Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

 01.jpg
 1.jpg
Н. СИБИРЦЕВ и В. ИТИН

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

С предисловием и под редакцией директора Научно-исследовательского института экономики севера
Б. В. ЛАВРОВА
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ КРАЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСК 1936




Иллюстрации New!

Последний раз редактировалось [ Леспромхоз ] 22 Декабрь 2013 18:57, всего редактировалось 6 раз(а).
Причина: Добавлены сканы таблиц

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ


 57.jpg
СХЕМА КАРСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ И ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ПУТИ.

Схема транспортной операции Сибирь — Европа через устья сибирских рек и Карское море такова.
К началу навигации в Карском море (первая декада августа) экспортируемые товары, погруженные в речные суда в южно-сибирских производящих базах, вниз по течению Иртыша, Оби и Енисея доставляются на север к устьям рек. В согласованные сроки сюда прибывают из Европы морские пароходы с импортным грузом. Обменявшись грузами, суда следуют в порты и пункты назначения.
Чтобы морские суда могли своевременно покинуть Карское поре, а речные флотилии до ледостава достигнуть зимовочных баз на юге, перегрузка в устьях рек должна быть закончена в третьей декаде сентября.
Имея в общих чертах одинаковое оперативное построение, обская и енисейская части Карской экспедиции существенно отличны по условиям технического их выполнения.
Река Обь, при выходе ее в губу, имеет 240 сантиметровый бар, преграждающий вход в устье реки морским пароходам, да же относительно небольшого тоннажа. Поэтому для перегрузочных работ обские речные суда должны выходить в губу и через широкие и открытые водные пространства следовать на десятки миль к северу до широт, на которых губа имеет глубины, достаточные для свободного движения морских кораблей.
Берега губы отмелы, даже и для речных судов близкий под ход к берегу невозможен, что исключает выгрузку товаров на берег.
Бухт, доступных для морских коммерческих пароходов, в Обской губе по существу нет, поэтому перегрузочные работы должны производиться на более или менее открытом рейде в типично полуморских условиях.
(На Енисее положение обратное: бар реки у мыса Сопочная Карга имеет глубину более 7 метров. Морские суда на осадке 6, 5-7 метров; т. е. суда крупного тоннажа, океанского типа, свободно могут быть введены в реку и следовать на этой осадке более 725 км вверх по течению. Перегрузочные работы енисейской части Карской экспедиции и вся работа ее речного флота протекает в речных условиях. Во многих местах крупные морские суда могут подойти непосредственно к берегу для выгрузки или приема грузов с помощью простейших приспособлений — примитивных мостиков.
Особенностью морской части пути является своеобразие гидрометеорологического режима Карского моря, омывающего сибирские берега.
[57]
 58.jpg
Под названием «Карское море» в современной науке понимается часть Северного Ледовитого Океана, ограниченная с запада восточными берегами островов Вайгача и Новой Земли, линией, соединяющей северную точку Новой Земли — мыс Желания — с мысом Кользет Архипелага Франца Иосифа; с севера линией мыс Кользет — Мыс Молотова (северная оконечность Архипелага Северной Земли); с востока западным берегом островов Северной Земли и с юга береговой линией материка от м. Челюскин на запад до меридиана острова Вайгач.
Вайгач и два острова Новой Земли образуют проливы, ведущие в Карское море с запада: Югорский Шар между материком и южным побережьем Вайгача, Карские Ворота между Вайгачом и южным островом Новой Земли и Маточкин Шар, разделяющий Южный и Северный острова Новой Земли. Корабль, следующий из европейских вод к устьям сибирских рек, может проникнуть в Карское море или одним из этих трех проливов или четвертым путем — вокруг северной оконечности Новой Земли
Карское море, подобно иным полярным морям, даже в самые суровые зимы не покрывается сплошь неподвижным ледовым покровом, последний образуется только в бухтах и заливах в непосредственной близости к берегам в виде так называемого берегового «припая», большей или меньшей ширины, зависящей от температурного режима данной зимы. Остальная поверхность моря заполняется обширными ледяными полями, находящимися в постоянном движении под действием ветров и течений.
В мелководном и по существу замкнутом бассейне Карского моря, защищенном от нажима и проникновения в него мощных льдов Северного ледовитого океана, имеющих общее направление дрейфа с востока на запад, полуостровом Таймыр, Архипелагом Северной Земли и рядом островов и мелей между последней и землей Франца Иосифа, по выражению Говгарда, льды «рождаются, живут и умирают» в пределах этого моря. Лишь в зимнее время иногда значительные массы льда вносятся в Карское море из смежного моря Баренца.
