Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Кирилин А.И. ЭКСПЕДИЦИЯ НА «ЛЕНЕ» - ДЕНЬ ЗА ДНЕМ.

 А.И.Кирилин (70-е годы).jpg
© А.И.Кирилин
ЭКСПЕДИЦИЯ НА «ЛЕНЕ» - ДЕНЬ ЗА ДНЕМ (1956 – 1957 гг.)
(Дневник бортмеханика морского авиаотряда 2-й КАЭ А.И.Кирилина *)

Об авторе: Кирилин Алексей Иванович родился в 1911 г. в г. Балаково Саратовской области. После службы в армии в 1934 г. поступил учиться в Саратовскую высшую коммунистическую сельхозшколу. После окончания в 1937 г. Ульяновской летно-технической школы по специальности младший авиатехник А.И. Кирилин два года проработал в Туркмении. С 1939 г. А.И. Кирилин в Московской авиагруппе особого назначения (МАГОН). Во время Великой Отечественной войны служил бортмехаником в авиации Северного морского флота. После демобилизации продолжил работу в полярной авиации и был участником экспедиций в Арктику ("Северный полюс-5") и Антарктиду (2-я и 3-я КАЭ).
А.И. Кирилин - член Всесоюзной ассоциации советских полярников, Почетный полярник, действительный член географического общества СССР, ветеран Великой Отечественной войны. А.И. Кирилин награжден многочисленными правительственными наградами.



…Летчик, с которым год работал на полярной станции «Северный Полюс-5», Каминский Михаил Николаевич, встретив меня после отпуска летом 1956 года, предложил летать с ним в Антарктиду.
Это предел моего желания.
Отвечаю: «Как я могу рассчитывать на это, когда столько других бортмехаников добиваются командировки туда?».
А Михаил Николаевич говорит: «Меня утвердили командиром самолета для аэрофотосъемки Антарктиды. И дали право назвать любого бортмеханика. Мной уже сказано - бортмехаником должен быть Кирилин Алексей Иванович. Так что пиши заявление о зачислении в Антарктическую экспедицию. А через два дня поедешь в Киев на завод Антонова, где изготавливается индивидуальный самолет «Ан-2» для аэрофотосъемки. Через каждые два дня звони, рассказывай, как идет работа, а если будет какая задержка, звони незамедлительно. Как только самолет будет готов, перегоним его в Калининград».
Пробыл в Киеве месяц, самолет готов. Заводские летчики его облетали.
Прибыл экипаж: командир Каминский Михаил Николаевич, штурман Кузнецов Иван Сергеевич и бортрадист Полатовский Александр Александрович.
Перелет нашего «Ан-2» в Калининград (бывший Кенигсберг) затруднений не имел, а вот с аэродрома буксировка самолета без крыльев по разрушенному войной городу в морской порт стоила больших трудов. Буксировали его втроем: кроме меня, бортмеханик другого самолета Беcфамильный Юрий Александрович и инженер Островенко Дмитрий Филимонович.
Тягач – грузовая машина, ее сопровождал милиционер на мотоцикле. Буксировку начали ночью, когда нет городского транспорта. Ноябрь – самое темное время года, но ночи не хватило - буксировали до полудня, так как ехали через весь город по узким улицам и между больших завалов (последствия войны).
Я во время буксировки сидел в кабине самолета за штурвалом в готовности тормозить, чтобы самолет не накатился на тягач. Никому из нас раньше не приходилось буксировать самолет на такое большое расстояние. Жесткого водила не было, использовали двойной трос длиной пять метров, поэтому тормозить приходилось часто. Тормоза у «Ан-2» пневматические - его компрессор качает воздух в тормозной баллон только когда двигатель самолета работает. Поэтому приходилось дозаряжать самолетный ресивер от тягача, где имелся запасной баллон. Все обошлось благополучно.
А вот наш корабль, дизель-электроход «Лена», стоит у причала неисправным. Корабль новый – два года тому назад построен в Голландии и побывал первым рейсом в Антарктике. Но недавно загружался в Риге, где моряки судоремонтного завода выполнили свое рационализаторское предложение – вместо голландской автоматики (всегда работают все четыре дизеля и дают электроэнергию на гребной электромотор) - рижане с целью экономии переделали схему, чтобы можно при малом ходе работать на двух дизелях. Так и сделали.
И вот от Риги «Лена» следовала Балтийским морем в Калининград на двух дизелях, и внезапно неработающий дизель раскрутился от своего генератора и пошел в разнос – разломился коленчатый вал, и развалился картер.
Меня, как механика, заинтересовало посмотреть. И я, опустившись в машинное отделение, увидел подобие взрыва мины. Как корабль не потонул! К счастью, из людей никто не погиб.
На этом корабле нам предстоит следовать в Антарктиду. А теперь что делать? Такого отечественного двигателя нет. Запросили Голландию заменить дизель. Не по рекламации (у них гарантия десять лет) – сами поломали. Голландия ответила: «Следуйте к нам, заменим». Так и решили: следовать в Голландию, затем в Антарктиду.
Трюмы корабля были загружены еще в Риге, а в Калининграде большими кранами стали грузить наши габаритные тяжеловесы.

