Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О "СНЕЖНОМ ЧЕЛОВЕКЕ"?

Сб. «Глобус», Детгиз, год 5, 1960.

 Глобус-1960 Что мы знаем о снежном человеке - 0001.jpg
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О "СНЕЖНОМ ЧЕЛОВЕКЕ"?

За последние годы в советской и зарубежной прессе появилось много заметок и статей о «снежном человеке». В некоторых из них приводились довольно фантастические сведения, далеко не научного характера. Иногда в этих статьях даются рисунки, изображающие какое-нибудь обезьяноподобное, мохнатое существо — то с длинными, то с короткими руками, взбирающееся по снегам альпийских вершин. Были опубликованы даже карикатуры, изображающие встречи людей со «снежным человеком», или комические сценки из его жизни.
Что же мы знаем на самом деле о «снежном человеке»?
Прежде всего то, что он вовсе не «снежный». Действительно, его следы легче всего увидеть на снегу. Но водится это существо в Гималаях в безлесной области между верхней границей леса и вечными снегами. Нередко оно заходит и выше снеговой линии, чтобы перевалить из одной долины в другую. В Индии, Непале и Тибете «снежного человека» называют по-разному. В Непале местные жители племени шерпа, родственного тибетцам, чаще всего его называют «йети». Одно из тибетских названий этого существа было переведено, как «отвратительный снежный человек».
Местные жители уже в течение нескольких столетий знали, что в высокой горной области Гималаев, на границе между Индией и Непалом на юге и Тибетом на севере, водится обезьяноподобное существо. Непальцы и тибетцы иногда встречали его, слышали его крики и часто видели следы на снегу.
Но европейские путешественники впервые обратили внимание на йети в 1889 году, когда англичанин Уэддел увидел на
 Глобус-1960 Что мы знаем о снежном человеке - 0002.jpg
[164]
снегу на перевале в Тибет следы, которые тибетцы признали за следы йети.
В 1925 году путешественнику Томбаци удалось увидеть издали на расстоянии 200—300 м йети, пробиравшегося в кустах и выкапывавшего карликовый рододендрон. На фоне яркого снега фигура йети казалась черной и можно было только разглядеть, что она похожа на человека без одежды и ходит на двух ногах. Ни до, ни после этого ни одному путешественнику не удалось встретиться с йети.
Кроме рассказов непальцев и тибетцев, единственно достоверными доказательствами существования йети были следы. Их встречали почти все экспедиции, исследовавшие Гималаи. Самые четкие фотографии следов были сделаны в 1951 году на склонах Эвереста (Джомолунгмы) Шиптоном. Мы приводим здесь одну из его фотографий.
В 1954 году специальная экспедиция для поисков йети была организована английской газетой «Дейли Мейл» под начальством Р. Иззарда. В экспедиции участвовало несколько зоологов и антропологов. Но и этой экспедиции не удалось встретиться с йети. Было обнаружено много следов на снегу, и зоологи, изучая их, выяснили повадки животного и области его обитания.
Важным результатом экспедиции явилась находка двух скальпов — кожи, снятой с головы йети; скальпы эти хранятся в монастырях Пангбоче и Кхимджунг, как религиозные реликвии.
Сотрудниками экспедиции были опрошены в десяти поселениях непальцы из племени шерпа, а также встреченные в горах тибетцы. Выяснилось, что многие из них сами видели йети.
Описание путешествия и результаты поисков йети были опубликованы в книгах Иззарда и зоолога Стонора, которые переведены на русский язык. Стонор так описывает внешний вид йети: «Небольшое, приземистое животное, ростом приблизительно с 11-летнего мальчика, покрытое жесткой, щетинистой шерстью красно-бурого и черного цвета, с плоским лицом, как у обезьяны, довольно заостренной кверху головой и без хвоста. Передают, что оно обычно передвигается на двух ногах подобно человеку, но, испуганное при встрече и взбираясь на скалы, оно скачет на всех четырех. Оно издает ясно различимые крики, подобные громкому мяуканью, по-видимому похожему на мяуканье морской чайки; обычно эти крики слышны рано утром и к вечеру».
йети живет на высоте от 4000 до 5500 м между границей леса и вечными снегами. Эта зона охватывает значительную часть Гималаев; она отнюдь не является скальной пустыней, а заключает большое количество альпийских лугов и зарослей кустов и населена значительным коли-
 Глобус-1960 Что мы знаем о снежном человеке - 0003.jpg
[165]
чеством птиц и млекопитающих. Йети находят здесь обильную пищу: они питаются насекомыми, птицами, мелкими млекопитающими, корнями и другими частями растений. Обширная площадь этой зоны делает понятным, почему экспедиции 1954 года за сравнительно короткое время ее работ не удалось встретить ни одного йети. Стонор отмечает, что они не видели также ни снежного барса, ни волка, которые являются постоянными обитателями этой зоны.
Большое внимание привлекли скальпы, обнаруженные экспедицией. Хотя они хранятся в монастырях не менее трехсот лет, но до 1954 года европейские исследователи о них не знали. Во время религиозных празднеств скальп надевает на голову человек, изображающий йети. Эти реликвии монахи показывают очень неохотно, и экспедиции не удалось их увезти с собой; пришлось ограничиться только измерениями, фотографиями, образцами шерсти и кусочком кожи.
