"Революция", грузовой пароход

Списки личного состава, документы, описания судов и кораблей.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Революция", грузовой пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Февраль 2012 10:34

© Спирихин С.А.
Суда Северного морского пароходства и полярной гидрографии.
-Архангельск: Издательство «Правда Севера», 2003.-310 с.:илл.

 Революция.jpg
РЕВОЛЮЦИЯ
(до 02.11.1918 г.- АКТИВ)
Пароход. Построен в 1909 г. на судоверфи «Jernstoberi & Mekaniske Verksted» в Ставангере (Норвегия). Принадлежал частной судовладельческой фирме и был приписан к Ревелю (Таллинн). Участвовал в 1-й мировой войне и в Февральской революции. С 1924 г. входил в состав СГК Совторгфлота, с 15.03.1934 г. - в состав СГМП. В годы Великой Отечественной войны осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки в Баренцевом и Белом морях, доставлял пополнения и военные грузы на полуостров Рыбачий. 03.12.1944 г. торпедирован и потоплен в Баренцевом море германской подводной лодкой U-1163. 515 т; 45,87x8,24x3,68 м; 300 л.с; 6,5 уз.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Революция", грузовой пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Февраль 2012 10:35

© Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
— М.: ГПИНИИМТ «Союзморниипроект», 1989. — Печ. л. 7,0. Тираж 4600 экз.

«РЕВОЛЮЦИЯ»
груз. п/х, 433 брт, СГМП. Капитан — А. Г. Мочалов (погиб).
Дата и место гибели: 03.12.44, Баренцево море, у Мурманского берега, 68°44' с.ш., 37°49"в.д.
Потоплен немецкой ПЛ «У-1163» при следовании в составе конвоя из Мурманска в Архангельск.
Погибло 22 члена экипажа и 1 пассажир — жена старшего механика.

ЦГАНХ. ф. 8045. оп. 3, д. 1362, “ч. 37; Вайнер Б.А. [6], с. 373 -374; В конвоях [7], с. 2,20 224; Rohwer J. [43], S. 209.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Революция", грузовой пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Февраль 2012 10:37

Наша история

Чернорабочий войны

две трагедии - от немецких торпед погибли пароходы "Революция" и "Пролетарий". Судьба капитанов Мочалова и Ижмякова меня интересует давно, за годы накопился о них материал. Расскажу о первой трагедии, в мурманской печати о ней не писалось, и хотя "Революция" была приписана к Архангельску, судьба ее близка и нам, мурманчанам.

Торпеда для "Революции"

В начале декабря из Кольского залива на Архангельск вышел небольшой конвой КБ-35 (Кольский залив - Белое море № 35) в составе пароходов "Революция" и "Кама". Охраняли их сторожевой корабль СКР-20 и тральщик Т-38. К ним должен был присоединиться еще тральщик, вышедший 2 декабря из Иоканги, но в назначенной точке рандеву не состоялось.

Дул сильный юго-западный ветер, в районе Лицких островов усилившийся до восьми баллов. Маломощная машина "Революции" едва справлялась с напором волны и штормового ветра. Скорость упала до 2,5 узла, уменьшилась еще, потом судно уже не справлялось со стихией. Походный ордер нарушился. Корабли охранения дрейфовали, ожидая пароход. А его все дальше относило в море, где волна забористей, круче, где было намного светлее и опаснее, чем в затемненной полосе прибрежия. По воспоминаниям участников похода, хотя штормило, но светила луна, при хорошей видимости противник мог легко обнаружить конвой. Так и случилось.

В начале новых суток 3 декабря командир конвоя приказал "Каме" следовать в Иокангу. В районе дрейфа "Революции" остался тральщик Т-38 под командованием капитан-лейтенанта К. Л. Буркова. Это известный в довоенную пору мурманский рыболовный траулер "Киров", прославившийся высокими уловами. Переоборудованный в 1941 году в боевой корабль, бывший траулер был вооружен двумя орудиями, крупнокалиберными пулеметами, глубинными бомбами. К сожалению, он не имел противолодочной аппаратуры обнаружения, какая была на союзных тральщиках, поставляемых по ленд-лизу, поэтому не смог вовремя упредить противника. Подкравшаяся подводная лодка U-1163 атаковала дрейфующий пароход парогазовой торпедой.