Появление на пути судов, следующих к устьям Оби и Енисея айсбергов, происходящих здесь из ледников северного острова Новой Земли, явление весьма редкое. Айсберги обычно небольших размеров встречаются в Карском море только близ восточного берега названного острова, имеют движение почти всегда с юга на север и лишь в исключительных случаях подаются к югу. захваченные общим движением ледяных масс.
Наибольшей толщины, вследствие естественного нарастания под влиянием отрицательных температур, лед Карского моря достигает к концу мая, началу июня.
Средняя максимальная толщина льда берегового припая, по наблюдениям гидрометеорологических станций юго-западной части моря, колеблется в пределах от 85 до 150 сантиметров, по данным наблюдений острова Диксон, — до 200 см. В море вдали от берегов максимальные показатели толщины льда от естест-
[58]
 59.jpg
венного нарастания меньше (84-85 см — данные наблюдений «Димфны» в 1883 г. и «Соловья Будимировича» в 1920 г. ).
В постоянном движении в периоды сжатий и нажимов на неподвижный припай края ледяных полей, наползая друг на друга и смерзаясь, образуют торосы иногда значительной мощности, толщина которых даже в летнее время достигает до 4-5 метров, а в северных частях моря и больших величин.
Таяние льда начинается в июне, иногда уже в конце мая. Ледяные поля распадаются на более мелкие образования. Если лед не находится в сплоченном состоянии, разрушение происходит быстро, в южной части моря к началу сентября одногодовалый лед обычно весь исчезает. Торосистый и набивной лед раздробляясь частью также растаивает.
«Периодом навигации в пределах Карского моря в среднем надо считать время от начала августа по конец сентября. Удлинение навигации более вероятно в отношении продления до начала октября, чем начала в более ранние сроки. Иные благоприятные годы плавать по Карскому морю возможно и до середины октября» (Н. И. Евгенов. «Лоция Карского моря и Новой Земли» Лгр. 1930 г.).
В зависимости от мощности образовавшегося за зиму ледового покрова и хода потепления и интенсивности разрушения льда весной, к началу навигации в Карском море остается то или иное, но годам весьма различное количество неуспевшего растаять льда. В разные годы и в различных районах моря лед неодинаков и по качеству, т. е. по своей прочности и, следовательно, неодинакова степень препятствия, которое он представляет собой для судоходства.
Под влиянием ветров и течений ледовые массы размещаются по поверхности моря, занимая ту или иную его часть, оставляя свободными для плавания большие пространства открытой воды.
Количество находящегося в море льда, сила и продолжительность ветров в весенние и летние месяцы обусловливают ледовое состояние моря для навигации данного года.
Южные ветры отжимают лед от берегов и относят его к северу. Северные, наоборот, подают ледовые массы к сибирскому побережью. Восточные прижимают льды к Новой Земле и Вайгачу. Под действием суммы факторов лед может делать недоступным для судов тот или другой пролив Новой Земли, район ее северной оконечности и все три пролива, льды могут быть сосредоточены в средней части моря, близ устья рек. Обычно же, если льды находятся в южной части моря и закрывают южные проливы, — свободны северные маршруты прохода к устьям Оби ч Енисея и наоборот.
Первый Опыт классификации ледового состояния Карского моря на маршрутах к устьям Оби и Енисея в навигационный период был сделан в 1913 г. Э. Лесгафгом, обосновавшим свои выводы анализом опубликованных материалов о плаваниях у си-
[59]
 60.jpg
бирских берегов исследовательских, промысловых и коммерческих судов за период с 1869 по 1911 г.
Э. Лесгафт подразделил все возможные случаи на пять следующих основных типов.
«Тип А. Главная масса льдов занимает юго-западную часть Карского моря. На пути от Югорского Шара к острову Белому условия плавания тяжелые. Южные проливы вскрываются в большинстве случаев поздно и освобождаются от льда обыкновенно во второй половине августа. Нередко они заняты льдами все лето и лишь временами и частично становятся доступными для плавания. Иногда, однако, проливы проходимы уже с начала августа или с конца июля. В конце августа обычно самая южная часть Карского моря Байдарацкая губа очищается от льда. В первой половине этого месяца узкая полоса свободной от льдов воды тянется вдоль берегов Байдарацкой губы; у берегов Ямала полоса свободного моря в августе значительно шире. Следовательно, держась берегов Байдарацкой губы и Ямала, можно пройти в августе от Югорского Шара к острову Белому, обогнув с юга льды южной части Карского моря. В конце августа и начале сентября можно взять курс от Югорского Шара прямо на северо-восток или восток, в случаях встречи с значительными скоплениями льдов, отклоняясь от основного курса на юг и оставляя, следовательно, льды по левую руку.
