Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Производство топографо-геодезических работ для г. Мурманска

Известия РГО, т.LIV, 1918 г.

 ГРМП - 0002.jpg
Приложение № 1. ТРIАНГУЛЯЦIЯ ЗАПАДНАГО МУРМАНА съ 1906 г. по 1912 г. включительно : ГРМП - 0001.jpg
Производство топографо-геодезических работ на берегу Кольского залива для сооружения г. Мурманска.

Б. В. Сабанин.

Постройка Мурманской железной дороги и работы по сооружению Мурманского коммерческого порта привлекли к конечному пункту дороги не только большое количество лиц, принявших участие в работах упомянутых сооружений, но и внимание к Мурманску широких кругов русского населения. Желание работать и обосноваться на крайнем русском севере стало выявляться все резче, и настойчивее и побудило лиц, стоявших во главе правительственных организаций в Мурманске, еще летом 1916 года поднять вопрос об устройстве у конечного пункта Мурманской дороги — у станции Мурманск правильного поселения *)
По обсуждении означенного вопроса и на основании имевшегося на месте картографического материала в Мурманске составлен был эскизный план будущего города, каковой план и представлен был в Петроград в Министерство Путей Сообщения, где дело устройства поселка получило дальнейшее движение, почему дату 10 июня 1916 года и надлежит считать начальным моментом создания города Мурманска.
Указанное выше представление с места встречено было в Петрограде с большим сочувствием, и вскоре при Министерстве Путей Сообщения организовано было особое попечительство по устроению города Мурманска при участии представителей ведомств и сведущих в градостроительстве лиц. Непосредственная работа по означенному делу поручена была Мурманской железной дороге, как учреждению, в большой мере явившемуся инициатором создания города.
После организации особого совещания по устроению русского севера

*) Как известно, ныне Мурманская железная дорога оканчивается на правом берегу Кольского залива в 9 1/2 верстах севернее города Колы, у урочища Семеново -именуемого так по Семеновым островам, расположенным у прилегающей к конечному пункту бухте.
 ГРМП - 0003.jpg
— 122 —
вопросы по сооружению города Мурманска рассматривались также частью и в этом совещании.
Благодаря трудам попечительства по устроению города уже к концу 1910 г. выработан был план необходимых в первую очередь мероприятий для строительства города, и 17 июня 1917 г. Временным Правительством утвержден был отпуск 350. 000 рублей на эти мероприятия.
При обсуждении плана первоначальных работ выяснилось, что, в виду крайне незначительного наличного картографического материала, требуется прежде всего производство подробной геодезической съемки всей местности района будущего города, без чего делается невозможным проектировка плана города.
Получение культурных и санитарных условий жизни в поселке путем устройства водоснабжения и канализации и электрического освещения требовало особых гидрологических исследований.
Таким образом в первую очередь являлось необходимым организовать особые изыскания для возможности приступа к составлению проекта города. В программу этих изысканий входило производство подробной геодезической съемки и гидрологического обследования района будущего города, также ознакомление с естественными строительными материалами и бытовыми условиями края.
Отпущенные Правительством средства были предоставлены Министерству Путей Сообщения, в частности Управлению по сооружению железных дорог, которое и поручило мне организацию и производство этих изысканий. Надлежит здесь отметить, что отпущенная сумма в большей мере обнимала собою и средства для некоторых уже чисто-строительных работ по городу, также порученных мне.
Доложив в общих словах историческую справку о деле сооружения города Мурманска, перейду к описанию произведенных геодезических работ.
Картографический и плановой материал рассматриваемого района представлялся крайне бедно, а именно, имелись лишь карты Главного Штаба в масштабе 25 и 40 верст в дюйме.
Прибрежный район, вернее, береговая полоса Кольского залива и Северного Ледовитого океана, освещен был работами в разное время чинов Главного Гидрографического Управления и подставляется картой в масштабе 250 саж. в 1 дюйме.
Изыскания на Мурманском побережье Северного Ледовитого океана, произведенные в 1914—1917 гг. для составления проектов глубокого торгового порта и рыбачьих портовых убежищ, дали в последнее время также крайне интересный картографический материал как всего Кольского залива, так и побережья Мурмана на океане.
 ГРМП - 0004.jpg
—123 —
Имелся также план съемки местности в районе города Мурманска Управления по постройке Мурманской железной дороги.
Однако все перечисленные материалы обнимали лишь полосу шириной от 1/2 вер. до 2 верст от береговой линии, что являлось совершенно недостаточным для суждений о распланировке нового поселения.
Вследствие всего вышеизложенного в конце июня 1917 года для производства геодезических работ на место выехала особая партия во главе с межевым инженером И. Н. Лешкевичем и в составе межевых инженеров: А. В. Брейво, М. Д. Лохичева и землемеров Л. Л. Вернера, Г. Г. Персмана и Н. С. Иванова, командированных в мое распоряжение Управлением Межевою Частью, при чем Брейво, Вернер, Персман и Иванов, как состоявшие на службе в землеустроительных комиссиях, были командированы названным Управлением по соглашению с Министерством Земледелия.
Управлением Межевою Частью партия была снабжена разными инструментами, в том числе 5 теодолитами Герляха с точностью отсчитывания 1', при чем 3 теодолита были новейшей конструкции, с закрытыми лимбами и уровнями на алидадах. Последнее обстоятельство давало возможность пользоваться ими как тахеометрами. Затем партии предоставлено было 2 нивеллира системы Эго и 2 мензулы с кипрегелями, из которых один комплект был любезно предоставлен Начальником изысканий портов Ледовитого океана инженером В. Е. Ляхницким.
Крайне затруднительным оказалось получение инструментов и приборов для измерения тригонометрической сети за полным отсутствием их в Петрограде у соответствующих фирм.
У учрежденнй же, производящих триангуляционные работы, инструменты в это время (июль) были заняты на текущих работах или же находились в неисправности.
Лишь благодаря любезности начальника Геодезического Отдела Главного Штаба г.-м. Я. И. Алексеева, партия получила малый теодолит Керна с точностью отсчитывают 10".
Для измерения базиса, по совету научного сотрудника Главной Палаты Мер и Весов Ф. И. Блюмбаха, были приобретены 2 стальные десятисаженные рулетки и 2 динамометра, предварительно проверенные в Главной Палате Мер и Весов, при чем на одной из рулеток там же были нанесены дополнительные деления. Для определения же длины получающегося при измерении десятисаженными стальными лентами остатка базиса Директором Главной Палаты профессором Н. Г. Егоровым любезно
 ГРМП - 0005.jpg
— 124 —
был предоставлен концевой стальной метр квадратного сечения с нанесенными на нем миллиметровыми делениями *).
Фактически к полевым работам на месте было приступлено лишь 11 июля 1917 года, так как много времени ушло на сбор и снаряжение партии в Петрограде, переезд и Мурманск, организацию работ на месте и устройство помещения.
После предварительной рекогносцировки и сличения с местностью имевшегося картографического материала, выяснилось, что работы партии должны будут заключаться прежде всего в срочной съемке рельефа всей территории будущего города, в составлении тригонометрической сети в том же районе, в снятии 4 озер, расположенных в окрестных горах, для целей будущего водопровода, составлении планов и нивелировке их для определения уровня, в нивелировке существующих в городе колодцев и буровых скважин, заложенных гидрогеологической партией инженера В. П. Половникова, снятии в железнодорожном и портовом поселках всех возведенных уже зданий временного и постоянного типа, перенесении и укладке на место имеющих быть запроектированными за летний сезон улиц. Позже, в конце сентября, выяснилась необходимость снять еще рельеф района предполагаемого фабрично-заводского поселка у реки Росты и рельефа прибрежной полосы одного из озер (Большого).
Чтобы не задержать составление проекта города, съемку рельефа не представлялось возможным откладывать до окончания составления тригонометрической сети, а потому, имея в виду сравнительно незначительную территорию города, было приступлено к составлению сети полигонов, измеренных одноминутным теодолитом Герляха. Внешний ход сети полигонов с одной стороны был проложен по берегу Кольского залива, а с другой — по примерной грани возможного проектирования улиц, т. - е. у подошвы крутых склонов гор. Внутренние ходы прошли по характерным местам рельефа. Для наиболее правильного распределения невязок в сети полигонов, таковые увязывались по узловым точкам. При распределении же невязок в азимутах и координатах точек принимались во внимание веса ходов, примыкавших к узловым точкам.
При определении допустимости невязок полигонов партия пользовалась формулой: Δd = 0. 01 √(65+0,0075 s²) **)
Условия измерения линий большей части полигонов являлись неблагоприятными для работ вследствие крайне неровной поверхности мест-