Попадание торпеды в "Революцию" было точным, а взрыв настолько сильным, что вспышку видели даже на удаляющейся в сторону Иоканги "Каме". Пароход переломился и сразу же затонул. Никто из экипажа не спасся.

За годы войны на Севере погибло немало пароходов и боевых кораблей, с потерями свыклись, однако на исходе войны, когда врага громили на пороге его логова, гибель товарищей воспринималась вдвойне болезненней.


Мурманская "веточка"

Александр Георгиевич Мочалов был посмертно награжден орденом Отечественной войны первой степени. Но не награда главное. Ходит ныне по морям теплоход "Капитан Мочалов" - и это отрадно. Связали судьбу с морем дети Мочалова - Георгий, Вячеслав, Руфина, а всего детей было семеро. И внуки - Валерий, Виктор, Ольга. Родословное древо Мочаловых крепко пустило корни на Севере, в основном в Архангельске.

Есть "веточка" и в Мурманске. В местном краеведении проявился правнук Мочалова - Александр Николаевич Синицкий, учитель истории в средней школе, 26 лет. Его поисковый интерес весьма необычен - кладбища. Он и краевед Павел Федоров исследовали и описали некрополи Мурманска и Колы, выявили массу интересного материала о прошлом Мурмана, о захоронениях знатных людей.

При встрече мы говорили о родословной и преемственности.

Мурманская ветвь Мочаловых такова: бабушка Александра Синицкого - дочь капитана Руфина Александровна. Отдала морю 27 лет, ходила на ледоколах, даже на легендарном "Ермаке", последние годы перед выходом на пенсию - на пассажирском теплоходе "Вацлав Воровский". Ее муж Алексей Федосеев работал на атомном ледоколе "Ленин". Их дочь - Ирина Алексеевна Синицкая - береговой работник, зять ходил на рыбацких судах, старший правнук Сергей Синицкий сейчас в плавсоставе Мурманского морского пароходства. Младший, Александр, обособился на суше и в море, как я понял, не стремится.

К краеведческому творчеству подтолкнула его собственная генеалогия. Александр заканчивал Мурманский пединститут и, когда потребовалось писать курсовую, тему выбрал родственную: "Судьба капитана А. Г. Мочалова". Материал собирал в Архангельском архиве, в библиотеке, многое рассказала бабушка.

- Сколько же лет бабушке?

- Руфина Александровна с 1921 года. Бывшая морячка чувствует себя еще очень бодро. Высокая, статная... В папу.

- В кого же правнук? - спросил я, отметив про себя высокий рост собеседника.

- Говорят, похож на прадеда... Бабушка рассказывала, он был высокий, симпатичный, носил усы, взгляд суровый. Строгих правил человек, но справедливый. Жена его - Елена Николаевна Чагина - коренная поморка, Чагины - фамилия на Севере известная.


Жизнь продолжается

Александр Георгиевич Мочалов родился 28 августа 1893 года в деревне Политовщина Вологодской области в бедной крестьянской семье. Трудно сказать, откуда у уроженца сухопутной губернии проявилась морская жилка, наверно, от врожденного желания учиться и познавать мир.

В 1919 году с отличием окончил школу в вятском городе Котельниче и отправился в Архангельск, где поступил в торгово-мореходное училище. Через четыре года молодой штурман уже работал на гидрографических судах Севера, судах в то время известных - "Мурман", "Метель", "Пахтусов". Потом перешел в Северное морское пароходство. В 30-е возглавлял экипажи пассажирских судов "Ястреб" и "Канин", с 1938-го - капитан парохода "Революция".

