Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

КАРЕЛЬСКИЕ ПОЛЯРНИКИ. Сборник воспоминаний

 кп - 0001.jpg
 кп - 0004.jpg
 кп - 0006.jpg
КАРЕЛЬСКИЕ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ И ОБЩЕСТВО ИЗУЧЕНИЯ КАРЕЛИИ
КАРЕЛЬСКИЕ ПОЛЯРНИКИ
СБОРНИК ВОСПОМИНАНИЙ КАРЕЛЬСКИХ МОРЯКОВ-ПОЛЯРНИКОВ
Под редакцией С. А. Макарьева
ИЗДАНИЕ КАРЕЛЬСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
ПЕТРОЗАВОДСК - 1935
Карельские полярники.pdf
(2.01 МБ) Скачиваний: 982



КАРЕЛЬСКИЕ ПОЛЯРНИКИ. Сборник воспоминаний

 кп- - 0083.jpg
И. М. КУБАЧИН
ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ
(Воспоминания моряка-зверобоя)

ПРИПОЛЯРНЫЙ РЕЙС НА ПАРУСНИКЕ

Хлопотлив май у поморов Беломорья. В этот весенний месяц начинают поморы генеральную подготовку к борьбе с морской стихией. Особенно своеобразной была эта подготовка в прошлом, когда рыбаки и отважные мореплаватели находились в полной зависимости от кулачества.
С конца апреля, начиная с "Егорьева дня", рыбак, зверобой и матрос поступали на работу к хозяину. От зари и до зари работали они по снаряжению судна в морское плавание: заготовляли материалы для промысла и охоты, грузили снасти и товары в трюмы судна. "Хозяин" был обязан поморов кормить рабочим харчем. Это была зарплата за работу до отплытия судна в море.
Весна 1900 года в Беломорье была очень ранней. Не за горами и навигация, а там откроется и путь к берегам Полярного моря.
"Новая Земля" — яхта в сто десять тонн - принадлежала крупному кулаку-судохозяину.
"Новая Земля" мерно покачивалась на Сумском рейде. Два палубных трюма поглощали многочисленные пучки кольев для будущих рыболовных заборов, белушьи
[75]

 кп- - 0084.jpg
сети, промысловые принадлежности, бочки, провизию, пресную волу. Мы готовились к далекому странствованию через несколько морей, к скитаниям до октября. Лихорадочно работает команда. Нас двенадцать поморов-моряков. Все рыбаки, за исключением меня, не впервые идут в далекое Заполярье. Зорким глазом хозяин следит за погрузкой. В половине июля судно готово к выходу на промысел. Команда шла на промысел на особых договорных началах с хозяином и только я, тогда еще молодой зверобой, впервые идущий на промысел, не рискнул на гадательное счастье. Мне была дана твердая ставка. Хозяин "пожаловал" шестьдесят пять рублей за навигацию, за тяжелую, изнурительную работу с мая по октябрь.
Попутный ветер помчал нас на Новую Землю. Через пятнадцать дней пути мы уже были у берегов далекой Новой Земли. Зашли в становище Малые Кармакулы. Здесь предприимчивый хозяин надеялся получить от самоедов-колонистов стана хороший куш пушного товара.
В то время самоеды тащили хозяину за вино свои лучшие меха - добычу долгой суровой полярной зимы. Русские кулаки безжалостно обирали самоедов.
 кп- - 0085.jpg
Шкура белого медведя расценивалась в четвертную бутыль вина, а за бутылку водки самоед отдавал до 10 лучших оленьих шкур. Такого рода купля-продажа не считалась мошенничеством, она шла под соусом "подарков". Угостил русак *) самоеда вином, напоил до потери чувств, значит следует отблагодарить доброго хозяина. Со шкурами оленей и медведей хозяину-кулаку "дарили" самоеды шкуры песцов, гагачий пух, ценное мехсырье. Собранное за водку от самоедов не делилось между командой, хотя в такого рода "закупках" принимали также участие и многие зверобои.
Забрав от самоедов меха, "Новая Земля" перешла на промысловую стоянку в Большие Кармакулы. Здесь уже стояли и другие промыслово-зверобойные суда: шхуна Борисова — из Шуерецкого и судно Антонова "Энгельгардт" — из Кеми. С июля до половины августа мы промышляли здесь белуху.
Промысел белух в прошлом проводился запорными сетями и на гарпун. В Кармакулах морская губа с
*) Русский.
[76]

