Страница 34 из 35

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

СообщениеДобавлено: 05 Август 2013 19:18
[ Леспромхоз ]
 01.jpg
 1.jpg
Н. СИБИРЦЕВ и В. ИТИН

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

С предисловием и под редакцией директора Научно-исследовательского института экономики севера
Б. В. ЛАВРОВА
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ КРАЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСК 1936




Иллюстрации New!


СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

СообщениеДобавлено: 22 Декабрь 2013 15:21
[ Леспромхоз ]
 173.jpg
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В НОРМАЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПУТЬ
ЦК ВКП(б)—товарищам СТАЛИНУ, КАГАНОВИЧУ
СОВНАРКОМ СССР—товарищу МОЛОТОВУ
НАРКОМАТ ОБОРОНЫ СССР—товарищу ВОРОШИЛОВУ


Возложенная на Главсевморпуть партией и правительством задача начать с 1935 года нормальную эксплоатацию Северного морского пути коммерческими судами — выполнена.
В закончившуюся арктическую навигацию установленный правительством план морских перевозок в 204 тыс. тонн досрочно выполнен на 113 проц. В навигации участвовало более ста судов, которые посетили многочисленные пункты Советского севера и не имели ни одной аварии или существенной поломки.
Впервые в истории мореплавания проведены важнейшие сквозные рейсы на обычных грузовых пароходах — «Анадырь» и «Сталинград» — из Владивостока в Мурманск и на пароходах «Ванцетти» и «Искра» — из Мурманска во Владивосток. Особо выделяется рейс парохода «Рабочий» из Архангельска в устье реки Колымы с возвращением в Архангельск, позволивший резко удешевить колымские грузы и в 5 раз сократить их пробег.
Вдвое больше против прошлого года — 14 тыс. тонн — завезено грузов на Лену для снабжения Якутской республики. Впервые доставлено морским путем 11 тыс. тонн грузов в устья рек Пясины, Индигирки и Хатанги для местного кочующего населения и строек. В северные пункты Чукотского побережья завезено свыше 20 тыс. тонн снабженческого и строительного
[173]
 174.jpg
грузов, в том числе грузы Наркомздрава, Наркомсвязи, Наркомторга и др. В карских преимущественно экспортных операциях участвовало 45 судов, из которых 9 советских по окончании арктических рейсов заходили в Игарку за лесом и оттуда направлялись в Мурманск, чем были устранены имевшиеся в прошлые годы порожние' пробеги судов.
Завезено необходимое техническое оборудование и снабжение для вновь строящегося крупнейшего полиметаллического комбината в Норильске и на полуостров Нордвик, где развертываются работы по нефти и особенно по добыче каменной соли, запасы которой там огромны. Построено 5 новых полярных радиостанций. Полностью снабжены все полярные станции и произведена смена зимовщиков. Проведены большие научно-исследовательские и гидрографические работы, в результате которых открыто несколько новых островов, на Таймырском полуострове открыта новая большая река и вновь занесены на карту отдельные районы Арктики. Выдающейся в научном отношении была исследовательская экспедиция «Садко», собравшая большой важности научный материал и установившая мировой рекорд свободного плавания в высоких широтах Арктики, достигнув 82 градусов 41 минуты северной широты.
Во всей навигации огромную роль сыграли ледоколы, особенно лидер Западного района л/к «Ермак», и полярная авиация, ледовые разведки которой освещали путь кораблям. Наши летчики за 9 месяцев освоили 8 новых авиотрасс длиною 8.570 км и налетали 1.150 тыс. км, перебрасывая пассажиров, почту и грузы.
Итог всей арктической навигации обеспечивает в будущем году дальнейший хозяйственный рост всего материка Крайнего Севера, где пока только отдельные предприятия выполнили за 9 месяцев свои производственные задания, как-то: план добычи а) каменного угля — в 257 тыс. тонн — выполнен на 109 проц., б) рыбы на Чукотке — в 22.000 центн. — выполнен на 101 проц. и выработки 1.100 тыс. банок экспортных консервов — выполнен на 110 проц., в) плавикового
[174]
 175.jpg
шпата — 9 тыс. тонн — выполнен и отгружен на 110 проц.
Такой успех арктической навигации в 1935 г. достигнут благодаря ударной работе моряков, летчиков, зимовщиков, научных и политических работников, ни на минуту не забывавших, что они выполняют директиву правительства, партии и любимого вождя народов товарища Сталина, с большой заботой относящихся к работе в Арктике.
Вся речная, морская и авиационная материальная часть находится в полной исправности, и личный состав готов в любую минуту к выполнению дальнейших заданий партии и правительства.
Мы заверяем великого знаменосца ленинизма — Сталина, партию, правительство и нашу родную Красную Армию, что весь отряд полярников отдаст все свои силы) и опыт для дальнейшего и быстрого претворения в жизнь директивы партии: «...ЦК ВКП(б)ве-рит, что работники Арктики добьются решающих успехов в трудном деле изучения и окончательного освоения Северного морского пути и превращения его в нормально действующий водный путь...»
Этот путь, полностью проходящий по внутренним водам Советского Союза, будет расти и крепнуть на благо нашей счастливой социалистической родины.
Нач. Главсевморпути при СНК СССР
О. Шмидт.
Нач. Политуправления Главсевморпути
С. Бергавинов.


Ц. О. "Правда" от 22 октября 1935 г. № 292.
[175]