Это судно норвежской постройки, небольшое и маломощное, скорость шесть с половиной узлов. Мал, да удал, недаром говорят в народе. Каким же трудягой и бесстрашным бойцом показал себя этот утюжок-пароход в годы войны! В прифронтовой полосе любили его защитники Заполярья, с радостью встречали на простреливаемых причалах. Из-за малой осадки пароход мог выгрузиться или укрыться в труднодоступных местах, спрятаться под скалой, проползти в любую бухточку. На фронт он вез бойцов, боеприпасы, лесоматериалы, вывозил раненых. Поистине - чернорабочий войны!

Любили и капитана Мочалова, в 1943 наградили орденом Красной Звезды. Он берег людей и судно, без нужды не лез в пекло или наперекор стихии. Не счесть бомбежек, которые испытали моряки за три военных года. И странное дело, под счастливой звездой, видно, строился пароход - ни одного попадания...

В годы революционной смуты, как я отмечал выше, Мочалов плавал штурманом на гидрографических судах. Они принадлежали белому правительству в Архангельске и, естественно, выполняли его задания.

Но Мочалову повезло - удалось избежать репрессий в тридцатые годы, когда уже был капитаном, во многом благодаря безаварийной работе, лишь однажды получил выговор за неудачный поход в Сибирь на Индигу. А ведь любая серьезная авария, разбирательство - припомнили бы службу в белом Архангельске и обвинили бы во вредительстве. Так сгинули в лагерях десятки северных мореходов.

Миновали Александра Георгиевича репрессии, крушения, ранения, бомбежки, а от торпеды коварного врага в конце войны не уберегся. Но живы еще дети капитана, выросли внуки, встали на ноги правнуки. Жива морская династия. Жизнь продолжается!..

Владимир СОРОКАЖЕРДЬЕВ

Опубликовано: «Мурманский вестник» от 04.12.2004

***
Комментарии:

Лариса Михайловна
(адрес скрыт) 25 апреля 2009 г.
09:04


Здравствуйте, Уважаемый Виктор!
С большим интересом и вниманием прочитала вашу статью. Это единственное описание событий, произошедших 3 декабря 1944 года с пароходом "Революция", какое я нашла.
Мой прадед Тюриков Яков Константинович был ст.механиком на этом судне, а моя прабабушка Мария Васильевна сан.дружинницей... Хочу попросить ВАС о ответить на мою просьбу написать хоть что-то (любую известную информацию!!) о них. Возможно вы подскажете к кому можно обратиться с таким пожеланием.
Летом мы семьей собираемся посетить Архангельск и обязательно попытаемся собрать какие-то данные. Буду очень признательна за любые ваши советы или даже, смею надеяться, рассказ о моих предках. С уважением, Лариса Михайловна
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Революция", грузовой пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Февраль 2012 10:40

"Огненные походы: Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны"— Мурманск: Кн. изд-во, 2005. — 80 с: ил.

© В. В. Сорокажердьев
ТРИ ДЕКАБРЬСКИЕ ТРАГЕДИИ

ПАРОХОД «РЕВОЛЮЦИЯ».