В противоположность неблагоприятным условиям плавание а южной и в особенности юго-западной части Карского моря, а северной половине моря условия вполне благоприятные. Льдов здесь мало, обыкновенно они даже совсем отсутствуют. Маточкин Шар освобождается сравнительно рано от льда, в первой половине августа, не редко уже в июле. Но у восточного выхода этого пролива обыкновенно в течение всего лета продолжают держаться льды. Проход вокруг северной оконечности Новой Земли обычно доступен с августа, иногда даже с июля. Граница полярных льдов занимает сравнительно северное положение Следовательно, на пути вокруг северной оконечности Новой Земли к устьям Оби и Енисея льды не затрудняют плавания. Этим путем и следует пользоваться при плавании Карским морем к устьям Оби и Енисея.
Основная черта типа А — известное неравномерное распределение льдов на поверхности моря, именно такое, при котором почти вся масса льдов сосредоточивается в юго-западной части моря, северная же половика моря остается свободной от льдов. Что касается количеств льда, то возможны довольно сильные колебания. Положение северной границы области сплошных льдов, занимающей юго-западную часть Карского моря, далеко неодинаково в различные годы. У западных берегов Карского моря эта граница обычно отодвигается дальше на север, чем у восточных. На западе она поднимается обыкновенно севернее Маточкина Шара, вследствие чего восточный выход из этого пролива оказывается прегражденным льдом».
[60]
 61.jpg
«Тип Б. Этот тип состояния льдов представляет полную противоположность предшествующему. Распределение льдов в этом случае таково, что главная масса их сосредоточивается в северной или северо-западной части Карского моря, на юге же льдов или совсем нет или их мало. Следовательно, условия плавания на юге благоприятные, на севере тяжелые. Южные проливы вскрываются сравнительно рано и с середины августа или с начала этого месяца доступны для плавания. Карские Ворота иногда освобождаются от льда ранее Югорского Шара: первые в начале августа, второй в конце августа — начале сентября (1901, 1902 гг.). Бывает, однако же, и обратно, т. е., что Югорский Шар становится доступным раньше Карских ворот (1875 г.). На пути от Югорского Шара на северо-восток, к берегам Ямала, льдов нет. Держа курс далее на север, вдоль берегов Ямала, обычно тоже льдов не встречают. Равным образом и у острова Белого и у входа в Обь-Енисейский залив. В противоположность благоприятным условиям в южных проливах, легко доступных, проход вокруг северной оконечности прегражден льдами в течение всего лета. Что касается Маточкина Шара, то он освобождается от льда сравнительно поздно, обычно с конца августа или с начала сентября.
Льды Карского моря, при описываемом распределении их, сливаются на севере с льдами полярной области и составляют с ними как бы одно целое.
На ряду с типом А тип Б один из наиболее часто встречающихся типов. По числу случаев он стоит даже впереди типа А.
Основная черта типа Б, как и типа А, тоже известная неравномерность распределения льдов, именно противоположная типу А; льды занимают главным образом северную, вернее, северо-западную часть Карского моря, южная половина его свободна от льдов и доступна для плавания. В отношении количества льдов возможны значительные колебания».
«Тип С. Ни к одному из описанных двух типов не подходит распределение льдов летом 1900 г., также отличающееся неравномерностью. Оно, однако же, настолько характерно, что может быть выделено в особый тип, который мы обозначим буквой С. Особенности этого распределения следующие. Главная масса льдов сосредоточивается в западной части моря, вдоль берегов Новой Земли. На севере, юге и в средней части Карского моря условия плавания вполне благоприятные; льды в этих частях отсутствуют или встречаются в небольшом количестве. Проход вокруг северной оконечности Новой Земли доступен и свободен от льдов (в августе). Южные пролизы вскрываются и частично освобождаются от льда сравнительно рано, хотя льды и продолжают держаться частью в них самих, частью у восточных выходов их, в течение всего лета. Маточкин Шар у восточного выхода со стороны Карского моря загражден льдами. Для плавания к устьям Оби и Енисея распределение льдов типа С вполне благоприятно. На пути от Югорского Шара к острову Белому льды
[61]
 62.jpg
не встречаются, они держатся лишь в самом проливе и у его восточного выхода. На пути от северной оконечности Новой Земли к Обь-Енисейскому заливу льды совершенно отсутствуют»
