Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

 01.jpg
 1.jpg
Н. СИБИРЦЕВ и В. ИТИН

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

С предисловием и под редакцией директора Научно-исследовательского института экономики севера
Б. В. ЛАВРОВА
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ КРАЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСК 1936




Иллюстрации New!

Последний раз редактировалось [ Леспромхоз ] 22 Декабрь 2013 18:57, всего редактировалось 6 раз(а).
Причина: Добавлены сканы таблиц

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

ОБЩИЕ ИТОГИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ПУТИ

Подведем итог периоду с 1876 г. по 1919 г. с технической и экономической точек зрения.
Последний случай возвращения торгового корабля с грузом из проливов, т. е. отказа от прохода через Карское море вследствие встречи льдов, имел место в 1912 г. (первая экспедиция Норвежского акционерного общества).
Последний случай полной аварии корабля, шедшего в Енисей, был в 1918 г. («Вайгач» экспедиции Б. Вилькицкого); последний случай аварии в проливах и вследствие этого возвращения судна с грузом в европейский порт — в 1917 г. (последняя экспедиция Норвежского акционерного общества) и, наконец, последний случай возвращения пароходов с невыгруженным грузом, после вполне благополучной доставки его в Сибирь, из устьев сибирских рек был в 1919 г. (правительственная экспедиция Колчака).
Это достаточно характеризует степень технического освоения пути при капитализме, накануне установления в Сибири советской власти.
[52]
 53.jpg
Экономическая сторона вопроса может быть оценена анализом состава грузооборота.
Экспорт и импорт грузов из Сибири и в Сибирь через устья Оби и Енисея за исследуемый отрезок времени по пятилетиям составил {28}:
( в метр. тоннах)

Годы Экспорт Импорт Всего
1876—80 1,210 2,970 4,180
1881—85 0,300 0,500 0,800
1886—90 — 0,785 0,785
1891—95 0,300 1,856 2,156
1896—1900 4,838 8,057 12,895
1901—05 — 11,803 {29} 11,803
1906—10 — — —
1911—15 6,549 5,983 12,532
1910—19 5,084 4,947 10,031
Всего 18,281 30,901 55,182

С. О. Макаров для своего времени — конца 90-х годов — отмечал: «Иностранцы не заинтересованы в вывозе наших товаров, ибо они малоценные. В большей части случаев вывозимые товары не доставлялись по назначению. Случалось, что пароходы, спеша уходить, не забирали того, что привозилось к устью, случалось, что они брали товар, но при первой постановке на мель выбрасывали его за борт. Если же товар доставлялся в Англию, то его продавали там за бесценок и таким образом отправка товара никогда не давала дохода. Надо думать, что так же будет и впредь. С проведением железной дороги, в Сибирь наезжает довольно много иностранных комиссионеров, но, по словам местных коммерческих людей, комиссионеры эти думают лишь о сбыте своих произведений, а не о покупке наших, что и понятно». «До сих пор корабли, шедшие на Обь и Енисей, имели лишь ввозной груз. Вывоз большой партии пше-
{28} Для большинства лет сведения имеются, и количества ввоза и вывоза устанавливаются точно; там, где сведения отсутствовали, взят максимум, который судно было в состоянии принять по дедвейту (грузоподъёмности). В годы, относительно которых не имеется прямых указании об уходе парохода порожнем и нет цифры вывоза, экспорт принят в размере, равном импорту или максимуму грузоподъёмности судов.
{29} По официальной справке министерства торговли и промышленности, приведенной в работе Руднева и Кулика, в 1905 г. было ввезено 1.150.000 пудов (свыше 18.000 т). Эта цифра повторена В. Ю. Визе в «Истории исследования Советской Арктики». Это не так. С объявлением на 1905 г. порто-франко в устьях сибирских рек на такое количество было выдано разрешений на ввоз, но, как свидетельствует Востротин, лично участвовавший в операции, —- «Однако все попытки частных предпринимателей найти перевозочные средства по сибирским рекам Енисею и Оби потерпели неудачу: весь местный флот в том году был занят перевозкой казенных и частных грузов; удалось найти, и то на реке Оби, всего один пароход с двумя баржами для доставки иностранных товаров в количестве около 120.000 пудов от устья Оби до г. Томска. В то же время министерством путей сообщения в Германии и Англии спешно были закуплены для реки Енисея 6 пароходов и 9 железных барж грузоподъёмностью на 500.000 пуд. и из Гамбурга направлены в Енисей. Все эти речные пароходы и баржи с казенными грузами достигли осенью того же года до г. Енисейска. В 1905 г. в устье Енисея вошло 22 судна и привезено было казенных железнодорожных грузов около 600.000 пудов, а в устье Оби — 2 парохода с частными грузами, и количестве около 120.000 пудов».
По этой же справке министерства торговли и промышленности в 1906 г ввезено 890.500 пуд., что уже решительно неверно, так как в 1906 г. во обще ни ввоза, ни вывоза Северным морским путем в Сибирь не было совсем.

