Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Кирилин А.И. ЭКСПЕДИЦИЯ НА «ЛЕНЕ» - ДЕНЬ ЗА ДНЕМ.

 А.И.Кирилин (70-е годы).jpg
© А.И.Кирилин
ЭКСПЕДИЦИЯ НА «ЛЕНЕ» - ДЕНЬ ЗА ДНЕМ (1956 – 1957 гг.)
(Дневник бортмеханика морского авиаотряда 2-й КАЭ А.И.Кирилина *)

Об авторе: Кирилин Алексей Иванович родился в 1911 г. в г. Балаково Саратовской области. После службы в армии в 1934 г. поступил учиться в Саратовскую высшую коммунистическую сельхозшколу. После окончания в 1937 г. Ульяновской летно-технической школы по специальности младший авиатехник А.И. Кирилин два года проработал в Туркмении. С 1939 г. А.И. Кирилин в Московской авиагруппе особого назначения (МАГОН). Во время Великой Отечественной войны служил бортмехаником в авиации Северного морского флота. После демобилизации продолжил работу в полярной авиации и был участником экспедиций в Арктику ("Северный полюс-5") и Антарктиду (2-я и 3-я КАЭ).
А.И. Кирилин - член Всесоюзной ассоциации советских полярников, Почетный полярник, действительный член географического общества СССР, ветеран Великой Отечественной войны. А.И. Кирилин награжден многочисленными правительственными наградами.



…Летчик, с которым год работал на полярной станции «Северный Полюс-5», Каминский Михаил Николаевич, встретив меня после отпуска летом 1956 года, предложил летать с ним в Антарктиду.
Это предел моего желания.
Отвечаю: «Как я могу рассчитывать на это, когда столько других бортмехаников добиваются командировки туда?».
А Михаил Николаевич говорит: «Меня утвердили командиром самолета для аэрофотосъемки Антарктиды. И дали право назвать любого бортмеханика. Мной уже сказано - бортмехаником должен быть Кирилин Алексей Иванович. Так что пиши заявление о зачислении в Антарктическую экспедицию. А через два дня поедешь в Киев на завод Антонова, где изготавливается индивидуальный самолет «Ан-2» для аэрофотосъемки. Через каждые два дня звони, рассказывай, как идет работа, а если будет какая задержка, звони незамедлительно. Как только самолет будет готов, перегоним его в Калининград».
Пробыл в Киеве месяц, самолет готов. Заводские летчики его облетали.
Прибыл экипаж: командир Каминский Михаил Николаевич, штурман Кузнецов Иван Сергеевич и бортрадист Полатовский Александр Александрович.
Перелет нашего «Ан-2» в Калининград (бывший Кенигсберг) затруднений не имел, а вот с аэродрома буксировка самолета без крыльев по разрушенному войной городу в морской порт стоила больших трудов. Буксировали его втроем: кроме меня, бортмеханик другого самолета Беcфамильный Юрий Александрович и инженер Островенко Дмитрий Филимонович.
Тягач – грузовая машина, ее сопровождал милиционер на мотоцикле. Буксировку начали ночью, когда нет городского транспорта. Ноябрь – самое темное время года, но ночи не хватило - буксировали до полудня, так как ехали через весь город по узким улицам и между больших завалов (последствия войны).
Я во время буксировки сидел в кабине самолета за штурвалом в готовности тормозить, чтобы самолет не накатился на тягач. Никому из нас раньше не приходилось буксировать самолет на такое большое расстояние. Жесткого водила не было, использовали двойной трос длиной пять метров, поэтому тормозить приходилось часто. Тормоза у «Ан-2» пневматические - его компрессор качает воздух в тормозной баллон только когда двигатель самолета работает. Поэтому приходилось дозаряжать самолетный ресивер от тягача, где имелся запасной баллон. Все обошлось благополучно.
А вот наш корабль, дизель-электроход «Лена», стоит у причала неисправным. Корабль новый – два года тому назад построен в Голландии и побывал первым рейсом в Антарктике. Но недавно загружался в Риге, где моряки судоремонтного завода выполнили свое рационализаторское предложение – вместо голландской автоматики (всегда работают все четыре дизеля и дают электроэнергию на гребной электромотор) - рижане с целью экономии переделали схему, чтобы можно при малом ходе работать на двух дизелях. Так и сделали.
И вот от Риги «Лена» следовала Балтийским морем в Калининград на двух дизелях, и внезапно неработающий дизель раскрутился от своего генератора и пошел в разнос – разломился коленчатый вал, и развалился картер.
Меня, как механика, заинтересовало посмотреть. И я, опустившись в машинное отделение, увидел подобие взрыва мины. Как корабль не потонул! К счастью, из людей никто не погиб.
На этом корабле нам предстоит следовать в Антарктиду. А теперь что делать? Такого отечественного двигателя нет. Запросили Голландию заменить дизель. Не по рекламации (у них гарантия десять лет) – сами поломали. Голландия ответила: «Следуйте к нам, заменим». Так и решили: следовать в Голландию, затем в Антарктиду.
Трюмы корабля были загружены еще в Риге, а в Калининграде большими кранами стали грузить наши габаритные тяжеловесы.

