Про фамилию Ульяновых из Унежмы.
Иван Матвеевич Ульянов. Книга "Страна Помория"
http://www.strana-naoborot.com/Unezhma/unezhma.htm…
Первоначальное поселение на Унежемском наволоке, как я уже писал, возникло около Великой вараки, на возвышенности, где сейчас стоит церковь и несколько добротных домов, пригодных для жилья. Трудно сказать, кто был первым поселенцем. Как этих людей называли, какие у них были прозвища? Может быть, ими были Евтя, Епифан, Ульян, имеющие старославянские имена, или может быть пришелец с прозвищем "Куколь"? (Куколь - название монашеского головного убора). Возможно от этих имен и прозвищ появились фамилии наших предков - Евтюковы, Епифановы, Ульяновы, Куколевы, Акимовы, Тюрдеевы, сохранившиеся в наиболее большом количестве до наших дней. В 1930 году Куколевых в Унежме было двадцать семей, Евтюковых -двенадцать, Ульяновых - одиннадцать, Епифановых - шесть, Тюрдеевых - восемь, то есть намного больше половины всех семей, а их было в то время сто одна.
…
Я рассказал об одном представителе имущих Унежмы, но основными богатеями были судовладельцы и лавочники. В Унежме судовладельцев было семь: Акилов Игнатий Павлович, Ульянов Прохор Николаевич, Ульянов Иван Никифорович, Варзугин Иван Кириллович, Варзугин Степан Григорьевич, Евтюков Григорий Егорович, Евтюков Андрей Прохорович. Судовладельцы и их сыновья были судоводителями, имели дипломы “на судовождение”. Большинство судовладельцев с открытием навигации возили дрова на продажу, а из становищ - скупленную рыбу в Архангельск на рынок. Другие занимались перевозкой пиломатериалов из Архангельска, Онеги, Сороки, Кеми в Норвегию, Финляндию и другие места. Бывая в Архангельске и за границей, судовладельцы закупали товары там, где они подешевле, для себя и для продажи населению. Трое из них имели свои лавки (магазины). Это Варзугин И. К., Ульянов П.Н., Акилов И.П. В их лавках имелось все необходимое: мука, крупа, сахар, конфеты, керосин и другие товары. И хотя унежемы занимались промыслом на Мурмане и неплохо зарабатывали, но жили бедно. Заработки их, добытые с риском для жизни, уходили в карманы скупщикам, судовладельцам, лавочникам. Деревенские богатеи, сосредоточившие в своих руках флот и торговлю, устанавливали очень высокие цены на перевозку рыбы, съестных припасов, заготавливаемых на зиму. Не дремали и лавочники, давали в долг под проценты, за отработку на промысле или сенокосе. Многие, даже середняцкие хозяйства, бедствовали: картошки хватало до Нового года, рыбы - до Пасхи, муку и сахар приходилось закупать втридорога. Но богатеям все было мало.
…
В 1929 году всех судовладельцев обложили налогами, потом раскулачили и выслали. Начались колхозы. Видя такое будущее, судовладельцы поскорей уехали из деревни, бросив недостроенное детище.
…
В 1930 году в Унежме организовался рыбацкий колхоз. Назвали его "Великое дело". Коллективизация проводилась поголовно. Было два выбора: или колхоз, или раскулачивание…
В первый год существования колхоза мужчины и подростки, как и раньше, весной ушли на Мурман. Вернулись, как обычно, осенью. Привезли немного рыбы, денег получили гроши. Все были недовольны и злы: ничего не заработали. А потом, в конце осени и особенно зимой, началось “великое переселение” в Мурманск. Первыми стали уезжать парни и молодые мужчины. Уезжали ночью, рано утром, чтобы не задержали, чтобы никто не узнал. "Уехал в Ворзогоры за картошкой", или "за сеном" - так поясняли отсутствие человека в деревне. Нa самом же деле, беглец давно уже был на подступах к Мурманску.