"Операция Зебра"

Поставки авиатехники по ленд-лизу. Трассы "Алсиб", "Project Zebra", единичные перелеты.
Летчики и самолеты ГУСМП, ГВФ и ВВС.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Операция Зебра"

Сообщение Alexander Belov » 06 Октябрь 2009 11:09

Коллеги, а где-нибудь о перегонах "каталин" из США через Атлантику и Африку есть материалы?
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1096
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Иван Кукушкин » 06 Октябрь 2009 11:21

Пока самый подробный текст у Мазурука:
Вокруг света с заходом в Белый дом — Лебедев А.А., Мазурук И.П. Над Арктикой и Антарктикой // М.: Мысль, 1991. — 317

Далее отрывочные упоминания в персоналиях:
Мальков Владимир Васильевич (р.1914)

Были подозрения в "Полярной авиации" на некоторые "Каталины", то те Н-ки - именно "кругосветные". Н-481 - одна из них.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11639
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Alexander Belov » 06 Октябрь 2009 12:08

Спасибо! Но в списках экипажей у Мазурука Аккуратов не упоминается. Был еще один перелет по этой трассе?
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1096
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Иван Кукушкин » 06 Октябрь 2009 13:00

В начале войны был полет в США, по поводу закупок по "ленд-Лизу".
Копия из "Раскопок" viewtopic.php?f=20&t=150&p=1842#p1842 :

:": В двух книгах есть упоминание перелета в августе 41 на двух гидросамолетах их Москвы в США, для закупки самолетов.

Шелест Игорь Иванович, "Крылатые люди" http://militera.lib.ru/prose/russian/shelest_ii/index.html

...Само ведь дело, позвольте вам заметить, еще впереди... И чтобы выполнить его с честью, нужно со всей строгостью отнестись к себе. Как будем действовать в США — станет ясно на месте. А пока что нам предстоит на днях совершить перелет на двух летающих лодках, принадлежащих «Главсевморпути», вдоль побережья Ледовитого океана по маршруту Химки — Архангельск — Игарка — бухта Тикси — Анадырь — Ном — остров Кадьяк — Ситка — Сиэтл. Расстояние около 12 тысяч километров. Утвержденный состав экипажей я объявлю. На все вопросы получите ответы у своих командиров.
Пять закупленных «летающих крепостей» — пять командиров [39] корабля, пять вторых летчиков, пять штурманов, пять радистов, пять бортинженеров. И соответственно все другие специальности.
...
Утром 28 августа 1941 года группа летчиков Громова, подкатив на автобусах к речному вокзалу Химки, увидела возле причала на противоположном берегу две большие летающие лодки. Несмотря на скверную погоду — дождь и [41] облачность, нависшую над самыми деревьями, — там, на гидросамолетах, готовились к полету, двигатели были расчехлены.


На катерах подошли к лодкам. Георгий Молчанов оказался на борту гидросамолета полярного летчика Задкова и штурмана Падалки. Командиром другого гидросамолета был известный полярный летчик Черевичный.
Провожал их начальник «Главсевморпути» Иван Дмитриевич Папанин.


Громов Михаил Михайлович, "На земле и в небе" http://militera.lib.ru/memo/russian/gromov_mm/index.html

Сдав ЛИИ, я возглавил две группы лётного состава и отправился в США. В одной группе старшим был А.Б.Юмашев, в другой — Г.Ф.Байдуков. Всего нас было 18 человек — лётчики, штурманы, механики.

С Химкинского водохранилища на двух летающих лодках мы поднялись и полетели в Архангельск (31 августа 1941 года.). Первую лодку вёл полярный лётчик И.И.Черевичный (Черевичный Иван Иванович (1909-1971) — Герой Советского Союза, участник многих экспедиций в Арктику и Антарктику.), вторую — В.Н.Задков (Задков Василий Никифорович (1907-1996) — Герой Советского Союза, полярный лётчик, участник поисков экипажа С.А.Леваневского.) (ныне — Герои Советского Союза). В первой лодке вторым пилотом летел Г.Ф.Байдуков, во второй — А.Б.Юмашев, оба отлично владевшие полётом по приборам в облаках (Штурманом летающей лодки И.И.Черевичного был Валентин Иванович Аккуратов (1909-1993) — известный полярный штурман.). Мы должны были Северным морским путём долететь до США через Аляску и Канаду, делая промежуточные посадки, разделённые, примерно, расстоянием в 1000 километров. Предприятие казалось очень трудным, но я, шутя, убеждал спутников, что мне всегда везёт.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11639
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Иван Кукушкин » 06 Октябрь 2009 13:10

