Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Кирилин А.И. В КАЭ-3 (1957-1958 гг.)

 МАО САЭ-3 1957-1958.jpg
© А.И.Кирилин
В КАЭ-3 (1957-1958 гг.)
(Дневник бортмеханика морского авиаотряда 3-й КАЭ А.И.Кирилина *)

Об авторе: Кирилин Алексей Иванович родился в 1911 г. в г. Балаково Саратовской области. После службы в армии в 1934 г. поступил учиться в Саратовскую высшую коммунистическую сельхозшколу. После окончания в 1937 г. Ульяновской летно-технической школы по специальности младший авиатехник А.И. Кирилин два года проработал в Туркмении. С 1939 г. А.И. Кирилин в Московской авиагруппе особого назначения (МАГОН). Во время Великой Отечественной войны служил бортмехаником в авиации Северного морского флота. После демобилизации продолжил работу в полярной авиации и был участником экспедиций в Арктику ("Северный полюс-5") и Антарктиду (2-я и 3-я КАЭ).
А.И. Кирилин - член Всесоюзной ассоциации советских полярников, Почетный полярник, действительный член географического общества СССР, ветеран Великой Отечественной войны. А.И. Кирилин награжден многочисленными правительственными наградами.


Лето 1957 года.

Отпуск кончился… И сразу встреча с Каминским.
Говорит: «Собирайся в Антарктиду, готовь наш самолет для перегона опять в Калининград. Нам надо закончить аэрофотосъемку Антарктиды».
Спрашиваю: «А не будет претензий со стороны коллег, которым еще не приходилось бывать в Антарктиде?». Вот что ответил Михаил Николаевич: «С претензиями бывают чаще всего льстецы, которые своего мнения не имеют, а вот начальству поддакивают во всем, ни слова возражений, потому, что не умеют и не хотят работать. Таких в Полярной авиации не держат – на них нельзя положиться, подведут. Через Полярную авиацию прошли тысячи. А задержались в ней и отважно работают сотни». Возразить нечего, тем более что сам был свидетелем, как льстецы и пустозвоны не ценились.

Во вторую Антарктическую экспедицию нам предстоит отбыть на корабле «Обь». Дизель-электроход «Лена» по возвращении из Антарктиды был поставлен на профилактический ремонт в сухой док. Дефектовщики мелом обозначили места вмятин и пробоин в днище корпуса, а ночью сварщики стали вырезать поврежденные места и подожгли скопившиеся в килевой части солярку (за время двух рейсов в Антарктиду трюмы заполнялись бочками с дизельным топливом и бензином. Некоторые бочки давали течь, и горючее стекало вниз и скопилось в нижней части судна).
Горело всю ночь, до прихода утренней смены. Утром ремонтники открыли шлюз и затопили док. В некоторых каютах «Лены» жили моряки с семьями. В первые часы пожара они покинули корабль, ибо могли сгореть. Надстройка — она с пятиэтажный дом — сгорела и рухнула.

Морская экспедиция отличается от континентальной тем, что континентальная исследует материк и ледовый панцирь Антарктиды, а морская составляет подробную гидрографическую карту всего побережья Антарктиды. Корабль экспедиции оборудован измеряющими и записывающими глубину приборами. Такими же приборами оснащен катер «Пингвин», идущий параллельно кораблю ближе к берегу, где глубина не позволяет пройти судну с большой осадкой. А с нашего самолета аэрофотосъемщики снимают контур берега и ближайших островов. В прошлом году была составлена карта с глубинами только на половину побережья. И вот мы выбываем для завершения съемочных работ — надо обойти вокруг всей Антарктиды.
Совершу ошибку, если не оставлю внукам и правнукам содержания своих дневников о работе в Антарктиде.

Как и в прошлом, 1956 году, я был вызван со всей экспедицией в ЦК КПСС (10-й подъезд на Старой площади).
Войдя в этот подъезд, у лестницы, ведущей на второй этаж, видишь двух рослых офицеров КГБ. Они берут мой паспорт, сличают с каким-то бланком. А у меня возникла мысль: «Вот такие истязали и умертвляли Косарева, Блюхера, Тухачевского и других».
Но стерпел, сказал: «Тяжелая у вас работа, одному не справиться с паспортом». Посмотрели на меня неприветливо, как и я на них. Один назвал номер кабинета на втором этаже. Там сидят и читают декларации знакомые мне по экспедиции люди. Подошел к хозяину кабинета, тот подает мне декларацию со словами: «Почему без галстука?». Ответил: «Это на работе не отражается». А рядом сидящий представитель Главсевморпути пояснил, что такая привычка у бортмехаников — ходить без галстука.

