Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Кирилин А.И. В КАЭ-3 (1957-1958 гг.)

 МАО САЭ-3 1957-1958.jpg
© А.И.Кирилин
В КАЭ-3 (1957-1958 гг.)
(Дневник бортмеханика морского авиаотряда 3-й КАЭ А.И.Кирилина *)

Об авторе: Кирилин Алексей Иванович родился в 1911 г. в г. Балаково Саратовской области. После службы в армии в 1934 г. поступил учиться в Саратовскую высшую коммунистическую сельхозшколу. После окончания в 1937 г. Ульяновской летно-технической школы по специальности младший авиатехник А.И. Кирилин два года проработал в Туркмении. С 1939 г. А.И. Кирилин в Московской авиагруппе особого назначения (МАГОН). Во время Великой Отечественной войны служил бортмехаником в авиации Северного морского флота. После демобилизации продолжил работу в полярной авиации и был участником экспедиций в Арктику ("Северный полюс-5") и Антарктиду (2-я и 3-я КАЭ).
А.И. Кирилин - член Всесоюзной ассоциации советских полярников, Почетный полярник, действительный член географического общества СССР, ветеран Великой Отечественной войны. А.И. Кирилин награжден многочисленными правительственными наградами.


Лето 1957 года.

Отпуск кончился… И сразу встреча с Каминским.
Говорит: «Собирайся в Антарктиду, готовь наш самолет для перегона опять в Калининград. Нам надо закончить аэрофотосъемку Антарктиды».
Спрашиваю: «А не будет претензий со стороны коллег, которым еще не приходилось бывать в Антарктиде?». Вот что ответил Михаил Николаевич: «С претензиями бывают чаще всего льстецы, которые своего мнения не имеют, а вот начальству поддакивают во всем, ни слова возражений, потому, что не умеют и не хотят работать. Таких в Полярной авиации не держат – на них нельзя положиться, подведут. Через Полярную авиацию прошли тысячи. А задержались в ней и отважно работают сотни». Возразить нечего, тем более что сам был свидетелем, как льстецы и пустозвоны не ценились.

Во вторую Антарктическую экспедицию нам предстоит отбыть на корабле «Обь». Дизель-электроход «Лена» по возвращении из Антарктиды был поставлен на профилактический ремонт в сухой док. Дефектовщики мелом обозначили места вмятин и пробоин в днище корпуса, а ночью сварщики стали вырезать поврежденные места и подожгли скопившиеся в килевой части солярку (за время двух рейсов в Антарктиду трюмы заполнялись бочками с дизельным топливом и бензином. Некоторые бочки давали течь, и горючее стекало вниз и скопилось в нижней части судна).
Горело всю ночь, до прихода утренней смены. Утром ремонтники открыли шлюз и затопили док. В некоторых каютах «Лены» жили моряки с семьями. В первые часы пожара они покинули корабль, ибо могли сгореть. Надстройка — она с пятиэтажный дом — сгорела и рухнула.

Морская экспедиция отличается от континентальной тем, что континентальная исследует материк и ледовый панцирь Антарктиды, а морская составляет подробную гидрографическую карту всего побережья Антарктиды. Корабль экспедиции оборудован измеряющими и записывающими глубину приборами. Такими же приборами оснащен катер «Пингвин», идущий параллельно кораблю ближе к берегу, где глубина не позволяет пройти судну с большой осадкой. А с нашего самолета аэрофотосъемщики снимают контур берега и ближайших островов. В прошлом году была составлена карта с глубинами только на половину побережья. И вот мы выбываем для завершения съемочных работ — надо обойти вокруг всей Антарктиды.
Совершу ошибку, если не оставлю внукам и правнукам содержания своих дневников о работе в Антарктиде.

Как и в прошлом, 1956 году, я был вызван со всей экспедицией в ЦК КПСС (10-й подъезд на Старой площади).
Войдя в этот подъезд, у лестницы, ведущей на второй этаж, видишь двух рослых офицеров КГБ. Они берут мой паспорт, сличают с каким-то бланком. А у меня возникла мысль: «Вот такие истязали и умертвляли Косарева, Блюхера, Тухачевского и других».
Но стерпел, сказал: «Тяжелая у вас работа, одному не справиться с паспортом». Посмотрели на меня неприветливо, как и я на них. Один назвал номер кабинета на втором этаже. Там сидят и читают декларации знакомые мне по экспедиции люди. Подошел к хозяину кабинета, тот подает мне декларацию со словами: «Почему без галстука?». Ответил: «Это на работе не отражается». А рядом сидящий представитель Главсевморпути пояснил, что такая привычка у бортмехаников — ходить без галстука.

