Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Кирилин А.И. В КАЭ-3 (1957-1958 гг.)

 МАО САЭ-3 1957-1958.jpg
© А.И.Кирилин
В КАЭ-3 (1957-1958 гг.)
(Дневник бортмеханика морского авиаотряда 3-й КАЭ А.И.Кирилина *)

Об авторе: Кирилин Алексей Иванович родился в 1911 г. в г. Балаково Саратовской области. После службы в армии в 1934 г. поступил учиться в Саратовскую высшую коммунистическую сельхозшколу. После окончания в 1937 г. Ульяновской летно-технической школы по специальности младший авиатехник А.И. Кирилин два года проработал в Туркмении. С 1939 г. А.И. Кирилин в Московской авиагруппе особого назначения (МАГОН). Во время Великой Отечественной войны служил бортмехаником в авиации Северного морского флота. После демобилизации продолжил работу в полярной авиации и был участником экспедиций в Арктику ("Северный полюс-5") и Антарктиду (2-я и 3-я КАЭ).
А.И. Кирилин - член Всесоюзной ассоциации советских полярников, Почетный полярник, действительный член географического общества СССР, ветеран Великой Отечественной войны. А.И. Кирилин награжден многочисленными правительственными наградами.


Лето 1957 года.

Отпуск кончился… И сразу встреча с Каминским.
Говорит: «Собирайся в Антарктиду, готовь наш самолет для перегона опять в Калининград. Нам надо закончить аэрофотосъемку Антарктиды».
Спрашиваю: «А не будет претензий со стороны коллег, которым еще не приходилось бывать в Антарктиде?». Вот что ответил Михаил Николаевич: «С претензиями бывают чаще всего льстецы, которые своего мнения не имеют, а вот начальству поддакивают во всем, ни слова возражений, потому, что не умеют и не хотят работать. Таких в Полярной авиации не держат – на них нельзя положиться, подведут. Через Полярную авиацию прошли тысячи. А задержались в ней и отважно работают сотни». Возразить нечего, тем более что сам был свидетелем, как льстецы и пустозвоны не ценились.

Во вторую Антарктическую экспедицию нам предстоит отбыть на корабле «Обь». Дизель-электроход «Лена» по возвращении из Антарктиды был поставлен на профилактический ремонт в сухой док. Дефектовщики мелом обозначили места вмятин и пробоин в днище корпуса, а ночью сварщики стали вырезать поврежденные места и подожгли скопившиеся в килевой части солярку (за время двух рейсов в Антарктиду трюмы заполнялись бочками с дизельным топливом и бензином. Некоторые бочки давали течь, и горючее стекало вниз и скопилось в нижней части судна).
Горело всю ночь, до прихода утренней смены. Утром ремонтники открыли шлюз и затопили док. В некоторых каютах «Лены» жили моряки с семьями. В первые часы пожара они покинули корабль, ибо могли сгореть. Надстройка — она с пятиэтажный дом — сгорела и рухнула.

Морская экспедиция отличается от континентальной тем, что континентальная исследует материк и ледовый панцирь Антарктиды, а морская составляет подробную гидрографическую карту всего побережья Антарктиды. Корабль экспедиции оборудован измеряющими и записывающими глубину приборами. Такими же приборами оснащен катер «Пингвин», идущий параллельно кораблю ближе к берегу, где глубина не позволяет пройти судну с большой осадкой. А с нашего самолета аэрофотосъемщики снимают контур берега и ближайших островов. В прошлом году была составлена карта с глубинами только на половину побережья. И вот мы выбываем для завершения съемочных работ — надо обойти вокруг всей Антарктиды.
Совершу ошибку, если не оставлю внукам и правнукам содержания своих дневников о работе в Антарктиде.

