Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА

ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА
М. А. Дьяконов

 291.jpg
 292.jpg
 293.jpg
 294.jpg

6 апреля 1909 г. полярный исследователь Роберт Пири водрузил американский флаг на Северном Полюсе, т. е. в максимальной близости к той точке земного шара, через которую проходит земная ось. Задача всей жизни Пири была решена и Северный Полюс достигнут. На осуществление этой задачи отважный путешественник потратил 23 года, проведя 18 зим среди полярных льдов.
Достижение Северного Полюса до начала XIX века не было самостоятельной задачей. Как известно, с развитием мореплавания полярные области стали привлекать к себе внимание различных государств с точки зрения чисто-практической. Нужен был кратчайший путь на восток – в Индию и Китай. Так возникли проблемы Северо-западного и Северо-восточного порских проходов.
Лишь с начала XIX столетия исследовательская мысль обращается к новой задаче, превращающейся до некоторой степени в самоцель: одна экспедиция за другой отправляются в ледяные просторы Арктики, стремясь подняться как можно дальше к северу в надежде дойти до Полюса.
Мы видим, как на протяжении целого столетия, медленно, шаг за шагом, всё дальше и дальше в сердце Арктики продвигаются смелые исследователи, мореплаватели и учёные.
В начале прошлого века английский китобой Скоресби достигает 81º30' с. ш. В начале нынешнего столетия Пири доходит до 90º – до заветной цели. Понадобилось сто три года, чтобы одолеть восемь с половиной широтных градусов, т. е. всего 510 морских миль. Сто три года огромного труда и многих сотен жертв!
Через двадцать лет после Скоресби, действовавшего на свой риск и страх и не бывшего руководителем специально снаряжённой экспедиции, осуществляется первая европейская полярная экспедиция, во главе которой становится английский моряк Парри. Парри был первым исследователем, применившим сани в полярной экспедиции. После труднейшего похода по дрейфующим льдам ему удалось дойти до 82º45' с. ш. Дальнейшее продвижение оказалось невозможным.
Проходит 34 года, и американец Хейс, сторонник теории открытого моря на крайнем севере, проникает у берегов Гренландии до 81º35'.
Десять лет спустя, английская экспедиция Г.Холла, долгое время жившего среди эскимосов и хорошо знакомого с условиями исследования в полярных областях, доходит через пролив Смита до 82º16' с. ш.
Интересно отметить в связи с гибелью "Челюскина", что судно экспедиции "Полярис", затёртое тяжёлыми льдами, было покинуто частью экипажа в количестве 19 человек, которые и остались на льдине, когда судно неожиданно соскользнуло в ночной темноте со льдов в воду. На этой льдине путешественники (в том числе пятеро детей) проплавали с 16 октября 1873 г. по 30 апреля 1874 г., т. е. свыше полугода!
В 1873 г. автро-венгерская экспедиция Вейпрехта и Пайера, отправившись к Северному Полюсу, попадает во льды около Землм Франца-Иосифа и теряет в них своё судно. Участникам экспедиции с огромным трудом удаётся спастись.
Семидесятые и восьмидесятые годы XIX столетия не приносят с собой больших перемен, и продвижение в высокие северные широты происходит попрежнему медленно.
Английская экспедиция Маркхэма на судне "Дисковери" поднимается через упомянутый выше пролив Смита до 83º20'26" с. ш. – севернее всех экспедиций, бывших до неё.
Проходит ещё пять лет, и американским полярным исследователям – Локвуду и Брэнарду, участникам несчастнейшей и злополучнейшей экспедиции Грили, удаётся пройти дальше Маркхэма ещё на четыре минуты, т. е. всего на четыре морских мили!