Содержание:


* © ЦМАМЛС (Центральный московский архив-музей личных собраний). Фонд 261. Опись 1. Дело № 3.

Апрель

2 апреля 1958 года.
После продолжительного плавания увидели с левого борта высокие берега Африки. Эта территория принадлежит итальянскому Сомали. Сомали отделяет Абиссинию от моря. Огибаем мыс и входим в Аденский залив. Полный штиль, + 30ºC, хорошо загорели, привыкли к жаре.

3 апреля 1958 года.
Идем Аденским заливом, его ширина значительна, берегов не видно, справа Аравийский полуостров, слева Африка, Сомали. Угнетающий этот путь: при такой жаре без питьевой воды. Да и морскую нечем качать: помпа мало качает, больше ремонтируется. Не корабль, а срам. Такой и потонул бы – не жаль. А моряки говорят, что такие корабли иностранцы покупают на металлолом.

4 апреля 1958 года.
Нам, на «Кооперации», после прохождения Красного моря предстоит пройти Суэцким каналом. Большинство проходящих кораблей – танкеры, перевозящие жидкое топливо.

5 апреля 1958 года.
День санаврала: уборка своих кают, смена постельного белья, мытье под душем пресной водой. Но по судовому радио объявили, чтобы воду экономили и не стирали белья, так как может не хватить воды до прибытия в Суэц или Александрию.
Песок Африки и Аравии оседает и на корабль.

7 апреля 1958 года.
Утром проходим узкое место Красного моря, видны оба берега. Левый – африканский, очень высокий, обрывистый. Правый – азиатский, берег Аравийского полуострова, низкий, но иногда видны отдельные горы. Много встречных кораблей. Пройден Северный тропик (Тропик Рака).
В полдень отдали якорь на внутреннем рейде порта Суэц. Особенностью этого египетского порта можно считать то, что после отдачи якоря к нашему кораблю подошло много шлюпок, они проворно швартуются крючками за иллюминаторы и борта корабля, как пираты. На мачтах этих шлюпок имеются лесенки, одни «пираты» накренят шлюпку, чтобы лесенка-мачта коснулась борта корабля, люди с этих лесенок прыгают на корабль, принося с собой корзины, чемоданы, в которых товары для торговли. Через несколько минут палуба корабля превратилась в рынок, но они ошиблись. Мы валюты еще не получали.
Простояли на якоре весь день. Порт Суэц заполнен кораблями, формирующимися в караваны, чтобы пройти Суэцким каналом. В начале канала видны разрезанные части кораблей. Это делалось при расчистке канала после изгнания интервентов.

10 апреля.
Продолжаем стоять на якоре. Подходили заправочные баржи с топливом и пресной водой, теперь пресная вода на корабле не ограничена.
Прибывшее на корабль наше посольство выдало валюту, мне 8 фунтов 30 пиастров.
Посольство предложило желающим осмотреть египетские пирамиды, нужно ехать в Александрию, заплатив 4 фунта. Еще они рассказали, что увидят оставшиеся на корабле. Я остался на корабле, остался смотреть на великий труд рабов, измученных и умерших на этом Суэцком канале, так же, как наши раскулаченные крестьяне строили каналы. Гибло и погибло русское потомственное крестьянство. Поэтому покупаем и берем в кредит продовольствие за рубежом. А колхозам, совхозам только-только прокормить райкомы, горкомы.
В полдень снялись с якоря и вошли в Суэцкий канал. Длина его 150 километров, ширина – 70–100 метров. Идем в составе большого каравана судов, интервал между судами 1 км.
Берега канала выложены гранитом и все же местами размыты, ввиду чего повсюду ведутся работы по их укреплению и расширению. После трех часов пути вошли в большое озеро, где сотни кораблей ждут, когда наш караван освободит канал, чтобы им пройти в Красное море.
В 16.00, как и другие корабли, мы встали на якорь. Внезапно поднялся сильный ветер, понес с берегов столько песку, что, несмотря на безоблачную погоду, видимость ухудшилась, а берегов не стало видно.
В 19 часов снялись с якоря и продолжили движение по каналу. В ночное время контур русла канала обозначен красными электрическими лампочками, а на носу корабля египтянами установлен сильный прожектор.