Содержание:


* © ЦМАМЛС (Центральный московский архив-музей личных собраний). Фонд 261. Опись 1. Дело № 3. стр. 3-68.

1957 г. Январь

 0008.jpg
1 января 1957 года.
В 10 часов начался праздник Нептуна – пересечение экватора. Нептун – Дубинин. Капитан – Ветров. Доктор – Бызов. Цирюльник – Островенко. Старший черт – Комирный. Черти: бортмеханики Ананьев, Беcфамильный, Кирилин, Межевых, Максимов, Лещенко и пилот Миньков. Русалка – Михайлов.

(Примечание: подробнее см. здесь "Праздник Нептуна на д/э "Лена" 1 января 1957 г. (2 КАЭ))
2 января 1957 года.
Дневалю по твиндеку, а дежурный по кораблю сегодня - бывший начальник «СП-4» Гордиенко Павел Афанасьевич. Температура воздуха и воды - 24ºC. Свободные от дел и вахт купаются и загорают.
В помещениях сейчас мало кто спит, большинство на воле на раскладушках или просто на матрасах.
Всем в удивление, что идем тихой погодой, нет никаких качек. В районе экватора в океане имеются удивительные обитатели – ночью за кормой масса светящихся рыб или животных длиной до полуметра и с руку толщиной. Очень красиво и ярко светят, с километр пути за кораблем остается освещено.
Весь наш технический состав занимался сборкой вертолета Ми-4, который будет сам взлетать с корабля.

3 января 1957 года.
Сегодня температура воздуха и воды - 23ºC.
Капитан корабля Александр Иванович Ветров после ужина сделал доклад о своей работе и о постройке корабля «Лена». Мне случалось видеть и слышать выступающих, от которых получал удовольствие. А вот этот оратор слишком выставляет себя: «Я провел корабль в Антарктиду и разгрузил его». Якобы все сам, один, без экипажа корабля.

4 января 1957 года.
Утром полный штиль, безоблачная погода. Корабль продолжает следовать со скоростью 13 узлов – 20 км в час.
Выполнялись работы по установке хвостовой балки на вертолет.
Каждый день работаю на своем самолете, хотя он без крыльев в большом контейнере. Но выявилась необходимость доделки аварийного движка М-10.
Сегодня температура воздуха и воды - 22ºC.
Ночью прошли остров Святой Елены, но на большом расстоянии, так что огней не видели.

5 января 1957 года.
Участвовал в работах по уходу за рефрижераторами, в которых хранятся продукты в большом количестве из расчета 500 человек, которые должны питаться в течение года. В разных рефрижераторах разная температура: 0ºC, +2ºC и –8ºC. Рефрижераторы представляют собой как бы большие холодильники, в которых по стенам и потолку проходят трубки охлаждения, они покрываются излишним слоем льда. Откалывали этот лед с осторожностью, чтобы не повредить трубки. Наколотый лед выносили и бросали за борт.
Справляли день рождения Анатолия Межевых.

6 января 1957 года.
Сегодня участвую второй раз в покраске судна. Температура воздуха и воды - 21ºC.

7 января 1957 года.
Как нам не хватает пресной воды и скорости (идем на трех дизелях). Гадкий поступок Голландии в отказе от замены дизеля и заправки водой, топливом.
Руководство экспедиции волнуется из-за опоздания прибытия в Антарктиду. Там в это время года самое лето - растает припайный лед, и негде будет разгружать корабль. Теряется драгоценное светлое время аэрофотосъемки.
Напечатал много фотографий праздника Нептуна. Во второй половине дня начался шторм, а вечером стало так бросать судно, что с трудом можно ходить. Очевидно, в такой шторм не придется ночевать на открытом воздухе на палубе – может смыть волной.
Загорел лучше, чем в Сочи, так как солнце здесь в тропиках в зените, а ходим и работаем мы в одних трусах, надеваем брюки и рубашки только когда идем кушать - такой порядок на корабле.
Следуем вдоль побережья Африки по направлению к мысу Доброй надежды в порт города Кейптаун на заправку топливом и водой.

8 января 1957 года.
Значительный шторм, но все работы и распорядок дня соблюдаются по-прежнему, и корабль хода не сбавляет. При выбытии из Голландии часы были поставлены на три часа назад относительно московского, а сегодня на один час перевели вперед, так как огибаем Африку по направлению к ЮАР, к городу Кейптаун, куда прибудем через двое суток.
Сегодня разбирают бассейн - стало прохладно, и нет желающих купаться.
Температура воздуха и воды - 20ºC, но при штормовом ветре прохлад-но. Спать перешел в каюту. Питание не из лучших, но для меня вполне достаточно. Четыре раза в день, из них два раза с горячим первым. На третье обычно давалось по два яблока или одной груше. Сегодня яблоки без ограничения, на столах полные тарелки яблок, и неплохих. Очевидно, в Кейптауне будет куплено много свежих фруктов.
Пришла из Москвы радиограмма: спрашивают, имеется ли на корабле «Лена» Кирилин. Ответили, что имеется. Кто и зачем спрашивал, неизвестно. Я об этом узнал от наших радистов-авиаторов, которые работают в по-мощь судовым радистам. Это Полатовский Александр Александрович, Харитонович Борис Григорьевич и Мишустин Виктор Владимирович.
В Южном полушарии совершенно другой вид неба и звезд. В Северном полушарии таких созвездий не наблюдается. И луна растет здесь с правой стороны. Вечером в кают-кампании выступал корабельный врач с рекомендацией сохранять здоровье.

9 января 1957 года.
Шторм не стихает, но все его как будто не замечают, видимо, организм привык. Ведь через два дня будет месяц как мы в море.
Сегодня наш командир авиаотряда Илья Павлович Мазурук провел со-вещание с членами экипажей самолетов Ан-2: как понадежней устроить крепление аэропланов на ледовых аэродромах в Антарктиде, где случаются ветра ураганной силы. Все высказывались, а Илья Павлович всё обобщил, и завтра по этому вопросу будет приказ. А нам — бортмеханикам: Бесфамильному и мне — даны указания, какие готовить тросы и деревянные бруски, которые будут вкапываться в лед.

10 января 1957 года.
Шторм стихает. В полдень идем вдоль берега. Это южная оконечность Африки. Вид очень унылый, вроде нашей части арктического побережья. Идем от берега в 10 километрах, редко где встречаются населенные пункты, а то всё: лес, горы, песок. Это хорошо видно в бинокль. Песчаные берега мы сначала приняли за снег или лед, но оказывается, это белый песок.
С наступлением темноты причалили в порту Кейптауна, где предстоит ночью заправка топливом и пресной водой. А утром выйдем в путь и без остановки — до Антарктиды. Туда хода — 15 дней.
Кейптаун — крупный портовый город. В порту видно больше 100 кораблей разных стран. Город расположен по самому берегу Атлантического океана у подножья Столовой горы высотой до 2 км.
На причал, где пришвартовалась «Лена», подъехало много красивых легковых автомобилей. Некоторыми управляют красивые европейские женщины, они привезли детей, очевидно, посмотреть советский корабль и русских путешественников.
В порту администрация — европейцы, а рабочие — негры.

11 января 1957 года.
 0025.jpg
 0024.jpg
Ночь «Лена» простояла у причала. Спать было хорошо, тихо, без качки. В этом порту мы пополнились свежими овощами и фруктами, даже свежим молоком. Сегодня на завтрак дали молоко, все пили, кто сколько хочет. Я тоже выпил два стакана — молоко хорошее.
За ночь корабль заправили водой и топливом, и в 9.00 мы вышли в дальнейший путь. В полдень обогнули мыс Доброй надежды, это от Кейптауна в 100 км. На мысу виден большой белый маяк, и рядом бухта, где расположена английская военно-морская база.
До Антарктиды очень далеко: 7000 км — полмесяца хода.
Первый день такой хороший. Обед — щи из свежей капусты, сосиски со свежим огурцом и помидор. А на третье — арбуз. Ешь, кто сколько хочет! И все это африканское! Как видно, они неплохо отнеслись к нам. Мы тоже чем могли оказывали любезность, особенно неграм. Вчера вечером после ужина пригласили их на корабль смотреть кино. Человек двадцать негров охотно пришли. А сегодня утром многие из нас спустились на причал и, как могли, обменивались любезностями. Я дал некоторым несколько наших советских монет, чему они были очень рады, рассматривали на монетах серп и молот и показывали на трубу «Лены», где также серп и молот.
На послеобеденный чай дали по целому ананасу.
Расстояние от Калининграда до Мирного — 21000 км. А пройдено нами — 14000 км.

12 января 1957 года.
Значительный шторм, но, как обычно, каждый занимается своим делом. Я работал на своем самолете – мастерил стол для аэрофотосъемщиков. Случись такой шторм в первые дни плавания, работать не смог бы.
Сегодня в обед на третье подавали бананы. На ужин на третье — персики. Целый день над кораблем летает много альбатросов. Они вроде чаек, но значительно большего размера.

13 января 1957 года.
Ветер стих, но зыбь все так же бросает корабль, как и в шторм. Сегодня я в третий раз участвую в покраске судна. Находимся в Индийском океане в сороковых широтах, которые в Южном полушарии известны сильными штормами. Но нас пока милует.
Профессор Борис Львович Дзердзиевский сделал доклад о Международном геофизическом годе. Он сообщил, что 1882 год был объявлен первым Международным полярным годом и спустя 50 лет, 1932 год — вторым полярным годом. В этом 1957-м году будет проводится Международный геофизический год в течении полутора лет. От полярного он будет отличаться тем, что в геофизическом году будут проводиться наблюдения на всем земном шаре. Он же сообщил, что юридически нам в Антарктиде не отведено территории, и проводимые сейчас советскими учеными наблюдения и строительство выполняются на участке принадлежащем Австралии.
Температура понижается. Сегодня + 15°.

14 января 1957 года.
Сильная зыбь вызывает бортовую качку. Со столов падают всякие предметы, а в столовой первое можно наливать только по пол-тарелки, иначе все выливается.
С каждым днем заметно похолодание. Сегодня температура воздуха — 13°, а воды — 9°. На «Лене» об этом чёткая информация. В обед на третье подавали очень вкусные дыни.
Еще раз смотрели кинофильм « В стране льдов» с тем, чтобы лучше подготовиться к выгрузке. Нам известно, что корабль «Обь», который вышел из Калининграда раньше нас, уже разгрузился и, видимо, будет в Мирном ждать нашего прибытия. А теплоход «Кооперация» второй день ведет разгрузку также в Мирном, куда и мы прибудем.

15 января 1957 года.
Находимся в Индийском океане на широте 50°. В Северном полушарии на этой широте лежит город Харьков. Там в середине лета стоит сильная жара. Здесь же в Южном полушарии по местному тоже самый разгар лета, но температура низкая: воздуха — 10°, а воды — 6° по Цельсию. Это происходит из-за большого количества льда в Антарктиде и в океане, омывающем этот материк.
Сегодня впервые увидели айсберг. Впечатляющий вид, который невозможно забыть! Ученые подсчитали, что на поверхности воды видна только девятая часть льда. А остальное — в воде, и вот такая масса льда сколько тепла отнимает у моря!

16 января 1957 года.
Сегодня ночью качка была как никогда. Спать невозможно было — то головой упрешься в переборку, то ногами. Но к утру океан стал затихать.
Временами — осадки в виде дождя со снегом при температуре + 2°. Идут подготовительные работы к предстоящей высадке в Мирном, куда должны прибыть через 5 суток. «Обь» следует из Мирного в Кейптаун, и мы встретимся с ней в пути.

17 января 1957 года.
Пасмурная погода, морось. Вахтенные говорят, что ночью шел снег, но поскольку температура ещё плюсовая, он на палубе растаял.
Внимательно дочитал книгу «Последняя экспедиция Скотта».

18 января 1957 года.

Утром тихая хорошая погода, хотя и прохладно. Температура нулевая.
Впервые увидел китов. Два кита ныряли и всплывали, при этом делали большие всплески воды и заметно удалялись от корабля. Позже ещё увидели группу китов. Оказывается, они пускают сильные струи воды, как фонтан. Им не помеха айсберги, которые мы видим по горизонту. Иногда «Лена» проходит вблизи айсберга. Фотографы-любители и профессионалы снимают, не жалея плёнки.
Читаю книгу, необходимую для посетителей Антарктиды: «В стране пурги». Дуглас Моусон пишет про свою экспедицию сюда в 1913 году.

19 января 1957 года.
Южная широта — 60°, восточная долгота — 60°. Температура воздуха — 0°, температура воды — 2° тепла. Погода облачная, тихая, за целый день не увидели ни айсбергов, ни китов. Только изредка над самой водой пролетают маленькие черные чайки.
Наш инженер Дмитрий Филимонович Островенко сделал ценное рационализаторское предложение. Имеющийся на нашем самолете дополни-тельный моторчик «М-10» в течение трех дней работы сбавлял режим из-за свечей зажигания. Эти свечи имеют четыре контакта, он предложил два из них удалить, что я и сделал. Результат отличный. Сегодня в течение пяти часов работы мотора перебоев не было. Этот мотор работает для фоторадиооборудования.
Вечером идет незначительный снег, который на палубе не тает. Ночи становятся светлыми – в 23.00 сумерки, а в час утра начинается рассвет.

20 января 1957 года.
Температура нулевая, много айсбергов.
Занимаемся подготовкой к предстоящей выгрузке. Когда будет выгружен наш самолет, поставлен на лед он будет без крыльев и хвостового оперения. Припай в это летнее время года подтаял, такой лед непрочен. Поэтому сборку «Ан-2» мы должны произвести четко и быстро – медлительность может погубить самолет.
При сборке надлежит поставить на свои места множество винтов, болтов и соединить бензотрубопроводы. Бензобаки на этом самолете размещены в верхних крыльях. Подсоединения топливных трубок – важное и ответственное дело – дюралевые накидные гайки на трубках должны наворачиваться на дюралевые же штуцера, и, если не попадаешь на резьбу и применишь ключ, резьба будет испорчена. Дефект неустранимый, и чтобы этого не допустить, буду сам соединить магистрали.
Каминский этому уделяет большое внимание: в пути несколько раз проводил беседу-учение с экипажем - что должен делать штурман Кузнецов, что должен делать бортрадист Полатовский. И так же командир распределил работы для наших троих аэрофотосъемщиков.

