Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

КОСОЙ А.И. ГОД В АРХИПЕЛАГЕ НОРДЕНШЕЛЬДА

 Косой - 0001.jpg
А.И. КОСОЙ
ГОД В АРХИПЕЛАГЕ НОРДЕНШЕЛЬДА

ИЗДАТЕЛЬСТВО ГЛАВСЕВМОРПУТИ 1940
БИБЛИОТЕЧКА "СТАХАНОВЦЫ АРКТИКИ"
Книжка 38



КОСОЙ А.И. ГОД В АРХИПЕЛАГЕ НОРДЕНШЕЛЬДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работ двух гидрографических отрядов на судах «Норд» и «Торос» — созданы совершенно новые и прокорректирован целый ряд старых навигационных карт. Все острова архипелага покрыты жесткой триангуляционной сетью, работы прежних лет (1935—1937 гг. ) перевычислены и положены на карту в соответствии с работами 1938/39 года.
О размахе работ только одного отряда на «Норде» можно судить по нескольким цифрам. Вся работа проходила на территории около 8000—10 000 квадратных километров. Заснято топографической съемкой 35 островов, причем часть из них совершенно не была показана та картах, и в то же время целый ряд островов, бывших на картах, оказался несуществующим в действительности. Кроме съемки островов, был выяснен характер течений в архипелаге, изучалось магнитное поле и, наконец, что самое существенное, — произведен систематический промер пролива Матисена. В нем измерено около 1500 глубин, для чего пришлось пробурить в общей сумме больше 2 километров льда. Промер показал полную пригодность пролива для прохода судов. Несмотря на всю тщательность обследования пролива нам не удалось обнаружить банку в восточной его части, замеченную Руалом Амундсеном при плавании на шхуне «Мод». Надо полагать, что, проходя при плохой видимости, Амудсен принял за банку нагромождения грязного льда.
Кроме систематического промера пролива Матисена, экспедицией дана общая характеристика глубин в остальной части архипелага. Причудливо изрезанные берега островов образуют здесь много глубоких, хорошо защищенных бухт, пригодных для будущих якорных стоянок. Составленная в результате работ карта разнится от карты 1938 г. больше, чем эта последняя от карт времен экспедиции Академии наук 1900/01 года.
Из нашего опыта ясно, что основным фактором, лимитирующим успешность выполнения работ, является оснащенность экспедиции транспортом, снаряжением и оборудованием.
Совершенно бесспорно, что нужно иметь легкий моторный катер для сообщения судна с берегом. Применение гребных шлюпок, как это делалось нами, сильно замедляло работы в период первой навигации. Так же очевидна необходимость наличия моторизированного зимнего транспорта. При малом числе собачьих упряжек и увеличивающейся о каждым годом территории работ переходы полевых партий к месту работ занимают до 15—20%, а в триангуляционных партиях до 40% всего рабочего времени.
Однако надо предостеречь и от другой крайности: от отказа от самого испытанного зимнего транспорта — собак. Здесь следует окончательно решить две проблемы: первая — подбор настоящих ездовых лаек, что возможно только при организации специального питомника, и вторая — получение легкого и питательного корма для собак на время длительных походов, т. е. производство собачьего пеммикана, заготовка хорошо провяленного мяса и пр. В большей мере можно рассчитывать на местные ресурсы собачьих кормов — морского зверя, но для этого все экспедиции должны быть снабжены сетями для ловли нерп и дальнобойными винтовками.
Работники, уходящие в дальние маршруты, должны иметь экипировку из оленьего меха, очень легкую и прочную. Следует также иметь вместо тяжелых брезентовых палаток (которые можно оставить для стационарных партий) шелковые, прорезиненные, легко переносимые одним человеком. Необходимо также отказаться от меховой обуви, сшитой из плохо выделанных шкур. Обувь следует шить из шкур морского зверя но чукотскому или ненецкому образцу. Такие торбаза сохраняют ногу сухой даже при длительном пребывании в воде, заменяя в известной мере кожаные сапоги.
Необходимо обратить должное внимание на усовершенствование ледового бура.
Следовало бы отказаться от теодолитов Вильда и Цейсса.
При малейшей неисправности или замерзании масла они снимаются с работ, так как в полевых условиях не могут быть разобраны, собраны и отрегулированы. Значительно удобнее универсальные инструменты типа Гильдебрандта. Совершенно непригодны на Севере приборы типа Гредгаупта, имеющие медную внутреннюю втулку лимбов, вращающуюся вокруг стальной оси и плотно к ней пригнанную. При сильных морозах, в силу различных коэффициентов расширения, втулка столь плотно охватывает стальную ось, что инструмент перестает вращаться.
Опыт нашей экспедиции, изложенный в этой брошюре, представляет только небольшую часть общей работы, осуществляемой коллективом полярников.
Мы надеемся, что он принесет пользу работникам гидрографических партий.

Пред.