Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ И ВЫВОДОВ

 Т - 0020.jpg
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ И ВЫВОДОВ

Работа на тракторах в северных условиях выявила ряд специфических трудностей, о которых следует предупредить всех арктических водителей и механиков.
Много мучились мы с заводкой тракторов. Обычные паяльные лампы не обеспечивали необходимого подогрева мотора. Заводка иногда продолжалась по 6—10 часов, изматывала людей. Гараж у нас был холодный. Он укрывал только от ветра и снега, но все же машины, находящиеся в гараже, легче поддавались заводке. Когда на о. Рудольфа прибыла авиационная экспедиция, летчики снабдили нас авиационными лампами для подогрева мотора. Эти лампы очень облегчили заводку тракторов.
На тракторах для подогрева надо иметь лампы «АПЛ-1», взамен обычных 5-литровых паяльных ламп, которые на Севере не обеспечивали необходимый подогрев.
Для быстрейшего запуска холодного мотора можно спрыскивать через компрессионные краники или непосредственно под свечи эфир, что облегчает запуск мотора.
При подогреве всасывающей трубы и коллектора приходилось обращать особое внимание, чтобы пламя не распространялось на головку цилиндров, особенно в местах, где проходят шпильки цилиндров. Стенки цилиндров в этих местах очень тонкие, и от перегрева они часто лопались. Лопались также и приливы шпилек в головке цилиндров.
При подогреве масла в картере мотора лучше всего весь мотор накрывать брезентом, что сохраняет тепло и подогревает
[20]

 Т - 0021.jpg
одновременно цилиндры. Если мотор не покрыть брезентом, греется один лишь картер, и испарения, выделяющиеся от нагрева масла, охлаждаясь, оседают на зеркале цилиндра, что потом затрудняет заводку и приводит к заеданию поршня.
Для мотора тракторов ЧТЗ и вездеходов НАТИ смазку надо иметь обязательно зимнюю (лучше всего автол № 8—10). Из-за невозможности в северных условиях полностью прогревать мотор летние масла, оставшиеся на рабочей поверхности цилиндров, очень густеют, что сильно отзывается при заводке моторов.
Применяющийся для смазки коробок скоростей вискозин для Севера, где нет теплых гаражей, не пригоден. Вискозин настолько сильно густеет, что пока вся коробка скоростей не прогреется, он не разжижается, при этом невозможно включить ни одну скорость. Само собой разумеется, что на такой нагрев уходит много лишнего времени. Мы пользовались зимним нигролом с небольшим процентом автола. Вискозин вообще не следует завозить на полярные станции.
При остановке трактора с работающим мотором не следует трактор ставить с уклоном в сторону карбюратора. При таком наклоне мотор трактора труднее заводить, так как бензин, заливаемый в краники, не попадает непосредственно в цилиндры и выливается наружу через отверстия в карбюраторе. Если ставить трактор с небольшим уклоном в сторону, где расположены магнето и ваккум-бачек, это облегчает заливку и подсасывание, а следовательно и заводку мотора.
При безгаражном содержании машин их следует ставить на совершенно открытом месте, обдуваемом со всех сторон ветром, сняв все капоты. Если машину поставить в незащищенное от ветра место, ее заносит снегом настолько плотно, что перед запуском очень много времени уходит на откапывание и очистку мотора от снега.
До прилёта полюсной экспедиции много хлопот было с заготовкой воды для охлаждения. Летчики снабдили нас антифризом, который был залит у них в моторы и имелся в запасных баках. Антифриз вывел нас из затруднительного положения. Смесь эта незамерзающая и вполне обеспечивает охлаждение мотора.
Все это следут учесть при эксплоатации тракторов и вездеходов на полярных станциях.
Опыт двухлетней работы на острове Рудольфа позволяет утверждать, что тракторы ЧТЗ «Сталинец» вполне отвечают требованиям полярных станций и экспедиций. Очевидно это тип трактора, наиболее подходящий для работы на Крайнем Севе-
[21]

 Т - 0022.jpg
ре. Жаль только, что «Сталинец» обладает слишком уж малой скоростью, которая невыгодна при переходах на большие расстояния. Нет сомнения, что в ближайшие годы тракторы на Севере будут применяться для перевозок по постоянным трассам на сравнительно большое расстояние (порядка сотен и тысяч километров). Для таких перевозок потребуются тракторы с большими ходовыми скоростями.
Конструктивным недостатком трактора является то, что его заводка производится с помощью маховика. В маховике имеется ряд отверстий. Вставляешь ломик и ворочаешь им маховик. Дыры сильно разрабатываются. Часто приходится увеличивать диаметр ломика. Такая заводка тяжела и неудобна. Лучше было бы эти тракторы заводить либо с помощью стартера или хотя бы с помощью заводной ручки.
Обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Все размороженные цилиндры имели характерные трещины, которые располагались на стороне, обращенной к соседнему цилиндру, и шли вдоль оси мотора. На лицевой стороне, где стоят заглушки, трещин не было. Это наводит на мысль, что заглушки следует переместить и ставить выше, на середине блока. Необходимость этого подтверждается тем, что на моторе «Л-6», где заглушки стоят на середине блока, при замерзании воды блок не разрывает, а выжимаются только заглушки. Точно так же на головках цилиндров, где заглушки были поставлены недостаточно туго, при замерзании льдом выдавливались заглушки, но трещины не возникали. Конечно, вывод этот требует внимательной технической проверки.
Учитывая арктические морозы и ветры, на тракторах следует оборудовать легкие утепленные кабины для водителей.
Практика показала, что ряд деталей на тракторе ЧТЗ являются наиболее ходовыми и срабатывающимися. Эти детали надо всегда иметь в запасе для проведения ремонтов. К ним относятся:
Готовка цилиндров. 0211 и 0212 Манометр..... 4156
Прокладка головки. 4067 Соединительная план ка маховика.. 1415
Кольцо поршня... 032
Выхлопной клапан. 0434 Заклепки детали 403—404.... 3635
Коромысла..... 0413
Пружины клапана. 3812 Ферадо...... 403—404
Заслонка подогрева. 511 Болт с гайками.. 28100 и 2831
Валик заслона подогрева ...... 510 Свеча запальная. 4121
Лампочка фар.. 41109
Прокладки... 4069, 4070 и 4071 Стекло фар....
Сектор газа в сборе. 0631 Болты...... 282, 287 и 2821
Шестерни масляного насоса ...... 099 и 0910