Как и в прошлом, 1956 году, я был вызван со всей экспедицией в ЦК КПСС (10-й подъезд на Старой площади).
Войдя в этот подъезд, у лестницы, ведущей на второй этаж, видишь двух рослых офицеров КГБ. Они берут мой паспорт, сличают с каким-то бланком. А у меня возникла мысль: «Вот такие истязали и умертвляли Косарева, Блюхера, Тухачевского и других».
Но стерпел, сказал: «Тяжелая у вас работа, одному не справиться с паспортом». Посмотрели на меня неприветливо, как и я на них. Один назвал номер кабинета на втором этаже. Там сидят и читают декларации знакомые мне по экспедиции люди. Подошел к хозяину кабинета, тот подает мне декларацию со словами: «Почему без галстука?». Ответил: «Это на работе не отражается». А рядом сидящий представитель Главсевморпути пояснил, что такая привычка у бортмехаников — ходить без галстука.

Содержание:


* © ЦМАМЛС (Центральный московский архив-музей личных собраний). Фонд 261. Опись 1. Дело № 3.

1957 г. Сентябрь.

26 сентября 1957 года.
В Калининградском морскому порту погрузка Третьей Антарктической экспедиции окончена. Среди многочисленного груза заметна наша авиация: два самолета «Ил-12», один «Ли-2», два «Ан-2», один «Як-12».
Дизель-электроход «Обь» однотипен с «Леной», на котором в прошлом году мне пришлось быть во Второй Антарктической экспедиции. Но у «Оби» преимущество — она имеет четыре дизеля, тогда как на «Лене» один был неисправен. На «Оби» личный состав экспедиции размещен лучше, чем это было на «Лене».
С вечера до полуночи – таможенная проверка.

Нас, авиаторов морской экспедиции — 16 человек.
1. Михаленко Константин Фомич, командир отряда.
2. Каминский Михаил Николаевич, пилот.
3. Карелин Аркадий Данилович, пилот.
4. Фурдецкий Всеволод Иванович, пилот.
5. Кириллов Михаил Михайлович, штурман.
6. Иванов Валентин Николаевич, штурман.
7. Ермолаев Николай, штурман.
8. Слободской Михаил Петрович, инженер.
9. Соколов Юрий Григорьевич, бортмеханик.
10. Кирилин Алексей Иванович, бортмеханик.
11. Чагин Михаил Иванович, бортмеханик.
12. Кириллов Александр, радист.
13. Глыбин Анатолий, радист.
14. Мурик Иван Иванович, радист.
15. Баранов Александр Иванович, авиатехник.
16. Емельянов Григорий Несторович, авиатехник.

27 сентября 1957 года.
Корабль отошел из Калининградского морского порта рано утром, даже ночью. Момент отхода не видел, так как после погрузочных работ и утомительной таможенной проверки уснул. А когда проснулся в 9 часов утра, корабль шел Балтийским морем при небольшом шторме, из-за чего весь день крепили свои самолеты и оборудование.
Аэрофотосъемщики — те же, что и в прошлом году: Пожарский Александр Григорьевич и Крицкий Геннадий Васильевич.
Наши самолеты отряда Михаленко размещены в разобранном виде на четвертом трюме. Здесь в шторм спокойнее, чем на 1-м и 2-м трюмах, но плохо, что на самолеты попадают осадки дыма из выхлопной трубы судовых дизелей.

28 сентября 1957 года.
Ветер не стихает. К вечеру подошли к Кильскому каналу. Он на территории Германии, над ним много железнодорожных и автомобильных мостов. Ночью с одного из них нам на палубу бросали листовки с возмущением из-за кровавого вторжения красных в Венгрию и провокацию посла Андропова – по улицам танками давили людей как саранчу. По корабельной трансляции передали – листовки выбросить за борт.
Канал протяженностью 100 км. прошли за 12 часов. Шторма здесь не замечаешь.
Смотрели фильм «Хозяйка гостиницы».

29 сентября 1957 года.
Следуем Северным морем. Опять, как и в Балтийском, небольшой шторм. В 17.00 состоялось собрание морской экспедиции, в которую входит и наш авиаотряд. Начальник морской экспедиции Корт Владимир Григорьевич сообщил задачи и маршрут морской Антарктической экспедиции.
Смотрели венгерскую дублированную картину «Дядюшка из Америки».
Заступил вахтенным по авиации с 2 часов ночи до 8 утра.
Написал радиограммы домой и в Новосибирск.

30 сентября 1957 года.
Утром идем проливом Па-Де-Кале, пролив не очень широк, просматриваются берега Европы и Англии. Становится значительно теплее.

Пред.След.