 кп- - 0086.jpg
двумя островками, образующими две салмы для прохода зверя и проезда. Проход между островками образует отмель. Здесь мы и встали на карбасах, как часовые, следя за белухой. Белуха очень боится шума.
Движение зверя в губе наблюдается с берега через подзорную трубу. Когда белуха подходит, на судно полается сигнал флагом — прекратить всякие работы. В это время в губе закрывается средний проход, куда зашла белуха, вторым обметом сетей закрывается маленькая губка возле берега и последним звеном сетей белуха загоняется в берег. Здесь ее берут на гарпун из лодок.
На этот раз зверя оказалось немного. Нам удалось добыть на 3 судна лишь 86 белух. Жир убрали в бочки, а шкуры, связав в кучки и засолив, уложили в трюм "Новой Земли".
16 августа судно двинулось дальше, на север, В 30 километрах от Кармакул у мыса Бритвина, в устье реки Пуховой встали на якорь. Отсюда мы направили четырёх человек на карбасе в разведку к югу р. Гусиной. двух в р. Кармакулку, и меня с товарищем на так называемую Башмаковскую тоню. Здесь за четыре дня в четыре сети мы наловили около 13 центнеров гольца. Были дни, когда за 6 часов лова в сеть попадало до 130 штук гольца. Остальные промышленники в это время поставили в реке забор, закрыв его от берега сетями, в средине забора — мерёжа. После первого осмотра забора сняли около 29 центнеров гольца. Баш-маковская тоня звала к себе на помощь. До половины сентября мы поймали 192 центнера гольца. Кроме того из реки Гусиной привезли 40 центнеров и из Кармакулки больше 19 центнеров. Такого отличного гольцевого промысла я больше здесь не встречал, хотя и бывал на Башмаковской и в Кармакулах не один раз.
8 сентября "Новая Земля" ушла от берегов госте-приимной реки Пуховой. Нагруженное до отказа добычей судно шло в обратный путь на Архангельск. Благополучно, при попутном ветре дошли до берегов Мурмана. Здесь начался шторм. Огромные волны силились захлестнуть нашу нагруженную до отказа яхту. Нос судна то и дело зарывался в волнах. Не выдержав
[77]

 кп- - 0087.jpg
натиска пенящихся волн, он затрещал, оставил в кипучей пене свой утлегарь *).
Были моменты, когда мы думали, что "Новой Земле" больше не подняться нал волнами. Только благодаря опытности рулевого, мы были спасены.
Потеряв утлегарь, судно добралось до Трех Островов. Здесь нас встречные южные ветры заставили простоять около трех недель. У Трех Островов скопились суда, шедшие с зверобойного промысла. Все ждали попутного ветра на Архангельск. Нужно было "вымолить" ветер. Нашлись инициаторы. Они поехали с судна на судно, собирая деньги на молебен. Один из сборщиков подъехал и к хозяйскому судну. Хозяин наотрез отказался дать деньги на молебен и не потому, что он не верил, а был старовером и ненавидел попов.
— Погоди, — ворча отъехал сборщик. — Мало тебе, что утлегарь отломало. Может случиться похуже. Не дома...
Собрали с судов деньги, съездили на берег к попу и отслужили молебен. Но еще долго дул южный ветер.
Наконец, пала поветерь Через горло Белого моря флотилия судов пришла в Архангельск. Бойко шла торговля. Распродал свой ценный груз и хозяин. Нагрузив судно мукой, крупой и другими товарами, довольный удачей и барышами хозяин отправился в конце октября из Архангельска в Суму.
В море начался сильный шторм. Он продолжался около суток.
Около четырёх часов вечера у Терского берега упал сильный нордвест со снегом. Кругом непроницаемо. Повернув, мы пошли обратно на Жижгин. На судне было много старых моряков, но все они давали неверный курс. Пройдя Жижгин, "Новая Земля" в сплошной мгле долго не брала поворота на Орловский курс. Мы думали, что остров еще впереди. Я стоял у руля. На баке Башманов силился разглядеть в темноте горизонт.
Волна около судна плескалась так, как на отмелях. Мне это показалось подозрительным. Стал зорко всматриваться в темноту. Сквозь снежную завесу на миг мелькнул берег земли. Я закричал хозяину:
*) Дерево, являющееся продолжением носа судна.
[78]