*) Из многочисленных сравнений, произведенных с нормальным метром, хранящимся в Палате Мер и Весов, при температуре 0° С. длина предоставленного
метра оказалась равной 1.000.265 м.
**) Δd линейная невязка, s периметр полигона.
Приложение № 2. : ГРМП - 0006.jpg
 ГРМП - 0007.jpg
— 125 —
ности, покрытой оврагами, косогорами, отрожками скал, камнями разных размеров и кочками на заболоченных местах.
Вышеуказанные условия измерений побуждали принимать все меры для избежания накопления погрешностей в измерениях, в виду чего в основных ходах линии были измерены по два раза.
Для определения альтитуд точек вышеуказанных полигонов был использован замкнутый нивеллирные ход * ), проложенный для определения уровня озер и привязанный к чугунному реперу портовых изысканий, находящемуся на Варничном мысе, отметка которого, + 3, 723 от нуля глубин Мурмана, определена партией Мурманских портовых изысканий инженера В. Е. Ляхницкого путем двойной нивеллировки от репера вековой марки Главного Гидрографического Управления, поставленного на утесе мыса Екатерининского острова у города Александровска (в 40 верстах к северу от Мурманска) **).
Отметки точек сети полигонов определялись при двух положениях вертикального круга, взгляд вперед и взгляд назад, т.-е. для каждой точки было сделано четыре наблюдения.
Все высотные ходы связывались с пикетами нивелирного хода.
Невязки высотных ходов определялись но формуле Δ = Dx' Sin 1"/cs²α+d tg α ***)
и увязывались по-полигонно.
Вычисления производились но формулам: h = D tgα, D = a cs²α °), пользуясь таблицами.
Опираясь на созданную таким образом сеть, двумя мензулами и теодолитом-тахеометром был снят рельеф всей необходимой площади — около 1. 450 десятин (приложение № 2).
Внутри вышеуказанной основной сети приходилось прокладывать еще ряд примыкающих к ней вспомогательных замкнутых ходов, при чем измерения производились тем же порядком и с теми же предосторожностями, а увязки и вычисления по тем же формулам. Наблюдения