«Тип Д. Благоприятность состояния льдов в Карском море максимальная. Южные проливы вскрываются сравнительно очень рано и уже с конца июля или с начала августа освобождаются от льда, иногда даже еще раньше (с мая, 1879 г. ). Маточкин Шар очищается от льдов в большинстве случаев с конца июля реже с начала августа. Проход вокруг северной оконечности Но вой Земли обыкновенно с июля уже свободен от льдов. Карское море в августе и сентябре почти совершенно свободно от льдов Оно очищается от льдов с начала августа, иногда уже со второй половины июля, реже с середины августа. Значительных скоплений льда нет нигде. Попадающийся местами лед отличается рыхлостью и никаких затруднений для плавания не представляет Карское море доступно для плавания во всех своих частях и в течение сравнительно длинного периода — с начала августа до конца сентября, а иногда даже с июля до середины октября Именно этот тип состояния льдов в Карском море имел в виду д-р А. Петерман, когда говорил в своих статьях о пятимесячной доступности для плавания Карского моря. Все проливы и входы доступны тоже в течение сравнительно очень значительного промежутка времени, обыкновенно с июля до конца сентября или даже половины октября.
Важнейшие особенности типа Д, -как видно из вышесказанного, — ничтожное количество льдов, почти полное отсутствие их в Карском море, отсутствие значительных скоплений льда в каких-либо частях моря, полная доступность всех проливов и самого моря в течение по крайней мерс двух месяцев — августа и сентября».
«Тип Е. В противоположность предшествующему типу тип Е соответствует максимальной неблагоприятности состояния льдов в Карском море. При состоянии льдов типа Е условия плавания
в Карском море крайне тяжелые. Судам с большим трудом удастся пройти в южную часть моря, но пробиться дальше, через льды, к острову Белому, не представляется никакой возможности. Равным образом не удается войти в Карское море и со стороны Обь-Енисейского залива. И здесь льды преграждают путь. Проход вокруг северной оконечности Новой Земли также все лето занят льдами. Проникнуть в северную половину Карского моря при таком состоянии льдов нет возможности, и, следовательно, сведения для этой части моря отсутствуют. Судя, однако же по тому, что, при типе Е граница полярных льдов на северо-востоке Карского моря в августе и сентябре проходит у самого выхода из Обь-Енисейского залива, а в Баренцевом море положение ее сравнительно очень южное (в августе 75° с. ш. ), следует думать, что и в северной половине Карского моря условия должны быть крайне тяжелые. Все проливы, соединяющие Карское море с Баренцевым, как южные, так и Маточкин Шар, в течение
[62]
 63.jpg
всего лета заняты льдами и только на короткое время и притом частично освобождаются от льдов, открывая доступ в Карское море. У западных входов в южные проливы, между южным берегом Новой Земли, Вайгачом и Печерской губой, льды держатся все лето в большом количестве, затрудняя вход в проливы В южной части Карского моря льды настолько тяжелые, что судам грозит опасность быть затертыми льдами.
Тип Е, следовательно, характеризуется крайне тяжелым состоянием льдов и притом одинаково тяжелым как на севере, так и на юге Карского моря. Льдов в Карском море много, они распределены, повидимому, довольно равномерно по всей поверхности моря и держатся в течение всего лета. Благоприятность для плавания минимальная. Всякая попытка пройти Карским, морем к устьям Оби и Енисея должна считаться совершенно безнадежным предприятием. К счастью, состояние льдов типа Е явление крайне редкое. В серии лет с 1869 по 1911 г. тип Е отмечен всего два раза. К этому типу я отношу 1882 и 1883 гг. Вероятно, к этому же типу следует отнести и 1862 г., когда П. Крузенштерн затерт был во льдах и принужден был, покинув свою шхуну, по льду пройти к берегу Ямала».
В отрезке времени, охваченном исследованием Лесгафта, отношение того или иного типа состояния льдов Карского моря к общему количеству рассмотренных навигаций составляет:
тип А — 32%
» Б — 37 »
» С — 5 »
» Д - 8 »
» Е — 5 »
В первом приближении приведенная классификация Лесгафта не потеряла своего научного значения и по настоящее время. В деле же Карских экспедиций она легла в основу решения задачи, как научная рабочая гипотеза, с той лишь поправкой, что непосредственные руководители и работники Карской экспедиции считали, что для современной техники не должно существовать и редкого, но по Лесгафту возможного, типа Е, соответствующего недоступности устьев Оби и Енисея для торгового мореплавания.
К такому убеждению приводил анализ не только ледового состояния и обстоятельств плавания судов в Карское море в 1882-83 гг., отнесенных Лесгафтом к типу Е, и 1912 г., который по Лесгафту следует отнести к этой же группе, но и тех средств, которые были противопоставлены льдам в эти годы классически тяжелых навигаций.
Техника преодоления ледовых препятствий на пути в устья сибирских рек морских судов Карской экспедиции состоит в том, чтобы, зная где находятся льды, провести коммерческие пароходы свободным от льда маршрутом. А в случае столь неблагоприятного положения ледового массива, что. проводка коммер-
[63]
ческих судов через занятую льдом зону неизбежна, форсировать льды в наиболее слабой и безопасной для судов части этой зоны при надобности с помощью ледокола.
Вследствие этого приобретает особо важное значение гидрометеорологическая служба и хорошо организованная ледовая разведка в период, непосредственно предшествующий проходу через Карское море торговых судов.

Пред.След.