Страница 16 из 35

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

СообщениеДобавлено: 05 Август 2013 19:18
[ Леспромхоз ]
 01.jpg
 1.jpg
Н. СИБИРЦЕВ и В. ИТИН

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

С предисловием и под редакцией директора Научно-исследовательского института экономики севера
Б. В. ЛАВРОВА
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ КРАЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСК 1936




Иллюстрации New!


СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

СообщениеДобавлено: 23 Август 2013 09:30
[ Леспромхоз ]

 75.jpg
УСТЬ-ЕНИСЕЙСКИЙ ПОРТ

В связи с успехом сибирского леса в Европе, открывшим широкие перспективы развития вывоза через Карскую экспедицию, перед Комитетом Северного морского пути встала задача технически обеспечить возможность экспорта быстро возраставших из года в год количеств лесотоваров.
Естественно, что Комитет прежде всего обратил внимание на Усть-Енисейский порт, который до революции уже поглотил значительные средства на изыскания и строительство. Встал вопрос о продолжении постройки этого порта. Как видно из опубликованных работ руководителей постройки, порт рассчитан был на переработку лесных грузов, т. е. пиломатериалов и круглого леса в первую очередь, как основного вида экспорта.
Но продукт дореволюционного «творчества» Усть-Порт, с точки зрения элементарной экономики, в специфических условиях сибирского севера оказался непригодным.
[75]
 76.jpg
Уже после двух первых лесоэкспортных перевозок 1924-25 гг. незначительных по своему объёму, начальник енисейских операций забил тревогу.
Усть-порт находится в 310 км от устья Енисея (Сопочной Карги). В период навигации во время северных и особенно северо-западных ветров, нагоняющих воду с моря, на нижнем Енисее, происходит сильный, иногда чрезвычайно стремительный подъем воды. Разливающаяся река затопляет берега и дамбу порта. Хранение грузов непосредственно на берегу невозможно, их нужно поднимать высоко на гору, для чего потребовалась бы дорогая и сложная механизация.
Южнее Енисей более спокоен, тогда как в районе Усть-порта в свежие штормовые погоды он опасен для обычных речных судов. На последних сотнях километров массовый сплав до порта сопряжен с определенным риском и требует крайне удорожающих работу особо прочных креплений и вязки плотов. Порт находится уже в тундровой полосе и не имеет перспективы превращения в более или менее крупный населенный пункт.
Для приведения этого порта в состояние, при котором он отвечал бы назначению, требовались огромные средства и весьма длительное время. Самый выбор места его постройки и проект инж. Вихман, по которому порт строился, свидетельствовали о совершенном незнакомстве с вопросом, чрезвычайной и ничем неоправдываемой поспешности выбора пункта строительства и полном презрении к экономической стороне дела и общему капиталовложений. Местоположение порта требовало огромного речного флота специальной постройки. Колоссальные деньги требовались и- на флот и на строительство порта.
Если исходить из расстояния пробега морских судов, то при всех обстоятельствах в течение навигации до Усть-порта или более южного пункта на Енисее морской пароход не может делать более двух рейсов Западная Европа — Сибирь. При чем двукратный рейс возможен только для части пароходов.
Нижний Енисей очень глубок и река позволяет значительно более южный ввод в нее судов большой осадки.
Усть-Енисейский порт в типично кабинетной проектировке инженеров отдела торговых портов не мог отвечать целям быстрого развития грузооборота и лесного экспорта.
В такой проектировке Северный морской путь, вместо того, чтобы быть средством и источником получения валюты, давая немедленный выход на внешние рынки малотранспортабельным видам сибирского экспорта, становился объектом громадных затрат и требовал большого времени для строительства {41}.
Нужно было или отложить развитие лесного экспорта на неопределенно продолжительное время, замедлив темпы развер-
{41} Как однажды выразился один из работников Северного морского пути, постройка Усть-порта по проекту инж. Вихман была рассчитана на такой срок, который обеспечивал верный заработок не только автору проекта, до конца его дней, но и, но крайней мере, двум поколениям его потомков.
[76]
 77.jpg
тывания всего дела, или пересмотреть полученную в наследство от капитализма практику работы енисейской части Карской.
Комитет СМП встал на второй путь.
После надлежащей теоретической проработки вопроса, в 1927-1928 гг. было предпринято исследование Енисея к югу от Усть-порта в целях установления наиболее удобного стыка морской и речной частей Карской в более южных районах, менее подверженных, а по возможности совсем неподверженных действию нагонных вод, допускающих сплав древесины плотами и в то же время доступных для глубокосидящих морских пароходов и по широтному положению пригодных для сельского хозяйства в тех или иных его видах и для строительства индустриальных, в первую очередь, деревообрабатывающих предприятий, т. е. в районах, имеющих определенную перспективу создания значительного населенного пункта.
Совместной работой разведки Сибводпути на обстановочном пароходе «Тобол» под командой кап. Очеретько и специальной съемочно-промерной партии Комитета Северного морского пути под начальством инж. Л. И. Смирнова было найдено несколько пунктов, в той или иной мере отвечающих поставленным задачам.
Первым решением было остановиться на протоке у ст. Ангутиха, в 250 км южнее современного Игарского порта, и для операций по погрузке в морские пароходы круглого леса и слиперов {42} в 1928 г. был назначен этот пункт. Но углубленное исследование в 1928 г. и промер Енисея между Игаркой и Ангутихой, приведенный к глубинам низкого горизонта воды в мелководные годы (по минимуму 1915 г.), показали наличие на плесе перекатов и. каменных гряд с гарантийными транзитными глубинами не более 5,3 м. Это ограничивало осадку судов 5 м и без расчистки пути исключало возможность операций крупным морским тоннажем, который дает большие выгоды, удешевляя фрахт. Поэтому экспедиция 1928 г. была перестроена на ходу и исследование сосредоточено на районе, в котором было возможно беспрепятственное движение кораблей на максимальных осадках, допускаемых баром Енисея.
{42} Слипер — сосновый или лиственничный брус сечением 10X10 дюймов.