*) Невязка в ходе получена 0,025 саж. при 255 постановках; по формуле 0, 001 √2 допустимой является 0, 070, где n число постановок инструмента.
**) Отметка этого репера равна 3, 267 саж. от нуля глубин Мурмана, определенного и принятого с 1907 г. Главным Гидрографическим Управлением за основной для всех карт Мурмана.
***) D - горизонтальное расстояние по дальномеру, x' — точность верньера.
α — угол наклона, Dx' Sin 1'/cs²α влияние ошибки в углах наклона; d —ошибка в отсчете дальномеров нитями; d tgα — влияние ошибки в определении расстояния.
°) D — горизонтальное расстояние, а — отсчет по рейке дальномером, cs²α — двойная поправка отсчета, h — превышение одной точки над другой.
 ГРМП - 0008.jpg
— 126 —
на реечные точки производились при одном круге, а превышения определялись по масштабу высот.
Следует отметить, что съемка рельефа в Мурманске явилась весьма сложной работой, как то видно из вышесделанного описания рельефа, а также зарослям, покрывающим местность. При подобных условиях и необходимости избегать значительных разрубов, рейки не удавалось ставить далее 35—40 саж. от инструмента, что с своей стороны влекло очень частые постановки инструмента. Последнее явление при пользовании теодолитами-тахеометрами Герляха вызывалось отчасти тоже и слабым увеличением труб этих теодолитов. Все это вызывало значительную вычислительную работу по возвращении с поля.
Одновременно со съемкой рельефа составлялась тригонометрическая сеть, каковая была поручена входящему в состав партии межевому инженеру А. В. Брейво.
Тригонометрическая сеть города Мурманска, имея своим прямым назначением дать ряд опорных пунктов для всех дальнейших геодезических и межевых работ на территории будущего города, позволю себе однако надеяться, представит собой также и материал для обще-государственной картографической работы.
Нужно заметить еще, что в той части Мурманского побережья, на которой решено строить город, уже ранее производились точные геодезические работы: все пространство Западного побережья Мурмана покрыто второклассною тригонометрическою сетью, которая связана с триангуляцией Норвегии. Работы по триангуляции Мурманского побережья выполнены под руководством генерала Бухтеева в период времени с 1905—1912 г. (приложение № 1). Означенное обстоятельство, конечно, побудило партию связать свою городскую сеть низшего разряда с точными работами генерала Бухтеева.
Итак, первой заботой триангулятора было разыскать пункты второклассной сети, расположенные в окрестности будущего города. Эта работа не представляла особенного труда в виду того, что пирамиды на пунктах сохранились до настоящего времени; но, к сожалению, на некоторых пунктах, каковы N-Базисная, S-Базисная и Халдеев, сильно пострадали наружные центры. В центрах базисных пирамид сети генерала Бухтеева сложены были кирпичные столбы около 0, 5 саж. высотою, в верхнюю грань каковых зацементированы медные квадратные пластинки, с выбитыми на них углублениями в пересечении двух взаимно перпендикулярных черт. При осмотре этих центров оказалось, что верхние ряды кирпичей у столбов сбиты, а пластинки сорваны, а у северного конца базиса кирпичный столб даже опрокинут. На каменистом грунте,
 ГРМП - 0011.jpg
Приложение №4 : ГРМП - 0009.jpg
 ГРМП - 0010.jpg
— 127 —
как, например, Халдеев, центр бил вынесен на железный стержень толщиною 7—8", каковой оказался сломанным вровень со скалою.
После произведенной рекогносцировки и сообразно с условиями местности, подлежащей съемке, было решено разбить городскую тригонометрическую сеть по стороне Ревча — Халдеев, сети Западного Мурмана (приложение № 3).
Кроме того, для установления связи между съемочными работами порта и города в тригонометрическую сеть последнего включено два пункта (мыс Варничный и мыс Абрам) триангуляционной сети, составленной партией портовых изысканий инженера В. Е. Ляхницкого, покрывшей сетью треугольников с берега до берега всю южную часть Кольского залива и служившей опорой для всех съемочных работ партии *).
Городская тригонометрическая сеть состоит из шести треугольников, на вершинах которых поставлены были четырехгранные пирамиды вышиною в 3 сажени (приложение № 4), при чем всех пирамид установлено 9 шт.
Вследствие отсутствия достаточно ровного места, по которому, можно было бы измерить непосредственно сторону одного из треугольников сети, была разбита базисная сеть, давшая собою три самостоятельных пункта.
Базис измерялся двумя стальными десятисаженными рулетками при свободном провесе и при натяжении в 25 фунтов.
Измерение базиса сети сложилось из двух моментов, первым моментом была разбивка линии базиса, а вторым — самый процесс измерения. По линии базиса на местности был забит по инструменту ряд толстых кольев на расстоянии десяти сажен друг от друга. К торцам последних были прикреплены дощечки, верхняя поверхность которых, при помощи ннвеллира, была установлена в одной горизонтальной плоскости (приложение № 5).
Так как деления на рулетке главной Палаты Мер и Весов были занесены в начале ее, то к центру, отмеченному на столбе, у конца базиса прикладывался задний конец ленты; затем ленте давалось, при посредстве динамометра, натяжение в 25 фунтов, а на дощечке, у первого кола штрихом, перпендикулярным к ленте, отмечалось положение одного из делений около нуля и записывался отсчет до десятых долей