Экипаж И.Черевичного в канун перелета в США. Август 1941г. 2ой бортмеханик В.Терентьев, командир экипажа И.Черевичный, штурман В.Аккуратов, радист А.Макаров, старший бортмеханик В.Чечин. : H-39.jpg
Фотография из архива семьи Черевичных (похоже на скан из какого-то издания):

Экипаж И.Черевичного в канун перелета в США. Август 1941г. 2ой бортмеханик В.Терентьев, командир экипажа И.Черевичный, штурман В.Аккуратов, радист А.Макаров, старший бортмеханик В.Чечин.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11639
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Alexander Belov » 06 Октябрь 2009 13:40

Рейс в США осенью 1941 года описан в книге Аккуратова "Лед и пепел". Летели два самолета: Черевичного (Н-275) и Задкова (борт не знаю, в составе экипажа штурман Падалко). Обе машины - ГСТ производства Таганрогского завода.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1096
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Alexander Belov » 08 Октябрь 2009 15:35

Нашел "концы"!!!!!

У американцев операция по перегонке летающих лодок через Атлантику называлась "операция Зебра":

http://pa-in.facebook.com/topic.php?uid ... topic=9942

Если кратко, то помимо общих баек, что "всех, кто перегонял самолеты сослали в Сибирь, откуда никто не вернулся" ((с) американский переводчик с русского), есть положительная информация.

1. Самолеты получали на базе "Элизабет Сити", штат Северная Каролина (Elizabeth City, NC - код базы ECG).

2. Всего передано 150 "каталин"

3. Было несколько трасс:

- через Южную Атлантику и Африку. Как правило (если верить статье) на этой трассе наших сопровождали (вели?) англичане.

- через Ньюфаундленд, Исландию и Севреную Атлантику

- через Аляску (через базу Кодьяк), но до Аляски самолеты перегоняли американские экипажи. Американцы не разрешали нашим пилотам летать в воздушном пространстве США.

На базе в Элизабетвиле есть маленький музей, где некоторые материалы представлены, но в США операция "Зебра" была рассекречена только в 1990 году.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1096
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Октябрь 2009 16:13

Посмотрел - там Чибисов М. Н. упоминается.
А уже по нему гугль начинает ссылки сыпать, не потоком, но есть за что уцепиться. Большинство - как раз по этой теме, плюс работа в Арктике после войны.
Будем тему открывать.

upd: Чибисов Максим Николаевич
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11639
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993)

Сообщение Alexander Belov » 09 Октябрь 2009 13:52

Вот схема трассы из США через Южную Атлантику:

 South-Atlantic_route.jpg


Кратенько о этой трассе и ее использовании союзниками для перегонки авиатехники есть вот тут:

http://sixtant.net/site/index.php?optio ... 7&Itemid=2

и

http://sixtant.net/site/index.php?optio ... 2&Itemid=2

Так что маршрут четверки Мазурука можно восстановить достаточно подробно:

- Элизабет Сити - Пуэрто-Рико ( база на Исла Гранде) - база гидроавиации Судди (Британская Гвиана, на схеме - Аткинсон Филд) - Белем - Наталь - Батерст - Касабланка - Джерба - Каир - Хаббания - Астрахань.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1096
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Операция Зебра"

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Октябрь 2009 16:14

http://www.ruvr.ru / World Service in English / Features / Lend-Lease: Cooperation for Victory
http://english.ruvr.ru/main.php?lng=eng ... .2008&pn=1
30.01.2008

Project Zebra


Our program today is about Project Zebra — one of many lend-lease projects established in late 1943 after the Allied leaders met in Teheran to plan their cooperation in the war against the Nazi troops. One of those involved in it was Prince Grigory Gagarin, a descendant of a noble Russian family that emigrated to the United States in the 1930s. During the Second World War Lieutenant Gagarin served with the U.S. Navy. Here’s what Prince Gagarin told our correspondent during a telephone conversation:

“In March 1944, the Soviet Union sent flight crews and supporting staff to Elizabeth City, North Carolina, for training and ferrying of 25 new-type PBN-1 sea planes to the Soviet Union. A total of over 80 men, under the command of Colonel V.N.Vassilyev arrived to the coast guard air base. The American Navy established a special group, named Project Zebra, under Lieutenant-Commander Stanley Chernack reporting to Admiral P.L.N.Bellinger, commander of all Navy flight operations of the Atlantic fleet. Since none of the Soviet crews were familiar with this type of plane, three months were spent in flight training, learning the use of the new radar, armament, bomb-sights, radio navigation, translation of maintenance manuals and so on. I made many flights sitting on the floor of the cockpit between the American and Soviet pilots with a microphone in hand, translating instructions between English and Russian.