Содержание:


* © ЦМАМЛС (Центральный московский архив-музей личных собраний). Фонд 261. Опись 1. Дело № 3. стр. 3-68.

1956 г. Декабрь.

6 декабря 1956 года.
Калининградский морской порт. На дизель-электроход «Лена» началась загрузка снаряжения антарктической экспедиции. Самолеты «Ан-2» (Н-620 и Н-640) разобраны и упакованы в контейнеры. Сегодня прибыл возглавляющий работу по аэрофотосъемке Илья Павлович Мазурук. Он познакомил наш экипаж с высококвалифицированными аэрофотосъемщиками: Пожарским Александром Григорьевичем, Крицким Геннадием Васильевичем, Коваленко Николаем Петровичем и Воеводиным Алексеем Павловичем. И рассказал о том, что нам предстоит делать в Антарктиде.
В международный геофизический год (1957–1958 гг.) надлежит сделать точную гидрографическую карту побережья Антарктида. Мы на своем самолете должны с высоты 3000 м. фотографировать берег, а корабль «Лена» и его катер «Пингвин» – замерять глубины вдоль берега.
Для того чтобы каждый снимок имел координаты, нужны три точки: на нашем самолете, на корабле и за 100 км. от берега. Вглубь Антарктиды вертолетом Ми-4 высадятся люди с палаткой и прибором «РЫМ». Эти три точки с помощью «РЫМа» обеспечат точные координаты. На «Лену», кроме наших трех самолетов Ан-2, будет погружено: два самолета «Ли-2» континентальной Антарктической экспедиции, а также вертолет «Ми-4» для обеспечения аэрофотосъемок и страховки.
Живу с женой Надеждой Яковлевной в гостинице «Москва», комната № 33.

7 декабря 1956 года.
Продолжается загрузка корабля. Сегодня сдали паспорта для обмена на заграничные, которые намечено выдавать завтра в 15 часов.

8 декабря 1956 года.
Начали загружать оборудование и снаряжение нашей авиагруппы Мазурука. Сегодня получил заграничный паспорт. У всех удивление – один я из всего летного состава - беспартийный.
Об этом с удивлением спрашивали и в ЦК КПСС. А Каминский там ответил: «Его утвердило партбюро Управления Полярной авиации, И я дал свою рекомендацию».

9 декабря 1956 года.
Заместитель министра морского флота Василий Федотович Бурханов в большей кают-компании корабля «Лена» провел совещание со всеми членами Антарктической экспедиции, где приветствовал и напутствовал нас на удачное выполнение работ.

10 декабря 1956 года.
Переехал на «Лену», в каюту № 3. В 23.00 погрузили контейнеры с самолетами на корабль. Первый раз ужинал на корабле и остался ночевать.

11 декабря 1956 года.
 0001.jpg
Подъем в 6.00 для проверки таможенниками – заполняли строгую декларацию. Это заняло четыре часа времени. Корабль отвалил от пирса в 10.00. Из порта в течение часа нас выводил буксир, и вот уже идем своим ходом в течение трех часов каналом.
На борту везем три елки для Новогоднего праздника. Через пять часов хода остановились на проверку девиации и высадки лоцмана, который проводил нас через канал. После проверки девиации представители таможни сойдут, с ними отправляем первые письма семьям.
Сегодня личный состав авиаотряда занимался переборкой и переноской личных вещей в контейнеры, где упакованы самолеты. Питание хорошее, как в санатории, четыре раза в день.