Пароход «Революция», приписанный к Архангельску, был небольшим и маломощным судном. Построенный в Норвегии в 1909 году, он имел дедвейт 515 тонн, скорость — шесть с небольшим узлов. До 1918 года носил название «Актив», участвовал на Балтике в операциях во время Первой мировой войны. Позднее вошел в состав Северного государственного морского пароходства.
В Великую Отечественную войну пароходом командовал Александр Георгиевич Мочалов. Уроженец Вятской губернии, он окончил Архангельское торгово-мореходное училище, десять лет штурманом плавал на гидрографических судах, потом на знаменитом ледокольном пароходе «Георгий Седов», на пароходе «Роза Люксембург». Став капитаном, возглавлял экипажи местных пассажирских судов «Ястреб» и «Кулой». В 1943 году был награжден орденом Красной Звезды.
В прифронтовой полосе любили пароход «Революция». Защитники Заполярья с радостью встречали его на причалах поселков Титовка, Озерко, Эйна-Губа. Благодаря своей малой осадке пароход мог выгрузиться или укрыться в труднодоступных местах. На фронт
он вез в основном боеприпасы, лесоматериалы, продукты, оттуда вывозил раненых. Его недаром называли чернорабочим войны.
Не счесть бомбежек и налетов, которые испытали моряки за три года. И странное дело. Видимо, под счастливой звездой строилось судно, за все годы ни одного попадания или серьезного повреждения. В октябре 1944 года, сразу же после освобождения печенгской земли, пароход «Революция» первым из транспортных судов вошел в залив Петсамовуоно. Ни минные поля, ни подводные лодки, ни авиация противника не помешали экипажу Мочалова выполнить ответственное задание Северного флота.
И вот последнее плавание. В начале декабря из Кольского залива курсом на Архангельск вышел небольшой конвой КБ-35 в составе пароходов «Революция», «Кама» и двух кораблей охранения СКР-20 и Т-38 (Т-884 борт.№38, бывший РТ-29 «Киров»-padsee). К ним должен был присоединиться тральщик Т-122, вышедший 2 декабря из Иоканги, но в назначенной точке рандеву не состоялось.
В качестве иллюстраций к публикации использованы фотографии из книги: Киселев А.А. Краснобаев А.И. История Мурманского тралового флота (1920-1970 гг.)-Мурманск кн.изд-во, 1973 г.-Фотографии из фондов музеев ПИНРО, главка "Севрыба" : Киров.jpg
Плавание проходило в сложных погодных условиях — дул сильный юго-западный ветер, в районе Лицких островов усилившийся до восьми баллов. Слабосильная машина «Революции» едва справлялась с напором волны и штормового ветра. Скорость упала до 2,5 узла, затем стала еще меньше, а вскоре судно совсем потеряло ход. Походный ордер нарушился. Корабли дрейфовали, поджидая «Революцию». А судно все дальше относило в море, где волна была еще круче, где было намного светлее и опаснее, чем в теневой полосе берега. По воспоминаниям участников похода, несмотря на штормовую погоду, стояла лунная ночь, противник при такой хорошей видимости мог легко обнаружить конвой. Так оно и случилось.
В начале суток 3 декабря командир конвоя приказал «Каме» увеличить ход и следовать в Иокангу. В рейсовом донесении капитан «Камы» А. Шабалин писал: «Лег на истинный курс 149, имея истинный пеленг острова Лицкий в расстоянии 5 миль. Счислимое место 68°46'09" северной, 37°48' восточной. С этого момента оторвался от п/х "Революция" и больше его не видел». Вскоре Шабалин наблюдал силуэт сопровождающего корабля и определил, что это сторожевик СКР-20.
В качестве иллюстраций к публикации использованы фотографии из книги: Киселев А.А. Краснобаев А.И. История Мурманского тралового флота (1920-1970 гг.)-Мурманск кн.изд-во, 1973 г.-Фотографии из фондов музеев ПИНРО, главка "Севрыба" : Капитан РТ-29 Бурков К.Л.jpg
В районе дрейфа «Революции» остался тральщик Т-38 под командованием капитан-лейтенанта К. Л. Буркова. Это известный в довоенную пору мурманский рыболовный траулер «Киров», прославившийся высокими уловами. Переоборудованный в 1941 году в боевой корабль бывший траулер имел неплохое вооружение — несколько орудий, крупнокалиберные пулеметы, глубинные бомбы.
Однако он не располагал современной противолодочной аппаратурой обнаружения, какая была, например, на тральщиках типа AM и ТАМ, поставляемых союзниками по ленд-лизу. Около трех часов ночи 3 декабря необнаруженная подводная лодка Х-1163 (U-1163) атаковала дрейфующий пароход обычной неакустической торпедой. Затем в надводном положении пыталась атаковать тральщик, но получила отпор и встреченная артиллерийским огнем убралась восвояси.
Попадание торпеды в «Революцию» было точным, а взрыв настолько сильным, что вспышку видели даже на удаляющейся в сторону Иоканги «Каме». Торпедированное судно переломилось и сразу же затонуло. Никто не спасся, погиб весь экипаж. Координаты гибели — 68°44' северной широты, 37°49' восточной долготы.

