Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Садко" под советским флагом

Сборник статей сотрудников экспедиции 1 рейса 1934 г.
 1.jpg
"Садко" под советским флагом : Сборник статей сотрудников экспедиции 1 рейса 1934 г. / Глав. упр. Сев. морского пути при СНК СССР
Обл., 232 с., 9 вкл. л. черт., карт., схем., табл: ил.; 26х18 см.
Ленинград. Изд-во Главсевморпути. 1935

    СОДЕРЖАНИЕ Стр.

    С. С. Иоффе. Первый советский рейс „Садко"..... 5
    К. А. Бурке. Отчет о плавании л/п „Садко" за время экспедиции в Карском море с 22 августа по 24 сентября 1934 г..... 18

    С. Я. Ганжинов и И. И. Львов
    . Дрейф „Садко" в Карском море в 1934 г...... 27
    I. Дрейф между Северной землей и о. Визе..... (27)
    II. Дрейф к западу от островов Известий ЦИК..... (33).

    И. И. Львов. Глубоководные гидрологические наблюдения.....43
    И. И. Львов. Наблюдения над поверхностным слоем воды в Карском море в 1934 г...... 57
    С. Я. Ганжинов. Состояние льдов в Карском море по наблюдениям экспедиции на „Садко" летом 1934 г...... 73
    С. Я. Ганжинов. Метеорологические наблюдения, произведенные на л/п „Садко" летом 1934 г....... 111
    Е. С. Гернет. Гидрографические работы на „Садко"...... 123
    Е. С. Гернет. Способ определения направления и величины сноса на судах, дрейфующих со льдом...... 140
    Н. П. Шандриков. Наблюдения по кораблестроительной части на л/п „Садко" во время экспедиции 1934 г......151

    Н. Г. Черногубов. Технический отчет по взрывным работам во льдах Арктики......207
    Взрывание льдов полярных морей (207).
    Методические указания по производству взрывных работ в полярных льдах при арктических плаваниях ледоколов и ледокольных пароходов (228).

"Садко" под советским флагом

Сборник статей сотрудников экспедиции 1 рейса 1934 г.
 3 - 0018.jpg
А. К БУРКЕ
Капитан "Садко"
ОТЧЕТ О ПЛАВАНИИ Л/П „САДКО “ В КАРСКОМ МОРЕ С 22 АВГУСТА ПО 24 СЕНТЯБРЯ 1934 Г.

Правительственным заданием «Садко» в 1934 году было на Северной Земле в проливе Шокальского, на мысе Оловянном, высадить зимовку, а в случае невозможности достичь Северной Земли — построить радиостанцию на о. Уединения *. Несмотря на большой объем работ по восстановлению поднятого со дна моря судна, все же удалось обеспечить своевременный выход «Садко» в плавание («Садко» вышел 22 июля). Оборудование и снабжение судна в навигационном отношении было обычное — компасы магнитные 5-дюймовые ГГУ, лаг Уокера и лот Томсона, обыкновенные секстаны и простой масляный искусственный горизонт. Своего рода роскошью был лишь радиопеленгатор системы «Телефункен». Но, к сожалению, не удалось как следует определить поправки радиопеленгатора. Поправки определялись на баре в Диксонском заливе по радио пловучего маяка, но в близкий к заходу солнца момент, что дает не вполне надежные поправки.
Путь следования «Садко» был намечен через Диксон по следующим соображениям: а) надо было проверить работу «Садко» во льдах, что наиболее удобно было произвести в южной части Карского моря, б) надо было пополнить запасы угля, что можно было сделать только в Диксоне.
Путь до Диксона прошел благополучно. 25 июля, пройдя пролив Маточкин Шар, остановились у радиостанции на 3 часа, после чего пошли в Карское море. Лед хотя и достигал густоты 7—9 баллов, но был достаточно разбит, и представлялась возможность придерживаться курса и иметь хороший ход. Кроме того поступили сведения от прошедшего впереди нас «Сибирякова», что ближе к острову Белому чистая вода, что подтвердил также самолет Н-2 26 июля, делавший разведку Диксон — Маточкин Шар. Не доходя до острова Белого, вышли на чистую воду, откуда шли почти прямыми курсами, оставляя кромку льда к северу. К Диксону подходили в густом тумане — по радиопеленгу и глубинам, причем на 19 саж. пришлось стать на якорь. Когда туман разнесло, оказалось, что зашли севернее Медвежьих островов и стояли на траверзе островов Долгих в расстоянии около 3/4 мили. В 4 часа 28 июля вошли в гавань Диксон.
* Попутно на "Садко" была возложена дополнительная задача — смена зимовки у о-вов Каменева.