12 декабря 1956 года.
Распорядок дня таков:
- подъем 7.00,
- завтрак 8.00 – 9.00.
- обед 12.00 – 14.00,
- чай 16.00 – 16.30,
- ужин 19.30 – 21.00.
Следуем Балтийским морем по направлению к Кильскому каналу. Канал соединяет Балтийское море с Северным. Он имеет длину 100 километров и ширину 50 метров, имеет расширенные места, где расходятся встречные суда. Кильский канал – территория ФРГ.

13 декабря 1956 года.
 0004.jpg
Сегодня подъем в 9.00 по московскому времени, часы переведены по местному на два часа назад. Ещё до рассвета вошли в Кильский канал. Он по берегам освещен: видны чистые зелёные берега. Несмотря на то, что по каналу проходят большие корабли с высокими мачтами, имеются величественные мосты: железнодорожные и автомобильные. С одного из таких мостов на палубу «Лены» бросили антисоветские листовки о содержании Венгерских событий.
В начале и конце канала корабль делал остановки и подходил к причалам. Ввиду того, что по каналу шли на малой скорости, прошли его в течение 12 часов и в 19.00 вышли в Северное море. В течение дня видели большое количество кораблей разных стран и 2 советских корабля.


14 декабря 1956 года.
Идем Северным морем в направлении Голландии, где предстоит остановка на несколько дней. Шторм, но судно не особенно бросает, так как оно от большой загрузки глубоко сидит в воде. Температура - 8ºC тепла, ветер бушует весь день, работать на палубе невозможно. Ночью прибыли в Голландию, в порт Флиссинген, и до рассвета стояли на внешнем рейде, на якоре.

15 декабря 1956 года.
Рассвело, но из-за сильного ветра в порт не принимают, стоим на якоре. Во второй половине дня «Лену» ввели в порт к заводскому причалу. Нам объяснили, что увольнение на берег будет в воскресенье и в понедельник после обеда до сумерек, то есть до 17.00 часов. Здесь разница во времени - два часа назад относительно Москвы.

16 декабря 1956 года.
 0002.jpg
Воскресенье. Работы по замене дизеля не производятся, так как в Голландии по воскресеньям люди не работают, к тому же сейчас рождественские праздники.
Мы с Беcфамильным сегодня трудились в контейнерах, где установлены самолеты, проворачивали валы двигателей. Некоторых товарищей после обеда уволили на берег, но без денег. Деньги будут выдавать завтра в 11 часов. Мне увольнение на берег предстоит завтра, а 18 декабря - мое дежурство по кораблю.
Сколько простоим в Голландии, неизвестно. Приятного ничего нет. Хорошо, что каждый день смотрим кинокартины, а иногда по две в день. Вчера смотрели «В стране вечных льдов» про Антарктиду.
Пока корабль стоит в порту, с него радиограммы не передаются, радиостанция опечатана, работает только приемник, принимает адресованные нам радиограммы. Многие уже получили, но мне пока нет.
С нами беседовал представитель Советского посольства Лебедев, он сообщил, что можно через посольство послать домой письма, которые они заберут, когда «Лена» будет выходить в море.


17 декабря 1956 года.
Кончился обед, я - в списках увольняющихся в город. Но деньги до сего времени из посольства не прислали. Если и не будет денег, все же пойду так посмотреть.
Ходили в город Флиссинген втроем: Каминский, Кузнецов и я. Денег не имели, гуляли просто так. Впечатление о городе и быте голландцев хорошее, хотя этот город не столица. У них столица Гаага, а город Флиссинген - портовый и судостроительный.
В городе чистота и порядок, как по улицам, так и в домах. Дома 2-х и 3-хэтажные, очень много магазинов, но покупателей мало. В магазине обычно один или два продавца, очевидно хозяева.
Очень много велосипедов: мужчины и женщины, дети и старики – на работу, в школу, в магазин - на велосипедах. У магазинов и учреждений оставлено много велосипедов, и сделаны специальные места – углубление для переднего колеса. Никто чужого не берет.
Деньги «гульдены» равны нашему рублю. В одном гульдене 100 центов. То, что можно купить здесь за один гульден, в Москве стоит 10 рублей.
Ввиду того, что завод закрыт на рождественские праздники, по городской радиотрансляции объявлено: всем собраться на профсоюзное собрание, где наша администрация предложит тем рабочим, которые будут работать по замене дизеля, двойную праздничную оплату.

18 декабря 1956 года.
Вторник. Работаю в контейнере на самолете по приведению в порядок всего того, что обеспечит правильную и быструю сборку самолёта. В это же время я - дежурный по кораблю, слежу за авиационным имуществом и личным составом. Те, кто сегодня увольняются в город, получили деньги. Вопрос с заменой дизеля не решен.
В течение двух дней представители фирмы и с нашей стороны капитан корабля со старпомом и начальником экспедиции Борщевским вели переговоры. Наши объясняли важность срочной замены дизеля, так как можно опоздать с прибытием в Антарктиду и затруднится выгрузка по причине таяния припайного льда.
Переговаривающиеся стороны ушли на профсоюзное собрание, ушел и Мазурук. После он рассказал нам: осмотрев разрушенный дизель и установив причину его аварии, а также узнав о предложенной двойной оплате, инженеры попросили тех, кто потребуется при замене, выйти на работу.
«Кто желает выступить, задать вопрос?» Один рабочий стал выступать с возмущением – почему переделывают их работу. А если русские напортили, пускай сами и ремонтируют: принцип дороже денег – и предложил не выходить. Выступил второй в таком же духе. Напомнил, что у них учился русский царь Петр I. «Мы потомственные моряки, строители кораблей, и если наша работа не нравится, пускай забирают недостроенные корабли». И тоже предложил не работать. Так и проголосовали: не выходить.
После нам стало известно, что здесь приложило руку ЦРУ: «Не делайте и получите в десять раз больше, а то советские слишком стали преуспевать!».
Получил 158 гульденов 60 центов – аванс за полтора месяца пребывания за границей. Дежурить за меня остался Островенко, а мне выдали паспорт и дали увольнительную в город за покупками. Купил себе необходимые предметы и подарки семье.

19 декабря 1956 года.
 0006.jpg
Продолжаем находиться во Флиссингене. В замене дизеля отказ. Решили следовать в Антарктиду на трех дизелях. После заправки в Калининграде пресной водой прошло десять дней, а на корабле почти 200 человек. Камбуз готовит питание, моет посуду – это все пресная вода. Всем нравится душ с кранами морской и пресной воды. Каждый после морской обливается пресной. Поэтому просим голландцев заправить корабль пресной водой.
Ответ был такой: «Через неделю закончится дезинфекция воды, и заправим». Издеваются. Капитан просит дозаправить «Лену» дизельным топливом. В ответ: «У нас происходит фильтрация топлива, как закончится, пожалуйста». В кают-компании состоялось собрание, на нем капитан Ветров довел до сведения экипажа и экспедиции, что воды и топлива не дадут, а в Антарктиду идем.
Топлива хватит до Африки, там заправят. Воды на суп и чай хватит. В умывальниках и душах будет только морская вода, всем получить мыло для морской воды, в питьевых бачках воду экономить – пить только у бачка, ни в бутылке, ни в стакане воду не уносить. На корабле имеются опреснители, опресняют по 25 тонн в сутки, но столько же расходуется на дизеля.
Сегодня же ходил в город, купил на последнюю валюту Наде золотой браслет для ручных часов.
Смотрел кинокартину «Два капитана».


20 декабря 1956 года.
День прошел в приготовлениях к отправлению. Писали письма на родину, которые пойдут дипломатической почтой. Капитан корабля Ветров, с ним Мазурук и Гордиенко возвратились из Гааги, куда они ездили на доклад в посольство СССР и Голландскому правительству.
Из дома получил радиограмму. Все благополучно.

21 декабря 1956 года.
Начали выводить корабль из порта буксиром. Сегодня стало известно, что советник посольства СССР Никитин, с которым мы отправили почту, возвращаясь от нашего корабля к своей машине, был сбит автомобилем и скончался. Проделки ЦРУ. Не понравился им Никитин тем, что много знал.
Только в сумерки вышли в открытое море. Подолгу стояли в шлюзах при выходе из Голландии.
Предстоит длительное плавание вдали от берегов. Не раньше, как через полмесяца, дойдем на дозаправку топливом и водой в Южную Африку, в Кейптаун.

22 декабря 1956 года.
Идем полным ходом, скорость 12,5 узлов (22 км/час). Ночью прошли пролив Па-де-Кале, а в полдень проходим пролив Ла-Манш. Сегодня нам меняют постельное белье, и впредь будут менять через десять дней. В неделю раз в судовом магазине, по записи, продают предметы туалета, сладости, за что по прибытии в Москву будут удержания.
Погода тихая, температура 12ºC тепла, много народа на палубе. Временами, когда появляется солнце, приятно загорать.
На корабле имеется трансляционный узел, передают всякие новости и объявления. Сегодня по радио сообщили, что 2 января 1957 года, по штурманским расчетам, будем проходить экватор.

23 декабря 1956 года.
Идем Бискайским заливом. Бискайский залив известен сильными штормами, но мы идем при довольно тихой погоде, только зыбь от прошлого шторма.
В 23.00 вышли из Бискайского залива и находимся в Атлантическом океане на траверзе Испании и Португалии.

24 декабря 1956 года.
Избрана комиссия по проведению праздника прохождения экватора. Я - в составе комиссии по охране Нептуна.
Сегодня с Мишустиным, бортрадистом другого самолета, первый раз ночуем на палубе во вкладышах спальных мешков на раскладушках. Погода тихая, температура 13ºC тепла.

25 декабря 1956 года.
Значительное потепление, утром находимся на траверзе Гибралтарского пролива.
Сегодня занимались изготовлением грозного оружия для свиты, охраняющей Нептуна. Это, так называемые черти в количестве 8 человек, куда вхожу и я.

26 декабря 1956 года.
Авральный день. Мне пришлось участвовать в изготовлении купального бассейна. Сколотили из толстых досок большой прочный ящик площадью 20 кв. метров. В него опустили громадный брезент, концы которого повесили за борта ящика. В этот брезент помпой из океана будет накачиваться вода, а лишняя через края будет выплескиваться, и всегда вода будет проточной. В этом бассейне нам предстоит купаться, и тут будет происходить крещение тех, кто впервые пересекает экватор. Завтра в этом бассейне будет пробное купание.
Сегодня температура воздуха и воды 18ºC. Приступили к сборке вертолета «Ми-4». В этот день успели только разобрать ящик, в котором он был упакован. Назначение этого вертолета – страховать наши полеты в порядке техники безопасности, так как полеты будут производиться за несколько тысяч километров от «Мирного».
Этот же вертолет с другим самолетом «Ан-2» борт Н-640 будут от корабля доставлять бензин на площадки для дозаправки нашего самолета во время аэрофотосъемочных полетов. В США такую работу по аэрофотосъемкам Антарктиды производят с авианосца. Но у нас авианосцев нет, а съемку выполним по-своему.

27 декабря 1956 года.
Занимаюсь переконсервацией мотора «АШ-62» на своем самолете «Ан-2» борт Н-620, так как морской влажный воздух оставляет на деталях соль, а эта соль в свою очередь вызывает коррозию.
Сегодня выдали по три бутылки грузинского вина. При прохождении тропиков положено по 300 грамм вина в день. Эти триста граммов рекомендуется развести в литре воды и пить эту кислую воду, чтобы утолить жажду. А воду очень экономим. В эту тропическую жару часто находимся в бассейне или под душем, но вода соленая, морская, после нее хочется облиться пресной. Но это желание выполнимо только после Кейптауна.
Идем вдоль побережья западной части Африки.

28 декабря 1956 года.
Занимались изготовлением принадлежностей для праздника.
Нептуном будет капитан-дублер Дубинин. Островенко изготовил большую фанерную бритву. Он же на празднике будет цирюльником.
Температура воздуха и воды 18ºC, так что большой охоты купаться нет. Говорят, что высокая температура будет после экватора в южном полушарии, так как там в декабре лето, а в северном полушарии в это время – зима.
Нептуну понравился изготовленный мной трезубец. В благодарность он подарил мне текст программы праздника.