11 апреля 1958 года.
В 2 часа ночи вышли из Суэцкого канала в Средиземное море и взяли курс на Александрию. Вечером подошли. Швартовка к причалу окончена. Проворно появились на корабле египетские полицейские в черных шинелях с белыми сумками через плечо. Угодливо приветствуют и просят курить. Бедность их очевидна, но недолгая, так как устранено иностранное управление каналом, где работали, конечно, египтяне, а колоссальными доходами пользовались английские и французские руководители.

12 апреля 1958 года.
 0042_Александрия.jpg
С утра до вечера гуляли по городу. Подошел к нам азиат лет тридцати, в хорошем костюме, с красивыми кольцами на пальцах. Обратился к нам по-русски и предложил с нами гулять, все показать и рассказать. Мы провели с ним весь день. Нам повезло. О чем бы мы не спросили, он все хорошо объяснял. Показал в море маяк, который мы не заметили, заходя в порт ночью. Маяк времен фараонов действует и сейчас. Такой же давности гранитный барьер, укрепление многокилометровой набережной.
Когда мы проголодались, Загорский попросил его проводить нас в ресторан. Через несколько минут мы в ресторане. Нас было трое, а он за стол не сел. Совпала религиозная дата (ограничения времени питания).
За другим столом сидели сирийцы. Сейчас Сирия объединена с Египтом, президент Насер.
После ресторана в хорошем настроении задаем вопрос «экскурсоводу», где и как он обучался русскому языку. Он рассказал. Его отец – моряк, жил в Одессе. «Двадцать лет назад, в 1938 году, родные отца были посажены в тюрьму, а отец, забрав меня, мальчугана, сел на корабль, высадился в Александрии, так и живем здесь».
– «Кем работаешь?»
– «Не работаю. Отец имеет магазин, помогаю отцу». Предложил поехать в магазин отца, но нам показалось далеко, тогда предложил поехать в знакомый ему магазин. Там тоже был азиат, знающий русский язык. По такой авторитетной рекомендации нам продали товары дешевле и лучшего качества.

13 апреля 1958 года.
Утром после завтрака наш корабль буксиром повели к более удобному и большому причалу, куда в полдень пришвартовался российский лайнер «Победа». Нашей антарктической экспедиции предложено перегрузиться с «Кооперации» на «Победу».
Исполнили незамедлительно. На «Победе» по сравнению с «Кооперацией» чистота и уют. Ужинали в ресторане. Питание у нас бесплатное, но за винно-водочные изделия и пиво надо платить валютой. Меня это не беспокоит, так как я к напиткам сдержан.
«Кооперация» в 20.00 вышла из Александрии в направлении Голландии, в Роттердам, где сдаст груз – австралийский ячмень.
«Победа» доставила из Одессы много пачек фанеры и другие различные предметы, упакованные в ящики. Разгрузка идет в быстром темпе. Причалы здесь без подъемных кранов – египтяне их сами порушили, так как техника отнимала у них работу, поэтому разгрузка ведется своими корабельными лебедками и стрелами. Все работы по разгрузке выполняют египтяне на лошадях и с тачками.

Загадка Сфинкса.
Как гласит оказание, изложенное в одной из древнегреческих трагедий, великое уныние царило в Фивах, когда после долгих мытарств и злоключений туда пришел, наконец, сын фивского царя Эдип.
Странный Сфинкс, чудовище с лицом женщины, туловищем льва и крыльями птицы, поселился на горе около Фив и не давал покоя жителям города. Он подстерегал прохожих, задавал им какую-нибудь загадку и убивал всех, кто не мог загадку разгадать. Желая избавить город от постигшего его несчастья, Эдип отправился к Сфинксу, и тот задал ему один из своих труднейших загадок: «Кто утром ходит на четырех ногах, а днем на двух, а вечером на трех?».
Не задумываясь, Эдип ответил: «Человек». В детстве, когда он еще мал и переживает утро своей жизни, – ползает на четырех ногах, днем, в зрелом возрасте, ходит на двух ногах, пользуясь им, ходит уже на трех ногах. Посрамленный Сфинкс не выдержал позора и, взмахнув крыльями, бросился с огромной высоты в бушующее море. Но через тысячелетия Сфинкс возвысился в египетских пирамидах.