Назовем погибших поименно: капитан А.Г. Мочалов, старпом В. М. Ларионов, 2-й помощник С. Т. Некрасов, 3-й помощник П. С. Ряжнев, старший механик Я. К. Тюриков, 2-й механик В. Е. Данилов, 3-й механик В. А. Флейшман, радист Е.П. Шестакова, боцман И. А. Ашихин, матросы М. П. Агафонов, А. В. Пашнев, К. Ф. Савельев, С. В. Аникиев, Б. Н. Коскин, юнга А. И. Зотов, кочегары В. А. Кашинцев, А. В. Панин, И. С. Шестаков, А. В. Студницин, машинный ученик М. К. Илларионов, повар Н. Д. Миколаенко, буфетчица Е. М. Соколова, сандружинница М. В. Тюрикова.

Сандружинница Мария Васильевна Тюрикова не была членом экипажа, она — жена старшего механика — плыла в Архангельск пассажиром. Редкая судьба — муж и жена покоятся в море в одной братской могиле. Родственность Шестаковых не выяснена.
И еще несколько слов о капитане, об отважном Александре Георгиевиче Мочалове, о ком поэт Дмитрий Ушаков сказал:

Капитан Мочалов,
вроде все рассчитал ты, как надо,
но не знал одного:
что подлодка таилась в засаде.


Имя капитана Мочалова носит один из архангельских теплоходов. В Архангельске хорошо знают и другого Мочалова — Вячеслава Александровича, сына. Сын пошел по стопам отца, тоже стал мореходом, более тридцати лет работает на судах Северного морского пароходства.


(В качестве иллюстраций к публикации использованы фотографии из книги: Киселев А.А. Краснобаев А.И. История Мурманского тралового флота (1920-1970 гг.)-Мурманск кн.изд-во, 1973 г.-Фотографии из фондов музеев ПИНРО, главка "Севрыба". - padsee)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мочалов Александр Георгиевич (1893-1944). капитан

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Февраль 2012 09:02

Иван Кукушкин » 22 мар 2011, 18:56

"Арктическая Звезда" № 4 (7565) Апрель 2005 года http://press.msco.ru/newspaper/index.shtml

Список моряков Мурманского морского пароходства; погибших в годы Великой Отечественной войны, включает 242 фамилии. Полностью он опубликован в книге «Огненные походы», которая только что вышла в свет.

Сегодня мы рассказываем о моряках ММП которых забрала война. К сожалению, их фотографий в личных делах не сохранилось.
...
Мочалов Александр Георгиевич (1893-1944). капитан парохода "Революция».
Почетный работник морского флота.
В 1915 г. окончил судоводительское отделение Архангельского мореходного училища. Во время учебы в навигационное время плавал учеником и матросом на гидрографических судах. В 1915-1916 гг. участвовал в гидрографических экспедициях в Белом море. С 1916 г. был зачислен на военную службу в звании мичмана. После демобилизации работал на пароходах «Г. Седов», «Роза Люксембург», «П. Красин» Северного государственного морского пароходства. В 1930 г был назначен капитаном парохода «Пеша». Затем плавал капитаном на пароходах «Революция», «Свияга», «Пролетарий». В 1943 г. отказался от зимовки на пароходе «Спартак», настоял на эвакуации и попросил направить его на судно, участвовавшее в фронтовых перевозках, чтобы принести больше пользы Родине. Вновь был направлен на пароход «Революция», который 3 декабря 1944 г. был потоплен немецкой подводной лодкой в районе острова Кильдин в Баренцевом море.
А.Г. Мочалов погиб при исполнении служебных обязанностей в районе военно-морских действий.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11759
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород


Вернуться в Потери кораблей и судов в Арктике во время Великой Отечественной Войны 1941-1945



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения