сомнений нет - это Николай". (16.06.92г.).
Раскручивая события в обратном порядке, возвращаюсь к его судьбе. В конце августа 1941 года он вызван из Мурманска в Архангельск и после проверки знаний приказом начальника СГМСПП Н. В. Новикова (написанным, кстати, рукой известной еще многим И. Т. Климовской) в тот же день "освободившийся с п/х "Сосновец" капитан Адаев Н. И. с 31.VIII.41г. назначается старшим штурманом п/х "Ижора"". (Архив СМП).
И еще один документ. Справка от 28.06.45 - жене, сыну и дочери. "Настоящая дана в том, что тов. Адаев Н. И. состоял в должности старшего помощника капитана МГМП и пропал без вести в районе военно-морских
действий, вследствие чего исключен из списков о/к от 15.07.42 г." (Архив ММП).
В этом же личном деле оказались адреса родственников из переписки с ними аппарата ММП и НКМФ. Удалось найти его младшего брата, сестру, дочь: и многое рассказать им, 50 лет не знавшим ничего о судьбе родного человека. Но это уже иная история, которая продолжается и сегодня.
Мурманск. Адаев оказался в этом городе весной 1940 года, откликнувшись на обращение Наркомморфлота, и остался там на постоянной работе в молодом еще пароходстве, став капитаном (п/х "Севзаплес", "Ока", "Ястреб", "Сосновец"). Это поступок.
Приехал он в Заполярье из Ленинграда, где с 1933 года плавал штурманом, и хорошо плавал. Газета "Правда" (15.X.35г.) сообщает, что моряки п/х "Магнитогорск" в штормовом море спасли команду из семи человек с датской шхуны "Сампо". "Мы спустили спасательную шлюпку, - сообщает капитан Э. Мягер. - Команду над ней принял мой старший помощник орденоносец тов. Адаев". Правительство Дании через консула наградило его именным биноклем.
Орденоносцем (орден Трудового Красного Знамени N 273) он стал, приняв участие в легендарном походе "А. Сибирякова", первом сквозном походе на восток, давшем толчок к созданию Севморпути.
Один из его участников Г. И. Дурасов вспоминает в канун 45-летия этого события ("Правда Севера"): "Кстати об Адаеве. По специальности он был штурманом, но работал в редакции газеты "Моряк Севера" и проявил много настойчивости, чтобы попасть в состав экспедиции.
Отсутствие вакансии штурмана не остановило Адаева, и он пошел в поход матросом II класса. По рекомендации крайкома ВКП(б) Адаев был избран секретарем парторганизации и успешно справлялся с обязанностями партийного руководителя" команды, которую возглавлял В. Воронин, а экспедицию - О. Шмидт и В. Визе.
Н. И. Адаев появился в Архангельске в 1924 году на г/с "Метель", в перегоне которой из Обской губы принимал участие. Затем плавал матросом на судах СГМП и учился на вечернем отделении нашей мореходки.
Передо мной фрагмент группового снимка 1-го выпуска штурманов дальнего плавания рабочего отделения Архмортехникума - 17.04.29 г. Справа от Адаева (он положил руки на нактоуз магнитного компаса) на фоне знамени "Через моря и океаны - к маяку социализма" - В. С. Тимофеев.
Наконец, первый - самый первый номер нашей газеты. 12 декабря 1931 года - отв. редактор Адаев (и еще три его подписи под рабкоровскими заметками).
А. Гайдар писал: "Обыкновенная биография в необыкновенное время: "Пожалуй, биография Н. Адаева все же была не рядовой, вместе с тем отражала свое время полно и интересно.
Итак, 1931 год. Ему 26 лет. Позади разрыв с отцом на идейной основе, самоутверждение в морской профессии.
Он уже штурман дальнего плавания, впереди - "А. Сибиряков", капитанский мостик и 10 лет созвучной со временем простой, счастливой и жестокой одновременно жизни.
И долгое безвестие для тех, кто ждал его и всех моряков "Ижоры". Кто испытал это, говорят, что без вести пропавших ждать и надеяться особенно трудно.
Л. Б. Некипелов откровенно писал мне, что в 60-70-х годах он рвался в прессу, в парторганы Мурманска за поддержкой, чтобы рассказать правду. "Ведь кто-то еще остался, кому очень дороги были эти парни с "Ижоры". А они погибли, до конца выполняя свой долг: Однако в ту пору, как только речь заходила о пленных, на все накладывалось "табу". Если вас это заинтересует, могу написать:"
И написал 6 писем (они в фонде "Ижоры" СГММ) о себе и человеке, с которым жил в одном бараке, работал на одном Lokomotivfabrik von F.Schichau, Elbing, видел уходящим на смерть, неумелой, но чуткой рукой нарисовал его портрет - по памяти, через 50 лет: "Примерно так он выглядел тогда".
...Старая коммунальная квартира на Курляндской улице С.-Петербурга, недалеко от порта. Здесь он жил, здесь его ждали. И сегодня в этих комнатах живут Адаевы - его брат и сестра, которых он усыновил после смерти отца и дал им свое отчество. Отсюда в октябре 1992 года я получил от них первое письмо и неоднократно здесь бывал.
Сестра - Людмила Николаевна - радистка, участница конвойных плаваний на Дальнем Востоке, затем много лет работала в радиоцентре БМП.
Брат - Венедикт Николаевич - блокадник, ученик художественной школы при Академии художеств. После эвакуации профессионально работал в книжных издательствах и газетах Ленинграда.
А год назад накануне Дня Победы я передал в наш морской музей написанный им портрет старшего брата - журналиста и моряка в совторгфлотовской фуражке образца 1930 года.
Эпоха, память, человек: Хочется обнажить голову, отдавая честь всем, кого не вернуло море.

Л.Н. Скарабевский,
член Союза журналистов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Потери кораблей и судов в Арктике во время Великой Отечественной Войны 1941-1945



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения