Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Старокадомский. ЭКСПЕДИЦИИ КОМСЕВЕРОПУТИ НА ГЫДАНСКИЙ СЕВЕР

 ЛС том2 - 81.jpg
ЭКСПЕДИЦИИ КОМСЕВЕРОПУТИ НА ГЫДАНСКИЙ СЕВЕР
М. А. Старокадомский

К числу районов Севера, остававшихся до Великой Октябрьской революции «белым пятном», относятся территории, лежащие между устьями великих сибирских рек Оби и Енисея, так называемый Гыданский Север. Этот район был заново обследован и картирован экспедициями Убеко—Сибири и Комитета Северного морского пути (Комсеверопути) при Сибревкоме и его преемником—акционерным обществом «Комсеверпуть». Если гидрографические работы на Гыданском Севере, произведенные Убеко—Сибири в 1918—1932 гг., более или менее освещены, в частности, в обстоятельной книге Б. А. Сергеевского «Гидрографические исследования юго-восточной части Карского моря» (Л., 1936, 416 стр.), то деятельность географических и промысловых экспедиций Комитета Севморпути остается почти неизвестной.
Более ранние сведения о Гыданском
Севере собрал один из отрядов Великой Северной экспедиции (лейтенант Овцын, штурманы Кошелев и Минин). На картах Гейнзиуса 1745 г., Красильникова 1746 г. и Соколова 1850 г. очертания Гыданского Севера имели формы, резко отличающиеся от истинных. Так, например, на картах обозначали три залива: Гыданский, Безымянный и Озерный. Отсутствовали острова Гыданской группы. Остров Шокальского был принят за оконечность материка, а разделяющий их пролив (Гыданский)—за устье залива, которому было присвоено наименование «Гыдаямского» [7, стр. 205]. Параллельно полуострову Явай с востока была вытянута полоса суши, имеющая вид журавлиной шеи с обращенной к западу головой (остров Шокальского).
После Великой Северной экспедиции наступил долгий перерыв в изучении Гыданского Севера; лишь со второй поло-
[81]
 ЛС том2 - 82.jpg
Изображение Гыданского Севера на карте 1850 г., составленной Соколовым по данным Великой Северной экспедиции (на этой и следующих схемах воспроизведены географические наименования соответствующих карт)
вины XIX в. во время плаваний, организованных по инициативе сибирских промышленников М. К. Сидорова и А. М. Сибирякова, были проведены некоторые попутные исследования.
С 1894 г. в течение 10 лет работами гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана под руководством А. И. Вилькицкого, а затем А. И. Варнека и Ф. К. Дриженко были освещены устья Оби и Енисея, но Гыданский район почти не был затронут. Правда, этой экспедицией был описан остров Вилькицкого {1}, а также уточнено положение острова Сибирякова (Кузькина).
В 1910 г. Главное гидрографическое управление издало карту № 763, которая подводила итог всем исследованиям за прошедшие годы. В отношении точности изображения Гыданского района эта карта стояла ниже карт, составленных по материалам Великой Северной экспедиции.
Наконец, уже в 1911—1912 гг. участники экспедиции Министерства земледелия и госимуществ, межевые инженеры Мезенин и Солдатов засняли северо-восточное побережье Гыданского полуострова до Каменной (Юрацкой) губы. Астрономическими пунктами работы не были обоснованы.
Дореволюционная история обследования побережья рассматриваемого района не устранила расхождение между картографическим изображением и реальными очертаниями района.
Не лучше было положение и с изучением глубинных территорий Гыданского полуострова. До революции полуостров специальным исследованиям не подвергался. Заслуживает быть отмеченной лишь экспедиция 1866 г. академика Ф. В. Шмидта в сопровождении И. А. Лопатина за мамонтом, остатки которого были обнаружены в верховьях реки Гыды у озера Ямбу-то. Во время путешествия были собраны образцы флоры, постплиоценовой морской фауны и горных пород, характеризующих отложения южной части при-

{1} Южное побережье острова Вилькицкого было впервые открыто и положено на карту командиром военного парохода «Лейтенант Малыгин» лейтенантом Е. Л. Шведе в октябре 1893 г. [1]. Одна из бухт была названа бухтой Шведе.
[82]
 ЛС том2 - 83.jpg
Гыданский Север на карте Гидрографического управления 1910 г., № 763

енисейского района, а также дано описание рельефа местности. Гыданская тундра была затронута наблюдениями в самой малой степени [2, стр. 136—145].
После разгрома Колчака Комитет Северного морского пути, созданный при Сибревкоме, наряду с организацией карских экспедиций снарядил для исследования севера Сибири ряд сухопутных, речных и морских экспедиций: Норильскую, Ямальскую Курейскую, Усть-Ленскую, портоизыскательские в устья Оби и Енисея и др. Большое внимание уделялось изысканиям пути от устья Оби к устью Енисея—одному из конечных пунктов карских экспедиций. Существовали три варианта этого пути—высокоширотный, центральный и южный. Работники Комитета считали наиболее удобным южный вариант вдоль берегов Гыданского полуострова. Группа Гыданских островов служила как бы естественным барьером, сдерживающим напор арктических льдов на эту трассу, а южные окраины водоема подвергались отепляющему действию речных вод.
Оставалось только найти фарватер, отвечающий по глубинам осадке морских судов. Поиски этого фарватера представлялись задачею государственного значения,
которую и пытались разрешить ряд экспедиций Комсеверопути в Гыданский район. Попутно эти экспедиции должны были изучить промысловые ресурсы района.
Еще в 1921 г. судно «Анна» Обь-Енисейского гидрографического отряда получило задание пройти с описью из Енисейского залива в Обскую губу южным путем. Выполнить это задание «Анне» не удалось. Направляясь к полуострову Явай, она натолкнулась на пояс малых глубин, вынуждена была повернуть к северу и обогнуть остров Вилькицкого. Экспедиция открыла остров Олений и подробно описала остров Медвежий, которому было присвоено имя начальника экспедиции К. К. Неупокоева.
В следующем году в Гыданский район вышла экспедиция Комсеверопути на небольшой одномачтовой рыболовецкой шхуне «Агнесса» водоизмещением 33 т. Плавания этого судна открыли новую страницу в истории исследования Гыданского Севера.
Наряду с гидрографическим обследованием Гыданского залива и всего прилегающего к нему района экспедиция «Агнессы» 1922 г. должна была ознакомиться с естественными ресурсами Гы-
[83]
 ЛС том2 - 84.jpg
данского района, выяснить запасы рыбы, морских животных, пушнины, мамонтовой кости, ознакомиться с хозяйством коренного населения, а также проверить правильность предположения Б. М. Житкова о том, что древний путь в Мангазею через Ямал проходил по реке Се-Яга. Выполнение такого сложного задания было возложено на экипаж шхуны, состоявший из 12 человек. Научного персонала в составе экспедиции не было.
18 июня 1922 г. «Агнесса» вышла вниз по Оби из Ново-Николаевска (Новосибирска) {2}. 23 июля с большим трудом, частично идя на буксире у моторной лодки, шхуна достигла острова Определенного в устье Оби. Здесь была устроена база для хранения топлива и материалов.
29 июля «Агнесса» двинулась к северу, вдоль восточного побережья Ямала. В устьях ямальских рек было обнаружено много бухт, удобных для стоянки судов с малой осадкой. От мыса Дровяного «Агнесса» повернула к восточному берегу Обской губы, держа курс на мыс Львова. К северу от этого мыса на прежних картах значилось устье «Гыдаямского» залива. Шхуна вошла в широкую водную полосу. За ней на севере виднелась земля. Вскоре движение судна стало опасным из-за многочисленных отмелей и лежащего на них плавника. Для рекогносцировки выслали моторную лодку. Был обнаружен узкий проход, но и он затерялся среди мелей. Хотя моторная лодка довольно глубоко проникла в залив, восточный берег так и не был найден. Решено было пройти на север, обогнуть видневшуюся там землю и поискать новый вход в залив, производя по пути съемку берега. Во время этого плавания стало ясным, что обозначенное на карте устье «Гыдаямского» залива в действительности является проливом, отделяющим от восточного берега Обской губы остров, которому в честь судна было дано название острова «Агнессы» {3}. Опрос юраков, кочевавших у мыса Львова, подтвердил существование острова и пролива. Юраки сообщили, что зимою они перебирались на остров на санях для охоты за дикими оленями.
Обойдя остров Агнессы (ныне Шокальского), экспедиция направилась к югу, описывая восточный берег полуострова Явай. Глубины определяли лотом через каждые 5 минут. 11 августа достигли мыса Минина—северо-восточной оконечности подлинного Гыдаямского (Гыданского) залива. От мыса Минина на юго-восток открылся другой залив—Каменная, или Юрацкая губа. Двигаясь в глубь Гыданского залива вдоль его восточного берега, судно остановилось у выступа берега, названного мысом Мамонта в память обнаруженного вблизи трупа этого животного. Отсюда произвели поперечный промер устья Гыданского залива. Затем судно прошло дальше на юг вдоль восточного побережья полуострова Явай. Якорь отдали вблизи устья реки Юрибей, местонахождение и направление которой на старых картах было показано также неправильно.
Дальнейшее плавание по заливу пришлось отложить, так как в кормовом трюме открылась сильная течь. Пока шхуна отстаивалась в устье реки Юрибей, на моторной лодке был совершен рекогносцировочный пробег на 70 верст вверх по реке. Выяснилось, что Юрибей—большая и глубоководная река, изобилующая рыбою. По берегам ее часто встречались чумы ненцев и многочисленные стада оленей.
К моменту окончания ремонта шхуны запасы горючего оказались исчерпанными. 24 августа «Агнесса» тронулась в обратный путь. Шторм, разыгравшийся в Обской губе, едва не погубил судно. От острова Определенного до Томска шхуна шла на буксире парохода, возвращавшегося из товарообменной экспедиции.
Так закончилось первое плавание «Агнессы». В результате него на карту был нанесен остров Агнессы (Шокальского), определено истинное положение обоих берегов Гыданского залива (до устья реки Юрибей) и промерены его глубины.
В 1923 г. для продолжения исследований в Гыданском районе Комсеверопуть привлек средства Сибцентросоюза и Сибдальгосторга. Они внесли на снаряжение экспедиции по 5000 руб. с условием доставки в Гыданский район 25 т различных товаров для меновой торговли с местным населением.
Вместе с «Агнессой» в плавание шли моторная лодка «Комсеверпуть», заарендованный у Сибгоспароходства паузок № 895 для перевозки товаров и лодка «Крылатка» для доставки жидкого топлива.
Из Ново-Николаевска вниз по Оби «Агнесса» вышла 19 июля. Только 25 августа экспедиция вошла в Обскую губу, а 4 сентября от мыса Дровяного двинулась к северу. Экспедиция направлялась к острову Безымянному (Неупокоева), но разыгравшийся шторм вынудил остановиться у северного побережья острова

{2} Описание экспедиций «Агнессы» 1922 и 1923 гг. составлено по материалам, хранящимся в Центральном архиве Министерства морского флота, ф. Комсеверопути, научн. отд., oп. 1, 1922/23 г., д. 63, 75, 101, 102, 104 112 и 140.
{3} О том, что еще в XIX в. высказывалось мнение о существовании такого острова, экспедиции не было известно. Впоследствии по ходатайству Комсеверпути Президиум ВЦИК присвоил острову имя Шокальского, под которым он и известен в настоящее время [5, стр. 324].

[84]
 ЛС том2 - 85.jpg
Гыданский Север по съемке экспедицией на "Агнессе" (1922-1923 гг.)

Агнессы (Шокальского). Отсюда направились в Гыданский залив. На западном берегу занялись обследованием северной части Гыданского залива. Время, однако, уже было упущено. Начались сентябрьские штормы, надвигалась темнота. Судно достигло мыса Минина, двигаясь к северо-востоку от знака, поставленного «Агнессой» в прошлом году у мыса Мамонта, ведя опись берега. Далее съемку продолжили вдоль западного берега Юрацкой губы до знака Солдатова 1912 г. Отсюда повернули к северу. Налетевший шторм едва не потопил судна. С большим трудом, ежеминутно рискуя разбиться на бурунах, «Агнесса» обошла остров Олений с северо-запада и направилась в Енисейский залив. Близился ледостав, погода с каждым днем ухудшалась. В пути «Агнесса» потеряла якоря. От продолжения работ пришлось отказаться. На зимовку экспедиция отправилась в Енисей. Но не дойдя до Усть-Енисейского порта, у северной оконечности острова Пашкова судно село на мель. Здесь 20 октября его застиг ледостав {4}.
Так кончились работы морской части экспедиции. Они проходили при предельно неблагоприятных условиях и все же дали ценные результаты. Был обследован значительный участок северо-западного побережья Мамонтова полуострова н остров Олений, произведены промер и съемка Юрацкой губы. Определенные с помощью секстанта три астрономических пункта: у мыса Северо-Восточного на острове Агнесса (Шокальского), в устье реки Мунга-Те и при входе в Юрацкую губу, создали основу для построения новой карты Гыданского района. Карты «Агнессы» легли в основу всех последующих картографических изображений этого района.
На карте «Агнессы» даны все элементы истинного очертания Гыданского района. Исчез уродливый выступ материка, который, вытягиваясь параллельно полуострову Явай, прикрывал его с севера как бы гусиным клювом. К северу от полуострова Явай появился остров Агнессы (Шокальского), к востоку—остров Медвежий (Неупокоева) и, наконец, к северо-востоку от Каменной (Юрацкой) губы вновь открытый остров Олений. Исчезла Озерная губа. Иной вид получил Гыданский залив, ориентированный теперь в сторону Енисейской губы.
17 ноября команда шхуны выехала на нартах в Красноярск. По пути было собрано много новых данных о природе и обитателях Гыданского полуострова.
{4} Весною маленькая героическая шхуна, имя которой незаслуженно забыто в летописи борьбы за покорение Севера, была раздавлена льдами.
[85]
 ЛС том2 - 86.jpg
В 1925 г. Сибревком предложил Комсеверопути продолжить работы по отысканию прохода из Обской губы в устье Енисея южным путем.
Трехкратная попытка экспедиции на пароходе «Разведка» проникнуть в Гыданский район оказалась неудачной из-за льдов, покрывавших большую часть Обской губы. Силы экспедиции были сосредоточены на обследовании Тазовская губы {5}. Собранные данные позволили составить новую карту Тазовской губы и первое описание гидрологических и физико-географических особенностей водоема и окружающих его участков суши.
Неудавшаяся в 1925 г. попытка проникнуть в Гыданский район побудила Комсеверопуть снарядить в тот же район новую экспедицию в 1926 г. Эта экспедиция располагала сравнительно богатым оборудованием. Для экспедиции был выделен грузовой пароход № 126 «Север», вместимостью в 68 т. На борту имелась радиостанция.
Пароход вышел из Красноярска 23 июля и 8 августа прибыл на остров Диксон, откуда двинулся на запад. Сильный шторм заставил судно отклониться к югу. 13 августа «Север» подошел к мысу Лескина на южном побережье Енисейского залива. Здесь высадилась астрономическая партия.
Отсюда судно начало вести промерные работы {6}. Для изыскания фарватера в Гыданский залив «Север» обогнул остров Олений с северо-востока и двинулся далее на запад и юго-запад. По пути удалось обнаружить многочисленные отмели, а в результате настойчивых поисков найти крайне извилистый фарватер с наименьшей глубиною в 2,1 м. Уже 15 августа экспедиция прибыла к мысу Мамонта. Горло Гыданского залива оказалось закрытым битым льдом. «Север» обошел с промером Каменную (Юрацкую) губу и установил знак на полуострове Оленьем (прикрывающем губу с севера). Затем была произведена съемка побережья к западу и юго-западу от мыса Минина до знака «Агнессы». Вход в Гыданский залив попрежнему был закрыт льдом. Во время вторичного обследования фарватера у острова Оленьего были открыты транзитные глубины до 5,4 м.
Таким образом, главная задача, которой были посвящены четырехлетние изыскания—открытие южной трассы из Обской губы в Енисей, оказалась как будто решенной. К сожалению, отсутствие береговой топографической партии не позволило закрепить найденный фарватер путем установки знаков на приметных точках берега, что было особенно важно, учитывая извилистость прохода и обилие мелей у западного побережья острова Оленьего.
Экспедиция «Севера» продолжала свои работы. Она покрыла промерными галсами район между островами Оленьим и Неупокоева, засняла отмель к югу от острова Неупокоева, определила астрономические пункты на северной оконечности острова Оленьего и на южной оконечности острова Сибирякова. Пополнив запасы топлива с судов Карской экспедиции у острова Диксона, «Север» продолжил гидрографические работы. Съемкой были охвачены устье Гыданской губы, берега полуострова Явай и Юрацкой губы от мыса Минина до съемки землемера Солдатова; промерены глубины между полуостровом Явай и отмелью острова Неупокоева.
24 сентября экспедиция направилась в обратный путь. 29 октября она благополучно возвратилась в Красноярск. По данным экспедиций была составлена обстоятельная карта «Ныдаямского» (Гыданского) района» и «Гидрометеорологический очерк Ныдаямского края» {7}.
Самый Гыданский залив из-за тяжелой ледовой обстановки все же не был обследован. Этот пробел поручено было восполнить в 1930 г. экспедиции Северо-Сибирского государственного акционерного общества «Комсеверпуть» на паровой шхуне «Мейснер», грузоподъемностью 400 т.
Командир шхуны В. Н. Янкович и гидрограф С. Д. Лаппо получили задание провести гидрографическое обследование Гыданского залива и основать факторию в устье р. Юрибей.
4 июля 1930 г. «Мейснер» вышел из Новосибирска. 8 августа экспедиция прибыла в устье р. Юрибей. Здесь была произведена съемка устья и- извилистого фарватера через бар. Закончив работу в Гыданском заливе и основав факторию, «Мейснер» направился к острову Диксону. Отсюда шхуна прошла в Енисейский залив и 28 сентября прибыла в Игарский порт. По пути от острова Шокальского до устья реки Юрибей и далее до острова Диксона на протяжении более 500 миль производился тщательный промер. Был выявлен ряд опасных отмелей. Систематически велись метеорологические и магнитные наблюдения. Начальник экспедиции А. П. Курилович из устья реки Юрибей вернулся в Красноярск на оленях, совершив переезд через Гыданский

{5} Материалы экспедиции на пароходе «Разведка» 1925 г. сохраняются в ЦA ММФ, ф. КСМП, научн. отд., on. 1, д. 158, 171, 172, 175, 176, 192, 193, 194, 195.
{6} Материалы о морской экспедиции 1926 г. на пароходе «Север» сохраняются в ЦA ММФ ф. КСМП, научн. отд., oп. 1, д.218,219,220,221,222,223,239,240 и 264.
{7} Материалы об экспедиции на пароходе «Север» сохраняются в тех же фондах ЦA ММФ, д. 218, 219, 220, 221,223, 239, 240 и 264.

[86]
 ЛС том2 - 87.jpg
Карта западной части Енисейского залива с Гыданским заливом и Юратской губой, составленная гидрографами Комсеверпути по съемкам экспедиций на «Мейснере»

полуостров. Его наблюдения изложены в статье «Гыданский полуостров и его обитатели» [4].
Исследования экспедиции на «Мейснере» позволили Комсеверпути в следующем году направить в Гыданский залив большое судно—буксирный теплоход «А. Микоян».
Во время этого похода под командой капитана Л. В. Антонова его помощник гидрограф С. Д. Лаппо произвел дополнительные промеры вдоль левого берега Гыданского залива и на основе всех работ составил новую карту Гыданского района и план устья и бара реки Юрибей {8}.
Теперь оставалась необследованной только юго-восточная часть Гыданского залива. В следующем году была разрешена и эта задача.
В конце сентября 1931 г. Комсеверпуть направил из Игарки в устье реки Юрибей для доставки снаряжения два промысловых бота «Аврал» и «Ныдо-Ямо» (под командой капитана Л. К. Шарбаронова). Из-за позднего прибытия к месту назначения суда не успели до ледостава произвести разгрузку и вынуждены были зимовать в открытом море в 1 миле от берега. Воспользовавшись вынужденной зимовкой, капитан Л. К. Шарбаронов с наступлением светлых ночей произвел пешеходную опись юго-восточной части залива. Была составлена карта юго-восточной части залива с опорой на четыре астрономических пункта. Ре-