*) Данные сети портовых изысканий при вычислении городской сети не были приняты во внимание, так как наблюдения при составлении первой производились теодолитом Герляха с точностью 1', а базис измерялся 3 раза стальной лентой обычным приемом измерения линий.
 ГРМП - 0012.jpg
— 128 —
миллиметра; второй чертой по краю ленты отмечалось ее положение на дощечке, таким образом получались две пересекающиеся крестообразно линии, затем лента переносилась, и последнее деление заднего конца ленты прикладывалось к черте у пересечения на дощечке первого кола, а у второго, при натяжении ленты в 25 фунтов, снова делались две черты и отсчет и т. д.; следом за нерпой лентой шла вторая, затем два измерения таким же образом были сделаны в обратном порядке.
Остаток базиса или расстояние между последним колом и центром у конца базиса был измерен концевым метром по наложенной на определенном уровне доске.
Таким образом, измерение базиса свелось к непосредственному измерению отдельных промежутков между двумя соседними колами и, наконец, к суммированию отдельных результатов измерений.
Обе стальные рулетки, которыми пришлось пользоваться при измерении базиса, как выше уже указывалось, перед отъездом на работы сравнены были Главной Палатой Мер и Весов; после возвращения с работ в Петроград, это сравнение было повторено с целью уяснения, не произошло ли какого-нибудь изменения в длинах лент, при чем оказалось, что длина лент почти не изменилась.
Так как полученный партией малый теодолит Керна уже числился по каталогу 1888 года и был долгое время в употреблении, то, при измерении углов этим инструментом, нужно было принимать всякие предосторожности, несоблюдение которых могло дать нежелательные результаты в отношении точности производимых работ. Измерение углов приходилось делать на всех пунктах с чрезвычайной тщательностью, какая соблюдается при научных работах; при обработке же собранного материала пришлось применять строгие способы уравновешивания, т. -е. составить все необходимые уравнения фигур и полюсов, перейти от них к нормальным уравнениям и решить последние по схеме Гаусса.
Все это сделало определение координат точек сети громоздким, но давшим более чем достаточно точные результаты для городской сети, — средняя квадратическая ошибка одного направления равна 2", 35.
Результаты окончательного вычислении всех элементов треугольников городской сети представлены в приложенных таблицах (приложения № 6—7).
Для того, чтобы предотвратить возможность уничтожения пунктов тригонометрической сети, под пирамидами были заложены, где это позволяли условия почвы, кроме наружных центров и внутренние. Внутренние центры складывались из пяти кирпичей на глубине 1 1/2 аршин и представляют собою обычный тип центров (приложение. № 4). Наруж-
 ГРМП - 0015.jpg
 ГРМП - 0013.jpg
 ГРМП - 0014.jpg
— 129 —
ными центрами служили четырехгранные гранитные усеченные пирамиды, весом около 5 пудов; они уставлены там, где было возможно заложить внутренние центры; в случае же скалистого грунта центры были вынесены на железные, закрепленные в скалу, стержпи, толщиною 1/2 дюйма.
Несмотря на тяжелые для работ условия местности, постоянные затруднения с рабочими, партии в первые два месяца удалось закончить съемку местности и рельефа территории города (850 дес. ), снять и составить планы четырех окрестных озер, нивеллировкою определить их уровни, равно пронивеллировать 21 буровых скважины, заложенные в разных местах гидрологической партией. В остальные два месяца снят рельеф прибрежной полосы Большого и Малого озер (150 дес. ) и рельеф района реки Росты (450 дес. ), сняты все постройки, как временного, так и постоянного типа, возведенные в районе города, перенесены на место запроектированные улицы и площади двух районов и части третьего и, наконец, составлена тригонометрическая сеть, построены сигналы, заложены центры и произведены все необходимые для ее вычисления наблюдения и измерения.