Содержание:


* © ЦМАМЛС (Центральный московский архив-музей личных собраний). Фонд 261. Опись 1. Дело № 3.

Февраль

3 февраля 1958 года.
Третий день базируемся на припайном льду и летаем на аэрофотосъемки. Сегодня вечером закончили съемку, погрузили самолеты на корабль и отплыли еще дальше от Мирного. Должны выбрать место выгрузки самолетов и продолжить съемки.

5 февраля 1958 года.
Второй день плывем при плохой погоде. Когда мы летали, нам повезло: стояла хорошая для съемки погода. Возможно, когда подойдем к новому месту работы, снова установится хорошая погода, ведь она, как правило, меняется. Идем к Берегу Отса.

7 февраля 1958 года.
Продолжаем плыть. Вчера вечером по правому берегу километрах в десяти был виден очень высокий остров, местами покрытый льдом. Это один из островов Беллени. От места, где мы сейчас находимся, ближе всего до Новой Зеландии. Нам предстоит посетить ее и познакомиться со столицей – Веллингтоном.

10 февраля 1958 года.
Проплыли большое расстояние, целую неделю пробивались между льдом. Вчера вечером пришвартовались к припайному торосистому льду. Обозначили флажками полосу для взлета и посадки самолета, местами разровняли торосы. Поднялись в 3 часа утра. В это время уже светло, взошло солнце. За день налетали 12 часов. Этим закончили съемку берега Отса.
Вечером погрузили самолеты на корабль и отплыли от Антарктиды, видимо, навсегда. Направление – Новая Зеландия. Там собирается совещание исследователей Антарктиды. С Мирного на это совещание доставлен и плывет с нами профессор Петр Александрович Шумский. Под его началом работал в Антарктиде Любарец.
В кают-компании на большом совещании обсуждался вопрос, на каком языке делать доклад на совещании (симпозиуме) о научных работах России в Антарктиде. Докладчиком будет Шумский. Первые два выступающих предлагают – на русском. Доводы убедительные. Я не выступаю, но тоже – за то, чтобы на русском. Выступили еще двое, но они доказывают прямо противоположное: выступать надо на английском, родном для новозеландцев. Тогда о России больше узнают простые люди.
А если среди переводчиков найдутся недобросовестные люди, переведут с искажениями и приуменьшат наши затраты на изучение Антарктиды? Разногласия разрешены голосованием: доклад делать на английском.

14 февраля 1958 года.
На пути к Новой Зеландии.
Потеплело. Температура воздуха и воды + 6 ºC. В Веллингтоне предстоит пробыть на симпозиуме семь дней. В судовом клубе кают-компании состоялась лекция доктора географических наук Константина Константиновича Маркова. Его представил слушателям первый помощник капитана Ткачев. Марков, хотя и не был в Новой Зеландии, хорошо рассказал о природе и о жизни на этих островах. Он изучает, кроме Антарктиды, ближайшие к ней материки и острова. Напомнил, что более 100 лет назад 20-летний путешественник Менделеев посетил Новую Зеландию, здесь были юнгами Беллинсгаузен и Лазарев. Они на парусных судах проходили проливом Кука.
Новая Зеландия является доминионом Англии, правительство парламентское, с английским генерал-губернатором.

15 февраля 1958 года.
Вечером прошли остров с растительностью – небольшой лес. После снега и льда нас радует и эта растительность. Во время войны у этого острова базировались фашистские суда.
Становится теплее. Температура воздуха и воды +15ºC. Второй день – сильный шторм. Наш самолет стоит на третьем трюме, в затишье судовой надстройки, второй самолет – на втором, где часто забрасываются волны, третий самолет «Як-12» – на первом трюме.
Четвертый трюм занят метеорологическими ракетами, которые, временами, запускаются с вертолетной площадки на высоту до 50 км.

