Страница 27 из 35

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

СообщениеДобавлено: 05 Август 2013 19:18
[ Леспромхоз ]
 01.jpg
 1.jpg
Н. СИБИРЦЕВ и В. ИТИН

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

С предисловием и под редакцией директора Научно-исследовательского института экономики севера
Б. В. ЛАВРОВА
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ КРАЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСК 1936




Иллюстрации New!


СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

СообщениеДобавлено: 24 Октябрь 2013 20:48
[ Леспромхоз ]
 112.jpg
СИБИРСКИЙ ЛЕС В ГРУЗООБОРОТЕ КАРСКОЙ И НА РЫНКАХ ЕВРОПЫ

Являясь товаром, не имеющим иного выхода из Сибири на внешние рынки, — лес быстро занял в грузообороте Карской сначала видное затем доминирующее положение, вытесняя другие экспортные статьи, и с освобождением импортного направления заполняет почти весь грузооборот операций.
За последние три года лес представляет собой единственный вид сибирского экспорта Северным морским путем.
В приведенных на стр. 113 диаграммах обращает на себя внимание падение грузооборота и экспорта в 1921-1923 гг. и резкий подъем в 1929-1930 гг., после которого кривая развития операций становится более устойчивой. Этот факт требует пояснения.
Операции 1920-1921 гг., как выше говорилось, включили вывоз хлеба в голодавший Архангельск.
Падение грузооборота в 1923 г. обусловливалось упоминавшейся нотой Керзона, нарушившей нормальный товарообмен между Англией и СССР. Интересно отметить, что три года спустя, когда летом 1927 г. произошли осложнения во взаимоотношениях СССР с Британией, вследствие известного полицейского нале-
[112]
 113.jpg
та на «Аркос», сопровождавшегося обыском у т. Хинчука, вскрытием сейфов и пр., то эти осложнения уже не отозвались на нормальном ходе карского грузооборота. Бюро Северного морского пути было переведено из Лондона в Берлин и экспортно-импортная -операция была осуществлена в полном объёме ранее намеченного плана.
Быстрый рост лесного экспорта в 1929-30 гг., обусловивший лодъем грузооборота, был вызван значительными заданиями по
[113]
 114.jpg
вывозу запроданных в Англии слиперов, полуслиперов и шпал, что отпало в следующие годы. Факт переработки в сибирских морских тортах такого количества груза и погрузки вдвое большего количества морских пароходов, чем, скажем, в последнюю Карскую, в то время, когда Игарка только начала строиться,, лишний раз указывает на то, что, в случае надобности, Северный морской путь на настоящей стадии его технического оборудования сможет значительно (в 2-3 раза) увеличить объем операций, а при надлежащих затратах на его оборудование без затруднений пропустит количество грузов в десятки раз большее, чем грузопоток настоящего времени.
В (грузооборот Карской последних десяти лет в качестве не только постоянной, но основной составляющей, вошел пиленый лесоматериал. Динамика роста этого товара и районы изготовления его характеризуются следующей диаграммой:

Кривая диаграммы свидетельствует, что пиломатериалы, основной вид экспорта Карской, в условиях современного состояния и направления деятельности работающей на заграничный вывоз сибирской лесной промышленности, наиболее дорогой по рыночной стоимости и транспортабельный вид сибирского лесного экспорта, дают только рост, не имеющий тенденции к понижению.
Вместе с тем, кривые районов происхождения пилоэкспорта указывают, что экспорт из южных районов смешанного экспортно-внутреннего значения за последние 5 лет колеблется в пределах 9,5-16,2 тыс. стандартов, составляющих сумму двух -кривых, в то время как вывоз из северного района Красноярского края, имеющего преимущественно экспортное значение, идет по возрастающей (кривой, заменяя продукцию заводов юга, переходящих на выработку материалов для внутреннего рынка.
Основным видом лесного экспорта Сибири в настоящее вре-
[114]
 115.jpg
мя является сосновый пиломатериал. В небольшой доле участвовали в вывозе кедровый брус и пиломатериалы из лиственницы и ели.
Наибольший удельный вес в лесном экспорте Карской до настоящего времени имел Красноярский край, на втором месте стоит Западно-Сибирский край и на третьем — Урал. Последний экспортировал пока только блоковые бревна из Сургутского района.
За истекшее десятилетие вывоз леса из Сибири через устье рр. Оби и Енисея характеризуется следующими цифрами {см. стр. 116).
Качество экспортируемой через Карскую экспедицию древесины весьма высоко и расценивается рынком, как внеконкурентное.
Высококачественность сибирской древесины обусловливается ее известной мелкослойностыо, вследствие медленного роста деревьев и малой толщины годового наслоения.
Известный полярный путешественник Н. Пинегин в своей работе «В стране песцов» приводит следующие наблюдения, относящиеся к сибирской лиственнице: «Ниже Булуна, у поселка Аякыт, срезал я ножом взрослое дерево, высотой около 4 м и толщиной 5 см. По срезу можно было определить его возраст, сосчитав число годовых колец: дереву было 115 лет».
В данном случае дело идет о полярной зоне. По мере продвижения на юг рост деревьев усиливается, годовые кольца становятся шире, но приведенный факт характерен.
После появления на европейском рынке первой партии енисейских пиломатериалов в 1924 г., лесная контора «Аркос», реализовавшая товар, давая отзыв о нем, писала, что качество его признано «чрезвычайно высоким: древесина очень малослойная, почти бессучная и по сравнению с беломорским товаром выделяется очень хорошо; общее впечатление (покупателей) прекрасное».
В 1927 г., после вывоза из Сибири пробной партии обского леса, «Аркос» констатировал, что «качество обского леса по чистослойности, крепости доски, рудости, безусловно, лучше енисейского», говоря далее в своем отзыве, что енисейская партия в свою очередь, много выше по качеству обычного беломорского леса.
Отзывы такого рода поступают из-за границы ежегодно. В прошлом году Лондонское лесное агентство сообщило, что «по общему отзыву, товар оказался хорошего качества и прекрасного состояния, он находит применение для высококачественных столярных работ».
Сопоставление этих деловых отзывов с приведенной выше характеристикой качества сибирского леса, данной 25 лет тому назад царским министерством финансов, не требует комментариев. Суровость сибирского климата и медленный рост деревьев,
[115]
 116.jpg
А. Пиломатериалы Стандарты
Годы/Экспортировано всего/В том числе/Рост вывоза за исходн.1924 г./Динамика роста % к предыд.году
По Енисею Красноярского края// По Оби Запсибкрая

Южи.район смеш.эксп.внутр.знач./ Север.р-н эксп.смеш.знач. Игар.лесов// Могочинс.р-н экспорт.внутр.значения
Колич. % к общ. Колич. % к общ. Кол. % к общ
1924 757 757 100 - - - - 100 -
1925 910 910 100 - - - - 120 120
1926 1513 1513 100 - - - - 200 166
1927 2555 1863 73 - - 692 27 337 169
1928 2842 2024 71 - - 818 29 375 111
1929 6500 4836 74 - - 1664 26 859 229
1930 15590 10297 66 2053 13 3240 21 2059 240
1931 17424 5443 31 7962 46 4019 23 2302 112
1932 29612 8957 30 17569 60 3086 10 3910 170
1933 36858 8746 24 23154 63 4958 13 4874 125
1934 38749 11007 28 22530 59 5212 19 5118 105
Всего 153310 56353 36.0 73268 47,7 23689 15,3

Примечание. Стандарт — единица измерения для пиломатериалов, в данном случае Ленинградский стандарт равен 165 куб. фуг или 4,672 куб.

Б. Круглый и тесанный лес тыс. кубометров

Сортимент Год Всего В том числе
По Оби По Енисею
Урал. Сургутский район/Запсиб-край,Могочино/Южн. зона.Краснояр.Енисейск/ Игарка, с. зона заготовок

1. Капбалка и блоковые бревна 1928 9,0 - - 9,0 -
1929 10,0 3,4 - 6,6 -
1930 49,7 30,5 - 9,6 9.6
1931 2.9 - - - 2.9
2. Слипера 1929 32,9 - 13,4 19.5 -
1930 62,1 - 13,1 24.5 24,5
3. Полуслипера и шпалы 1929 9.0 - 4,7 4.3 -
1930 11.7 - 2.6 4.5 4.6
Всего круг. и тес. леса 187,3 33.9 33,8 78,0 41.6