29 декабря 1956 года.
Всех находящихся на корабле занесли в списки для покраски судна. Для покраски используется хорошая погода. Моя очередь наступила сего-дня. Мы с летчиком Александром Поляковым зачищали и красили суриком верхнюю надстройку. Нужно красить корабль в сухую теплую погоду. Второй день погода безоблачная, температура воды и воздуха 20ºC.
Получил поздравительную радиограмму с новым 1957 годом от товарищей по «СП-5»: Любарец, Шестериков, Загорский. Они следуют также к Антарктиде на «Мирный». Их корабль – теплоход «Кооперация», сегодня они уже на пути от Кейптауна к Мирному. На место прибудут примерно 5 января 1957 года.
В полдень прошли в видимости город Дакар – Западная Африка. В бинокль хорошо видно большие белые дома – очень красивый, величественный вид.
Сегодня первый раз купался в бассейне, нырял с открытыми глазами. Это делал первый раз в соленой воде, оказывается, глаза не ощущают солености воды, и хорошо видно.
Первый раз вижу такое большое количество дельфинов. Они большой стаей, штук по сто, проплывают вблизи корабля, некоторые даже вылетали из воды на высоту до 5 метров. Очень красиво, многие фотографировали.

30 декабря 1956 года.
 0013.jpg
 0020.jpg
Удивительно теплый день, ни одного облачка. Температура воздуха и воды 25ºC. Очень приятно купаться в бассейне и под душем прямо на палубе. Приятно купаться еще и потому, что температура воздуха и воды одинаковая.
Сегодня видели проплывающую рядом с кораблем акулу.
Почти все ходят по кораблю в трусах и тапочках, без тапочек невозможно ходить по горячей палубе, так как она нагрета солнцем настолько, что обжигает ноги.
Предложено выучить и декламировать на празднике экватора свои роли.

Черти:
– Эй, русалочка, сестрица,
Этой огненной водицы
Ты по чарочке налей
Всем, кого мы окрестили.
Чтоб до Мирного доплыли,
Чтоб при качке «не травили»,
Чтобы все на «Лене» жили
И дружней и веселей...

Потом хор чертей поет:
Нас, чертей, на этом свете
Знают взрослые и дети,
Жить на свете без чертей
Было вдвое бы скучней...

31 декабря 1956 года.
 0012.jpg
 0021.jpg
Большие приготовления к двум праздникам. Новый год совпадает с пересечением экватора.
Сегодня температура и воды и воздуха опять одинаковая - 27ºC, купаемся, загораем, спим на открытом воздухе, хотя находимся еще в северном полушарии. Рай на земле в этих местах, даже чайки особенные есть, черные и красные, как золотые.
Часто видно, как по морю летают рыбы, видимо, в воде за ними гонятся хищники, тогда они летят метров по 20, но в это время на них нападают чайки. Становится жалко рыбок, но таков закон природы – питаться надо. Слышал разговор научных сотрудников экспедиции: чайки на земном шаре поедают рыбы столько же, сколько люди. В будущем предстоит ограничивать численность чаек.
Экватор, северный и южный тропики проходят по центру Африки, где сейчас длительное время стоит жара 50ºC, а в годы засухи – там не рай, а ад. Гибнут люди и все живое.
Собрались за стол для встречи Нового года в 21.00 по судовому вре-мени. В это время в Москве 24.00, так что мы – вместе с Москвой, несмотря на отдаленность.
На корабле имеется две кают-компании. Для комсостава - верхняя, для команда – нижняя. В одну всех 199 человек не поместить, нас поделили поровну, за исключением вахты, которая ведет корабль. Я находился в верхней кают-компании. Много было вспышек фотографов.
Завтра важный день – пройдем экватор, поэтому будет праздник Нептуна. Я один из восьми чертей свиты Нептуна, свои обязанности усвоил, наряды надевал. Надеюсь справиться при «крещении» некрещеных, хотя и сам я некрещен, но в течение трех последних теплых дней каждый в этой купальне сидел по несколько часов.

Пред.След.