 кп- - 0088.jpg
— Федор Иванович, земля с боку! Судно воротить?..
Мы шли на одном парусе. Пока поднимали второй парус, нас продолжало нести на прибрежные скалы. Наконец "Новая Земля" развернулась правым галсом *) на юг, но уже было поздно. Со стороны судна появилась земля. Решили не итти вперед, развернуться на другой галс. Дальше итти правым галсом уже было нельзя. Судно повернули под ветер.
— Итти прямо. Авось обогнем наволок с северной стороны.
Но этого сделать не удалось.
— Обойдем ли, Ванюха? — спрашивает хозяин.
— Не обойти, Федор Иванович.
— Итти прямо на берег!
Судно ударилось дном о камни. Только благодаря находчивости опытного моряка Королькова, ехавшего с нами из Архангельска в Суму, не обронили парусов. Поврежденное судно не могло отбросить волной обратно в море. "Новую Землю" выкинуло на берег.
Чувствуя себя в безопасности, мы не растерялись, решили согреть чай. Надеялись, что вода идет в отлив.
После чая спокойно перейдем на берег. Но пока грели чай, оказалось, что вода идет в прилив, возможность легко перебраться на берег была потеряна Кругом пенились холодные волны. Пришлось срубить одну из мачт, по ней ползти на берег. Меня отправили первого, я пополз по мачте и, когда вода откатилась, прыгнул на берег, верхняя одежда осталась на судне, в кубрике. За мной по мачте перебрался Челузгин. Остальные с судна также перебрались по мачте. Метель прекратилась, но ветер бушевал с прежней силой. Под парусами легли спать. Утром ударил мороз, с трудом пробрались на затопленное до палубы судно. Начался отлив и когда вода ушла, мы увидели, что под кубриком в носу зияет метровая пробоина. Водой унесло оставленное на койке платье. "Новая Земля" погибла. Разгружать бившееся на камнях судно никто не соглашался. Тогда я и племянник хозяина Челузгин решили на плечах вынести груз на берег. Нам это удалось. Затем нас хозяин отправил в Соловецкий монастырь.
*) Отдельный курс при лавировке.
[79]

 кп- - 0089.jpg
Оттуда на монастырском пароходе мы благополучно прибыли домой. Спустя несколько дней я получил расчет: хозяин заплатил мне 65 рублей за работу на промысле и один рубль за спасенные с погибшего судна товары.
Так я начал свою работу зверобоем.

У БЕРЕГОВ НОВОЙ ЗЕМЛИ

Спустя 12 лет, избороздив вдоль и поперек Баренцово море, я впервые пошел самостоятельным гарпунером бойником на ледокольном пароходе "Николай". Он принадлежал пароходовладельцу Масленникову. Мы шли на охоту за моржами ко льдам Карского моря. На борту ледокола было несколько научных сотрудников, исследовавших глубины и течения океана. Управлял ледоколом известный полярный капитан Иван Петрович Ануфриев В составе команды были четыре гарпунера, 6 промышленников, 13 матросов, научные сотрудники и сын хозяина.
В первых числах августа 1911 года "Николай" вышел из Архангельска, взяв курс на Карские ворота. До бухты Варнека на Югорском Шаре шли отлично. В бухте Варнека мы пополнили запасы угля и спустя трое суток прошли проливом Югорский Шар, взяв направление на Шараповы кошки. Но через 40 миль "Николай" встретил сплошной лед. Льды были очень тяжёлые, они достигали огромных размеров. Глыбы льда толщиной до 60—70 метров препятствовали нашему дальнейшему продвижению вперед. На ледяном поле спокойно разгуливали белые медведи, но охотиться на медведей было невозможно. На льду было много внутренних трещин и полыней. На одной льдине я заметил 11 медведей, расположившихся за ледовым озерком у кромки льда. Они были недосягаемы.
Курсировали у кромки льда, охотились на морского зайца. Зайцев били из ружья, разъезжая между плавающими льдинами в зверобойных лодках. Убили 5 белых медведей, около десятка моржей и до 100 зайцев. В промысловой охоте были заинтересованы все. Сверх жалованья мы получали с головы убитого зайца по 1 рублю, а с медведя и моржа по 5 рублей.
[80]

 кп- - 0090.jpg
Мы ждали разводья во льдах. Лед, благодаря северным ветрам, креп. Движение льдов вынудило нас итти в Черную бухту. Здесь мы стояли до 10 сентября. На шлюпках выезжали на острова Селезневых, исследовали залежки моржей. Но залежки в этом году были здесь незначительны.Толькo однажды в Селезневой
губе мы заметили семь моржей, из которых удалось взять только троих. Плавание "Николая" было неудачным.
В Карское море нам пробраться не удалось. Наступила полярная зима, и мы были вынуждены вернуться в Архангельск.

ЗИМОВКА В ЗАЛИВЕ ПУХОВОМ

В начале весны 1913 года я плавал в Белом море на парусно-моторном судне "Дмитрий Солунский", впоследствии переименованном в "Бедноту". Промысел и в этом году неудачен. В мае судно вернулось в Цип Наволок. Здесь капитан Ануфриев, плававший со мною в полярных льдах, перебросил меня, как опытного полярника, капитаном на моторный бот "Вера". "Вера" шла к берегам Новой Земли на поиски арктической экспедиции Седова, ушедшей на судне "Фока".
[81]

 кп- - 0091.jpg
Я выехал в Архангельск. Здесь в далекий путь снаряжался крошечный, игрушечный для плавания в полярных морях, моторный бот "Вера". Общая грузоподъёмность "Веры" 6 тонн. На боте 12-сильный двигатель системы "Болиндер". В составе команды бота всего 4 человека: капитан, моторист, матрос и повар. Экспедицию на "Вере" возглавлял начальник поисковой экспедиции Павел Александрович Галахов.
В успех нашей экспедиции мало кто верил. Общественные деятели Архангельска высмеивали в печати поход "Веры", называя его "карликовой экспедицией". Некто Симановский заявлял в печати, что наш бот — ничтожная скорлупа.
— "Вере", не дойти даже до берегов Новой Земли, — писали газеты.
Проводить "Веру" на пристань пришло много любопытных. Расцвеченный флагами, буксируемый до Соломбалы речным буксиром, 15 августа бот покинул Архангельск.
— Доброго пути! — кричала толпа провожающих.
... Итак, на маленькой „скорлупе" мы не побоялись выйти в далекое полярное плавание.
Хорошая солнечная погода, благоприятный попутный ветер. Через сутки мы были у Трех Островов, а спустя пять дней — в Белушьей губе, около берегов Новой Земли.
У острова Колгуева нас застиг шторм. В Белушьей губе "Вера" остановилась под самым берегом у становища самоедов. Здесь жило несколько самоедских семейств: Тыко Вылко, Кузьма Ледков, Иван Лагей и другие. Самоеды были очень удивлены приходу к берегам Новой Земли такого маленького бота. Старик Лагей качал головой:
— Ну и времена! На таких лодках переезжают через океан и ничего... Ну и дела!..
Противный ветер, загнавший нас в губу, стих. Через трое суток "Вера" вдоль берега земли пошла на север в становище Малые Кармакулы. Начальник экспедиции Галахов перед отходом из Архангельска распорядился ждать его в Малых Кармакулах. Галахов ехал на Новую Землю из Архангельска на пароходе "Ольга". "Ольга" должна привезти в разборном виде дома для нашей
[82]