 3 - 0019.jpg
[19]
На рейде в Диксоне стояли прибывший накануне «Сибиряков» и гидрографическое судно «Циркуль». Кроме того были в гавани два промысловых бота. На рейде редкие льдины — остатки припая. В бухте самолетов стояло 3 самолета.
Того же 28 июля вечером подошли к лихтеру «Совморпуть I» под бункеровку. На рейде оказалась пресная вода, не только на поверхности, но и на глубине приемных труб машины. Таким образом удалось наполнить пресной водой балласты и питьевые цистерны. Соленость оказалась весьма низкой, около 0, 1%; вода вполне пригодна для питья. Указанное явление на Диксоне встречается довольно редко. Видимо Енисейское половодье было в этом году сильное.
29 июля прибыли в Диксон суда второй Ленской экспедиции во главе с «Ермаком» и «Русанов».
На Диксоне мы простояли до 2 августа. 1 августа пытались поместить на кормовой палубе самолет «Р-5», но подняв его на стреле, не могли завернуть на палубу — не позволила этого величина самолета. Пришлось отставить попытку взять с собой самолет. Снять крылья механик (т. Камразе) не согласился. Поместить же самолет на переднюю палубу нельзя было из-за того, что там были помещены кунгас и кавасаки. Следует отметить, что самолет не был снабжен радиоустановкой, что конечно затрудняло бы его использование. Надо также упомянуть, что за время с 28 августа по 2 сентября тяжелые морские самолеты, находившиеся в Диксоне, не могли осветить ледовую обстановку между Диксоном и о. Уединения.
В 1 час 2 августа снялись с якоря и пошли проливом Превен на север. Пролив Превен хотя и узок, но достаточно глубок и чист от подводных камней. Единственное, на что следует обращать внимание при проходе — это сильное течение, — если течение встречное, — надо держать хороший ход. Этим проходом пользуются мелкие суда и боты; «Садко» был пожалуй первым из судов ледокольного типа, прошедшим через этот пролив. Пройдя пролив, следует держаться ближе острова Диксон, так как около островов, находящихся к северу, есть банки.
Так как основательной авиоразведки не было, то к моменту выхода о состоянии льдов имели следующие неполные сведения по авиоразведке от 29 июля. Лед от островов Каменных вдоль западного берега Таймыра стоял невзломанным. К западу от островов Известий и ВАИ наблюдалась полынья с редким льдом 1—2 балла, имеющая направление к острову Уединения.
По данным ст. Челюскин пролив Вилькицкого не взломан. От станции островов Сергея Каменева имели сведения, что от припая шириной около 2—3 км битый лед 5—7 баллов и что на горизонте водяное небо, что указывало на благоприятную ледовую обстановку. «Седов» прошел мыс Желания в редких льдах и пробирался по направлению к Северной Земле южнее острова Визе по параллели 70° довольно успешно.
Ввиду того, что данные авиоразведки были неполны, решено было проверить возможность прохода вдоль берега Харитона Лаптева. Обогнув острова Северовосточные, мы легли на острова Каменные. Пройдя небольшую полосу битого льда, вышли на чистую воду, но далеко уйти не удалось, так как вскоре встретили кромку невзломанного льда, тянувшуюся по направлению к северо-западу. Вследствие дувшего северозападного ветра скорого изменения ледовой