21 января 1957 года.
В десять часов на горизонте появился корабль «Обь», и через час мы встретились. Но ввиду большого волнения океана не могли подойти бортами, поэтому «Обь» возвратилась и шла с нами до самого вечера на расстоянии 2 – 3 км., с тем, чтобы найти затишье за большим айсбергом и перегрузить с нашего корабля некоторый груз и часть людей.
Это удалось сделать только вечером. Нашли большой айсберг. Но в непосредственную близость к нему было невозможно подойти, поэтому с корабля «Обь» спустили катер, а корабли наши стояли друг от друга на расстоянии около километра.
В течение часа перегрузка была окончена, корабли пошли в разных направлениях: наш на Мирный, а «Обь» – в Кейптаун, с возвращением оттуда также в Мирный.
С корабля «Обь» на катере к нам в гости прибыли несколько человек, в том числе мой товарищ по «СП-5», конструктор эхолота Гробовиков Юрий Александрович. Он передал привет от товарищей с Мирного: Каша, Любарца и Загорского.
Сегодня на вертолет поставили несущий винт. Теперь он может взлететь с корабля. А вот самолеты предстоит еще выгрузить и собрать, только тогда сможем летать. Но всем авиаотрядом к этому подготовились, и между всеми распределены обязанности. Получен и укомплектован продовольственный запас «НЗ».

22 января 1957 года.
Проснувшись утром, услышали сильный скрежет. Оказывается, «Лена» пробивает себе путь в сплошном льду. В стороне видны величественные айсберги высотой примерно 50 метров. До Мирного утром оставалось 100 км.
И в это время увидели летящий «Ил-12», он сделал над нами несколько кругов, сообщил по рации, как надо держать курс, чтобы миновать большие льдины и подойти ближе к Мирному. Командир этого самолета - Черевичный Иван Иванович.
Перед обедом облетали наш вертолет «Ми-4». Командир вертолета Санников. Его тренировал Колошенко.
Вечером подошли в непосредственную близость к Мирному.

23 января 1957 года.
До обеда корабль стоял недалеко от Мирного. Температура 0ºC, погода тихая, безоблачная, круглые сутки светло. Прибывшие с нами строители сошли с корабля. После обеда корабль отошел от Мирного и направился в сторону выбранного с «Ил-12» места, где можно будет выгрузить наши самолёты. От Мирного это в 100 километрах.
В районе Мирного намерзший за зиму припайный лед штормами вынесен в океан. Ведь январь месяц, разгар антарктического лета.
Допустим, вдали от Мирного выгрузим самолёт, а где и куда будем разгружать трюмы?

24 января 1957 года.
 0027.jpg
В три часа утра «Лена» прибыла к месту выгрузки самолетов. Объявлен аврал, который продолжался до вечера. За время аврала выгружены: два самолета «Ли-2» и два самолёта «Ан-2». Выгрузку производили на ледник. На этом леднике имеются открытые и занесенные снегом трещины. Гляциологи предупреждают, чтобы мы не провалились, трещины очень глубокие. Сами трое гляциологов связаны капроновой стропой, они места трещин обозначили бамбуковыми шестами.
Погода тихая, безоблачная, температура нулевая, но солнце такое яркое и так отражается ото льда, что за день работы лица у всех очень загорели.
Завтра будем собирать самолёты.


25 января 1957 года.
 0026.jpg
Занимаемся сборкой самолётов, к полудню на все самолёты повесили крылья – это большая авральная работа, в ней принимали участие все работники экспедиции, которые находились на корабле.
После того как все крылья были поставлены, корабль направился к Мирному, где разгрузит трюмы. Нам оставлены две палатки «КАПШ-1». На два самолета «Ан-2» нас осталось 11 человек: Мазурук, Каминский, Поляков, Крицкий, Островенко, Кирилин, Беcфамильный, Жуков, Кузнецов, Полатовский, Мишустин.
Илья Павлович назвал наше место высадки «Васюками». Но в этих «Васюках» Остапу не придется играть в шахматы.


26 января 1957 года.
Спали в палатках на льду Антарктиды. Спали неплохо: кто в спальных мешках, а некоторые во вкладышах спальных мешков. Сегодня ветер и облачность, температура понизилась до 10ºC мороза. Понижение температуры вызвано южным ветром, принесшим с купола холодный воздух и массу снега. Но мы в ускоренном темпе продолжаем сборку самолетов. Вчера дежурным поваром был Мазурук, а сегодня Поляков. Продуктов у нас много и хороших.


27 января 1957 года.
 0030А.jpg
 0035А.jpg
Наш самолет «Ан-2», бортовой № Н-620 собран и испытан первым из четырех. Облет делали таким составом: Мазурук, Каминский, Кирилин, Кузнецов, Полатовский, Крицкий. Дефектов нет!
На аэродроме «Васюки», где собирали самолёты, шельфовый лёд. Каминский для тренировки сделал три посадки, после чего дозаправились бензином и в паре с другим самолётом «Ан-2» Н-640 перелетели в Мирный.
На пути к Мирному пролетали вблизи величественной горы Гаусса. Ввиду сильного ветра полет оказался длительным. За это время ветер на Мирном внезапно усилился до штормового, но искусство пилотирования Мазурука и Каминского позволило посадить самолеты хорошо. С большим трудом зарулили, прочно закрепили машины и пошли через поселок Мирный на «Лену», которая стоит у берега под разгрузкой.
На корабле куда лучше, чем в палатке. В наших каютах по-прежнему уютно. Сходили в душ и хорошо поужинали за первый летний день в Антарктиде.


28 января 1957 года.
Проснувшись утром, узнал, что «Лена» стоит на рейде в 10 км. от Мирного. Оказывается, мы так крепко спали, что не слышали, как ночью берег ледника, где стояла под разгрузкой «Лена», внезапно обвалился. Швартовые тросы в руку толщиной порвало, как гнилые верёвочки.
Корабль оттолкнуло. Со льдом и грузом упал один человек. Вынырнув из воды, он выполз на деревянные сани и держался на них час, пока не сняли его спасательной шлюпкой. Было сомнение – будет ли этот человек жить, но, к счастью, он в порядке. Правда, при разговоре желал капитану такого недуга, что и писать нельзя, а из простых слов – чтобы ему жена изменила.
Это все заслуга капитана Ветрова, так как в таком длительном плавании у нас не было ни одной учебной тренировки, как то: тревога «человек за бортом», «пробоина», «пожар». Ничего подобного не делали. Его увлечение – красить корабль и угощать ученых.
А когда человек оказался в ледяной воде, и послышались первые гудки тревоги «человек за бортом», оказалось, что шлюпки не готовы: чтобы их спустить на воду, нужно длительное время - отколоть лед на канатах, чтобы они прошли в блоки. С большим трудом спустили одну шлюпку, но на ней из-за мороза не запускается двигатель, а весел нет, так как шлюпки моторные. А человек гибнет. Применили вместо весел доски, и через час замерзшего несчастного сняли.

29 января 1957 года.
Ночевал в поселке Мирном, там виделся с товарищами по «СП-5»: радистом Любарцом и поваром Загорским.
Сегодня много летали в течение дня, а день здесь в данное время года большой - 20 часов светит солнце, а остальные 4 часа - сумерки.

30 января 1957 года.
Ночевали экипажем в Мирном. До обеда занимались профилактическим осмотром самолета. После обеда перелетали на площадку припайного льда, где стоит «Лена» в ожидании, когда авиация и катер «Пингвин» найдут подходящее место для окончания разгрузки.
С этой площадки перевезли экипаж Полякова в Мирный. Вечером самолет оставили на аэродроме Мирный, а самих нас вертолет перевез ночевать на корабль.

31 января 1957 года.
Летали, производя пробные аэрофотосъемки района Мирный и остров Хасуэлл. Съемку производили на высотах 500 метров и 2800 метров. Посадку произвели в Мирном, а сами вертолетом опять доставлены на корабль.

Пред.След.