Последний период работ, с сентября до половины ноября, был наиболее тяжелый: состав партии уменьшился двумя лицами, продолжительность дня быстро убывала, стало холоднее, начались туманы, мешавшие наблюдениям, снежные метели, а болота, покрытые снегом, долго не промерзали в достаточной стенени, и работающие проваливались в воду. Рабочие отказывались выходить на работу в сырых местах и на обледенелых горах, предъявляли невыполнимые требования, вследствие чего партия часто оставалась без рабочих. Особо тяжелые условия работ были в октябре и ноябре в долине реки Росты, куда, вследствие отсутствия жилья и отказа рабочих жить в палатках, технику с рабочими приходилось ежедневно ходить пешком 10—15 верст в оба конца или через горы или же по скалистому обледенелому берегу залива. Все это крайне неблагоприятно сказывалось на моральном состоянии партии, которая сознавала необходимость выполнения возложенной на нее задачи и в то же время спешила вернуться в Петроград к семьям, откуда, в связи с политическими и военными событиями, доходили самые разнообразные, часто взаимно противоречивые, по крайне тревожные слухи.
Все же, несмотря на это, партии удалось исполнить все те работы, без которых нельзя было использовать для дальнейшей проектировки города зимний сезон, и в результате перечисленных ее работ является (приложение № 1) точный план рельефа территории будущего города, фабрично-заводского поселка, планы окрестных озер, зафиксированные на местности улицы и площади спроектированных частей го-
 ГРМП - 0016.jpg
 ГРМП - 0017.jpg
— 130 —
рода, тригонометрическая сеть, связанная с сетью высшего класса и долженствующая дать опору для полигонометрической сети — этой основной канвы для точной съемки как перенесенных уже на местность улиц и площадей, так и тех, проект коих будет разработан в начале текущего года. Имея проект всего города, можно будет иметь суждения о наилучшем проложении ходов этой будущей полигонометрической сети.
Из всего вышеизложенного также усматривается, что требуется работа еще одного летнего сезона, дабы вполне была закончена вся программа геодезических работ в Мурманске, необходимая для удовлетворения всех требований межевого дела при постройке нового города. В программу должна войти, кроме детальной съемки для получения плана улиц в масштабе 10 саж. в 0. 01 с., общего плана города в масштабе 25 с. в 0, 01 с., еще и нивеллировка всех улиц и площадей. Кpoмe того, выясняется необходимость в снятии рельефа горного массива, отделяющего Большое озеро и долину Росты от территории города, а равно снятии района верховьев реки Росты. Требует выяснения площадь выгонных земель города и установление внешних границ городских земель. Может-быть, потребуется еще съемка и определение водосборной площади всей системы озер, питающих будущий водопровод города.

Приложение № 6.
ТАБЛИЦА
прямоугольных координат пунктов Мурманской городской тригонометрической сети.
НАЗВАНИЕ ПУНКТОВ. X Y
Ревча..... + 0 + 0
Зеленый..... — 68.652 + 160.755
Министерский..... — 374.464 + 766.343
Горелый..... — 1.091.799 + 854.998
Радиотелеграфный..... — 2.978.187 + 373.326
Халдеев..... — 2.651.403 — 179.187
Халдеев мыс..... — 1.991.410 — 370.714
Варничный..... — 1.271.037 — 149.509
В. -Базисный..... — 1.085.097 + 323.181
З. -Базисный..... — 1.308.095 + 30.745
Кладбищенский..... — 1.509.736 + 384.314


Инженер путей сообщения Б. Сабанин.

30 (17) марта 1918 года.

ББК-10 : 22 Апрель 2015 22:20  Вернуться к началу