18 февраля 1958 года.
Утром прибыли в Новую Зеландию, в Веллингтон. Это порт и столица. Погода плохая, дождь, туман, но тепло + 20ºC. То ли из-за тумана, то ли из-за занятости порта, но к причалу нас не приняли, встали на якорь в 1 км. от причала.
Когда туман редеет, видно у причалов много кораблей. Многие суда пришли, как и мы, на симпозиум. Сейчас у нашего корабля стоит два веллингтонских катера. Первый привез секретаря нашего посольства и нескольких представителей местной власти и полиции. Второй подошел взять наших представителей на симпозиум, так как сегодня его начало. Представители местной власти засвидетельствовали в вахтенном журнале свое гостеприимство, а полиция своей записью разрешает беспрепятственное посещение страны.
Приходит на память, как в прошлом году, возвращались из Антарктиды. Уже был виден Питер, но наш корабль остановили на рейде и подошедшие на катерах пограничники и таможенники, как пираты, подвергли нас пятичасовому обыску.
Профессор Марков в своих лекциях отметил положительное в Новой Зеландии: секретов не имеет, безработицы нет, жизненный уровень самый высокий в мире, в тюрьмах в среднем сидит шесть человек в году, некоторые тюрьмы годами свободны, но штат служащих и охраны всегда на месте.
По всей стране 6-часовой рабочий день, суббота и воскресенье – нерабочие, и дети в эти дни не учатся. Казалось бы, эмигранты переполнят страну, ан нет! Приезжие сразу по прибытии регистрируются, из какой страны прибыли. Живи, работай, но живи честно, как все. Срок – три года. Проявишь себя с положительной стороны – становишься гражданином страны, а при малейшем нарушении, хотя бы в первые дни, – отправят на корабле в то государство, откуда прибыл. Суда уходят ежедневно, увозя продукцию овцеводства и баранину.
В полдень туман рассеялся, а дождь усилился. «Обь» пришвартовалась к причалу. Здесь нас встречали семьи посольства. Пока корабль подходил и швартовался, встречающие стояли под сильным дождем. Спустили парадный трап, встречающих пригласили на корабль. В полдень дождь перестал. Выдали наши заграничные паспорта и валюту. Мне за 92 дня плавания начисляют 34 фунта стерлингов, что соответствует 331 рублю.
Гулял по городу, купил подарки детям. Осталось очень хорошее впечатление о городе и людях. Дома красивые, уютные. Улицы напоминают парк с фруктовыми деревьями, много клумб с прекрасными цветами. Никто не спешит, по тротуару и проезжей дороге также не спеша гуляют дивные птицы киви – крыльев нет, только оперенье. Священная птица, никто не тронет и машина не задавит. Грех!
Новозеландцы обращаются друг к другу: «Киви!», символ общения. Климат позволяет городу быть зеленым круглый год, но знойных дней не бывает. Летом – не выше + 30ºC, зимой, в самые прохладные дни, + 15ºC. Такой благоприятный климат поддерживают теплые течения Тихого океана. Вежливость всех людей выше всяких похвал: если обращаемся с вопросами, то, даже не зная нашего языка, люди стараются всячески помочь.
Потомственные жители Новой Зеландии – маори, потомки папуасов – желтолицые, физически сильные, как мужчины, так и женщины.
Маори работают и служат наравне с англичанами, для них равная оплата труда, равные права.

21 февраля 1958 года.
Каждый день бываем в городе. Веллингтон нравится все больше.
Сегодня ездил с другими на автобусную экскурсию по окрестностям города за 50 км. Экскурсовод по-русски не говорит, поэтому с ним рядом сел наш профессор Шумский, который владеет английским в совершенстве.
Вот кое-что из того, что запомнил. Приехали на кожевенный завод или фабрику. Как господская усадьба – зелень, цветы. Приготовились к запаху кож, но запаха нет. В больших, чистых и светлых цехах работают, как мне показалось, одни мужчины, притом вроде и не работают, а только смотрят, как работают станки и машины. Нам тоже хочется смотреть на эти машины, блестящие никелем (или они изготовлены из нержавейки?).
Пришли в цех готовой продукции. Здесь увидели женщин. Нарядных, красивых, под стать им и продукция: замшевые куртки разных цветов и размеров. Пряжа, шерсть – такое же загляденье! Все упаковывается в коробки, тюки и транспортерами куда-то уплывает.
Идем в канцелярию. Она состоит из двух больших кабинетов. В первом – 20 столов. За каждым – сотрудник, лицом к ним, как у нас учительница перед учениками, старший с телефоном. Ему видно, как кто работает, известно, кто какую работу выполняет, ему ничего не стоит повернуться на вертящемся кресле и достать из картотеки нужный бланк.
Задали вопрос этому жизнерадостному, примерно 30-летнему мужчине: какое число рабочих они обслуживают? «Тысячу человек».
– А почему у вас телефон, а на столах нет? «Не принято отвлекаться на телефонные разговоры, а мой телефон – административный».
– У вас канцелярия из двух кабинетов? «Вторая комната – кабинет хозяина с двумя помощниками. К хозяину заходить нельзя».
Мы пошли к автобусу, рассуждая, кого больше у нас в стране на предприятиях: рабочих или служащих. Громадные здания наших управленческих аппаратов напоминают пчелиные ульи с сотами, только вместо сот – кабинеты. Приходят в кабинет, папку на стол и – к телефону: о проведенном вечере, где выброшен дефицит, мужчины – о футболе, хоккее. Иждивенчество. Недуги.
Видели гейзеры и кипящую землю. Впечатляющее зрелище. В какой-то момент чувствуешь себя на другой планете.
В пути видим из автобуса сплошную массу овец. Экскурсовод, не вынимая трубки изо рта, говорит, а Шумский переводит: «В Новой Зеландии нет волков, это значит, что коровам и овцам не нужны пастухи. Но у новозеландских овец враги – олени и кролики, которые поедают траву. Кроликам и оленям объявлена беспощадная война, которая и поныне не прекращается ни на один день».
Охота на оленей и кроликов разрешена, даже поощряется, как у нас – на волков. Оленей и кроликов здесь великое множество, а овец неисчислимое количество, и все они белые или серовато-белые, так как только из белой шерсти можно получить окраской любой цвет, а из черной никакого другого цвета не получить. Спросили у экскурсовода, как складываются отношения с маори. Ответил: «Не чуждаемся, преобладает согласие».

