Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Кирилин А.И. В КАЭ-3 (1957-1958 гг.)

 МАО САЭ-3 1957-1958.jpg
© А.И.Кирилин
В КАЭ-3 (1957-1958 гг.)
(Дневник бортмеханика морского авиаотряда 3-й КАЭ А.И.Кирилина *)

Об авторе: Кирилин Алексей Иванович родился в 1911 г. в г. Балаково Саратовской области. После службы в армии в 1934 г. поступил учиться в Саратовскую высшую коммунистическую сельхозшколу. После окончания в 1937 г. Ульяновской летно-технической школы по специальности младший авиатехник А.И. Кирилин два года проработал в Туркмении. С 1939 г. А.И. Кирилин в Московской авиагруппе особого назначения (МАГОН). Во время Великой Отечественной войны служил бортмехаником в авиации Северного морского флота. После демобилизации продолжил работу в полярной авиации и был участником экспедиций в Арктику ("Северный полюс-5") и Антарктиду (2-я и 3-я КАЭ).
А.И. Кирилин - член Всесоюзной ассоциации советских полярников, Почетный полярник, действительный член географического общества СССР, ветеран Великой Отечественной войны. А.И. Кирилин награжден многочисленными правительственными наградами.


Лето 1957 года.

Отпуск кончился… И сразу встреча с Каминским.
Говорит: «Собирайся в Антарктиду, готовь наш самолет для перегона опять в Калининград. Нам надо закончить аэрофотосъемку Антарктиды».
Спрашиваю: «А не будет претензий со стороны коллег, которым еще не приходилось бывать в Антарктиде?». Вот что ответил Михаил Николаевич: «С претензиями бывают чаще всего льстецы, которые своего мнения не имеют, а вот начальству поддакивают во всем, ни слова возражений, потому, что не умеют и не хотят работать. Таких в Полярной авиации не держат – на них нельзя положиться, подведут. Через Полярную авиацию прошли тысячи. А задержались в ней и отважно работают сотни». Возразить нечего, тем более что сам был свидетелем, как льстецы и пустозвоны не ценились.

Во вторую Антарктическую экспедицию нам предстоит отбыть на корабле «Обь». Дизель-электроход «Лена» по возвращении из Антарктиды был поставлен на профилактический ремонт в сухой док. Дефектовщики мелом обозначили места вмятин и пробоин в днище корпуса, а ночью сварщики стали вырезать поврежденные места и подожгли скопившиеся в килевой части солярку (за время двух рейсов в Антарктиду трюмы заполнялись бочками с дизельным топливом и бензином. Некоторые бочки давали течь, и горючее стекало вниз и скопилось в нижней части судна).
Горело всю ночь, до прихода утренней смены. Утром ремонтники открыли шлюз и затопили док. В некоторых каютах «Лены» жили моряки с семьями. В первые часы пожара они покинули корабль, ибо могли сгореть. Надстройка — она с пятиэтажный дом — сгорела и рухнула.

Морская экспедиция отличается от континентальной тем, что континентальная исследует материк и ледовый панцирь Антарктиды, а морская составляет подробную гидрографическую карту всего побережья Антарктиды. Корабль экспедиции оборудован измеряющими и записывающими глубину приборами. Такими же приборами оснащен катер «Пингвин», идущий параллельно кораблю ближе к берегу, где глубина не позволяет пройти судну с большой осадкой. А с нашего самолета аэрофотосъемщики снимают контур берега и ближайших островов. В прошлом году была составлена карта с глубинами только на половину побережья. И вот мы выбываем для завершения съемочных работ — надо обойти вокруг всей Антарктиды.
Совершу ошибку, если не оставлю внукам и правнукам содержания своих дневников о работе в Антарктиде.

Как и в прошлом, 1956 году, я был вызван со всей экспедицией в ЦК КПСС (10-й подъезд на Старой площади).
Войдя в этот подъезд, у лестницы, ведущей на второй этаж, видишь двух рослых офицеров КГБ. Они берут мой паспорт, сличают с каким-то бланком. А у меня возникла мысль: «Вот такие истязали и умертвляли Косарева, Блюхера, Тухачевского и других».
Но стерпел, сказал: «Тяжелая у вас работа, одному не справиться с паспортом». Посмотрели на меня неприветливо, как и я на них. Один назвал номер кабинета на втором этаже. Там сидят и читают декларации знакомые мне по экспедиции люди. Подошел к хозяину кабинета, тот подает мне декларацию со словами: «Почему без галстука?». Ответил: «Это на работе не отражается». А рядом сидящий представитель Главсевморпути пояснил, что такая привычка у бортмехаников — ходить без галстука.