[53]
 54.jpg
ницы сделан лишь в нынешнем 1897 г. Пшеница принята как обратный груз, но для ее одной пароходы не пришли бы. С Енисея пароходы и в нынешнем году ушли пустые»
Импорт в годы, о которых говорит Макаров, — 1896-1899 — период деятельности Попхэма, — на 75 проц. состоял из чая — груза, который выдерживает любую перевозку {30}.
Период, непосредственно предшествовавший революции, — время деятельности концессионеров, — по существу отличается немногим. Правда, отбрасывая две первые операции, — одну как неудавшуюся — 1912 г., вторую — осторожного опыта 1913 г., за отрезок времени с 1914 по 1916 г. включительно экспорт был больше импорта: ввоз составил 228000 пудов, вывоз 380000 п. и в импорте фигурируют листовая и угловая сталь, гарпиус, тросы, блоки, свинец, но на ряду с ними — сельди, красное дерево, швейные машины, стальные перья.
Что касается экспорта, то лес был вывезен только раз в начале деятельности общества в 1914 г. В последующие годы вы воз леса фигурировал только в проектах и планах. На деле уже со следующего года экспорт составлен из отборно-транспортабельных. наиболее дорогих сибирских товаров, в подавляющей части сливочного масла (40000 пуд. из 56000 п. общего экспорта) и затем конского волоса, льна, мамонтовой кости, пушнины И если до 1914 г. включительно общество ежегодно несло убытки, то вполне понятно, почему в 1915 г. убытки прекратились, и это была «первая экспедиция, действительно принесшая прибыль. Согласно проверенной отчетности оказалось, что сумма полученной прибыли почти полностью покрыла все убытки прошлых лет, оставив таким образом капитал общества фактически нетронутым».
Совершенно понятно, что когда в следующую экспедицию экспорт масла был утроен против предыдущего года и доведен до 110000 пудов, «пароход и груз были хорошо застрахованы» и корабль по роковой случайности утоплен германской подводной лодкой, — общество не только не понесло никакого убытка, но «благодаря мероприятиям в иных направлениях было получено до 40 проц. прибыли» (на капитал в 2560000 руб. ).
{30} Ввезено 490.530 пуд., чая было 313.545 пуд. (Востротин)
[54]
 55.jpg
Такие грузы, как сибирское сливочное масло (особенно во время европейской войны), лен, конский волос, (пушнина, мамонтовая кость, никогда не нуждались в поисках выхода из Сибири, — они с успехом могут экспортироваться и экспортируются железнодорожным путем на любые расстояния. Для вывоза этих товаров, что называется, не стоило и огорода городить. Основные виды продукции сибирского народного хозяйства, представляющие массовые малотранспортабельные грузы, в итоге 6 — летней «работы» иностранцев должны были оставаться в Сибири, так как в руках капиталистов и Северный морской путь ни в какой мере не разрешал вопроса дешевого выхода этих грузов на европейские рынки.
Эта спекуляция под флагом освоения пути в Сибирь через Северное ледовитое море и подъема производительных сил края, в перспективе для Сибири не дававшая ничего, кроме усугубления ее колониального положения с переменой только адреса метрополии, была прекращена Октябрьской революцией.
Таким образом, внимательно и вполне объективно просмотрев этот второй период истории северного пути — период попыток овладеть путем при капитализме, — мы должны констатировать полную несостоятельность этих попыток.
Капитализм в лице самых энергичных своих представителей на протяжении 44 лет многократно брался за разрешение проблемы и не смог разрешить задачи ни технически, ни тем более экономически.
Капитализму дело оказалось не по плечу.

Пред.След.