14 апреля 1958 года.
«Победа» разгружается, а нам, пассажирам, предоставлена возможность гулять по Александрии. Гуляем вчетвером: Любарец, Мельников, Кривошеев, Кирилин.
На улицах и даже в порту много нищих, выпрашивающих деньги (бакшиш), они идут за людьми, не отставая и предлагают купить какую-нибудь пустяковину. Так делают и взрослые и дети. Более состоятельные египтяне просят назойливых отстать и не конфузить Египет.
В течение дня производилась загрузка корабля египетским товаром. Принятый груз надо доставить в Бейрут (государство Ливан).

16 апреля 1958 года.
Утром вышли из Александрии в Ливан, где должны сдать груз и опять возвратиться в Александрию, а оттуда 19 апреля следовать в Одессу. Таков график «Победы».
На корабле команда обращает большое внимание на пожаротушение: чуть не каждый день делаются проверочные тревоги. Оказывается, в 1949 году этот корабль в Черном море внезапно загорелся, огонь охватил радиорубку, так что даже не успели подать сигнал бедствия «SOS».
Корабль находился посреди моря, на нем было много пассажиров, Двести из них сгорело. Пожар, не замеченный другими судами, длился двое суток. Все надстройки и каюты сгорели. Машинная команда, закрывшись в машинном отделении, сохранила машины и себя. Корпус корабля не затонул. Восстанавливали корабль в течение двух лет. За этот пожар капитана и радиста приговорили к 10 годам тюрьмы каждого. Капитана освободили с половинного срока, а радист умер в тюрьме.
Выживанию и самосохранению в Арктике и Антарктиде полярниками придается первостепенное значение.

17 апреля 1958 года.
Утром пришвартовались в порту Бейрут. Это столица Ливана. В течение дня гуляли, знакомились с городом. Велась активная разгрузка нашего корабля ливанцами. Кроме египетского груза из трюма доставали ящики, доставленные из Одессы.
В Бейруте есть наше посольство, в конце дня оно погрузило на «Победу» два иностранных легковых автомобиля. Куда они будут доставлены, неизвестно.

18 апреля 1958 года.
На рассвете вышли из Бейрута, идем снова в Египет, Александрию. Два пингвина, взятые с «Кооперации», плавают в купальном бассейне корабля «Победа».

19 апреля 1958 года.
Утром находимся на внешнем рейде Александрии. Из-за шторма в порт войти невозможно, дрейфуем в числе других кораблей. В полдень, несмотря на шторм, к нам подошел лоцманский катер. Лоцман ловко поймал штормтрап и поднялся на корабль. Он благополучно ввел корабль в порт.
Как только корабль пришвартовался, незамедлительно приступили к погрузочно-разгрузочным работам. До сегодняшнего дня пассажирами на корабле были только участники антарктической экспедиции. Сегодня на корабле прибавилось еще 140 человек, большинство из них – наши специалисты, работающие в Египте, и моряки, перегонявшие корабли из вод России в Египет.
В 22.00 «Победа» вышла из Александрии, она пересечет Средиземное море и войдет в Черное, но сначала предстоит заход в Грецию.

21 апреля 1958 года.
Вчера вечером сообщили по корабельному радио, что рано утром будем проходить в видимости интересного острова Пира с действующим вулканом. При восходе солнца проходим остров Пира. Наблюдаем его с правого борта. Остров вулканического происхождения. Жители острова – только обитатели мужского монастыря.
В 15.00 вошли в порт Пирей, в 8 км. от столицы Греции Афин. Полиция города довольно быстро оформила нам пропуска в город с учетом непродолжительной стоянки корабля. Мне в числе других представилась возможность быть в Афинах. Получил большое удовольствие: увидел дворцы, театры, церкви, построенные задолго до нашей эры. Неоднократные нашествия персов, римлян, турок разрушили красивейшие в мире сооружения, были разграблены ценности, талантливый греческий народ истреблен. Сейчас эти величественные сооружения являются памятниками и излюбленным местом туристов. Акрополь – гора верхнего города Афин.