 кп- - 0092.jpg
зимовки. В Кармакулы "Вера" пришла 24 августа, "Ольга" прибыла в первых числах сентября. Пришел пароход, он привез с севера, из Маточника Шара капитана экспедиционного судна "Фока" Захарова и двух матросов. От них мы узнали, что Седов на "Фоке" с полуострова Панкратьева ушел на Землю Франца-Иосифа, права капитана "Фоки" переданы старшему штурману Сахарову. Захарова Седов уволил с судна и отправил обратно в Архангельск. Так нам рассказывали матросы, приехавшие на шлюпке вместе с Захаровым с полуострова Панкратьева.
Следовательно, искать экспедицию не было надобности. Мы решили с Галаховым перезимовать на мысе Бритвин в избе промышленника Прокопия Журавлева из Шенкурска. Привезенные на пароход дома были проданы правительству для самоедов острова. Не теряя времени, принялись за переброску груза к новому жилью. Всю осень возили на боте провизию, материалы для зимовья и охоты. С наступлением полярной зимы я поставил бот на зимовку в заливе Пуховом. Поднять бот на городки не удалось. Наступили 40 морозы, сопровождаемые сильными ветрами. В одну ночь губа покрылась льдом толщиной в 15 сантиметров. К избе подстроили сени, стены дома снаружи обшили толем, устроили койки. К зимовью готовы.
[83]

 кп- - 0093.jpg
Мы имели 26 собак для выезда на промыслы. Однако зверя нам промышлять не пришлось и только потому, что уже с октября море покрылось сплошным льдом. До воды было очень далеко. За всю зимовку и весну 1914 года нам удалось добыть всего 84 нерпы и 14 морских зайцев.
Полярная ночь началась в октябре и продолжалась до первых чисел января. Охотились на песца. Песцов ловили в расставленные на мысе Бритвин капканы.
В феврале началась охота на белых медведей и оленей. было расставлено несколько кормов (звериное сало обсыпанное стрихнином), но большинство медведей били из ружей. На медведей холили с собаками в тундру. За все время взяли 3 медведей на корма и 8 на ружье.
Оленей в Бритвине немного. Они ушли вглубь Новоземельской тундры, примерно на 80 километров от нашей стоянки. Изредка ходили мы туда с собаками на лыжах.
Морозным февральским утром я вышел с четырнадцатью собаками на оленя за озера. Весь день прошел в бесплодных поисках. Только вечером я увидел в тундре четырёх оленей. Остановился. Связав вместе собак для того, чтобы они не спугнули оленей побежал на лыжах вдогонку. Олени не стояли на месте. Для них здесь не было подходящего корма. Пришлось углубиться в тундру больше пяти километров. В конце-концов я убил двух оленей.
Пока я снимал шкуры, ходил за собаками и ехал к убитым оленям, стемнело. Оленей не нашел. Пришлось заночевать в тундре под открытом небом. Мороз доходил до 42°. Ехать в темноте было рискованно. Я мог угодить в снеговую расщелину. А здесь их много. Обрывы достигают до 50 метров глубины.
Вырыл в снегу яму и с собаками залез в нее. Собаки окружили меня плотным кольцом. Только так можно было согреться.
Так мы провели долгую полярную ночь. Когда рассвело, я увидел, что в метрах 20—30 от нашей ямы в снегу лежат оленьи туши. Собаки не тронули их.
[84]

