Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Пузырев В.П. Беломорская флотилия в ВОВ

Пузырев В.П.
Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне.
Воениздат, 1981

 cover.jpg

Пузырев В.П. БФ в ВОВ.djvu
(4.39 МБ) Скачиваний: 719
Содержание:

    От автора [3]
    Глава первая. Создание флотилии [5]
    Накануне войны [5]
    На военный лад [8]
    Для защиты Беломорья и Арктики [11]
    Глава вторая. Оборона внутренних путей сообщения и баз [20]
    Надежный заслон [20]
    Тяжелое противоборство [25]
    На беломорских коммуникациях [38]
    Глава третья. В арктических широтах [45]
    Для обороны района Новой Земли [45]
    Обеспечение безопасности навигаций [52]
    Глава четвертая. Проводка союзных конвоев [72]
    Курсом на Архангельск [72]
    В ледовых условиях [78]
    На помощь «PQ-17» [85]
    Самый большой конвой [97]
    Суда следуют в одиночку [103]
    Глава пятая. Верные славным традициям флота [111]
    Глава шестая. В условиях коренного перелома [119]
    Силы крепнут [119]
    Белое море — Кольский залив [127]
    Глава седьмая. На Северном морском пути [135]
    Обстановка осложняется [135]
    Перевод судов в Карское море [141]
    Противолодочная оборона конвоев [145]
    Борьба с минной опасностью [168]
    Завершающие операции [173]
    Глава восьмая. Суда идут в Белое море [182]
    Через ледовые поля [182]
    «Челночная» операция [190]
    В майские дни сорок пятого [194]
    Заключение [197]
    Хронология важнейших событий истории Беломорской флотилии [212]
    Руководящий состав Беломорской флотилии [220]

Пузырев В.П. Беломорская флотилия в ВОВ

На военный лад

Как известно, фашистская Германия, начиная войну против Советского Союза, не планировала активных действий своего военно-морского флота на Северном морском театре. Гитлеровское командование намеревалось быстро захватить Мурманск, Полярное, Кандалакшу ударами с сухопутных направлений. Даже «блокировать пролив, ведущий в Белое море, » Гитлер намеревался силами горнострелковых дивизий {1}. По плану «Барбаросса» к концу «восточной кампании» фашистские войска должны были выйти на линию Волга — Архангельск {2}.
К началу действий немецких и финских сухопутных войск на мурманском, кандалакшском и кестеньгском направлениях фашистское командование располагало в Заполярье ограниченными военно-морскими силами, получившими задачу обеспечивать безопасность морских коммуникаций горнострелкового корпуса «Норвегия». Однако уже в июле и августе 1941 г. в подкрепление 8 эскадренным миноносцам, нескольким соединениям тральщиков и сторожевых кораблей в Северную Норвегию были переброшены сначала 2, а затем еще 4 подводные лодки {3}, которые вместе с эсминцами и авиацией (230 боевых самолетов) развернули активные действия на советских морских коммуникациях и против военно-морских баз вплоть до северной части Белого моря. Задача этих сил
{1} «Совершенно секретно! Только для командования! ». М., 1967, с. 178.
{2} История второй мировой войны 1939—1945. М., 1974, т. 3, с. 236, 239.
{3} Rohwer J. U-Boote. Eine Chronik in Bildern. Oldenburg — Hamburg, 1962, S. 36.

[8]
была сформулирована в директиве ОКБ № 36 от 22 сентября 1941 г. — препятствовать подвозу оружия и продовольствия в Мурманск морским путем {1}. Позже они получили приказ вести также действия против союзных конвоев, направлявшихся в СССР и обратно.
В составе молодого Северного флота к началу Великой Отечественной войны было 8 эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 15 морских охотников, 15 подводных лодок, 116 самолетов {2}. Этих сил было недостаточно для решения боевых задач на огромных просторах Северного морского театра.
С началом войны в Архангельской области, как и в ряде других областей страны, было введено военное положение. В областном центре все функции органов государственной власти, связанные с обороной, поддержанием общественного порядка и государственной безопасности, передавались Военному совету Архангельского военного округа (командующий генерал-лейтенант В. З. Романовский, член Военного совета секретарь обкома ВКП(б) Г. П. Огородников). В соответствии с требованиями директивы Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г., изложенной позже в выступлении по радио Председателя Государственного Комитета Обороны И. В. Сталина, деятельность всех гражданских организаций и ведомств перестраивалась на военный лад. В Архангельске и других пунктах Беломорья развернулась большая работа по мобилизации в армию и па флот многих тысяч людей, переоборудованию в боевые корабли гражданских судов и формированию воинских частей.
Из Мурманска, находившегося в зоне активной деятельности вражеской авиации, в Архангельск в первые дни войны были переведены управление тралфлота и около 150 транспортных и рыболовных судов {3}. Из-за нехватки боевых кораблей суда совершали переход самостоятельно в условиях ледовой обстановки в северной части Белого моря. С прибытием на место многие из них становились к причалам заводов и мастерских для переоборудования в военные корабли, остальные переключались на перевозку военных и эвакуационных грузов. 15 судов во-
{1} «Совершенно секретно! Только для командования! », с. 334
{2} Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. М., 1974, с. 181.
{3} Головко А. Г. Вместе с флотом. М., 1979, с. 33, 43.