Скальп имеет форму шлема, заостренного кверху. Его высота— 19 см и ширина у основания — 17 см. На скальпе осталось довольно много волос. Они в общем красные, как у лисицы, местами с примесью черно-бурых. Замечателен гребень или киль, который начинается спереди от самого низа, проходит через вершину и затем вниз по задней стороне. Он представляет плоский валик кожи, покрытый щетиноподобными волосами, образующими гребень.
О подлинности этих скальпов мнения английских специалистов расходятся: одни считают, что это не скальп, а кусок кожи, снятый с какого-то неизвестного животного; в сыром виде этой коже была придана форма шлема, так как никаких швов в нем не заметно.
Другие ученые приходят к выводу, что скальпы действительно сняты с головы йети, и пытаются восстановить по ним форму головы йети. Череп, реконструированный по скальпу, имеет большое сходство с черепами человекообразных обезьян, например гориллы.
Интересно также сравнение следов йети со следами гориллы и с отпечатком ноги неандертальца — человека древнего каменного века, обнаруженным в 1950 году в одной пещере в Лигурии (Италия). Сравнение это показывает, что след йети ближе всего подходит к следам древнейших людей, но все же имеет обезьяньи черты.
На основании размеров следов и расстояния между следами антропологи приходят к выводу, что йети — очень большое и тяжелое животное, ростом до 2 м, мощного сложения, с толстыми ногами. Но непальцы описывают йети, как существо гораздо меньших размеров, и возможно, что сведения эти относятся к животным разного возраста и пола.
Таким образом, весьма вероятно, что в Гималаях обитает существо, более высоко организованное, чем высшие обезьяны, но более примитивное, чем самые примитивные люди каменного века.
Вероятнее все же, что йети надо относить еще к обезьянам, а не к человеку. Но, конечно, этот вопрос можно разрешить, только изучив само живое существо или хотя бы его скелет.
За последние годы внимание к йети не ослабевало и вновь были организованы специальные экспедиции.
 Глобус-1960 Что мы знаем о снежном человеке - 0004.jpg
[166]
В октябре 1957 года в среднюю часть Гималаев выехала английская экспедиция Дугласа. В течение нескольких зимних месяцев она исследовала область выше границы леса, покрытую в это время года глубоким снегом. Было обнаружено много крупных следов стопоходящего животного, но внимательное изучение их показало, что следы эти принадлежат медведям.
В 1957 и 1959 годах в непальской (восточной) части Гималаев работала экспедиция, снаряженная на средства американского миллионера Т. Слика, в которой участвовали зоологи Бирн и Рассель. Хотя экспедиция имела в своем распоряжении собак-ищеек, выследить йети не удалось. Были вновь обнаружены следы йети на снегу и с них сделаны гипсовые слепки.
П. Бирн обнаружил в двух монастырях высохшие (мумифицированные) кисти конечностей, которые, по преданию, принадлежат йети. Исследование этих кистей показало, что одна из них — лапа барса, а другая — рука человека, и к йети они не имеют отношения.
В 1959 году еще две специальные экспедиции — одна из США, а другая из Дании — побывали в Непале в поисках йети, но ничего нового они не нашли.
Эти неудачи шести последовательных экспедиций показывают, что если йети и существуют в Гималаях, то лишь в очень небольшом количестве и что они чрезвычайно боязливы и осторожны.
С южного склона Гималаев йети иногда заходят и на северный, в пределы Тибета. Вдоль по Гималаям на запад следы йети были обнаружены до Каракорума; поэтому можно было предполагать, что из главной области своего обитания йети могли мигрировать вплоть до Памира и сопредельной горной области юго-западного Китая.
На Памире местное население — таджики и киргизы — давно рассказывают о страшном диком человеке «галуб-яван», живущем в высоких горах. Этот человек якобы похищает женщин и нападает на мужчин, вызывая их на борьбу. В 1958 году в наших газетах и журналах появилось сообщение, что гидролог Пронин видел вблизи ледника Федченко на склоне горы галуб-явана. Но проверка показала, что Пронин находился очень далеко от того места, где, как он рассказывал, прошло таинственное существо, — не менее трех километров, — и не мог бы отличить человека от медведя.
В 1958 году специальные экспедиции изучили самые недоступные места Памира и выяснили, что в настоящее время никакие дикие люди на Памире не водятся. Условия для их существования и питания на Памире гораздо менее благоприятны, чем в Гималаях. По-видимому, и в прошлом йети не заходили в Памир. Легенды о галуб-яване или, точнее, гуль-биябане — не местные, а занесены с юга; название это означает «демон пустыни».
Рассказы о встречах с диким человеком в пределах Китая, к востоку от Памира, еще не удалось проверить.
К тем немногочисленным данным, которые мы имеем о существовании «снежного человека», присоединено очень много легенд и сказок. Надо осторожно относиться к постоянно появляющимся сведениям о диких людях в различных местах СССР и зарубежной Азии. Ведь о домовых, о леших и ведьмах до сих пор ходят самые «достоверные» рассказы, и есть люди, которые утверждают, что сами видели этих злых и добрых духов, населяющих фантастический мир народных сказаний!

Член-корреспондент Академии наук СССР
С. Обручев.

Пред.