 кп- - 0094.jpg
Накормив собак, я запряг их в сани и повез трофеи охоты к зимовью. Через высокую гору шел наш путь. Привязав собак сзади на поводок, благополучно скатился с горы, но недоезжая озер угодил с десятиметрового обрыва с возом и всеми собаками вниз. Только благодаря тому, что на дне обрыва не было оголенных камней, отделался сравнительно легко. Трех собак задавило свалившимся возом, я полу-
чил небольшие ушибы. С большим трудом вскарабкался наверх, поднял воз с мясом и только на следующий день подъехал к зимовью.
У дома собаки ощетинились и зарычали. Обеспокоенный я медленно пошел вперед. Не доходя десяти метров до избы, лежала туша убитого белого медведя. Оказывается, ночью на запах звериного сала к зимовью подошел медведь. Он подошел к самой двери дома. Ничего не подозревавший моторист открыл дверь и с глазу на глаз столкнулся с мишкой. Захлопнув перед носом медведя дверь, моторист со рвал со стены ружье и, открыв дверь, в упор выстрелил в голову лакомки. Медведь был убит наповал.
[85]

 кп- - 0095.jpg
Жизнь в зимовье протекала по строгому плану. С утра подкрепившись завтраком, я. моторист и матрос уходили на промысел.
Галахов садился писать дневник, а повар готовил обед. К вечеру, когда все собирались в зимовье, читали книги, заводили патефон, рассказывали о своих похождениях. И так всю долгую зиму. Изредка ездили в Кармакулы к самоедам. Часто заезжали и самоеды к нам. Работать на воздухе из-за холодов и темноты было невозможно. Еженедельно в субботу устраивали тут же в избе баню. Распиленная пополам сорокаведерная бочка служила нам ванной. Накопленную из снега воду нагревали в одном из чанов камнями. *
После бани "мертвый час". Затем чай с горячими оладьями или пирожками.
В апреле начало весны. Бот до полумачты засыпан снегом. "Веру" очистили от снега, Быстро и бурно тает на севере снег. В конце июня вскрылось от льда побережье залива.
Из Архангельска пришел пароход. Мы сдали приехавшему на пароходе промышленнику бот, погрузили зимнюю добычу и уехали в Архангельск.
19 июля 1914 года маленькая поисковая экспедиция на Новую Землю была закончена.

ЗА МОРЖАМИ

В июле 1932 года по приглашению Ленгосторга *) я выехал на зверобойный промысел в Карское море. Судно "Ленинградсовет", на котором мы шли на промысел, было построено в Норвегии и оборудовано по последнему слову техники. "Ленинградсовет" был вполне приспособлен к дальнему плаванию. Радио, электричество, машина для подъема якорей и зверя — все это облегчало работу зверобоя на море. В составе экипажа 7 человек судовой команды, 12 зверобоев и
*) Сейчас переименован в "Морзверь".
[86]