{8} ЦA ММФ, ф. КСМП, научн. отд., oп. 1, д. 304, 395, 445, 457. По материалам экспедиции на «Мейснере» С. Д. Лаппо составил описание Гыданского залива 16].
[87]
 ЛС том2 - 88.jpg
гулярные наблюдения за погодой и состоянием льдов, проводившиеся на зимовке, позволили составить пять карт, характеризующих ледовый режим Гыданского залива в разные периоды зимы и лета, и лоцию восточной части Гыданского залива.
С наступлением лета суда вышли из ледового плена и были направлены на остров Диксон, а затем в Игарку.
Изыскания капитана Л. К. Шарбаронова явились как бы заключительным звеном в первичном обследовании Гыданского Севера {9}.
Выше отмечалось, что основной задачей экспедиций Комсеверопути, направляемых в Гыданский район, были поиски южной трассы из Обской губы в Енисейский залив. Впоследствии вопрос о южном проходе в Енисейский залив потерял свою актуальность— суда стали проходить севернее островов Гыданской группы, направляясь непосредственно на остров Диксон. Тем самым, как будто отпала необходимость в гидрографическом изучении указанного района. Однако и в последующие годы не ослабевало внимание к Гыданскому району, прилегающему к одному из важнейших участков Северного морского пути. Дальнейшее изучение района проводило Гидрографическое управление Главсевморпути, в состав которого в 1933 г. вошло ранее существовавшее Управление по обеспечению кораблевождения в устьях сибирских рек и в Карском море (Убеко—Сибири).
Работы 1938 г., выполненные гидрографами, завершили рекогносцировочное обследование Гыданского района [3].
Наряду с гидрографами Главсевморпути ценные исследования на Гыданском Севере провели научно-исследовательские экспедиции: в 1926—1928 гг. здесь работала Гыданская экспедиция Академии наук под руководством В. Н. Городкова; в 1931 г. — экспедиция Института агропочвоведения Академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (с участием известного ботаника В. С. Говорухина, установившего отсутствие острова Ямбурга в Тазовской губе, неизменно фигурировавшего на картах со времен Великой Северной экспедиции); в 1934—1937 гг.—экспедиция Института полярного земледелия, животноводства и промыслового хозяйства; в 1939—1943 гг.—геологоразведочные экспедиции Арктического института и Горно-геологоразведочного управления Главсевморпути с участием геолога В. Н. Сакса; в 1940 г. — отряды Карской экспедиции Института океанографии и морского рыбного хозяйства и др.
Собранные этими экспедициями материалы позволили создать вполне отчетливое представление о гидрографии Гыданского Севера.
Но с тем большим уважением мы отмечаем заслуги пионерных для этого района экспедиций Комсеверопути, которые в 20-е годы установили основные черты истинной конфигурации Гыданского Севера.
Сотрудники экспедиций Комсеверопути не только произвели опись побережья и картирование Гыданского Севера, но и дали первую научную характеристику его природных особенностей. Рейсовые донесения и отчеты экспедиций сопровождались во всех случаях обобщающими очерками, описывающими гидрологические и физико-географические особенности обследованного района.
В общей совокупности эти очерки охватывали весь Гыданский Север (морской бассейн и полуостров) и представляли собою первый опыт его научного обследования. Хотя эти описания имели значение лишь предварительное, но установленные ими положения в основном приняты (с уточнением и дополнением) позднейшими исследователями.

{9} ЦA ММФ, ф. КСМП, научн. отд., д. 513. Подробности рейса и зимовки промысловых ботов сообщены автору капитаном Л. К. Шарбароновым.

ЛИТЕРАТУРА
    1. Вилькицкий А. И. Обзор работ гидрографической экспедиции в устьях рек Енисея и Оби в 1894—1895 гг., «Морской сборник», 1896, № 5.
    2. Записки Имп. Академии наук, т. II, 1867.
    3. Колесников Г. И. Гыданский залив, «Северный морской путь», вып. XV, 1940.
    4. Курилович А. П. Гыданский полуостров и его обитатели, «Советский Север», 1934, № 1.
    5. Лавров В. М. Исследование Ныдаямского района в Карском море, «Изд. Гос. геогр. об-ва», т. X, 1928, вып. 1.
    6. Лаппо С. Д. Гидрографический очерк Ныдаямского залива. «Зап. по гидрографии», 1932, № 2.
    7. Тимофеевский Н. Пропавший залив, «Зап. по гидрографии», т. 48, 1924.

Московский областной институт повышения квалификации учителей Министерства просвещения РСФСР