[22]

 Т - 0023.jpg
Это не значит, конечно, что другие детали брать не нужно. Наоборот, перед отправкой в Арктику особенно тщательно следует следить за тем, чтобы с каждым трактором был отправлен полагающийся к нему полный комплект запасных частей. Надо обязательно брать запас болтов, они всегда требуются. Недостаток болтов часто является причиной всяких недоразумений.
Вездеходы НАТИ оказались неудобными, хотя на них была проведена большая работа. Неудачна сама конструкция. Везде-

Рис. 7. Уборка территории. Вывозка мусора на вездеходе.

ходы поставлены на непрорезные лыжи, которые очень тяжелы и громоздки, что особенно затрудняет работу на поворотах. Рулевое управление не усилено, и поэтому ломаются секторы. Неудачна натяжка гусениц, находящаяся в зависимости от цепей Галля. Передача от ведущих колес также неудобна, так как она построена по типу фрикциона (передача трением). При больших морозах резина и само колесо сильно обледеневают, резина теряет эластичность, из-за чего ведущие колеса сильно буксуют.
Кроме того, вездеходы не экономны в работе по снегу и на подъемах. Очень велик на них расход горючего, так как вездеход работает почти все время на 2-й скорости и переводить
[23]

 Т - 0024.jpg
его на 3-ю и 4-ю скорость можно только при спусках с аэродрома или по плотному насту снега и льду. При этом мы снимали лыжи и шли на обычных передних колесах. Во время весьма напряженной работы вездеходов по обслуживанию полюсной экспедиции, когда они курсировали между полярной станцией и аэродромом, в течение трех месяцев производился точный учет их работы. Приведем итоговые данные.

Апрель 1937 года
Проработано....................109 часов
Пройдено....................... 368 километров
Расход горючего................... 302, 8 килограмма
Средний расход на 1 километр............ 784 грамма

Май 1937 года
Проработано.....................188 часов
Пройдено...................... 738 километров
Расход горючего................... 405, 8 килограмма
Средний расход на 1 километр............551 грамм

Июнь 1937 года
Проработано.....................151 час
Пройдено...................... 647 километров
Расход горючего................... 396 килограммов
Средний расход на 1 километр............ 612 граммов

Средний расход горючего на один пройденный километр (с учетом также работы мотора на месте) за три месяца составил 649 граммов, что значительно выше расхода по тракторам. К сожалению, такой учет во время разгрузки пароходов провести не удалось.
На других зимовках расход горючего на вездеходах НАТИ доходил в среднем до 1 килограмма на 1 километр.
За два года работы на острове Рудольфа вездеходы прошли по 3500 километров каждый.
Вездеходы «НАТИ-В» сейчас применяются в ряде мест на Крайнем Севере. При всех недостатках они все же справляются с экспедиционными работами и вполне удовлетворительно работают на выгрузке и перевозках в пределах зимовки. Бессмысленно на легких вспомогательных перевозках (доставка людей, пищи, близкие поездки за водой) гонять тяжелые тракторы. В таких случаях вездеход необходим.
На крупных полярных станциях парк механизированного транспорта должен иметь несколько типов машин, каждый из которых рассчитан на определенный характер работ. У нас же,
[24]

 Т - 0025.jpg
к сожалению, сейчас еще берут на Север все, что попадается под руку, не учитывая того, какой и где вид транспорта может работать.
В самое ближайшее время необходимо добиться стандарта в снабжении машинами полярных станций, что значительно облегчит завоз запасных частей.
Наши полярные станции сейчас уже вполне обжиты, хорошо известен характер местности, условия выгрузки, рельеф окружающих станцию мест, куда приходится отправлять экспедиции. Сообразно с этим надо и подбирать машинный парк.
На станциях с авиабазами крупного значения необходимы тракторы ЧТЗ «Сталинец-60». Для работ местного станционного характера может быть использован не только вездеход «НАТИ-В», но и трактор СТЗ. Следует только учесть, что трактор СТЗ не может работать на глубоком снегу из-за малого дорожного просвета. Где рельеф местности не особенно пересеченный и каменистый, где наст снега плотный, трактор СТЗ может работать вполне успешно.
С каждым годом в Арктике растет сеть полярных станций на Северном морском пути. Увеличивается и механизированный транспорт на полярных зимовках. Недалеко время, когда трактор и вездеход завоюют на Севере признание, в котором совсем недавно ему отказывали многие скептики.
Испытывая новые конструкции, надо смелее осваивать те типы механизированного транспорта, которые уже сейчас показали свою приспособленность к северным условиям. В частности, после небольших переделок трактор ЧТЗ «Сталинец» может претендовать на широкое использование в Арктике.
ББК-10 : 27 Август 2015 13:57  Вернуться к началу

Пред.След.