 3 - 0020.jpg
[20]
обстановки в лучшую сторону здесь ожидать нельзя было, почему повернули обратно, в обход острова Свердруп с запада, чтобы пробраться на редкий лед в полынье, обнаруженной самолетом западнее островов Известий и ВАИ. К полудню увидели остров Свердрупа с правого борта на расстоянии около 8 миль; лед битый 5— 6 баллов. Однако по мере приближения курса к N лед становился гуще, встречались большие поля. На северо-запад от острова Свердрупа встретили более значительные полыньи, но в то же время глубины стали уменьшаться с 23 до 12—10 саж. Огибая поля, уклонялись немного к востоку и подошли близко к стамухам; в расстоянии около полумили от стамух была чистая вода, глубины 8—9 саж., заметно значительное течение, поддерживающее чистую воду вдоль стамух, несмотря на прижимной северо-западный ветер в 4—5 баллов. Миновав отмели со стамухами, вышли на большие глубины, где оказался более густой лед, крупно битый и большие поля. Тем не менее удалось пройти к 3 августа до 76-й параллели, даже несколько севернее; затем из-за густого тумана и уплотнившегося льда до 9 баллов пришлось остановиться. Дул северо-западный ветер, который по видимому прижимал лед к островам Известий и ВАИ. Дрейф льда определили на юг со скоростью 1, 2 мили в час. Простояли до полдня, после чего пытались пробиваться, но, проработав вахту, прекратили ввиду безрезультатности. Лед уплотнило, наблюдалось даже легкое сжатие. До смены ветра улучшения ледового состояния ожидать было трудно. Ветер западных румбов продержался до вечера
6 августа. За это время лед дрейфовал в среднем на SSW, как показала обсервация от 4 и 6 августа, примерно на 25 миль.
Вечером 6 августа ветер стих и стал переходить на SE; лед хотя и не развело, но уплотненного состояния уже не наблюдалось. Развели пары и начали пробиваться к западу — в начале с небольшим успехом, но постепенно улучшая скорость. Лед хотя и был 8—9 баллов, но уже не в сжатом состоянии, перемычки и «стычины» брали сравнительно легко. К полночи на 7 августа вышли на разводья среди торосистых полей и взяли средний курс на N. По мере нашего продвижения вперед, разводья становились больше, а лед из торосистого переходил в гладкие поля. Утром 8 августа уже пересекли 78-ю параллель, а к полдню уже достигли 79-й параллели. Здесь вместо талых гладких полей уже начали встречаться поля тяжело торосистые с грязным льдом. Лавируя на север среди этих полей по большим разводьям, увидели западнее курса «Седова». Подошли к нему и стали у кромки поля около 30 миль на SW от острова Визе.
К нам пришли на судно Р. Л. Самойлович и А. Ф. Лактионов. Для нас было весьма интересно знать состояние льда к востоку, откуда «Седов» только что пришел. Со слов пришедших узнали, что лед примерно до 87-го меридиана сравнительно легкий — баллов 6—7, а дальше десятибалльный тяжелый, торосистый, но что местами встречаются разводья, так что «Седов» мог бы по всей вероятности пройти до архипелага Сергея Каменева, если это входило бы в его программу. Мнение их было таково, что «Садко» проберется через этот лед, тем более, что со стороны зимовки сообщили о битом льде у островов и водяном небе на горизонте.
На основании всех этих сведений нами было решено свернуть на восток, двигаясь южнее острова Визе. До полночи 8 августа прошли сравнительно легко почти до 80-го меридиана, где однако лед

 3 - 0021.jpg
[21]
стал гуще и кроме того накрыл густой туман, вследствие чего остановились. Глубины оказались 72—94 м; наблюдался слабый дрейф на WNW при остовом ветре в 2 балла. За весь день 9 августа продвинулись довольно успешно на восток. Лед встречался переменной густоты — плотнее на больших глубинах и реже — до 4—5 баллов — на малых. После полудня прошли по чистой воде, мимо стамух, расположенных примерно на φ = 78°45' и l = 82°00'. Севернее стамух наименьшая глубина была обнаружена в 29 м. Днем мы получили радио, что летчик Махоткин летел в наш район с разведкой, однако долететь ему удалось лишь до φ =78°10' и l = 79°00' где, встретив густой туман, он повернул обратно на Диксон. Таким образом «Садко» и здесь не мог получить авиоразведки.

С полночи 10-го лед стал настолько густой, что продвигаться дальше было невозможно; машина была остановлена в ожидании улучшения ледовых условий. Глубины — 120 м, ветер NE 2 балла, дрейф на NW. Лед одногодовалый, торосистые поля, но много проталин. До полночи 11 августа продвигались по разводьям, часто разбивая перемычки, пока не подошли к счислимому месту φ =79°10', I = 87°41', видимо к кромке тяжелого торосистого льда, тянущегося до берега Северной Земли. Среди этого льда довольно часто встречался старый многолетний лед желто-бурого цвета. Лед держался уплотненно, хотя имелись среди полей и незначительные скопления битого льда, даже небольшие полыньи. Высота торосов лад поверхностью воды свидетельствовала о значительной мощности льда. Здесь остановили дальнейшее продвижение на восток до определения ситуации. Надо было понаблюдать, что будет происходить со льдом, отгоняемым восточным ветром силой около 5 баллов от берега. Глубины колебались от 90 до 120 м.
Обстановка, т. е. свежий ветер. с берега, дрейф на W и незначительные вначале глубины, должна была, казалось, иметь своим по-

 3 - 0022.jpg
[22]
следствием некоторое разрежение льда. Дни 12 и 13 августа однако перемен в состоянии льда не принесли. Обсервация 13 августа показала снос на WSW около 12 миль. Ветер продолжался вплоть до 16 августа остовых румбов — преимущественно NE— ENE силы 5—6 баллов, с дождем. Однако лед не только не разводило, но после 13 августа заметно уплотнило. Дрейф продолжали определять NW и WSW вначале, а позже на NW и NNE и N, но ввиду значительных глубин (свыше 200 м) точность направления дрейфа по отклонению линя лота получалась малонадежной, что и показала обсервация 16 августа, когда получили место φ =79°42' и l = 88°71'.
Оказалось, что за 3 суток нас продрейфовало в общем на север на 36 миль, т. е. около 0, 5 мили в час — против ветра, даже с некоторым нажимом на берег. Столь сильное течение явилось для нас по меньшей мере неожиданным и в то же время обнаружило несовершенство нашего метода определения дрейфа. Следующие двое суток дрейф изменил направление, но скорость дрейфа еще увеличилась, как показали астрономические наблюдения от 18 августа φ = 79°59' и l= 85°26'. Счисление, которое велось по лоту, опять показало большое расхождение с обсервованным местом. Для определения дрейфа — направления и скорости в условиях льда требуется, чтобы было достаточно воды для свободного отклонения линя, так как по этому отклонению определяется направление дрейфа. Если же лед плотно облегает судно или отверстие во льду недостаточно велико, то направление или вовсе нельзя определить или определение получится неверное. Кроме того на больших глубинах угол отклонения линя получается незначительный и точность определения от этого тоже страдает. Но впоследствии, когда дрейф затянулся, мы приспособились определять дрейф довольно точно, иногда даже счислимое место совпадало с обсервованным. Большую пользу принесли составленные Е. С. Гернетом таблицы (см. его статью). Глубины за время до 18 августа держались порядка 250 м. Скорость же дрейфа за последние двое суток оказалась более 0, 6 мили в час.
Первое впечатление от столь интенсивного дрейфа получилось такое, что мы попали в какой-то пролив между Северной Землей и неизвестным островом или мелководьем к западу от Северной Земли. Эта теория еще больше укрепилась с тех пор, как дрейф после 18 августа стал значительно медленнее, и все остальное время мы уже дрейфовали с небольшой скоростью в различных направлениях. Однако, изучая наш дрейф, учитывая рельеф дна, основные законы морских течений и свойство ледяного покрова, можно получить и другое объяснение этому дрейфу. В том районе, где первоначально предполагался остров или отмель, можно полагать наличие большой глубины.
Из опыта плаваний во льдах известно, что лед на мелководьях часто бывает разреженный и, наоборот, на больших глубинах он уплотнен. Это явление, повидимому, всецело зависит от течений. Движение воды в гидросфере весьма сложно и разнообразно, и оно получает свое отражение на поверхности моря. Известно, что течения бывают всегда быстрее на мелководьях, особенно на таких, которые лежат на значительном расстоянии от берега. Естественным последствием этого должно быть разрежение ледяного покрова.
Если предположить, что некоторый слой воды А (рис. 1) движется с более глубокой части моря на более мелкое, то некоторое

 3 - 0023.jpg
[23]
количество воды получит вероятно направление потока, как указано стрелками, причем с нажимной стороны должна получиться некоторая выпуклость над уровнем моря, где лед будет уплотнен. С другой стороны, со стороны слива должен образоваться более сильный поток, разрежающий лед. Следуя далее снова на глубокое место, получится опять уплотнение льда. Такая схема сильно упрощена; в природе она гораздо сложнее, так как при прохождении потока через отмель получаются различные завихрения, изменение направления в зависимости от угла, под каким поток подходит к поднимающемуся дну моря, и от целого ряда других причин.
Какова бы ни была причина нашего дрейфа, мы вместо островов Сергея Каменева оказались на широте 80° и долготе 85°, и отсюда надо было выбраться, притом как можно скорее.
Окружающая ледовая картина была весьма неприглядная: тяжелый торосистый лед, большие поля с очень редко встречающимся крупно битым льдом между полей, и все уплотнено до полных 10 баллов. Эта картина наблюдалась на всем горизонте в 9 1/2 миль. Каждый метр пути приходилось брать ударами. При такой обстановке можно легко сжечь весь уголь, не пройдя и полсотни миль, а это равносильно потере судна. Поэтому было очень важно знать — в каком направлении выбрать курс, чтобы скорее выбраться на более легкий лед. До островов Сергея Каменева было 65 миль, но оттуда 17 августа сообщили, что у Северной Земли 10 баллов на всем видимом пространстве. «Седов» работал севернее острова Визе, там лед был доступнее — гладкие талые поля 7—8 баллов, но от нас это было на расстоянии почти 100 миль. До ближайших мелей, лежащих юго-восточнее острова Визе, было около 50 миль. Это направление нами было выбрано как наиболее подходящее, так как, приближаясь к более мелким глубинам, мы считали, что наверняка встретим более редкий лед. Это предположение впоследствии вполне оправдалось. Итак, было решено пробиваться на SW к мелким глубинам. Этого направления мы придерживались за все остальное время нашего дрейфа, уклоняясь иногда к W, когда в этом направлении был более легкий лед.