Содержание:


* © ЦМАМЛС (Центральный московский архив-музей личных собраний). Фонд 261. Опись 1. Дело № 3.

1958 г. Январь.

1 января 1958 года.
Новый Год встречаем на «Оби» в двух километрах от Мирного и в ста метрах от «Кооперации». С корабля на корабль ходим по льду. На наш корабль прибыли на встречу Нового Года 50 человек и самодеятельный ансамбль «Сосулька». В ансамбле – мой знакомый по «СП-5» Загорский Владимир Аркадьевич. На празднике присутствовали два американских метеоролога: мистеры Картрайт и Рубин.

2 января 1958 года.
Летали вглубь Антарктиды к месту гибели «Ли-2» (авария). Это – сорок километров от горы Гаусса, высота которой – 2 км. Самолет разбит при взлете, носовой частью «впахался» в снег, ремонту не подлежит. Экипаж и четыре пассажира не пострадали, их вывезли на Мирный, а снаряжение научных работников и имущество экипажа вывезем завтра.

6 января 1958 года.
Трое суток сильная метель не позволяла лететь к месту аварии са-молета, а сегодня при хорошей погоде мы с трудом отыскали это место.
Второго января к месту аварии летели уверенно, экипаж аварийной радиостанцией давал привод, а теперь у нас только координаты. Штурману с пилотом трудно было найти эту точку, тем более что самолет полностью занесен снегом – от самолета виден только киль, остальное – под снегом, при этом метель за трое суток так уплотнила снег, что мы ходим по нему, не оставляя следов.
Самолет занесен снегом примерно на 2 метра. Откапывать его при температуре –30ºC и поземке бесполезно: будет заносить столько же, сколько откопаем. Сообщили обстановку на Мирный. Получили ответ: бросить все и возвратиться. Пройдет столетие, может быть и тысячелетие, и этот аварийный самолет станет частью айсберга.

10 января 1958 года.
«Кооперация» с помощью «Оби» закончила разгрузку, взяла на борт половину зимовщиков с Мирного, и пошла в ближайший порт, чтобы встретить русский корабль, передать на него пассажиров, и вернуться за остальными зимовщиками.
Мы погрузили на «Обь» самолеты «Ан-2» (H-619 и H-620), «Як-12» и направились к отдаленным берегам Антарктиды. Из нашего авиаотряда из-за гибели самолета «Aн-2» H-640 на «Кооперации» отбыли трое: летчик Карелин, штурман Ермолаев, бортмеханик Соколов, хотя утонул не их самолет.

11 января 1958 года.
Санитарный день. Смена постельного белья, мытье кают. Это делается через каждые 10 дней, но на этот раз плохо: в душе только морская вода. Расход воды оказался очень большим, а опреснители, дающие в день 20 тонн пресной воды, вышли из строя. Запас воды, после того, как поделились ей с «Кооперацией», мал. Есть опасность, что воды не хватит для приготовления пищи.
Между тем корабль плывет вблизи айсбергов, содержащих неисчислимое количество пресной воды.
Не могу понять распоряжений Михаленко, а Каминский советует не вникать в них. Результат затянувшейся из-за бортмеханика Чагина сборки самолета – самолет утонул. А в это время бортмеханик Соколов с экипажем Карелина собирали свой «Aн-2» H-619 на территории Мирного. Этот самолет привезен запасным еще в первую экспедицию. Утонувший самолет заменили тем, что собрали Соколов с Карелиным, а их самих отправили на Родину. Сегодня на совещании Чагин винит Соколова (за глаза) в плохой сборке самолета. А почему же на этом самолете не остался Соколов, как планировалось в Москве.

15 января 1958 года.
Айсберги предоставили нам «зеленую улицу» – несколько дней плывем по чистой воде. Справа – берег Антарктиды, слева – у горизонта айсберги, их отогнал ветер, и они стоят, как на страже.
Прибыли в район работы. Земля Уилкса, Берег Сабрины. Портится погода, нет видимости, что затрудняет выбор места для выгрузки самолетов. Поэтому корабль подошел к припаю и стоит в ожидании хорошей погоды.
Два раза в сутки демонстрируются кинофильмы. Размеры кают-компании не позволяют смотреть всем сразу, поэтому бывает по два сеанса: первый – в 17.00, второй – после ужина – в 21.00.