“The first flight of four planes on their way to the Soviet Union took off at the end of May 1944 for Gander, Newfoundland – the first refueling stop – a 12-hour flight. The routes agreed upon by the Allies for these flights, namely, Gander – Reykjavik – Murmansk, used British facilities at the two intermediate stops. Therefore, since the Soviet crews were not familiar with the procedures and the English language, they were supplemented by three officers from the Royal Air Force Transport Command – the pilot, navigator, and flight engineer, all of whom had flown this Trans-Atlantic route many times – a real international crew.

“Colonel Vassilyev commanded the last group of five planes, taking off from Elizabeth City in late July 1944. Three planes left Reykjavik on schedule, but Colonel Vassilyev and Captain Boychenko stayed an extra few days due to engine problems with one of the planes. On their way to Murmansk, off the coast of Norway, they encountered severe storms and could not see each other. Due to the German occupation of Norway they kept radio silence to avoid detection. Only Captain Boychenko arrived in Murmansk – Colonel Vassilyev and his crew were lost and never recovered.

“These planes worked well against the Germans and an additional 50 aircraft were authorized. Delivery from the factory continued, but we had to wait for the return of the crews from the Soviet Union to fly them over.

With the next returning group, in the summer of 1944, Colonel Maxim Chibisov arrived as the new commander of the ‘special aviation group’. It took him a few days to learn the procedures established under Colonel Vassilyev, and by that time the Northern Trans-Atlantic route was closing due to winter approaching and the danger of severe icing conditions in flight. So, a route was planned through the Caribbean to Brazil, across the south Atlantic Ocean, to the west coast of Africa – Morocco – Tunisia – and on to the Caspian or the Black Seas and Russia. It took an average of 40 days to deliver planes via this route. In addition the crews had to be flown back to the United States for the next trip. In general each crew made at least three trips via this route, the last being in the spring of 1945. One plane crashed on take-off from Elizabeth City, but 49 arrived safely.

“After the ‘summit meeting’ in Yalta in January of 1945, an additional 50 aircraft were authorized. This time they were designated PBY-6A, amphibian — capable of operating from land or water. The first delivery of these was to assist the Soviet Pacific Fleet against the Japanese and thus help the United States in its war against Japan. Twenty-five of these new planes were flown by U.S. crews from Elizabeth City to Kodiak, Alaska, where the Soviet crews joined them on returning from the Soviet Union. The last plane left Kodiak at the end of May 1945, and all arrived safely in Vladivostok with refueling stops in Anadyr and Magadan.

“Since it took some time for the crews to return to the United States, the last 25 planes were flown again via the southern route, with the last group arriving in the USSR about October 20, 1945 – well after the end of the war. The last group was commanded by Colonel Chibisov and included all the staff who were permanently based in Elizabeth City.

“Colonel Chibisov, who later was promoted to Major General, Aviation Forces, was an excellent commander, very cooperative with us, Americans. His men appreciated the discipline he invoked, and we all enjoyed each other’s company. The Soviets and the Americans, including me, were housed in the same buildings – two to a room. We ate in the same dining hall. When needed, the Soviet crews were treated by the Navy medical staff the same way Americans were.

“Before the end of the program, Admiral Bellinger invited Colonel Chibisov and two of his staff to lunch at his quarters in Norfolk, Virginia. He thanked Colonel Chibisov for the efficiency in the operation of this project.

“The Soviet crews were allowed to go into the town of Elizabeth City when not occupied on the base. There the citizens of the town welcomed them, and some were invited to their homes. We all became good friends and were sorry to part in October 1945,” said Prince Grigory Gagarin, a United States Navy veteran, with his recollections about the Allied Project Zebra during the Second World War.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11639
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Операция Зебра"

Сообщение Dobrolet » 26 Ноябрь 2015 16:51

На аукционе выставлен лот с фото PBN-1 с перегона. На обороте первого фото есть надпись "Баку". В коллекции есть персональные фото, видимо часть из них может быть связана с перегоном.
DSC00135.JPG

DSC00139.JPG

DSC00081.JPG

DSC00123.JPG

DSC00102.JPG
DSC00103.JPG
DSC00140.JPG
DSC00091.JPG
DSC00114.JPG
DSC00116.JPG
Копия DSC00118.JPG
DSC00118.JPG
DSC00111.JPG
Копия DSC00092.JPG
DSC00113.JPG
DSC00127.JPG
DSC00129.JPG
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1344
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

"Операция Зебра"

Сообщение петрович » 13 Декабрь 2015 23:40

Dobrolet пишет:На аукционе выставлен лот с фото PBN-1 с перегона. На обороте первого фото есть надпись "Баку". В коллекции есть персональные фото, видимо часть из них может быть связана с перегоном