23 апреля 1958 года.
Прошли проливом Дарданеллы, соединяющим Эгейское и Мраморное моря. И вошли в турецкий порт Стамбул. Своим величием и древностью этот город представляет что-то трогательное. Он расположен в самом Босфоре, после которого будем в своем Черном море. Четыре часа гуляли по городу: были в музеях, парках. Вечером вышли из Стамбула и в течение часа прошли проливом Босфор. Теперь плывем Черным морем.
Получил приятную радиограмму: в Одессу прибывают встречать меня Надя с Мишей и племянник из Нефтекумска Володя Жирнов. Это очень хорошо.

24 апреля 1958 года.
Утром вошли в болгарский порт Варна. В город отпустили всего на один час, так как в 11 часов выбываем. Гуляли с Любарцом и Пожарским.
Вечером вошли в румынский порт Констанца. Стоянка всего полтора часа, поэтому выхода в город не было, да и погода плохая: дождь, ветер, прохлада.
Так завершено малое кругосветное путешествие вокруг Антарктиды.

25 апреля 1958 года.
Одесса. К причалу пришвартоваться не позволено, встали на якорь. Подошел большой катер таможенной службы. С катера подобно пиратам ринулись таможенники в черной одежде, холеные. Этики по отношению к другим странам не соблюдается, не приветствуют даже встречающего их старшего помощника капитана.
Стоявший рядом матрос возмущенно произносит: «Хапуги, воры, оделись за счет морячков». Всего не договорил. Раздался по трансляции повелительный голос грубияна из таможенной службы: «Всем быть на своих местах, в своих каютах, за исключением вахт!».
Через полчаса в нашу 213 каюту входит таможенник. Не приветствуя, спрашивает: «Сколько вас здесь?» Наш штурман Кириллов говорит: «Счет простой: четыре койки и перед вами четверо».
– Только без замечаний. Счет простой. Чей чемодан?
– Мой, Кирилина. На чемодане список, что в нем.
Неприятным, грубым голосом повелевает: «Открой». Спрашиваю: «Это что, обыск?».
– Не обыск, а досмотр, и вопросов не задавать, а выполнять команду.
– С таким большим правом сам открывай.
Последовали слова, сказанные голосом, как у охранника в Певеке на заключенных. Путного ничего не успел сказать, как Михаил Михайлович Кириллов, возмутившись, отчитал хулигана: если, мол, к участникам Великой Отечественной войны – а нас здесь из четверых таких трое – такое отношение, то можно себе представить, какую бестактность и грубость проявляешь к другим.
Но зарвавшийся – на Кириллова. Тут Михаил Михайлович по-военному, каким он и был: «Кругом марш из каюты!». Тот попятился к двери, в это время дверь открылась, входит второй, по годам и службе старше.
Молодой к нему: «Хулиганы, выгоняют меня».
– Иди, я разберусь.
Молодой ушел, а старший оказался порядочным человеком.
Михаил Николаевич Каминский говорит: «Тот – случайный человек в вашей службе, он проявил по отношению к нам хулиганскую грубость, оскорбил Героя Советского Союза Кириллова, штурмана дальней авиации, который приближал день Победы над фашизмом».
Старший таможенник извинился за свою службу и пожаловался, что зарвавшееся хамло чувствует себя вольготно, полагаясь на прочные тылы. «Эти высокопоставленные тылы и поставляют в нашу службу такие кадры, сами мы не имеем права таких уволить и принять других».
Оставил нам бланки о проверке, еще раз извинился и ушел. Только прибыли в свою юнопрекрасную страну, а настроение уже утрачено, даже не сходя на берег.
После нескольких часов таможенной процедуры, унижающей и оскорбляющей достоинство людей и состоящей в обкрадывании пассажиров и матросов под видом «недозволенное везете, лишнее везете», корабль пришвартовался к причалу. Радостная встреча с Надей, Мишей.

Пред.