В 1886 году в ряды полярных исследователей впервые вступает Пири. В начале он совершает несколько путешествий по Гренландии и ещё до Нансена предпринимает поход через внутриматериковый гренландский ледниковый покров. Позднее он несколько раз пересекает Гренландию поперёк, причём маршруты его прокладываются в весьма высоких широтах. Во время одного такого похода Пири в первый раз за всю историю полярных путешествий обращает в пищу собак, которые на пути вперёд служили ему двигательной силой. За период сремени с 1887 по 1898 гг. Пири делает несколько попыток пройти как можно дальше к северу и достигает 83º50' с. ш.
Одним из сильнейших и блестящих соперников Пири был Нансен. Гибель в 1881 г. судна "Жанетта" американской экспедиции Де-Лонга, стремившейся пройти к Полюсу к северу от Берингова пролива, послужила толчком для создания гениального плана. Нансен решил воспользоваться мощным течением, в которое попала "Жанетта", и войти в это течение добровольно. Отважный норвежец рассчитывал, что оно пронесёт его судно через Полюс или в непосредственной близости от него. Ожидания не осуществились целиком. Судно Нансена "Фрам" начало свой дрейф со льдами в 1893 году и ранней осенью 1896 г. вышло на чистую воду, обогнув с севера Землю Франца-Иосифа и Шпицберген. Сам Нансен, оставив судно во льдах, отправился в поход вдвоём со своим спутником и достиг самой северной точки из достигнутых когда-либо ранее – 86º14' с. ш.
Пять лет спустя, нансеновский рекорд был побит итальянцем Каньи, участником экспедиции герцога Абруццкого. Каньи дошёл до 86º33' с. ш.
За три года перед тем шведский воздухоплаватель Андрэ предпринимает безумно-смелую попытку добраться до полюса от берегов Шпицбергена на воздушном шаре. Этот план терпит неудачу вскоре же после отлёта шара. Андрэ и его спутники в течение одиннадцати недель ведут неравную борьбу с дрейфующими льдами и, наконец, выходят благополучно на берега Белого острова. Здесь все трое погибают, и трупы их через 33 года находит норвежская экспедиция Г. Хорна.
Успехи Нансена и Каньи возбуждают новый прилив энергии и решимости у неутомимого Пири. Продолжая работать приблизительно всё в той же области, где он начал свою деятельность, т. е. у берегов Гренландии и позднее – у Земли Гранта, Пири в 1900 г. доходит до 83º50', в 1902 г. – до 84º17', в 1906 г. – 87º6'. Медленно, но верно он продвигается вперёд. С каждым годом, с каждой новой попыткой он достигает всё более и более высоких широт. Надо было ожидать, что такой человек или погибнет, или добьётся поставленной цели. И в 1909 г. победа остаётся за Пири! Непреклоннейший из всех полярных исследователей мог записать в своём дневнике 6 апреля 1909 года: "Наконец – у Полюса. Цель трёх столетих наконец моя. Мне трудно представить себе это. Всё кажется таким простым и обыденным".
Нельзя не упомянуть здесь, что ещё в 1898 году у Пири вследствие отморожения была гангрена обеих ступней, и ему отняли семь пальцев. И всё же, несмотря на это, у него хватило сил и энергии, чтобы преодолеть ужасающий по своей трудности поход к Полюсу (от мыса Шеридан на Земле Гранта), когда температура опускалась до –60ºC, и острые куски льда прорезали насквозь сапоги из тюленьей кожи и меховые чулки.
Проверка всех наблюдений и расчётов Пири показала, что он не был на самом Полюсе, т. е. не стоял на той точке, через которую проходит воображемая земная ось. Но во всяком случае он был чрезвычайно близок от неё, быть может даже перешёл по ту сторону Полюса. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что Пири сделал всё, что было в силах человеческих, чтобы достигнуть той географической точки, которую при доступных ему методах наблюдения и исследования можно считать Северным Полюсом.
Вернувшись в цивилизованные страны, Пири к своему ужасу и огорчению узнал, что американец Ф. Кук оспаривает у него честь открытия Северного Полюса, утверждая что этот Полюс открыт им, Куком, ещё год назад – 21 апреля 1908 года.
История с Куком до сих пор не выяснена во всей полноте. Проверка его наблюдений и вычислений не дала тех результатов, о которых говорил и писал Кук. Но, с другой стороны, Кук был добросовестным полярным исследователем, участником многих славных экспедиций и спутником Пири в его походах по Гренландии. Такие люди, как знаменитый Амундсен, лично знавший Кука, никогда не решались обвинить его в обмане. Однако поход Кука к Полюсу и обратно протекал в такой обстановке, в которую трудно было поверить. Вдобавок с Куком не было никого, кроме эскимосов; поэтому никто из научных сотрудников не мог подтвердить показаний начальника экспедиции.
Так или иначе учёный мир разделился на сторонников Кука и сторонников Пири. Пири яростно нападал на Кука и называл его мошенником. Кук подавал пространные докладные записки, обвиняя Пири в безнравственности, и доказывал, что Полюса не мог достигнуть человек, находившийся в "сожительстве с десятками эскимосских женщин и увеличивший чуть ли не вдвое население северной Гренландии". Находились люди, не верившие ни Куку, ни Пири. Вся история больно отразилась на последнем, так как его сообщения были тоже взяты под подозрение. Тем не менее тщательный анализ дневников Пири и его наблюдений показал, что Пири, несомненно, был в непосредственной близости от Полюса.
Так закончилась "погоня за рекордами", как называют некоторые историки полярного исследования эти соревнования между отдельными представителями разных стран в решении проблемы достижения Северного Полюса. "Игра в перегонки со смертью" – так называют эту эпоху другие исследователи, более трезво смотрящие на вещи. В этой "игре" принимали участие и русские экспедиции дореволюционного времени.
В 1912 году в плавание вышли три русских полярных судна: "Геркулес" В. А. Русанова, "Св. Фока" Г. Я. Седова и "Св. Анна" Г. Л. Брусилова. Из этих экспедиций две погибли – первая целиком, а из участников последней – "Св. Анны" – остались в живых лишь два человека. Экспедиция Седова потеряла двух человек, в том числе самого начальника, погибшего во время осуществления самоубийственного плана похода к Северному Полюсу от берегов Земли Франца-Иосифа. Седов был совершенно болен и не мог двигаться; его везли привязанным на санях!
Все три экспедиции были снаряжены очень бедно, и в организации их государство не принимало никакого участия. Все издержки покрывались добровольными пожертвованиями и взносами различных благотворителей.
Старая Россия, повёрнутая всем фасадом к северу, ни разу не могла организовать ни одной првительственной экспедиции в высокие северные широты.
Да по правде сказать, кому эти экспедиции были тогда нужны? Экономических целей они не могли преследовать – интересы науки их пока не требовали; в России не были тогда развиты ни океанография, ни гидрология морей, ни глациология, ни метеорология, ни аэрология, ни другие науки, тесно связанные с полярными исследованиями. Великодержавный шовинизм находил для себя пищу в других областях. Вот почему царская Россия соперничала с другими странами на других поприщах – ей было не до Арктики!
Империалистическая война надолго приостановила дальнейшую работу в области полярных исследований. А для новых рекордов нужны были какие-то новые методы: их пока не было. Поэтому до 1925 г. мы не видим никаких новшеств. Но в этом году Амундсен совершает первый полёт в высокие северные широты на самолёте и достигает 87º43'. Через год американец Бэрд в 16 часов пролетает от берегов Шпицбергена до Северного Полюса и обратно. Три дня спустя, Амундсен перелетает на дирижабле "Норвегия" через Северный Полюс и прорезает по воздуху весь полярный бассейн от Шпицбергена до Аляски. И, наконец, в 1928 г. итальянский дирижабль "Италия" сбрасывает флаг на Северний Полюс. На обратном пути с полюса "Италия" погибла. Это – последняя памятная всем нам глава в истории достижения Северного Полюса.

Пред.