Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

ВТОРАЯ ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ

 Т - 0015.jpg
ВТОРАЯ ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ

Прошло, 16 дней. Над дрейфующими льдами Северного полюса гордо взвился красный советский флаг. 7 июня самолеты экспедиции вернулись на остров Рудольфа. К этому времени территория аэродрома и полярной станции была тщательно убрана. Снова наступили горячие дни. Прилетел А. Д. Алексеев, задержавшийся на обратном пути. 15 июня самолеты экспедиции ушли на юг, на материк. Только могучая птица И. П. Мазурука осталась у нас на острове «дежурить», пока дрейф отважных папанинцев проходил вблизи.
Для тракторов и вездеходов наступила тяжелая пора. Таял снег. Все дороги поплыли. В конце июня прибыл «Садко», грузы с него пришлось перетаскивать на себе. Трактора вышли работать только в августе. К этому времени их снова подремонтировали и привели в боевую готовность.
В сентябре прибыла на остров первая воздушная экспедиция по розыскам самолета С. А. Леваневского. Ее обслуживали так же, как полюсную экспедицию. Завозили грузы. Крепили и буксировали самолеты. Выводили их на старт.
На зимовке к этому времени осталось только 10 человек.
А работы было много. Выдались такие дни, что одновременно
[15]

 Т - 0016.jpg
пришлось и провожать экспедицию по розыскам С. А. Леваневского и разгружать прибывший к нам ледокол «Русанов». Один из тракторов, работавший на припае, повел борт-механик одного самолета. На пути к «Русанову» среди торосистого старого льда попадался молодой лед, который не мог выдержать тяжести трактора. Механик плохо разбирался в вопросах качества льда, неосторожно пустил машину по этому молодому льду, и трактор повалился. Во время аварии утонуло сидение, сорвало кронштейны бака, разморозились все цилиндры двигателя и радиатор. К счастью, трактор радиатором уперся в торос, а зад машины повис на тросе, соединяющем его с санями. Три дня с помощью всей команды «Русанова» вытаскивали эту машину. Когда вытащили, она оказалась настолько искалеченной, что ее сняли с выгрузки. По припаю снова, как в прошлые разы, пустили вездеходы. А когда вездеход подходил к берегу, вверх с припая на глетчер, его вытаскивали, буксируя трактором.
В ноябре прилетела вторая экспедиция по розыскам самолета Леваневского. Уже наступила полярная ночь. Работал только один трактор и один вездеход. Второй трактор — «утопленник» — требовал основательного ремонта. Стоял он на берегу, на льду глетчера в 1 1/2 километрах от полярной станции. Освободившись немного от срочных работ, мы накрыли его брезентом, оборудовали таким образом «палатку» и вместе с бортмеханиками приступили к ремонту. Брезент укрывал только от пурги, температура внутри палатки «поддерживалась» наружная. Несмотря на сильные морозы, был проведен ремонт масляного насоса, заменены все четыре цилиндра мотора, сменен радиатор, наклепано новое ферадо к тормозным лентам, заменены кронштейны бака топлива.
Почти две недели продолжался ремонт. Жить в палатке было невозможно, и по вечерам все мы уходили на станцию: эти путешествия в полярную ночь, да еще в пургу оказались мало приятными. Часто носили с собой детали, которые снимали с имевшегося у нас запасного мотора и третьего трактора, привезенного на «Садко». Но зато, когда ремонт кончился и мы привели трактор на станцию своим ходом, это было очень радостное событие.
Во время пребывания на острове второй экспедиции по розыскам Леваневского, на тракторах было сделано несколько походов вглубь острова. Выбирали такие дни полярной ночи, когда не было луны. Лунные дни использовали для подготовки самолетов к полетам.
Ледяной купол, по которому ездили тракторы, весь был
[16]

 Т - 0017.jpg
изрезан трещинами. Эти трещины заносило снегом. Освещали дорогу в походе тракторными фарами, а в ненастье зимовка зажигала прожектор, на его луч шли обратно к полярной станции, он служил ориентиром.
Тракторы не раз проваливались в трещины. Однажды, возвращаясь с похода, мы шли по звездам. Находилась наша группа в глубине острова, километрах в 15 от станции. Тов. Митрошкин сидел верхом на бензиновом баке, являясь как бы штурманом. Не учли мы только одного: что звезды

Рис. 5. Летняя стоянка тракторов.

