В некотором роде я смирился с судьбой, жалея где-то в глубине души, так и не стал летчиком. Жил увлеченно, любил свою профессию радиста. Летать приходилось много, с разными летчиками, набирался опыта, много занимался спортом, был счастлив. Шел 3-й год моей службы, в июне 1941 года должен был пойти в отпуск, т.к. Финская война не дала возможности побывать в отпуске. Настроение было приподнятое, рисовались картины того, как я буду отдыхать в родных Силищах — моем родном поселке. Собрал подарки для братишки и матери и уже мысленно был там. Но что-то постоянно тревожило. Временно мне отпуск отложили. Вскоре над Мурманском все чаще стали появляться немецкие самолеты. Мы понимали, что это разведчики.
Война началась внезапно. Выступление Молотова о вероломном наступлении Германии по радио потрясло всех. Угрюмые, бледные лица людей были озабочены, каждый думал о чем-то своем, о близких. Весь личный состав стал жить в землянках, которые стали строить. Начались интенсивные боевые полеты. Срочно проводилась реорганизация авиачастей. К началу войны я был уже опытный радист, поэтому приходилось ежедневно участвовать в 2-3-х вылетах с разными командирами. Меня называли по имени, отношение было дружеское. Я никогда не отказывался, зная, что от смерти не спрячешься. Конечно, было страшно, особенно в первые дни войны, при этом очень хотелось жить. Когда немцы стали активно наступать, тревога охватила больше обычного, но уверенность в нашей победе нас никогда не оставляла. Помню: лежишь на плоскости самолета в ожидании вылета и думаешь, когда и как будет выглядеть наша победа.
Потери у нас были большие. Очень большое было несоответствие наших и немецких самолетов. На аэродромах Северной Норвегии и Финляндии были сосредоточены авиационные соединения и части 5-го германского воздушного флота и ВВС Финляндии в составе двух эскадр бомбардировщиков, одной эскадры истребителей и нескольких групп самолетов специального назначения. Из 230 самолетов, которыми располагал враг, около 200 были по тому времени новейшими типа Ме-109, Ме-110, Ю-88, Хе-111.
Летные части были укомплектованы отборными летчиками, получившими боевой опыт в войне с Францией, Англией, Польшей, Грецией и Норвегией. Располагая 13 стационарными и оперативными аэродромами, противник возлагал на авиацию обеспечение действий своих сухопутных и военно-морских сил путем нанесения ударов по нашим войскам, базам, кораблям и аэродромам Северного флота. Авиация Северного флота использовалась главным образом в поддержке войск, отражавших наступление гитлеровцев на Мурманск. После стабилизации фронта ее усилия были направлены на защиту баз флота и морских (союзнических и наших) конвоев, которые имели особое значение — все перевозки в Заполярье производились только морским путем.
В связи с исключительной ролью авиации Северного флота в 1941-1942 гг. состав ее был значительно усилен. В июле 1941 г. с КБФ на Север была переведена эскадрилья самолетов СБ, в конце года сформирован полк истребителей «Харрикейн», а в январе 1942 г. флоту передан полк фронтовых бомбардировщиков Пе-3. В течение первого года войны на СФ было переведено пять авиаполков из резерва авиации ВМФ. В 1942-1943 гг. на Севере, несмотря на потери, поддерживался уровень 280-300 боевых самолетов.
Мне постоянно везло, смерть ходила рядом, но обходила стороной. Моя биография — частица истории моего поколения, на которое выпала вся тяжесть войны. Возможно, моим близким потомкам когда-то будет интересно.
С каким бы наслаждением, я прочел бы подобную биографию своего отца, дедушки, но к моему стыду я ничего о них не знаю, а жаль.