18 января 1958 года.
Трое суток бушевал шторм. Сегодня тихо. Летная погода. Самолеты выгрузили на припайный лед. Начались аэрофотосъемочные полеты. Съемку производим с высоты 3 км. В этом полете увидели на гранитном берегу американскую зимовку. С высоты ее хорошо рассмотреть не удалось, но было видно три дома и как ходят зимовщики. Самолетов нет, так как эта зимовка – не основная. Виден наклонный щит – флаг со звездами штатов, по нему и определили принадлежность зимовки.

19 января 1958 года.
За два летных дня выполнили всю аэрофотосъемку первого участка.

20 января 1958 года.
Идем чистой водой ко второму участку работы. Весь день на горизонте видим иностранные китобойные суда, некоторые из них подходили близко к нашему кораблю.

24 января 1958 года.
Из-за плохой погоды и неподходящих подходов второй участок пропустили и сегодня подходим к третьему. Высадились на шельфовый ровный айсберг больших размеров, но плоховато, что он сильно заснежен, снег мягкий, самолетные лыжи иногда даже проваливаются.

25 января 1958 года.
Летная погода. Налетали 12 часов на съемке. Садились на заправку бензином у астропункта, куда для нас завез бензин самолет Михаленко «Aн-2» H-619.
Там на леднике – пресное озеро с очень хорошей прозрачной водой. Вот бы закачать ее на корабль! Но от берега далеко, да и кораблю к берегу не подойти.
По трансляции корабля сообщили, что опреснители починили. Завтра душевой день.

27 января 1958 года.
Пришло сообщение, что в домике на санно-тракторном поезде отравился газом и умер аэролог Чугунов.
К Мирному подошел американский экспедиционный корабль.
Пришла радиограмма, что «Кооперация» пришвартовалась в порту у острова, где зимовщиков с Мирного предстоит передать на дизель-электроход «Ангара». Это однотипный с «Леной» и «Обью» корабль. Когда мы на «Лене» были в Голландии, во Флиссингене, «Ангара» была спущена на воду и завершалось ее строительство.

28 января 1958 года.
Там, куда мы плывем, есть французская зимовка. Оттуда пришла радиограмма начальнику нашей морской экспедиции Корту с просьбой оказать спасательную помощь самолетом. Сегодня не вернулся из полета их вертолет, радиосвязи с ним нет, а кроме этого вертолета, у них нет никакой авиации. Начальник французской экспедиции заранее благодарит за помощь, а сам отправляется на поиски с вездеходом.

29 января 1958 года.
Прибыли в намеченный участок работы. Земля короля Георга Пятого. Земля открыта в 1912 году экспедицией австралийского исследователя Моусона. Во время экспедиции (их было трое, на собаках) одна из упряжек с человеком провалилась в трещину, все погибли. На обратном пути погиб второй исследователь, и Моусон в одиночестве, голодая в течение месяца, шел по Антарктиде к своей базе. Об этих страданиях есть книга, которую я прочел в прошлом году. Сейчас Моусон в преклонных годах, он имеет степень доктора географических наук. На Новый год он прислал нам поздравительную радиограмму.
Корабль ищет место для выгрузки самолетов, чтобы летать на поиски французского вертолета, но айсберги не нравятся, так как имеют уклоны к краям, будет трудно оттянуть самолет после того, как его спустят с корабля. В прошлом году в Васюках ящики с самолетами оттаскивали с таких же уклонов при помощи ледовых якорей и корабельных лебедок.
Вечером пришла вторая радиограмма от французов: просят извинить за беспокойство, надобность в поиске отпала.
В этих антарктических Васюках Остапу Бендеру не приходилось играть в шахматы. Об этом и Илья Петрович Мазурук сказал: «Не бывать Бендеру в наших Васюках».

31 января 1958 года.
В 100 км. от Земли короля Георга Пятого на паковый лед выгрузили самолеты и приступили с съемочным полетам. По берегам, которые мы фотографируем, Моусон назвал свою книгу «В стране вечной пурги». Это так и есть. Сегодня летали весь день и наблюдали постоянно, как ветер сносит в море много снега. Вечером самолеты погрузили на корабль и подплыли ближе к берегу, где с воздуха подобрали хороший припайный лед, пригодный в качестве аэродрома для наших самолетов.

Пред.След.