перемещаются на 15 градусов в час, а поход продолжался свыше 6 часов. Не мудрено, что заблудились. Уже давно следовало подойти к аэродрому, должен был начаться подъем, но трактор все шел вниз и вниз. Въехали в лощину. Она, оказывается, вся была изрезана скрытыми трещинами. Вдруг трактор прихромнул, качнулся. На третьей скорости первую трещину удалось проскочить. Но затем, через мгновение, не успели мы посовещаться, как трактор свалился на бок. Одной своей гусеницей трактор провалился в глубокую трещину. Посветили и ахнули. Назад двигаться нельзя. Сзади зияла глубокая яма. Для того чтобы измерить ее глубину и направление, зажгли паклю, намоченную бензином, и бросили ее. Она упала так
[17]

 Т - 0018.jpg
глубоко, что разглядеть ничего не смогли. Трактор лег как раз на ту сторону, где находился карбюратор. Подача горючего в цилиндр прекратилась. Попробовали завести трактор, но он не заводился. Погода была сильно морозная. Мы боялись, что в радиаторе замерзнет вода. Только отвернув свечи и залив бензин прямо в цилиндры, удалось все же завести трактор. После этого начали постепенно и очень медленно двигаться вперед, выводя трактор из трещины. Чуть только проехали вперед, как трактор своей передней частью провалился в новую трещину. Теперь машина находилась между двух трещин. Надо было во что бы то ни стало развернуться на месте и, переехав трещину поперек, выехать на верх ледника. Это и сделали. Потом мы выяснили, что находились буквально в нескольких метрах от обрыва к морю.
По крутому подъему вверх, хотя трактор часто скользил и сползал, удалось выехать на купол. В это время на аэродроме разожгли костры. Они указали правильное направление, и мы благополучно вернулись на станцию.
Это были первые в истории освоения Земли Франца-Иосифа длительные походы на тракторах. До этого обычно по острову Рудольфа ездили только на собаках, причем собачьи упряжки тоже очень часто проваливались в трещины. Тракторы ЧТЗ в походах работали неплохо.
Некоторые походы проходили в сильную пургу, когда ветер достигал 25 метров в секунду. Помощи не было ниоткуда. Не будь на станции прожектора, трудно было бы возвращаться с некоторых походов.
Опыт дальних походов показал, что надо обязательно брать с собой запас свечей, запасной бетон масла, полный комплект инструмента, палатку, авиационную лампу для подогрева мотора, бак для спуска воды из радиатора.
После отлета последней экспедиции на материк началась подготовка станции к сдаче новому коллективу. К маю 1938 года все имущество аэродрома перевезли обратно на станцию.
Домик базы к тому времени так замело снегом, что крыша его не была видна. Домик откопали и тоже вывезли на станцию. Грузы сосредоточили на берегу, чтобы не задержать погрузку парохода.
В честь наступающих выборов в Верховный Совет РСФСР, за 9 дней подлинно стахановской работы, бригада механиков капитально отремонтировала трактор, находившийся в резерве. Проверили все цилиндры, пришабрили коренные и шатунные подшипники. Привели в порядок ходовую часть и фрикцион.
[18]

 Т - 0019.jpg
Механизированный транспорт был сдан новой зимовке в полном порядке.
При ремонте был полностью восстановлен третий трактор, детали с которого сняли в свое время для капитального ремонта трактора, провалившегося в воду при разгрузке «Русанова».
Размороженные цилиндры мотора вначале мы пробовали заварить чугуном и медью. Сколько ни бились, ничего не получилось. При остывании цилиндра трещина открывалась и удли-

Рис. 6. Мелкий ремонт. Подтяжка плиц гусениц.

нялась. Решили на узкие и длинные трещины ставить медные бужи, ввернутые друг в друга, после чего они расчеканивались и запаивались. На это ушло около двух метров медного прута. На широкие трещины ставили медные заплаты.
Размороженный нижний бак радиатора заварили, а в одном месте поставили медную заплату. Кронштейны топливных баков, разбитые в нескольких местах, тоже были целиком сварены. В месте сварки одного переднего кронштейна потом снова появился излом. Этот кронштейн заваривали дважды.
Тормозные ленты мы сняли из-за износа ферадо. Запасные ферадо оказались слишком тонкими. Тогда под ферадо мы
[19]

 Т - 0020 - 1.jpg
сделали алюминиевые подкладки, чтобы сохранить необходимую толщину.
Нашим тракторам пришлось работать на разных сортах горючего (лигроин, бензоловая смесь, бензин). Поэтому при ремонте были сняты головки цилиндров, расшарошены седла клапанов, проточены и притерты выхлопные клапаны, которые часто горели, очищены головки цилиндров от нагара. Эта кропотливая работа отняла много времени, так как завод не прислал в инструментальном наборе шарошку и ее пришлось изготовлять на месте.
Баки топлива были промыты, один из них вскрыли для установки внутренней перегородки, которую сорвали при аварии на припае.
На всех тракторах пробковые сальники катков вышли из строя, стерлись в порошок. Были поставлены войлочные сальники.
ББК-10 : 27 Август 2015 11:03  Вернуться к началу

Пред.След.