Примечания. Капбалка — бревна крупных размеров и высокого качества, импортируются Голландией. Блоковые бревна — крупные высшего качества бревна для выработки первоклассных столярных досок, вывозятся в Германию.
Слипер — сосновый или лиственничный брус, обычн. размер — длина 8 фут. 11 дюйм., при квадратном сечении 10X10 дюймов. Употребляются в железнодорожных конструкциях. Полуслипер имеет сечение 10X5.
[116]
 117.jpg
которых так опасался министр, после революции оказали стране большую услугу.
Основным рынком сбыта сибирского леса с начала его организации и до настоящего времени была Англия.
В 1929-1930 гг. капбалка и блоковые бревна были вывезены в Голландию и Германию.
С 1932 г. стала покупать еловые, лиственничные и сосновые пиломатериалы Голландия. Однако этот рынок, вообще чрезвычайно ограниченный, занимает очень скромное место.
Разумеется, в первые годы лесоэкспорт Карской был бесконечно малой величиной, выражавшейся сотыми долями процента от громадных цифр импорта леса Европой, ввоза Англии и вывоза из СССР. В итоге работы за 10 истекших лет на рынке пиломатериалов участие карского экспорта стало определяться уже в целых процентах.
Первым портом, в который был вывезен сибирский лес, был Лондон, который, как правило, покупает лучшее из имеющегося на рынке. И, ряд лет Лондон оставался монопольным покупателем всего пиломатериала, экспортированного через Карскую.
Постепенно, по мере ознакомления рынка с качеством сибирского лесоэкспорта, Карская стала поставлять лес в другие порты.
В истекшую операцию карский пиломатериал был продан с доставкой в 13 английских и 1 голландский порты {52}.
Не подлежит сомнению, что вместе с быстро растущей потребностью в древесине великой стройки европейской части СССР, в настоящее время основные лесоэкспортирующие районы Союза должны будут в той или иной мере переключиться на

{52} Книжка была в наборе, когда закончилась навигация и шестнадцатая очередная карская операция 1935 г. В этом году устья Оби и Енисея были посещены 45 морскими торговыми судами. Экспорт сибирских пиломатериалов за границу достиг 45.005 стандартов, помимо которых из Игарки был вывезен груз 8 пароходов — лесоматериалов внутреннего рынка — для нужд безлесного Мурманского района.
В бухте Новый Порт Обской губы было погружено 5 пароходов: Марклин, Марсден, Хеллен Фаульбаумс, Менин Ридж, Белла Мария, принявших в общей сложности 5.367 стандартов экспортного пиленого леса. Первые пароходы прибыли в бухту 15 августа, последний ушел 6 сентября.
В Игарском порту 39.638 стандартов экспорта приняли 33 парохода: Гранхейм, Ларго, Елизабет, Стессо, Хамстерлей, Бекворт, Каролюс, Зело, Си-Венчур, Навекс, Пилтон, Фрам, Стилвил, Спортс, Торни, Сталинград, Ньюлимбтон, Грилроза, Гритхоп, Си-Веллюр, Маргам Абби, Бур, Си-Рамблер, Трехерберт, Иствилл, Лифлянд, Хиттон, Сант Квинтин, Бринтоу, Дулвич, Нитс Абби, Пенхил и частично Куйбышев. Лесоматериалы для Мурмана погрузили шедшие с востока пароходы: Анадырь, Сталин, Молотов, Сакко, Крестьянин, Десна, Куйбышев и Томский. Погрузочные операции в Игарке были начаты 5 августа и закончены 1 октября. Экспорт пошел в 16 английских, 1 германский и 1 южноафриканский порт (Дурбан). Вывоз сибирского леса в Южную Африку в 1935 г. имел место впервые в истории карских операций.

[117]
снабжение внутрисоюзных потребителей, и Карская станет одним из важнейших поставщиков леса на рынки Европы. Ведущая роль в этом вопросе будет принадлежать Енисею, перегрузочные порты которого должны будут перерабатывать за навигацию уже не десятки, а сотни морских кораблей.