 3 - 0024.jpg
[24]
Само наше продвижение производилось с постоянным подсчетом наличия угля, с тем, чтобы на случай зимовки оставить достаточно угля для отапливания и откачки воды. С этой целью двигались лишь тогда, когда был смысл, т. е. когда судно имело хотя бы небольшое движение вперед, хотя бы при помощи аммонала, пешней и багров. Наш гидролог И. И. Львов старался вычислить моменты полных вод по прикладному часу островов Сергея Каменева, но данные получались сомнительные. Наблюдалось не две суточных волны, а лишь одна, наподобие сейши с суточной амплитудой, причем разводья от этого явления были столь незначительны, что заметить их иногда было трудно. Разрежением считалось, если лед отставал от борта судна на 1—2 дюйма. После, когда нам удалось выбраться из тяжелых торосистых полей на более легкие, у кромок, граничивших с более легким льдом, чаще встречались разводья. Здесь наблюдалось большее движение льда — чаще встречались сжатия и разрежения, в абсолютном смысле тоже незначительные, но все же большие, чем среди однородного льда.
За все время дрейфа с 11 августа по 3 сентября нам удавалось каждые два-три дня получать обсервованные места судна, пользуясь искусственным масляным горизонтом; это давало возможность навести на карту путь нашего дрейфа и глубины, что для белого пятна на карте являлось весьма ценным.
Наибольший северной широты 80°22' мы достигли утром 27 августа, после чего дрейф, вследствие перемены ветра с SE на NW, пошел довольно интенсивно на юг. Можно отметить, что преобладающей причиной дрейфа от 13 по 18 августа является Течение, а в дальнейшем, т. е. от 18 августа по 3 сентября — ветер.
Глубины с 19 августа начали меняться, с 250 м увеличились до 323 м, затем снова к концу дня уменьшились до 186 м, а днем 20 августа упали до 161 м. Это сразу сказалось на состоянии льда — за это время удалось немного продвинуться вперед — выбрались из самых тяжелых льдов. Но уже к вечеру 20 августа глубины снова стали увеличиваться и постепенно дошли к 25 августа до 300 м. Такие глубины от 280 до 312 м держались все остальное время дрейфа до 30 августа, после чего начали быстро уменьшаться, дойдя 3 сентября до 124 м. Лед стал легче, появились разводья; за 3 сентября удалось пройти по разводьям свыше 10 миль на W и SW, а утром 4 сентября, когда глубины упали уже до 98 м, мы вышли на большие разводья, где и встретились с шедшим к нам на выручку «Ермаком».
Лед к северо-востоку и северу от о-ва Визе хотя и был торосистый, но значительно слабее оставленного нами позади. По мере продвижения на W лед постепенно редел, образуя большие разводья. Спустившись с западной стороны о-ва Визе на юг, на широте около 79°10' и долготе 75°40' вышли на чистую воду, по которой шли около трех вахт, лишь изредка встречая редкий битый лед. Лишь при подходе к о-ву Уединения 6 сентября начали встречать более густой лед. Того же 6 сентября утром подошли к борту «Ермака» для приемки от него угля. Во льду чувствуется зыбь от NW.
За время стоянки при перегрузке угля наблюдали дрейф на юг со скоростью около 0, 8 мили в час, при NW ветре 3—4 балла. Глубины были 69—64 м. Лед около 4—5 баллов.
7 сентября в 0 ч. 15 м. отошли от борта «Ермака», взяв 102 т. угля, и пошли к о. Уединения, обходя большие поля тяжелого торо-

 3 - 0025.jpg
[25]
систого льда со многими снятыми с мелей кусками стамух. Шли зигзагообразными курсами по разводьям. Ветер NE 3 балла повидимому относил куски припая с о. Уединения; обламыванию припая также способствовала зыбь, шедшая с NW. К 17 часам 7 сентября мы подошли к острову, но вследствие густого тумана и обилия стамух стали на якорь на глубине 7 саж. до рассвета. 8 сентября после шлюпочного промера подошли среди стамух ближе к берегу, на расстояние от него около 1 мили, стали на якорь на глубине 5 саж. и приступили к выгрузке станции. К югу от судна стоял припай, а к северу стамухи. За время выгрузки до 12 сентября стамухи и припай постепенно обламывались и уносились ветром и течением на запад. Ветер все время благоприятствовал выгрузке, удерживаясь E-ENE.
После окончания выгрузки станции на о. Уединения 12 сентября после полудня снялись с якоря и пошли на о. Диксон за углем. Ветер был все тот же Е 5—6 баллов, вследствие чего лед дрейфовал нa W; особенно густо несло лед с южной стороны острова, и курс наш пришлось держать вначале в NW четверти, где под защитой острова был наиболее редкий лед. Пройдя около 6 часов этими курсами, начали сворачивать на SW. Лед здесь встречался значительной талости и густоты 5—6 баллов; местами — чистая вода и редкий лед. На S и SSE лед был гуще. 13 сентября в 22 часа 30 мин. на широте примерно 75°70' вышли на чистую воду и уже до Диксона льда не встречали. На Диксон пришли 14 сентября в 14 час., где приветствовали сигналами ледокол «Литке», прибывший из Владивостока.
После погрузки угля на Диксоне 17 сентября пошли на Енисей за пресной водой; в 17 час. 30 мин. достигли места южнее Сопочной Корги, где и стали на якорь для приемки пресной воды.
Окончив приемку воды, 18 сентября в 14 час. 30 мин. пошли на гидрологические работы на белое пятно к NW от острова Свердрупа. Утром 19 сентября около 7 час. прошли о-в Свердруп; шли все время измеряя глубины. В 13 час. на глубине 42 м взяли гидрологическую станцию; в 17 час. на глубине 52 м взяли вторую станцию на φ = 75°34' и l = 76°22'. Все время шли, имея лед с запада, сначала редкий, но ко времени второй станции сгустившийся по всему горизонту; поэтому в 18 час. повернули обратно, придерживаясь той же кромки льда; спустились на юг и на широте 74°36' повернули на W, уже не встречая льда до самого Югорского Шара. На всем протяжении моря примерно от 75-го меридиана встречали плавник, и чем южнее, ближе к проливам Новой Земли, тем больше становилось плавника.
В бухту Варнека, где стали на якорь для выгрузки продовольствия для рудника, пришли 21 сентября в 19 час. 30 мин.
22 сентября в 22 часа 30 мин. снялись с якоря и пошли в Архангельск, куда пришли в ночь с 24-го на 25-е сентября.
По пути из Варнека как в проливе Югорский Шар, так и в Баренцовом и Белом морях — беспрерывно встречали очень много плавника до самого Архангельска.
Итоги рейса: начало 22 июля — конец 25 сентября 1934 г., всего 66 суток. Погружено грузов в Архангельске 691 т, угля 572 т, воды 208 т, пассажиров 53 человека.
Вышли из Архангельска на Северную Землю 22 июля в 16 час. Прибыли на о. Диксон 28 июля в 4 час. 45 мин. Пройдено 1135 миль,

