Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Кирилин А.И. ЭКСПЕДИЦИЯ НА «ЛЕНЕ» - ДЕНЬ ЗА ДНЕМ.

 А.И.Кирилин (70-е годы).jpg
© А.И.Кирилин
ЭКСПЕДИЦИЯ НА «ЛЕНЕ» - ДЕНЬ ЗА ДНЕМ (1956 – 1957 гг.)
(Дневник бортмеханика морского авиаотряда 2-й КАЭ А.И.Кирилина *)

Об авторе: Кирилин Алексей Иванович родился в 1911 г. в г. Балаково Саратовской области. После службы в армии в 1934 г. поступил учиться в Саратовскую высшую коммунистическую сельхозшколу. После окончания в 1937 г. Ульяновской летно-технической школы по специальности младший авиатехник А.И. Кирилин два года проработал в Туркмении. С 1939 г. А.И. Кирилин в Московской авиагруппе особого назначения (МАГОН). Во время Великой Отечественной войны служил бортмехаником в авиации Северного морского флота. После демобилизации продолжил работу в полярной авиации и был участником экспедиций в Арктику ("Северный полюс-5") и Антарктиду (2-я и 3-я КАЭ).
А.И. Кирилин - член Всесоюзной ассоциации советских полярников, Почетный полярник, действительный член географического общества СССР, ветеран Великой Отечественной войны. А.И. Кирилин награжден многочисленными правительственными наградами.



…Летчик, с которым год работал на полярной станции «Северный Полюс-5», Каминский Михаил Николаевич, встретив меня после отпуска летом 1956 года, предложил летать с ним в Антарктиду.
Это предел моего желания.
Отвечаю: «Как я могу рассчитывать на это, когда столько других бортмехаников добиваются командировки туда?».
А Михаил Николаевич говорит: «Меня утвердили командиром самолета для аэрофотосъемки Антарктиды. И дали право назвать любого бортмеханика. Мной уже сказано - бортмехаником должен быть Кирилин Алексей Иванович. Так что пиши заявление о зачислении в Антарктическую экспедицию. А через два дня поедешь в Киев на завод Антонова, где изготавливается индивидуальный самолет «Ан-2» для аэрофотосъемки. Через каждые два дня звони, рассказывай, как идет работа, а если будет какая задержка, звони незамедлительно. Как только самолет будет готов, перегоним его в Калининград».
Пробыл в Киеве месяц, самолет готов. Заводские летчики его облетали.
Прибыл экипаж: командир Каминский Михаил Николаевич, штурман Кузнецов Иван Сергеевич и бортрадист Полатовский Александр Александрович.
Перелет нашего «Ан-2» в Калининград (бывший Кенигсберг) затруднений не имел, а вот с аэродрома буксировка самолета без крыльев по разрушенному войной городу в морской порт стоила больших трудов. Буксировали его втроем: кроме меня, бортмеханик другого самолета Беcфамильный Юрий Александрович и инженер Островенко Дмитрий Филимонович.
Тягач – грузовая машина, ее сопровождал милиционер на мотоцикле. Буксировку начали ночью, когда нет городского транспорта. Ноябрь – самое темное время года, но ночи не хватило - буксировали до полудня, так как ехали через весь город по узким улицам и между больших завалов (последствия войны).
Я во время буксировки сидел в кабине самолета за штурвалом в готовности тормозить, чтобы самолет не накатился на тягач. Никому из нас раньше не приходилось буксировать самолет на такое большое расстояние. Жесткого водила не было, использовали двойной трос длиной пять метров, поэтому тормозить приходилось часто. Тормоза у «Ан-2» пневматические - его компрессор качает воздух в тормозной баллон только когда двигатель самолета работает. Поэтому приходилось дозаряжать самолетный ресивер от тягача, где имелся запасной баллон. Все обошлось благополучно.
А вот наш корабль, дизель-электроход «Лена», стоит у причала неисправным. Корабль новый – два года тому назад построен в Голландии и побывал первым рейсом в Антарктике. Но недавно загружался в Риге, где моряки судоремонтного завода выполнили свое рационализаторское предложение – вместо голландской автоматики (всегда работают все четыре дизеля и дают электроэнергию на гребной электромотор) - рижане с целью экономии переделали схему, чтобы можно при малом ходе работать на двух дизелях. Так и сделали.
И вот от Риги «Лена» следовала Балтийским морем в Калининград на двух дизелях, и внезапно неработающий дизель раскрутился от своего генератора и пошел в разнос – разломился коленчатый вал, и развалился картер.
Меня, как механика, заинтересовало посмотреть. И я, опустившись в машинное отделение, увидел подобие взрыва мины. Как корабль не потонул! К счастью, из людей никто не погиб.
На этом корабле нам предстоит следовать в Антарктиду. А теперь что делать? Такого отечественного двигателя нет. Запросили Голландию заменить дизель. Не по рекламации (у них гарантия десять лет) – сами поломали. Голландия ответила: «Следуйте к нам, заменим». Так и решили: следовать в Голландию, затем в Антарктиду.
Трюмы корабля были загружены еще в Риге, а в Калининграде большими кранами стали грузить наши габаритные тяжеловесы.

Содержание:


* © ЦМАМЛС (Центральный московский архив-музей личных собраний). Фонд 261. Опись 1. Дело № 3. стр. 3-68.

1957 г. Май

15 мая 1957 года.
 0041.jpg
Африка осталась за кормой – подошли к берегам Европы. Сейчас идем на траверзе Испании.
Слушали лекцию профессора о растительном мире Антарктиды. Растений в Антарктиде всего три вида: лишайники, мхи, водоросли и в незначительном количестве грибы.
Птицы в Антарктиде 14 видов, из них пингвины трех разновидностей: императорские (самые большие, метр с лишним высоты и 50 кг. весом), адели (50 см., весом 10 кг), и еще подобные адели – антарктические пингвины, которых встречается мало.
Остальные птицы – это разновидность чаек.
Из зверей в Антарктиде - только морские тюлени трех видов: самые большие - морские леопарды длиной до 3,5 м, питаются в основном пингвинами, которых ловят в воде.
Нам много раз приходилось видеть таких морских леопардов на льду, где они малоподвижны. Но к ним близко подходить опасно, его моментальная реакция - ударить хвостом по ногам.
Для пингвинов в воде это смертельно опасное существо, а на льду пингвины леопардов не боятся, тем не менее, ближе действия ласта не подходят.
Китов также три вида, из них голубые - самые большие, до 150 т, один язык весит 1,5 тонны.

16 мая 1957 года.
Удивительно большое судоходное сообщение – повсюду видны грузовые корабли и красавцы - пассажирские лайнеры.
Подходим к Бискайскому заливу, которого моряки боятся из-за угрозы штормов. По пути к Антарктиде нас Бискайский залив миловал, а что будет завтра?

17 мая 1957 года.
Идем Бискайским заливом, погода тихая и теплая. Повсюду на горизонте видны корабли. Как приятно: в мирных условиях корабли всех национальностей плавают в одних морях.
Воспользовавшись хорошей погодой, установили на наш самолет хвостовое оперение, для этого вынули из трюма стабилизатор, киль и руль поворота.
Также вместо хвостового лыжонка поставили колесо. Эта подготовка к тому, чтобы незамедлительно перелететь из Ленинграда в Москву.

18 мая 1957 года.
Следуем проливом Ла-Манш.

19 мая 1957 года.
Вечером входим в Кильский канал. Сначала вошли в устье Эльбы.

20 мая 1957 года.
Ночью прошли Кильский канал, а днем идем Балтийским морем. По-следний день занимался печатаньем фотографий.
Для себя отпечатал памятник "Вырванное сердце", установленный в городе Роттердам (Голландия). В 1940 году фашистская Германия, оккупировав Голландию, решила навечно разрушить морской порт Роттердам, чтобы он не конкурировал с Гамбургом.
Бомбардировочная авиация сделала налет, сбросив бомбы не на порт, а на центр города, и вырвала сердце города. За это голландцы немцев ненавидят.

21 мая 1957 года.
Сегодня Надя с Витей выезжают в Ленинград встречать нас. Горю желанием свидеться.

22 мая 1957 года.
 0043.jpg
Утром сильный туман, наш корабль через каждую минуту дает гудок для безопасного расхождения со встречными судами.
В полдень на Красногорском рейде встали на якорь. Это вблизи форта «Красная горка», до Ленинграда осталось 60 км.
Через некоторое время к борту «Лены» подошел советский катер, на нем таможенники. Они до вечера проверяли наши вещи, как у арестованных, производили обыск.
После этого унижения возвратили наши советские паспорта, которые мы сдавали в Калининграде.
Здесь на якоре простоим до завтра, так как пришло указание прибыть в ленинградский порт 23 мая в 16 часов.

23 мая 1957 года.
Утром на наш корабль прибыл лоцман, а в 11.00 снялись с якоря и пошли в порт Ленинграда. Проходили мимо Петергофа и многих фортов. Войдя в залив, увидели Исаакиевский собор. В 16.00 подошли к причалу.
На причале много встречающих, меня встречают Надя с Витей, Грачев Константин Иванович (радист-шифровальщик со станции СП-5) с супругой Валентиной.
После приветственного митинга и осмотра встречающими корабля «Лена», за неимением места в гостинице поехали к Грачевым, у них и ночевали по адресу: Васильевский остров, 20 линия, д.13, кв.9.

Пред.