— Мурманск: Кн. изд-во, 2005.—80 с: ил. ISBN 5-85510-290-4
Суда Мурманского морского пароходства, погибшие в Северном Ледовитом океане и Северной Атлантике. Стр. 66-69
Дата и место гибели — 24.08.42, Карское море, северо-западнее порта Диксон, 73°52' с. ш., 77°40' в. д.
11 августа вышел из Архангельска на Диксон. До пролива Югорский Шар следовал в составе конвоя, дальше пошел самостоятельно. Потоплен торпедой немецкой ПЛ U-601.
Весь экипаж погиб.
Германские подводные лодки в Арктике 1941 - 1942. М: ЗАО «Русский Издательский Дом». - 2003.
19 августа 1942 года U-601 ожидала подхода тяжелого крейсера "Адмирал Шеер" в районе мыса Желания. В 00.43 сигнальщики обнаружили его силуэт на горизонте, а в 01.30 капитан-лейтенант Грау смог лично подняться на борт корабля. Его беседа с командиром крейсера заняла ровно два часа. В ходе нее Грау получил указание выяснить ледовую обстановку вблизи островов Белый и Диксон, а также временно воздержаться от атак вражеских кораблей, за исключением тех случаев, когда цель представляет собой большую ценность. В 03.30 командир U-601 вернулся на борт своей субмарины и взял курс на юг.
{*} Вероятно U-601 обнаружила СКР-19 "Дежнев", следовавший на Диксон.
На следующий день лодка обследовала подходы к устью реки Енисей, а затем вновь двинулась к острову Диксон. 24 августа она находилась к северо-востоку от острова Вилькицкого. В 10.40 сигнальщики обнаружили силуэт транспорта. Это был пароход "Куйбышев", тащивший за собой предположительно буксир "Медвежонок". U-601 начала сближение и в 13.08 погрузилась для предзалпового маневрирования. В 14.19 Грау выпустил по противнику две торпеды, по меньшей мере одна из которых угодила в пароход. Его корпус окутался плотным слоем дыма, а когда последний развеялся, корабля на поверхности уже не было. В 14.12 U-601 всплыла в надводное положение и только теперь заметила стоявший без хода буксир "Медвежонок". Волнение моря не превышало двух баллов и германский командир вызвал на верхнюю палубу артиллерийский расчет. Вскоре буксир, по которому в общей сложности было выпущено двадцать 88-мм снарядов, пошел на дно. В ходе атаки ни один из советских кораблей не подал в эфир каких-либо сигналов бедствия. Пароход не успел это сделать из-за очень быстрой гибели, а на буксире, вероятно, вообще отсутствовала радиостанция. Этот факт не мог не радовать Грау, нарушившего приказ о запрете на атаки.{64}
{64} U-Boot-Archiv KTB U-601 за 19 - 24.08.1942
* * *
11 августа 1942 года в 22.00 пароходы "Куйбышев" (капитан Токовенко), "Кара" и буксир "Медвежонок" вышли из Архангельска в Арктику под охраной тральщиков ТЩ-54 и ТЩ-62. 17 августа они благополучно прибыли в Хабарово. Через неделю "Куйбышев" с грузом руды и предположительно "Медвежонком" на буксире взял курс на Диксон. 24 августа 1942 года в 15.00 Токовенко уведомил по радио начальника порта о своем прибытии ориентировочно в полночь, но в назначенный срок судно на Диксоне не появилось. Предположив, что "Куйбышев" мог зайти на реку Енисей за водой, начальник порта запросил Ошмарино на предмет нахождения там искомого парохода. Ответ пришел только 29 августа и был отрицательным. В этот же день на разведку моря вылетел самолет, пилотируемый И.И. Черевичным. Ему поручили попутно провести поиск пропавшего парохода. Во время полета старший бортмеханик Чечин заметил на поверхности воды шлюпку с двумя людьми. При повторном заходе обнаружить ее из-за сильного волнения не удалось. По словам Чечина шлюпка была не морской, а речной и не могла принадлежать "Куйбышеву". Тем не менее, самолет вновь вылетел в эту точку, но вернулся ни с чем.
30 августа Черевичный безрезультатно обследовал северозападную часть острова Сибирякова, северо-восточную часть острова Неупокоева, восточную, северную и западную части острова Вилькицкого, а также южную часть острова Свердруп. Наконец 3 сентября во время очередного полета над островом Сибирякова он заметил множество предметов выброшенных волнами на северную отмель. Среди них выделялись шлюпки, бочки и баллоны.
28 сентября 1942 года капитан шхуны "Мурманец" донес, что при посещении мыса Моржево (Пясинский залив) им были найдены предметы из инвентаря парохода "Куйбышев". Среди них: спасательный пояс с надписью пропавшего судна и бочки из под дизельного топлива с маркировкой "1440-270". Такие же бочки команда "Якутии" обнаружила на северном побережье острова Сибирякова.
8 октября 1942 года капитан парохода "Алдан" при подходе с запада к порту Диксон заметил в точке с координатами Ш= 73° 52' N Д= 77° 40' Е две мачты затонувшего судна с красными лампочками на клотиках. Разнос торчавших из воды мачт по определению капитана парохода "Алдан" составлял 45-50 метров. 10 октября в 13.00 из порта Диксон к указанному месту вышла шхуна "Мурманец" с водолазной партией на борту. К сожалению, из-за плохой видимости, сильного волнения и непрерывных снежных зарядов ей не удалось найти место гибели корабля. 12 октября она вернулась обратно.
Судьбу парохода "Куйбышев" и его экипажа ( 42 человека ) штабу морских операций Западного района Арктики до конца выяснить так и не удалось. А буксир, погибший вместе с "Куйбышевым" и вовсе не попал в списки потерь. О нем, как это у нас часто бывает, просто забыли.{65}
{65} РГАЭ, Фонд - 9570, Опись - 4, Дело - 105, Листы - 204 - 206