1-я перегоночная Краснознаменная авиационная дивизия ГВФ
Добавлено: 12 Ноябрь 2009 15:48
"Авиаторы второй мировой" http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/d/pad1.dat
Ссылки на источники информации:
1. Небо без границ: очерки, воспоминания / ред. Н.И.Дроздов, сост. Л.И.Горбунова, сост. Е.В.Кутаков, сост. Н.Ф.Шкарев. - Красноярск: Русская энциклопедия, 1995.
1-я перегоночная Краснознаменная авиационная дивизия ГВФ. Командиры дивизии
Звание / Имя / Период / Примечание
Состав дивизии:
Подразделение / Период / Базирование / Примечание /
Ссылки на источники информации:
1. Небо без границ: очерки, воспоминания / ред. Н.И.Дроздов, сост. Л.И.Горбунова, сост. Е.В.Кутаков, сост. Н.Ф.Шкарев. - Красноярск: Русская энциклопедия, 1995.
1-я перегоночная Краснознаменная авиационная дивизия ГВФ. Командиры дивизии
Звание / Имя / Период / Примечание
- полковник
Илья Павлович Мазурук
07.42 - 05.06.44 - полковник, с 1945 г. генерал-майор авиации
Александр Григорьевич Мельников
05.06.44 - 1945
Формирование дивизии, а также управления и подразделений Красноярской воздушной трассы, началось в начале августа 1942 г. в Иваново в 22 зап 6 запасной авиабригады (по постановлению ГКО No. 2070с от 20.07.42 г. и директиве замнаркома обороны от 03.08.42 г.).
Управление дивизии размещалось в Якутске.
Дивизия предназначалась для осуществления перегонки американских самолетов, поставляемых в СССР по ленд-лизу, по Красноярской воздушной трассе (КВТ), состоявшей из пяти участков:
1) Фербенкс - Уэлькаль - 1493 км. На Аляске маршрут пролегал над дремучими лесами долины реки Юкон до города Нома на побережье. Далее через Берингов пролив и над пустынной тундрой Восточной Чукотки;
2) Уэлькаль - Сеймчан - 1450 км - проходил над Центральной Чукоткой и Колымским хребтом;
3) Сеймчан - Якутск - 1167 км через полюс холода над обширной высокогорной территорией с Верхоянским и Черским хребтами, на больших высотах, в кислородных масках;
4) Якутск - Киренск - 1330 км над глухой тайгой;
5) Киренск - Красноярск - 960 км. Проходил над сплошной тайгой, частично вблизи реки Лены.
Был принят эстафетный способ перегонки. Каждый авиаполк только на своем участке. Перегонка истребителей велась группами, в строю "клин", их вел лидер-бомбардировщик, в экипаж которого входили штурман и радист. Бомбардировщики и транспортные самолеты летели, как правило, одиночно.
Постановлением ГКО No. 3551сс от 11.06.43 г. и приказом начальника ГШ КА от 15.06.43 г. при ГУ ГВФ было образовано управление воздушной магистрали Москва - Уэлькаль (ВММУ). КВТ преобразовали в воздушную трассу Красноярск - Уэлькаль (ВТКУ). ВТКУ и 1-ю пад подчинили управлению ВММУ.
За три первых месяца (октябрь - декабрь 1942 г.) по трассе (КВТ) перегнали 114 американских самолетов, в январе 1943 г. - 128, за первую половину 1943 г. - 654, а за весь 1943 г. - 2456 самолетов (сдали 1930). К июлю трасса была освоена, а дивизия полностью подготовлена к нормальной перегонке.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.11.44 г. авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени.
30.01.45 г. 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии по постановлению Президиума Верховного Совета СССР "за образцовое выполнение правительственного задания по перегонке боевых самолетов из США на фронты Великой Отечественной войны" было вручено Красное знамя "как символ воинской чести, доблести и славы..."