 3 - 0026.jpg
[26]
из них во льду 350 миль. Остановки: на баре р. Северной Двины для определения радиодевиации 3 час. 30 мин., на станции Маточкин Шар — 2 час. 45 мин., всего 6 час. 15 мин.
На Диксоне выгрузили разных грузов 3, 9 т, погрузили угля 185 т, воды 100 т. Фактическое время погрузки 36 час., простой 80 час. 20 мин.
Вышли из Диксона 2 августа в 1 час. 30 мин. От Диксона до точки начала дрейфа 12 августа прошли льдом 619 миль. Дрейф с 12 августа по 3 сентября 160 миль. Вышли из дрейфа 3 сентября и до о. Уединения прошли льдом 392 мили. С 10 час. 6 сентября до 0 час. 7 сентября принимали уголь с «Ермака». Прибыли к о. Уединения
7 сентября в 17 час. 45 мин. в тумане, подошли к месту выгрузки
8 сентября в 6 час. 45 мин. Начали разгрузку с 7 час., окончили 12 сентября в 14 час. 50 мин. Выгрузили всего 406, 7 т, кавасаки, кунгас, карбас, шлюпку и 18 чел. зимовщиков. Фактическое время выгрузки: с 8 сентября 7 час. до 12 сентября 14 час. 30 мин. Прибыли на Диксон 14 сентября в 14 час. 10 мин. Пройдено всего 330 миль, из них во льду 150 миль. Выгружено груза на Диксоне 27, 4 т. Погружено угля 363 т. Вышли из Диксона 17 сентября в 4 час. 35 мин. Прибыли в Гальчиху за пресной водой 17 сентября в 17 час. 35 мин. Пройдено 134 мили.
Вышли из Гальчихи 18 сентября в 14 час. 20 мин. на белое пятно к северо-западу от о. Свердрупа и дальше в бухту Варнек, куда прибыли 21 сентября в 19 час. 30 мин. Прошли всего 810 миль, из них во льду 193 мили. Выгружено груза в Варнеке 80 т. Принято пассажиров 27 чел. Вышли из Варнека 22 сентября в 22 час. 45 мин. Прибыли в Архангельск 25 сентября в 1 час. 30 мин. Пройдено 659 миль.

Пред.След.