[9]
шли в состав формируемого транспортного отряда Беломорской военно-морской базы {1}.
Все переходы гражданских судов в море стали проводиться лишь по разрешению военно-морских штабов и, как правило, в сопровождении военных кораблей. В Белом море конвоирование было введено в августе. До конца года в составе конвоев здесь прошли 28 процентов всех судов.
Изменился характер деятельности гидрографической и гидрометеорологической служб. Все маяки на Белом и Баренцевом морях перешли на новый режим работы, а гидрометеостанции в Арктике стали вести наблюдение погоды в интересах Северного флота и действующих частей Красной Армии. В целях повышения скрытности переходов транспортных судов Белое, Баренцево и Карское моря были объявлены зоной радиомолчания.
В первые же дни войны началось формирование новых соединений и частей флота, отмобилизование гражданских судов. В Беломорской военно-морской базе создавались дивизионы минных заградителей и сторожевых кораблей, группа санитарных транспортов. В состав этих частей к 14 июля были призваны 8 рыболовных траулеров, 6 грузопассажирских пароходов, 15 мотоботов и дрифтеров, 5 речных судов. На морских подступах к Архангельску и на узловых пунктах Арктики дополнительно устанавливались береговые батареи. Формировались части связи, гидрографии, тылового обеспечения. Командиру БВМБ были подчинены 2 эскадренных миноносца, 49-я авиазскадрилья, 2-я авиагруппа {2} и 4-й морской пограничный отряд НКВД {3}.
27 июня 1941 г. командующий Северным флотом определил задачи БВМБ: во взаимодействии с силами Архангельского военного округа и Иоканьгской военно-морской базы (ИВМБ) не допускать противника в Белое море, вести разведку морского театра и обеспечивать плавание кораблей и судов в этом районе.
30 июля для обороны Новоземельских проливов, портов и станций в Арктике был сформирован Северный от-
{1} Кучепатов Ю. Н. Огненные мили. Архангельск, 1978, с. 12; ЦВМА, ф. 140, д. 8101, л. 6.
{2} 2-я авиагруппа (командир полковник И. П. Мазурук) была сформирована к 1 августа и насчитывала 14 самолетов.
{3} ЦВМА, ф. 11, д. 6196, л. 10; ф. 12, д. 6566, л. 1—3.

[10]
ряд {1}. Но включенные в его Состав «СКР-18» («Ф. Литке»), «СКР-19» («С. Дежнев»), «СКР-61» и «СКР-65» в то время еще находились на переоборудовании и вошли в строй лишь во второй половине августа.
ИВМБ была создана по приказу командующего СФ от 22 июня 1941 г. как маневренная база для обеспечения боевых действий кораблей флота по обороне подходов к Белому морю и как промежуточный пункт на пути между ним и Кольским заливом {2}.
Ее командиром был назначен командир 1-го Северного отряда погрансудов капитан 2 ранга Л. И. Дианов. Боевое ядро базы составили дивизион пограничных судов НКВД: сторожевые корабли «Жемчуг» («СКР-27»), «Рубин» («СКР-28»), «Бриллиант» («СКР-29») п «Сапфир» («СКР-30»), несколько береговых батарей и стрелковый батальон {3}. В последующем база была значительно усилена кораблями, отмобилизованными в Архангельске и Мурманске, и дополнительно установленными батареями.
Формирование частей и отмобилизование судов прикрывалось с моря подводными лодками «Щ-403» и «Щ-404», развернутыми штабом Северного флота у входа в Белое море.
{1} СССР в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Краткая хроника. М., 1970, с. 74.
{2} Центральный архив Министерства обороны СССР (далее — ЦАМО), ф. 363, оп. 6208, д. 35, л. 4.
{3} ЦВМА, ф. 41, д. 207, л. 1об.

Пред.След.