 кп- - 0096.jpg
научный сотрудник-биолог. Все опытные моряки, в большинстве уроженцы Карелии: капитан А. И. Рюхин (из Сумского посада), второй помощник капитана А. М. Пакулин (из Колежмы), я — из Сумского посада, моторист — Гринфельд И. С и Кузнецов Я. И. — из Кеми.
Из Мурманска "Ленинградсовет" вышел 13 июля, взяв курс к о. Вайгачу. Путь от мыса Городецкого, мимо Канина и Колгуева, в Югорский Шар прошли при отличной погоде. До первых чисел августа было тепло, солнечно. Ветер чуть шелестит в тонких снастях судна. У всех бодрое, жизнерадостное настроение. Кипит работа: делаются весла к катерам, фангс-ботам (промысловым шлюпкам), точатся гарпуны, подготовляются лини *).
В конце июля пришли на Югорский Шар. Здесь простояли сутки и затем направились в ледовую разведку на Шараповы кошки. Выяснилось, что пройти на Шараповы кошки возможно лишь между пловучими полями льда.
Моржей не видно. От Шараповых кошек "Ленинградсовет" направился на Маточкин Шар. Проход становится все труднее и труднее, льды сгущаются. Пришлось изменить курс, приспосабливаясь к разводьям севернее Маточкина Шара. На пути изредка били морских зайцев, медведей и моржей. У берегов Новой Земли установили радиосвязь с промысловыми судами "Смольный" и "Мурманец". Они передали нам сводку о состоянии льда в Карском море и о залёжках моржа.
В один из тихих солнечных дней у мыса Опасный в 30 километрах от берега, наткнулись на залёжку моржей. На 10 миль в окружности лежал зверь небольшими залежками в 2—5 штук. Около недели мы промышляли здесь. Было добыто 90 моржей.
Охота на моржей очень интересна. Для залёжки моржи обычно выбирают небольшую льдину. Умный зверь делает это для того, чтобы в случае опасности он мог, перекувырнувшись, без труда соскользнуть в воду. К залежкам подъезжаем с большой осторожностью, стараемся раньше всего бить ружейным выстрелом зверя, который лежит ближе всего.
*) Бечевка к гарпуну в 20—30 метров длины.
[87]

 кп- - 0097.jpg
Перепуганные моржи стремительно бросаются в воду и ныряют. Через некоторое время на поверхности волы снова появляются их усатые морды. Моржи с любопытством и страхом, как бы ища разгадку случившемуся, посматривают кругом. Мы же наготове, на месте гарпуны, а их бывает до 10 штук на шлюпку. Как только усатые морды появляются нал водой, зверобои прежде всего стараются поразить копьём гарпуна самку. Этот прием в дальнейшем облегчает работу зверобоя-гарпунера в битье остальных зверей. Моржи всегда держатся вблизи самок. Концы линей с пораженным зверем прикрепляются сквозь кольцо к носу шлюпки. Когда зверь перебит или уходит на недосягаемое для гарпуна расстояние. раненые моржи добиваются из ружья. Концы линей подвязываются к поплаву (к пустому бочонку или к большому деревянному бую) и держатся в таком положении до окончания охоты. Шлюпки, занятые доставкой зверей на берег, подбирают добычу. были дни, когда я брал по одиннадцати зверей за выезд на катере. Зверобои "Ленинградсовета" поймали живьём семь белых
[88]

 кп- - 0098.jpg
медведей на экспорт в Германию. Двое медведей были старше двух лет, пять в возрасте до полугода. Больших медведей брали, накинув на шею удавную петлю. Обессиленного, задыхающегося медведя тянут по воде к судну, затем с парохода опускается в воду клетка. В клетку медведь вводится за обору (веревка с петлей). Маленьких медвежат на судно поднимали лебедкой.
В конце августа начался шторм. Лед распался на небольшие поля и глыбы. Промысел на моржа прекратился. "Ленинградсовет" направился к мысу Желания. Но и здесь залежек моржей не было, и мы вернулись к острову на сто миль южнее мыса Желания. Здесь мы вели разведки. На катере заглянули в бухту Андромеды, но залежек моржей не было. До половины сентября добыли 100 моржей около острова и набили 300 белух.
На обратном пути в Мурманск у мыса Желания "Ленинградсовет" попал в шторм. Два дня судно не могло отойти от берегов земли. Сильный нордвест гнал большую, чуть не погубившую "Ленинградсовет" у полуострова Адмиралтейства, волну. Мы разошлись в коргу (отмель), думая, что здесь льдина. Бросили лот, глубина под носом судна всего 9—10 метров. С трудом отойдя от корги, мы взяли курс на Мурманск.
В Мурманском порту "Ленинградсовет" бросил якорь в конце сентября.
[89]

Пред.След.