Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Сорокин М.Я., Лурье А.Я. «Ермак» ведет корабли.

Изображение
М.Я. Сорокин, А.Я. Лурье. "«Ермак» ведет корабли"
Издательство: Издательство Главсевморпути, 1951

Книга в формате DjVu: viewtopic.php?f=39&t=1339&p=28858#p28858

История ледокола "Ермак", построенного по идее и при прямом участии выдающегося русского адмирала С.О. Макарова, начиная с идеи его создания и спуском на воду 17 октября 1898 года.
В книге с привлечением литературы о Северном Морском пути, архивных документов, вахтенных журналов и судовых газет, описаны героические моменты службы ледокола: "ледовый поход 1918 года" и роль в нем "Ермака" проведшего Балтийский флот из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт сквозь тяжелые льды Балтики; штурм Северного Морского пути в 1932-1939 годах; впервые, по документальным данным и воспоминаниям участников, в книге рассказывается о героических подвигах "ермаковцев" в финскую кампанию и Великую Отечественную войну.

Один из авторов книги - старейший ледовый капитан М.Я. Сорокин - за более чем двенадцатилетний период вождения "Ермака" не только сроднился с кораблем и его людьми, но и глубоко изучил историю славного детища С.О. Макарова.
От редакции.
Адмирал Макаров и его детище ледокол «Ермак»
Ледовый поход 1918 года
В Советской Арктике
    Штурм Великого Северного пути с востока и запада (1934)
    "Ермак" выручает "Литке", "Садко" и "Малыгина"
    Сквозь тяжелые льды (1916)
    К дрейфующей станции "Северный полюс"
    Вперед, на спасение бедствующих судов!
    На восемьдесят третьей параллели
«Ермак» в военные годы
    Зимняя кампания 1939-1940 гг.
    Под огнем фашистской авиации.
    Шестнадцать рейсов "Ермака"
    Два похода к Лавенсаари
    "Ермак" в годы ленинградской блокады.
На мирной работе
    Трудовая победа
    Спасение "Аполлона" и "Валдая". Праздник во льдах.
    Стан птиц летят к родным берегам.
Примечания

Белофинны охотятся за «Ермаком»


«Ермак» шел на запад старым следом, ломая лед.

... В седьмом часу вечера механик Малинин, сменившись, вышел на палубу глотнуть свежело воздуха, да кстати и узнать, далеко ли отошли по курсу на вест. Из штурманов на вахте был третий помощник Васильев. Багровый диск солнца медленно шел к закату.

— Где мы? — спросил Малинин вахтенного помощника.

— Да вот,— отозвался Васильев.— скоро должен открыться Лавенсаари. Ну, как там дела у вас в машине?— Лед тяжелый, — сказал Малинин. То и дело останавливались!...

Солнце скрылось за горизонтом. Темнело. На ледоколе зажглись огни.

— Постойте, что это? — изумленно воскликнул Малинин, прислушиваясь.

На западе, со стороны Лавенсаарн, прогремел орудийный выстрел. Явственно послышался свист летящего снаряда. На некотором расстоянии от ледокола снаряд разорвался на льду.

— Чорт побери, — с досадой заметил Васильев, стараясь вглядеться в сумрачную даль: — Должно быть, практическая стрельба.

Все находившиеся наверху, были в недоумении.

— Ничего особенного, — успокаивал Кузьма Петрович товарищей: — Ведь батареи Лавенсаари наши, значит, надо только поскорее дать им знать...

Издалека грянул новый выстрел, и в том же месте, где в первый раз, метнулся алый отсвет вспышки, на мгновение озаривший темный горизонт. Впереди «Ермака» в старом следу поднялся фонтан от разрыва, на этот раз значительно ближе!

Теперь не оставалось ни малейшего сомнения, что по ледоколу били с дальнобойных батарей острова. Что бы это, однако, могло значить? На корабле началось движение. Люди выбежали на палубу, был отдан приказ остановить машину.

Новый выстрел — и опять разрыв! Снаряды ложились все ближе и ближе. Решено было до выяснения итти обратно, закрыть все огни.

— Конечно, это бьют по «Ермаку»,— сказал Малинин, снова вышедший на палубу, — только пристреляться не успели!

Совсем стемнело. Ледокол с потушенными огнями повернул назад. Но, очевидно, с острова заметили этот маневр, ибо огонь усилился.

«19.28. Снова с острова Лавенсаарн, — записано в вахтенном журнале, — произведено два выстрела по «Ермаку»: первый разорвался в воздухе по траверзу, второй не удалось проследить. 19.32. Третий выстрел. 20.00. Еще дано два выстрела. 21.50. Остановились на ночевку в ожидании телеграфного ответа...»

Только быстро наступившая темнота и извилистость канала, которым шел «Ермак», дали возможность уйти от обстрела. О случившемся немедленно сообщили по радио в Крон­штадт. По получении ответа выяснилось, что батареи Лавенсаари неожиданно захвачены белофиннами и немцами. По радио «Ермаку» были даны места батарей, указан радиус их обстрела и предложено прорваться в Гельсингфорс севернее маяка Соммерс вне обстрела лавенсаарских орудии.

На другой день, в субботу 30 марта, «Ермак» снова двинулся в направлении Гельсингфорса. Весь день ушел на упорную борьбу с тяжелыми льдами. Большие торосы и крупные нагромождения льда заставляли часто менять курс, выбирать более ровные поля со сравнительно слабым льдом. Временами корабль застревал, и приходилось прибегать к «полным перекачкам» с борта на борт (чтобы раскачать судно) и к ледяным якорям. В одной миле от Соммерса остановились на ночь.

Утро было чудесное, видимость отличная. Небо совершенно очистилось, солнце ярко сияло. Мощный лед был покрыт густым слоем снега, ослеплявшим своей яркой белизной. «Ермак» приготовился было тронуться в путь, как вдруг на льду показалась группа лыжников. Они бежали к ледоколу со — стороны маяка и усиленно жестикулировали, делая знаки остановиться.

Вахтенный в рупор спросил их, чего они хотят. Лыжники на финском языке потребовали свидания с командиром. Насколько удалось понять, это была белофинская депутация с Лавенсаари. Подозревая «Ермака» в провозе оружия революционно настроенным рабочим Гельсингфорса, белофинны настаивали, чтобы командир ледокола явился к их коменданту «для объяснений».

Это наглое требование белофиннов было оставлено без внимания, и ледокол двинулся в дальнейший путь, пробиваясь сквозь лед. Разъяренные белогвардейцы долго еще бежали вслед за «Ермаком» по льду, выкрикивая угрозы по адресу советского корабля:

—«Все равно «Ермак» в Гельсингфорс не попадет!!»

Ледокол продолжал медленно прокладывать себе путь. Вскоре открылся Гогланд. У северной его оконечности виднелись очертания какого-то судна, повидимому тоже ледокола, ибо какое иное судно могло очутиться в таком мощном льду? Это был, судя по всему, белофинский ледокол.

Когда «Ермак» приблизился к Гогланду на расстояние в 10 миль, на ледоколе, стоявшем у острова, сверкнули две яркие вспышки. Вслед за этим впереди «Ермака» на поверхности льда выросли два столба черного дыма!... Выстрелы следовали один за другим. Недолет — и снаряд разорвался в грядах ярко сверкающих торосов. Стрелял «Тармо», вооруженный немцами.

Ермаковцы сильно сокрушались, что из своих скорострельных «пушчонок» они с такой дистанции не могут открыть ответный огонь, чтобы проучить обнаглевшего врага. Ясно было, что белофинны стремились во что бы то ни стало принудить советский корабль вернуться обратно. Они готовы были его совсем уничтожить, лишь бы не допустить в Гельсингфорс на выручку русского флота.

— Эх, чорт возьми, обидно! — говорили матросы, стоявшие у борта «Ермака». — А у нас только пятиствольные скорострелки!...

— Утопят нас, проклятые, как пить дать, и не позволят даже подойти к ним на расстояние выстрела!

Тяжело было у всех на душе, досадно, что нельзя вступить в бой. Пришлось снова повернуть обратно...

— Все дело во флоте! — говорили ермаковцы, — Уж очень он лакомый кусок для немцев и белофиннов. Вот почему эти бандиты так упорно за нами охотятся!

Пред.След.