Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Пузырев В.П. Беломорская флотилия в ВОВ

Пузырев В.П.
Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне.
Воениздат, 1981

 cover.jpg

Пузырев В.П. БФ в ВОВ.djvu
(4.39 МБ) Скачиваний: 451
Содержание:

    От автора [3]
    Глава первая. Создание флотилии [5]
    Накануне войны [5]
    На военный лад [8]
    Для защиты Беломорья и Арктики [11]
    Глава вторая. Оборона внутренних путей сообщения и баз [20]
    Надежный заслон [20]
    Тяжелое противоборство [25]
    На беломорских коммуникациях [38]
    Глава третья. В арктических широтах [45]
    Для обороны района Новой Земли [45]
    Обеспечение безопасности навигаций [52]
    Глава четвертая. Проводка союзных конвоев [72]
    Курсом на Архангельск [72]
    В ледовых условиях [78]
    На помощь «PQ-17» [85]
    Самый большой конвой [97]
    Суда следуют в одиночку [103]
    Глава пятая. Верные славным традициям флота [111]
    Глава шестая. В условиях коренного перелома [119]
    Силы крепнут [119]
    Белое море — Кольский залив [127]
    Глава седьмая. На Северном морском пути [135]
    Обстановка осложняется [135]
    Перевод судов в Карское море [141]
    Противолодочная оборона конвоев [145]
    Борьба с минной опасностью [168]
    Завершающие операции [173]
    Глава восьмая. Суда идут в Белое море [182]
    Через ледовые поля [182]
    «Челночная» операция [190]
    В майские дни сорок пятого [194]
    Заключение [197]
    Хронология важнейших событий истории Беломорской флотилии [212]
    Руководящий состав Беломорской флотилии [220]