Фото экипажей, гонявших Номады по южному маршруту для ЧФ. Сам альбом принадлежал Коновалу Василию Федоровичу, исполнявшему в данной операции должность штурмана звена и по итогу получившего за перегон орден Красное Знамя(он в турели "амбарчика" и на портретном фото с двумя БКЗ)
петрович
 
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Операция Зебра"

Сообщение slava_zz » 26 Март 2018 00:23

https://mikle1.livejournal.com/8506311.html
Проект "Зебра"

Поставки американских летающих лодок в СССР осуществлялись с лета 1944 года в рамках проекта "Зебра", гриф секретности с которого в России снят в 2007 году, в США - в 1994 году. Всего в Советский Союз было поставлено более 160 гидросамолетов. Авиатехнику принимали на гидроаэродроме в Элизабет-Сити советские морские летчики авиагруппы специального назначения, в состав которой входили 26 экипажей: по 10 от ВВС Северного и Тихоокеанского флотов и шесть от ВВС Черноморского флота. В результате работы с открытыми источниками информации и проведенного архивного поиска был найден непосредственный участник данных событий - бывший военный переводчик ВВС США Грег Гагарин, который и рассказал о проекте "Зебра".

Первую партию гидросамолетов "Номад" и "Каталина" в количестве 47 машин перегоняли для Северного флота. Протяженность маршрута составляла 8325 км, полетное время - около 50 часов, из-за чего пилотам приходилось совершать промежуточные посадки на авиабазах союзников. Для обеспечения полета английским командованием на каждый самолет были выделены штурман и бортрадист, которые следовали с советскими экипажами до Рейкьявика, а затем возвращались в США для повторного вылета с другими экипажами. Операция по перегону гидросамолетов для Северного флота была проведена с 25 мая по 26 июля 1944 года.

Для нужд Тихоокеанского флота гидросамолеты перегонялись восточным маршрутом через Берингов пролив во Владивосток. С 25 августа по 11 сентября 1944 года по нему перелетели 30 летающих лодок. Для Черноморского флота и полярной авиации Главсевморпути было выделено 59 машин. Их перегон осуществлялся с 28 сентября 1944 года по 28 марта 1945 года самым длинным маршрутом протяженностью 13685 км: из США самолеты следовали через Бразилию, Марокко и Ирак в Баку, а оттуда - в Севастополь.

Последняя партия из 28 гидросамолетов была перегнана в СССР с 23 июня по 21 августа 1945 года.

Погибшие летчики

При перегоне этих самолетов в двух авиакатастрофах погибли 11 советских летчиков.

На последнем этапе пути на Северный флот (Исландия - Мурманск) погиб экипаж подполковника Н. П. Романова - в сложных метеоусловиях самолет "Номад" врезался в скалы на северном побережье Норвегии. В экипаж также входили командир авиагруппы полковник В. Н. Васильев, флаг-штурман ВВС ВМФ И. Ф. Мосцепан, старший техник-лейтенант А. М. Скворцов (их тела были обнаружены, но, поскольку их приняли за американских пилотов, они были захоронены в Бельгии), бортмеханик К. Чичкан и воздушный стрелок Н. Е. Кузнецов (тела не найдены). До 2017 года все эти летчики числились пропавшими без вести.

Еще один самолет - морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка) "Каталина" - при взлете ночью 11 января 1945 с гидроаэродрома Элизабет-Сити упал протекающую неподалеку оттуда в реку Пасквотанк. В результате погибли пять членов экипажа (советские офицеры - командир корабля капитан Н. М. Чиков, штурман капитан В. М. Левин, инженер старший техник-лейтенант Д. М. Медведев, бортмеханик младший техник-лейтенант А. И. Бородин и офицер ВВС Великобритании гражданин Канады радист Натарос Питер). Причина катастрофы не выяснена.

С помощью руководства местного музея удалось сделать копии оригинальных свидетельств о смерти пяти членов экипажа потерпевшей крушение летающей лодки. Также удалось найти подтверждение информации о том, что останки британского военного были отправлены для захоронения в город Торонто (Канада), останки советского штурмана капитана Левина были отправлены в СССР (согласно материалам обобщенной базы данных "Мемориал", Левин похоронен на Донском кладбище в Москве).

В настоящее время ведется работа по поиску мест захоронения остальных погибших членов экипажа, соответствующий запрос о предоставлении документов по проекту "Зебра" с целью уточнения места настоящего захоронения советских военнослужащих передан представителям американской стороны в российско-американской комиссии во время очередной рабочей встречи.
slava_zz
 
Сообщения: 699
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50


Вернуться в Перегон



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения