"Мария Ульянова", плавучая база

Списки личного состава, документы, описания судов и кораблей.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Мария Ульянова", плавучая база

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Февраль 2012 19:10

ПРАВДА, О КОТОРОЙ МЫ НЕ ЗНАЛИ
Автор ироничен в отношении наших летчиков, моряков, офицеров штаба СФ при описании тех или иных неудач. Надо ли это? Мало того, подчас описывает подробности, не украшающие командиров, например, спешное бегство офицеров с тонущей плавбазы "Мария Ульянова", которая в итоге не утонула. Эти подробности были бы уместны в специальной статье, а здесь излишни.


Владимир Сорокажердьев
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 30.10.2004

http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=20041030847


Будем считать, что это «специальный» форум.

© Сергеев А. А.
Германские подводные лодки в Арктике 1941 - 1942. М: ЗАО «Русский Издательский Дом». - 2003.
Стр.31-33

25 августа в 21.20 плавбаза "Мария Ульянова" вышла из Кольского залива в Архангельск. Ее сопровождали эсминцы "Куйбышев" и "Урицкий". Они не имели на вооружении гидроакустических средств поиска и создавали лишь иллюзию надежной охраны. Старшим конвоя был назначен командир "Куйбышева" капитан-лейтенант С.П. Максимов. Проблемы начались уже ночью следующего дня, когда конвой проходил вблизи о-ва Кильдин. В 01.28 сигнальщики обнаружили за кормой силуэты трех неизвестных судов. Дистанция составляла 50 каб. и определить их класс и национальную принадлежность было весьма затруднительно. Не получив ответ на опознавательные, "Куйбышев" развернулся и пошел на сближение с предполагаемыми эсминцами противника. Одновременно Максимов приказал остальным кораблям тоже повернуть на обратный курс. Это решение вызвало недоумение у командира "Урицкого", который считал, что в случае боя "Мария Ульянова" может быть уничтожена. Взяв ответственность на себя, он приказал плавбазе отходить к берегу, а сам остался возле нее в качестве охранения.
 49-и3-2 плавбаза М.Ульянова.jpg
В 02.58 "Куйбышев" опознал в неизвестных силуэтах советские тральщики и обменялся с ними опознавательными. Выяснилось, что штаб Северного флота забыл или не посчитал нужным предупредить Максимова о нахождении их в данном районе. В результате этой неразберихи конвой упустил темное время суток и вновь взял курс на Архангельск только в три часа ночи. С рассветом корабли перестроились в дневной походный ордер. "Куйбышев" занял свое место с правого борта "Марии Ульяновой", а "Урицкий" с левого. Эсминцы шли противолодочным зигзагом на дистанции 8-10 кабельтовых.
В 06.02, когда конвой находился в точке Ш= 69° 47' N Д= 35° 22' Е (27 миль к северу от Териберского маяка), плавбаза содрогнулась от мощного взрыва. Ее кормовая часть стала разламываться в районе грот-мачты и погружаться в воду. Корабль лишился хода, получил крен на правый борт около 20°, но остался на плаву. Сразу после взрыва эсминец "Куйбышев" развернулся и на полном ходу сбросил несколько глубинных бомб. Затем он перешел на левый борт "Марии Ульяновой" и начал бомбометание большими сериями. Одна из них едва не уничтожила германскую подводную лодку U-571, командир которой так увлекся атакой, что забыл подумать о собственной безопасности. Впрочем, на эсминце об этом даже не подозревали.{40}
Между тем на борту терпящего бедствие парохода происходили удивительные вещи. Вместо борьбы за живучесть корабля, экипаж метался по верхней палубе в одном нижнем белье. Многих взрыв застал спящими и они не успели одеться. Всюду царила растерянность, местами переходящая в панику. Каждый стремился занять место в шлюпке, забыв о своих обязанностях. Ситуация полностью вышла из под контроля. По свидетельству краснофлотцев Н.И. Варакина и И.Г. Кузьменкова причиной этому стало трусливое поведение ряда офицеров и особенно командира плавбазы лейтенанта Евдокимова. Он первым покинул корабль в шлюпке №-5, не забыв, однако, распорядиться о спасении своего личного имущества. Его примеру последовал и командир БЧ-2 младший лейтенант Гриненко. Вначале он бегал полуголый по коридору командного состава, а затем бросился в одну из шлюпок и потребовал от краснофлотцев забрать из каюты его обмундирование. К 06.30 на борту "Марии Ульяновой" практически никого не осталось. На мостике виднелась лишь одинокая фигура комиссара Иванова, который с момента взрыва молча наблюдал за происходящим. Закончив бомбометание, "Куйбышев" вновь перешел на правый борт "Марии Ульяновой". Здесь капитан-лейтенант С.Н. Максимов с удивлением обнаружил, что экипаж спешно покидает поврежденный корабль. От его борта уже отошли три шлюпки и еще одна готовилась это сделать. Неоднократный семафор с требованием вернуться, остался без внимания.
В 07.50 кормовая часть парохода отвалилась и затонула. Крен сразу уменьшился, а корма приподнялась из воды. После этого лейтенант Евдокимов наконец убедился в плавучести судна и вернулся на его борт. Остальная же часть команды продолжала удаляться от плавбазы на трех шлюпках. В них находилось 60 человек, некоторые из которых имели ранения. К 10.00 все они были подняты на борт эсминца "Куйбышев".
Получив радиосообщение о торпедировании "Марии Ульяновой", командование Северного флота выслало на помощь эсминцы "Громкий" и "Гремящий". С их приходом к месту событий, началась буксировка поврежденного корабля в Кольский залив. Вначале ее осуществлял эсминец "Урицкий", а затем подошедший буксир №-1. Все это происходило под ожесточенными атаками германских самолетов Ju-88, бомбы которых часто ложились в опасной близости от советских кораблей. К счастью прямых попаданий удалось избежать благодаря умелому маневрированию и зенитному огню эскадренных миноносцев.
27 августа "Марию Ульянову" привели в Териберку и через несколько дней исключили из состава Северного флота. Восстановлению она не подлежала и в дальнейшем использовалась как мазутохранилише.
Дело на лейтенанта Евдокимова и младшего лейтенанта Гриненко было направлено в военную прокуратуру. Их дальнейшая судьба осталась неизвестной.

{40} ОЦВМА, Фонд-47, Дело-8392, Листы-44-46
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Вернуться в Потери кораблей и судов в Арктике во время Великой Отечественной Войны 1941-1945



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения