Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Кирилин А.И. В КАЭ-3 (1957-1958 гг.)

 МАО САЭ-3 1957-1958.jpg
© А.И.Кирилин
В КАЭ-3 (1957-1958 гг.)
(Дневник бортмеханика морского авиаотряда 3-й КАЭ А.И.Кирилина *)

Об авторе: Кирилин Алексей Иванович родился в 1911 г. в г. Балаково Саратовской области. После службы в армии в 1934 г. поступил учиться в Саратовскую высшую коммунистическую сельхозшколу. После окончания в 1937 г. Ульяновской летно-технической школы по специальности младший авиатехник А.И. Кирилин два года проработал в Туркмении. С 1939 г. А.И. Кирилин в Московской авиагруппе особого назначения (МАГОН). Во время Великой Отечественной войны служил бортмехаником в авиации Северного морского флота. После демобилизации продолжил работу в полярной авиации и был участником экспедиций в Арктику ("Северный полюс-5") и Антарктиду (2-я и 3-я КАЭ).
А.И. Кирилин - член Всесоюзной ассоциации советских полярников, Почетный полярник, действительный член географического общества СССР, ветеран Великой Отечественной войны. А.И. Кирилин награжден многочисленными правительственными наградами.


Лето 1957 года.

Отпуск кончился… И сразу встреча с Каминским.
Говорит: «Собирайся в Антарктиду, готовь наш самолет для перегона опять в Калининград. Нам надо закончить аэрофотосъемку Антарктиды».
Спрашиваю: «А не будет претензий со стороны коллег, которым еще не приходилось бывать в Антарктиде?». Вот что ответил Михаил Николаевич: «С претензиями бывают чаще всего льстецы, которые своего мнения не имеют, а вот начальству поддакивают во всем, ни слова возражений, потому, что не умеют и не хотят работать. Таких в Полярной авиации не держат – на них нельзя положиться, подведут. Через Полярную авиацию прошли тысячи. А задержались в ней и отважно работают сотни». Возразить нечего, тем более что сам был свидетелем, как льстецы и пустозвоны не ценились.

Во вторую Антарктическую экспедицию нам предстоит отбыть на корабле «Обь». Дизель-электроход «Лена» по возвращении из Антарктиды был поставлен на профилактический ремонт в сухой док. Дефектовщики мелом обозначили места вмятин и пробоин в днище корпуса, а ночью сварщики стали вырезать поврежденные места и подожгли скопившиеся в килевой части солярку (за время двух рейсов в Антарктиду трюмы заполнялись бочками с дизельным топливом и бензином. Некоторые бочки давали течь, и горючее стекало вниз и скопилось в нижней части судна).
Горело всю ночь, до прихода утренней смены. Утром ремонтники открыли шлюз и затопили док. В некоторых каютах «Лены» жили моряки с семьями. В первые часы пожара они покинули корабль, ибо могли сгореть. Надстройка — она с пятиэтажный дом — сгорела и рухнула.

Морская экспедиция отличается от континентальной тем, что континентальная исследует материк и ледовый панцирь Антарктиды, а морская составляет подробную гидрографическую карту всего побережья Антарктиды. Корабль экспедиции оборудован измеряющими и записывающими глубину приборами. Такими же приборами оснащен катер «Пингвин», идущий параллельно кораблю ближе к берегу, где глубина не позволяет пройти судну с большой осадкой. А с нашего самолета аэрофотосъемщики снимают контур берега и ближайших островов. В прошлом году была составлена карта с глубинами только на половину побережья. И вот мы выбываем для завершения съемочных работ — надо обойти вокруг всей Антарктиды.
Совершу ошибку, если не оставлю внукам и правнукам содержания своих дневников о работе в Антарктиде.

Как и в прошлом, 1956 году, я был вызван со всей экспедицией в ЦК КПСС (10-й подъезд на Старой площади).
Войдя в этот подъезд, у лестницы, ведущей на второй этаж, видишь двух рослых офицеров КГБ. Они берут мой паспорт, сличают с каким-то бланком. А у меня возникла мысль: «Вот такие истязали и умертвляли Косарева, Блюхера, Тухачевского и других».
Но стерпел, сказал: «Тяжелая у вас работа, одному не справиться с паспортом». Посмотрели на меня неприветливо, как и я на них. Один назвал номер кабинета на втором этаже. Там сидят и читают декларации знакомые мне по экспедиции люди. Подошел к хозяину кабинета, тот подает мне декларацию со словами: «Почему без галстука?». Ответил: «Это на работе не отражается». А рядом сидящий представитель Главсевморпути пояснил, что такая привычка у бортмехаников — ходить без галстука.

Содержание:


* © ЦМАМЛС (Центральный московский архив-музей личных собраний). Фонд 261. Опись 1. Дело № 3.

Март

1 марта 1958 года.
Идем в Австралию полным ходом. Из Москвы пришло радиограмма: экипажам самолетов перейти на «Кооперацию», самолеты с техсоставом оставить на «Оби». Но полная ясность будет в порту Аделаида, где нас ждет «Кооперация».

2 марта 1958 года.
Подошли к Австралии. Проходим проливом. Слева видны берега острова Тасмания. Но до порта Аделаида, где нам стоять, хода еще двое суток.

4 марта 1958 года.
 СССР-Н343.jpeg
Входим в бухту, образованную островом Кенгуру, где главный порт города Аделаида. Вечером отдали якорь на внешнем рейде. Подошел катер с представителями местной власти. Стали проверять численность людей на корабле.
Осмотр рук каждого на чесотку. Не найдена, да ее и не было.
До берега далеко, видны только силуэты кораблей. Завтра обещают поставить к причалу. С «Оби» на «Кооперацию» переходят 34 человека, в том числе наш летный состав. А на «Оби» с самолетами остаются: инженер Слободской, техники Баранов и Емельянов.
Нам, переходящим на «Кооперацию», представители австралийских властей сделали тщательную проверку, даже записали внешние приметы каждого: рост, цвет глаз, волос, полноту. Судя по всему, австралийцы относятся к нам недружелюбно. С Австралией порваны существовавшие когда-то отношения. Слышал разговор – якобы бывшее наше посольство учило их, как коров доить. А коров, овец у них много, как и в Новой Зеландии. Но они отвергли – нас не надо учить! И пошло непослушание.
Сегодня разобрали самолет «Як-12», т.е. сняли хвостовое оперение и крылья, а на самолетах «Aн-2» сняли пока только хвостовое оперение.

5 марта 1958 года.
Утром в течение двух часов каналом заходили к причалу в порт. Пришвартовались рядом с «Кооперацией». Австралийские корабли стоят с праздничными флагами по случаю пребывания в Аделаиде королевы-матери.
На «Кооперации» у многих оказались знакомые. У меня состоялась дружеская встреча с Любарцом, Загорским, Мельниковым.
В течение дня разбирали два самолета «Ан-2».
Для меня обстоятельства складываются благоприятно. Подотчетным лицом за самолет и его оборудование становится инженер Слободской, а я с большим удовольствием перехожу на «Кооперацию», так как этот корабль через два месяца будет дома, а «Обь» возвратится на Родину лишь через пять месяцев.
Местное население Австралии (аборигены) не имеет права жить в городах, поэтому нет их и на причале. Отношение англичан к ним плохое.

6 марта 1958 года.
 Перегрузка.jpg
Перегрузкой самолетов и крыльев с одного трюма на другие трюмы заниматься нам самим не позволено, так как австралийские рабочие и их профсоюз требуют, чтобы в своем порту все работы они делали сами. Заработок. Нашему руководству корабля и экспедиции это не выгодно – надо платить валюту, но соглашаться приходиться. Все работы передали австралийцам.
Такое решение у меня вызвало беспокойство: поломают самолет. Но, наблюдая за работой австралийских портовиков, удивился слаженности, четкости, работе без суеты и криков. Они и на лебедках вместо наших матросов. Руководит ими один человек, знающий русский язык. Он все видит и слышит, в разговор вступает только с боцманом и старпомом, но мы все же нашли случай поговорить с ним.
Узнали, что в бригаде их – 15 человек. Он сам, кроме русского, знает болгарский язык. Если будут обслуживать, например, французский или испанский корабль, бригадиром будет тот, кто знает этот язык, а он будет просто работать в бригаде. Они все взаимозаменяемы.
Мы спросили, сколько им платят. Ответил, что им не платят, а они сами берут половину заработанного, вторая половина – профсоюзу. Профсоюз из своей половины платит налоги за амортизацию портовой техники.
– Хватает ли заработка?
– Хватает.
– Авто можешь купить?
– Имею три, и семья десять человек.
Вот нам бы так, но у нас социализм: на 15 рабочих – 150 служащих, да в парткомах, райкомах, горкомах множество понукающих иждивенцев. Поэтому и работают половину времени на перекуры, по принципу работай не работай, свое получишь. А получишь не только на семью, на одного не хватает. Поэтому и процветает воровство и пьянка.
Сегодня ездили на экскурсию по городу и окрестностям на двух автобусах. Город Аделаида назван в честь жены прежнего короля Великобритании. Ввиду того, что в Австралии нашего посольства нет, экскурсию организовало общество «Сближение Австралии с Россией».
После экскурсии на этих же автобусах подъехали к ботаническому саду, где это общество организовало угощение на всех 60 человек в сказочно красивой обстановке. Угощение состояло из множества бутербродов, булочек, пирожных, вазы были переполнены фруктами. Многие из этих добродушных австралийцев разговаривают по-русски. Они задали нам много вопросов, и мы не отставали. На мой вопрос, зачем семье иметь три машины, ответили: «Многие имеют: на одной – отец (так они называют старшего в семействе, который работает, а работает в семье только один), ездит на работу; вторая машина – дача на колесах; третья – для семьи».
Похвалил: «Живете, как при коммунизме».
А в ответ: «Ваш координатор Хрущев говорит, что вы все скоро будете жить при коммунизме».
Поэтому торопимся домой, чтобы не опоздать.
Нам рассказали, что в Австралия – самый засушливый континент на земном шаре, но пустыне не дают наступать, более того, укрощают.
Если в Новой Зеландии символ природы – киви, в Австралии – кенгуру.
Одно обстоятельство этого дня – весь день сильный дождь. Нам он показался неприятным, но для местных жителей явился радостью, так как за все лето это первый дождь. Радуясь дождю, радуются за овец. Овцы – их национальное богатство. В засушливое лето овец пасут на орошаемых пастбищах, поэтому и радуются дождю.
После угощения и разговоров садимся в автобусы и едем на большой пляж. Там в присутствии королевы-матери смотрели соревнования по плаванию и по спасению утопающих. Отличившихся награждают от имени королевы.

7 марта 1958 года.
Пересадка на «Кооперацию» происходила вечером, и сегодня еще засветло «Кооперация» и «Обь» отошли от причала.

8 марта 1958 года.
Хорошо спали на новом месте, на корабле «Кооперация», в каюте № 308. Нас в каюте четверо: Каминский, Фурдецкий, Чагин, Кирилин.
Проснувшись утром, увидели, что «Кооперация» пришвартована к «Оби» и происходит перекачка к нам топлива и пресной воды. Корабли стоят на рейде, в видимости берегов Австралии.
Столицей Австралии раньше был Сидней.
В полдень корабли обменялись приветственными гудками и разошлись:
«Обь» взяла курс к Антарктиде, а «Кооперация» – к родным берегам. Путь этот очень большой, и без пополнения запаса топлива, пресной воды и продовольствия не дойти, поэтому предстоят заходы в иностранные порты, к тому же в Австралии взят «тракт», то есть груз: 2000 тонн ячменя, который предстоит доставить в Германию или Англию.

11 марта 1958 года.
Трешников Алексей Федорович сообщил, что получено указание из Москвы: в порту Александрия сделать пересадку 118 членов антарктической экспедиции на корабль «Победа», который должен доставить нас в Одессу.

13 марта 1958 года.
Сообщили, что в Аделаиде и с «Оби» всего взято 330 тонн пресной воды, за 5 суток израсходовано 90 тонн. При таком расходе воды не хватит на месяц. Поэтому пресная вода будет использоваться только для питья и приготовления пищи, а для умывания и мытья пойдет соленая забортная вода, выдается специальное мыло.

14 марта 1958 года.
Свой день рождения справлял среди друзей.
Поймал упавшую на палубу летучую рыбу, такие рыбы часто стаями взлетают с воды, видимо, опасаясь крупной рыбы.

18 марта 1958 года.
Пересекли Южный тропик, больно печет солнце, 30-градусная жара.

28 марта 1958 года.
Пересекли экватор!
Всем отрядом читали отчет о выполненной нами работе.
Вошли в Аравийское море. Температура держится + 30ºC. Штиль. Ночью был сильный дождь. Хорошо спать в палатке, которая установлена на втором трюме. В ней спим вшестером: Крицкий, Коваленко, Кирилин, Кириллов М.М., Тычина, Воеводин.

Пред.След.