Страница 11 из 35

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

СообщениеДобавлено: 05 Август 2013 19:18
[ Леспромхоз ]
 01.jpg
 1.jpg
Н. СИБИРЦЕВ и В. ИТИН

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

С предисловием и под редакцией директора Научно-исследовательского института экономики севера
Б. В. ЛАВРОВА
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ КРАЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСК 1936




Иллюстрации New!


СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

СообщениеДобавлено: 16 Август 2013 15:32
[ Леспромхоз ]
МОРСКОЙ ПУТЬ В СИБИРЬ В РУКАХ ПРОЛЕТАРИАТА

КОМИТЕТ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ И ЕГО ЗАДАЧИ

В 1920 г., с ликвидацией колчаковской контрреволюции и с восстановлением в Сибири советской власти, морской путь в Обь и Енисей вступил в третий период своей истории.
Одно из первых постановлений Сибирского революционного комитета посвящено Северному морскому пути, как важнейшей экономической проблеме края, и содержит решение о необходимости его изучения, оборудования и практического использования.
Для освоения водного пути через устья Оби и Енисея и Карское море и «превращения его в артерию нормальной экономической связи Сибири с Европой» постановлением Сибревкома 20 апреля 1920 г. была создана специальная организация — Комитет северного морского пути.
В ведении КСМП (Комсеверпути), первоначально междуведом-
[55]
 56.jpg
ственного органа {31}, были объединены транспортные и исследовательские функции. Конкретные хозяйственные задачи Комсеверпути, применение во всей его деятельности комплексного метода обеспечивающего единство научной и хозяйственной работы, оперативность и подчинение планов и направления научных изысканий и исследований интересам ближайших частных или перспективных общих хозяйственных задач и немедленное использование результатов исследовательских работ для практических целей, — все это позволило быстро и уверенно поставить дело.
Перед Комитетом СМИ стояли две основные задачи: 1) овладеть путем технически, доказав ежегодную доступность Карского моря для торгового мореплавания, и 2) установить коммерческую целесообразность операций, т. е. освоить путь хозяйственно, удешевив стоимость перевозок по этому пути до степени возможности вывоза из Сибири в Европу массовых малотранспортабельных видов продукции из огромных бассейнов Иртыша, Оби и Енисея, не имеющих иного выхода на внешние рынки.
Осуществление Карских экспедиций первых лет было сопряжено с чрезвычайно большими затруднениями. Наследство дореволюционного времени здесь, как мы видим, было очень невелико. Не было ни опыта, ни сколько-нибудь приспособленных к условиям работы пловучих и технических средств, пи достаточного количества подготовленного личного состава, ни удовлетворительных карт низовьев и устьев сибирских рек, ни лоций и наставлений для плавания Карским морем, ни, наконец, как показали первые шаги, даже пунктов перегрузки морских и речных судов. Все это предстояло создать, построить, выработать, найти, открыть.
В первую же очередь нужно было преодолеть пессимистическое отношение к этому делу, весьма распространенное мнение о возможной в некоторые годы непроходимости карских льдов убеждение в чрезвычайных опасностях, которым подвергаются суда, следующие к устьям сибирских рек. Систематические провалы прежних попыток и недавний грозный 1912 г. были живы в памяти широких кругов и это обстоятельство служило основной причиной сверхвысоких страховых ставок и фрахтовых цен, делавших транспортные операции через Карское море предприятием дорогим. Потребовались покровительственные мероприятия. Правительственным решением для устьев сибирских рек было введено порто-франко: как экспортные, так и импортные грузы, перевозимые Северным морским путем, были совершенно освобождены от всех видов таможенного обложения. Советская власть видела в этом не «жертву», а средство вызвать к жизни мертвый до сих пор север Сибири.
С навигации 1920 г. через устья Оби и Енисея были начаты
{31} В 1923 г. Комитет перешел в ведение Наркомвнешторга СССР и оставался в системе последнего все остальное время своего существования.
[56]
ежегодные, систематические грузоперевозки, получившие широкую известность под названием Карских экспедиций.