Пузырев В.П. Беломорская флотилия в ВОВ

Глава первая
СОЗДАНИЕ ФЛОТИЛИИ

Накануне воины

Районы советского Севера, располагающие большими запасами сырья, топлива и даров моря, имеют огромное народнохозяйственное значение. Освоение богатств заполярного края началось вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической революции, но особенно бурный характер оно приобрело в годы первых пятилеток. В этот период в Архангельске, Онеге, Мезени были построены мощные лесозаводы, началась разработка медно-никелевых руд и апатитов на Кольском полуострове, Воркутинского каменноугольного месторождения, залежей флюорита в районе Амдермы, высококачественного угля и медно-никелевой руды в Норильске, соли и угля в Нордвике. Все более расширялись лов рыбы и добыча морского зверя, пушной промысел и оленеводство.
В то время единственным средством, обеспечивавшим народнохозяйственные перевозки в Арктике, был морской транспорт. Для обеспечения ускоренного развития арктического судоходства на трассе от Белого моря до Берингова пролива в 1932 г. по решению Совета Народных Комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП). К концу 30-х гг. Северный морской путь превратился в постоянно действующую магистраль.
За предвоенные годы значительно выросли транспортный, рыбопромысловый и технический флоты Севера. Транспортные суда здесь были объединены в три пароходства: Северное (в Архангельске) п Мурманское государственные морские пароходства, входившие в систему Наркомата морского флота, и Архангельское морское аркти-
[5]
ческое пароходство, подчиненное Главному управлению Северного морского пути.
Арктическое пароходство располагало ледокольными судами и мотоботами. ГУСМП имело также самолеты полярной авиации и сеть гидрометеорологических и радиостанций на островах и побережье Арктики.
Промысловые суда входили в состав тралового флота Главсеврыбпрома (Мурманск), а портовые суда — в Севтехфлот.
К началу Великой Отечественной войны в составе всех этих пароходств и организаций насчитывалось 632 различных судна, в том числе 3 ледокола, 5 ледокольных пароходов, 93 грузопассажирских судна, 86 рыболовных траулеров, 332 мотобота {1}. Некоторые из них к тому времени находились в ремонте. Транспортные суда в основном были среднего тоннажа, грузоподъемностью до 4000 т. Рыболовные траулеры имели водоизмещение около 1000 т. Большинство транспортных и рыболовных судов работали на угольном топливе и были рассчитаны на каботажное плавание.
В связи с ростом морских перевозок и морского промысла значительное развитие получили Архангельский и Мурманский порты, связанные с центром страны железными дорогами. На берегу Белого моря возникли новые порты Беломорск и Молотовск (ныне Северодвинск), а в Арктике — Нарьян-Мар, Амдерма, Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси.
Коммунистическая партия и Советское правительство в условиях возрастания угрозы империалистической агрессии принимали меры по укреплению обороноспособности страны, в том числе ее северных морских рубежей.
В 1933 г. создается Северная военная флотилия. В 1937 г. она была преобразована в Северный флот (СФ). В Кольский залив с Балтики прибывали корабли и самолеты, на побережье строились береговые батареи и аэродромы, совершенствовалось базирование флота.
На Белом море до Великой Отечественной войны постоянных военно-морских сил не было, если не считать архангельского отделения Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН), частей гидрографической службы и 4-го морского пограничного отряда, располагав-
{1} Центральный военно-морской архив (далее — ЦВМА), ф. 140, д. 8101, л. 56.
[6]
шего небольшими сторожевыми катерами. Корабли Северного флота периодически приходили в Белое море для отработки задач боевой подготовки {1}. Для их снабжения в Архангельске был создан военный порт с небольшим штатом. Охрану побережья Белого моря несли части 15-й армии, составившей основу созданного в марте 1940 г. Архангельского военного округа {2}, и несколько прикрывавших вход в горло Белого моря береговых-батарей, которые входили в Беломорский укрепленный сектор (БУС) Северного флота.
Опыт финляндско-советского военного конфликта показал необходимость иметь на Белом море военно-морское оперативно-тактическое соединение для обеспечения в случае войны прикрытия перевозок в этом районе. Таким соединением явилась сформированная летом 1940 г. в Архангельске Беломорская военно-морская база (БВМБ). Ее командиром был назначен контр-адмирал А. А. Кузнецов, начальником отдела политпропаганды — полковой комиссар Ф. И. Демидов, начальником штаба — капитан 3 ранга П. М. Раздобудько. В состав базы вошли Беломорский укрепленный сектор, 81-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион, части связи, полуэкипаж, органы снабжения. Ей была оперативно придана 49-я авиационная эскадрилья Северного флота, располагавшая самолетами МБР-2. Боевых кораблей база не имела{3}.
Произошли некоторые изменения в организации противовоздушной обороны Архангельска. В феврале 1941 г. создается Северная зона ПВО, в состав которой наряду с Мурманским и другими районами противовоздушной обороны вошел Архангельский бригадный район ПВО {4}. Район Архангельска прикрывали 213-й отдельный артиллерийский зенитный дивизион и 1-я авиационная бригада (80-й среднебомбардировочный и 152-й истребительный авиаполки) {5} во взаимодействии с 81-м отдельным артиллерийским зенитным дивизионом.
Таким образом, в предвоенный период в районе Белого моря была значительно улучшена организация береговой
{1} Север, 1975, № 1, с. 74—75.
{2} Советская Военная Энциклопедия. М., 1976, т. 1, с. 294.
{3} ЦВМА, ф. 12, д. 18045, л. 25.
{4} Иноземцев И. Г. Крылатые защитники Севера. М., 1975, с. 8.
{5} Военно-исторический журнал, 1972, № 1, с. 79; ЦВМА, ф. 12, Д. 6566, л. 45.

[7]
и противовоздушной обороны. В случае войны артиллерийские батареи и авиация БВМБ во взаимодействии с частями Архангельского военного округа могли оказать противодействие силам противника при их попытках прорваться в Белое море или нанести воздушные удары по портам и самой базе.
Сформированные части Беломорской военно-морской базы послужили основой для развертывания в дальнейшем Беломорской военной флотилии.

Пред.След.