С 26.06.45 г. полки дивизии начали перегонку боевых и транспортных самолетов для Забайкальского, двух Дальневосточных фронтов и ВВС Тихоокеанского флота.
В связи с прекращением перегонки боевых и транспортных самолетов из США в Советский Союз по воздушной трассе Красноярск - Уэлькаль авиадивизия с 30.10.45 г. передавана из ГВФ в состав ВВС. По сути это означало ее расформирование.
Управление дивизии размещалось в Якутске.
Дивизия предназначалась для осуществления перегонки американских самолетов, поставляемых в СССР по ленд-лизу, по Красноярской воздушной трассе (КВТ), состоявшей из пяти участков:
1) Фербенкс - Уэлькаль - 1493 км. На Аляске маршрут пролегал над дремучими лесами долины реки Юкон до города Нома на побережье. Далее через Берингов пролив и над пустынной тундрой Восточной Чукотки;
2) Уэлькаль - Сеймчан - 1450 км - проходил над Центральной Чукоткой и Колымским хребтом;
3) Сеймчан - Якутск - 1167 км через полюс холода над обширной высокогорной территорией с Верхоянским и Черским хребтами, на больших высотах, в кислородных масках;
4) Якутск - Киренск - 1330 км над глухой тайгой;
5) Киренск - Красноярск - 960 км. Проходил над сплошной тайгой, частично вблизи реки Лены.
Был принят эстафетный способ перегонки. Каждый авиаполк только на своем участке. Перегонка истребителей велась группами, в строю "клин", их вел лидер-бомбардировщик, в экипаж которого входили штурман и радист. Бомбардировщики и транспортные самолеты летели, как правило, одиночно.
Постановлением ГКО No. 3551сс от 11.06.43 г. и приказом начальника ГШ КА от 15.06.43 г. при ГУ ГВФ было образовано управление воздушной магистрали Москва - Уэлькаль (ВММУ). КВТ преобразовали в воздушную трассу Красноярск - Уэлькаль (ВТКУ). ВТКУ и 1-ю пад подчинили управлению ВММУ.
За три первых месяца (октябрь - декабрь 1942 г.) по трассе (КВТ) перегнали 114 американских самолетов, в январе 1943 г. - 128, за первую половину 1943 г. - 654, а за весь 1943 г. - 2456 самолетов (сдали 1930). К июлю трасса была освоена, а дивизия полностью подготовлена к нормальной перегонке.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.11.44 г. авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени.
30.01.45 г. 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии по постановлению Президиума Верховного Совета СССР "за образцовое выполнение правительственного задания по перегонке боевых самолетов из США на фронты Великой Отечественной войны" было вручено Красное знамя "как символ воинской чести, доблести и славы..."
С 26.06.45 г. полки дивизии начали перегонку боевых и транспортных самолетов для Забайкальского, двух Дальневосточных фронтов и ВВС Тихоокеанского флота.
В связи с прекращением перегонки боевых и транспортных самолетов из США в Советский Союз по воздушной трассе Красноярск - Уэлькаль авиадивизия с 30.10.45 г. передавана из ГВФ в состав ВВС. По сути это означало ее расформирование.
Состав дивизии:
Подразделение / Период / Базирование / Примечание /
- 1 пап viewtopic.php?f=55&t=2056
08.42 - 10.01.43
Фербенкс (Аляска)
Переведен в подчинение начальнику военной приемки ВВС КА на Аляске - 2 пап viewtopic.php?f=55&t=2054
08.42 - 30.10.45
Уэлькаль - 3 пап viewtopic.php?f=55&t=2055
08.42 - 30.10.45
Сеймчан - 4 пап viewtopic.php?f=55&t=2060
08.42 - 30.10.45
Якутск - 5 пап viewtopic.php?f=55&t=2061
08.42 - 30.10.45
Киренск - 7 пап
15.02.43 - 28.05.43
Якутск - 8 трап viewtopic.php?f=55&t=2079
04.06.43 - 03.10.45
Якутск - таэ Си-47
05.04.43 - ?