22 февраля 1958 года.
Стою на вахте по охране третьего и четвертого трюмов. Поднялся сильный шторм, и я вспомнил вчерашние слова экскурсовода: «Новую Зеландию от Австралии отделяет Тасманово море». Это 2000 км., но при сильных ураганных ветрах пески Австралии переносятся в Новую Зеландию.
Новая Зеландия – островное государство, состоит из двух островов, разделенных проливом Кука. Южный остров гористый, с множеством холмов, посевов там нет, развито только овцеводство, а сады, огороды обнесены ограждением от овец и кроликов, иначе съедят все. Северный остров равнинный, здесь высокоурожайные посевы и известный по всему миру аэродром «Крайстчерч».

23 февраля 1958 года.
Сегодня исключительно интересный день. В Веллингтоне есть общество «Новая Зеландия – Россия». Члены его всячески содействуют нам в ознакомлении с местными достопримечательностями. У многих из них есть свои автомобили.
Одна такая семья оказала Крицкому, Хренову и мне любезность провезти нас по городу и на загородный пляж, а вечером – за город и в парк, где состоялся концерт участников детских балетных школ. Там выступала и дочь этой семьи Аннушка, мать ее зовут Елена. Они угощали нас мороженым и пирожными, подарили по детской книжке на английском языке, а мы в ответ подарили антарктические фотографии и по плитке нашего шоколада.
Эта поездка была приятна и тем, что дама Елена разговаривала по-русски так же, как и по-английски. Проезжая по окраинам города, мы обратили внимание на то, что домики очень аккуратные, сады ухоженные, а Елена пояснила, что в Новой Зеландии девиз «делай сам» ни у кого не вызывает удивления: все, от рабочего до профессора, месят цемент, копают, красят, и женщины не уступают в этом мужчинам.

25 февраля 1958 года.
Утром после завтрака – на нашем причале, как условлено, у нашего корабля 50-местный автобус. Нас везут на официальную встречу «Новая Зеландия – Россия». Привезли в большой парк или сад, на лужайках или газонах расстелены скатерти с угощением – большое количество фруктов. Садимся на новые ковровые дорожки. С приветственной речью выступил хозяин, от нас за гостеприимство благодарил Шумский.
Разговоры и рукопожатия затянулись надолго. Мне удалось сесть рядом со вчерашними нашими знакомыми. Узнал, что их дочь Аннушка немного разговаривает по-русски. Это радует и их и меня. Нам было известно, что пригласившие нас на эту встречу – любители обмениваться сувенирами. Одна из пожилых женщин, знающая русский язык, подарила мне открытку – изображение редкой птицы киви. Эта птица не летает и не имеет крыльев, водится только в Новой Зеландии.
Один из наших завел разговор о телевизорах. Это им не понравилось. Они считают, что телевидение способствует растлению умов, снижению культурного уровня молодежи. Раньше в свободное время сами себя развлекали: играли на музыкальных инструментах, пели, танцевали. А теперь молодежь часами, как завороженная, торчит перед телевизорами. Большой наукой заниматься нет времени. Не стало такого, как на памятнике Копернику написано: «Он остановил Солнце и сдвинул Землю».

26 февраля 1958 года.
Утром отошли от гостеприимной, утопающей в зелени Новой Зеландии. На пирсе, как и при встрече, были только члены нашего посольства с семьями. Дождь за все время нашего пребывания в Веллингтоне (девять дней) был только раз – в день прибытия.

27 февраля 1958 года.
При хорошей погоде следуем в Австралию. Сегодня – 5 месяцев, как мы на дизель-электроходе «Обь» вышли из Калининграда.

Пред.След.