Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Кравченко Е. Д. Карпий В. М. С Антарктидой — только на «Вы»

 Записки летчика Полярной авиации-2.jpg
 Записки летчика Полярной авиации-1.jpg
Посвящается 50-летию отечественных исследований Антарктиды
Кравченко Е. Д. Карпий В. М.
С Антарктидой — только на «Вы»: Записки летчика Полярной авиации / Кравченко Е. Д., Карпий В. М. — М.: «Издательский дом «Парад», 2006. — 688 с.


Эта книга о мужестве и героизме, о верности долгу и высочайшем профессионализме, о победах и поражениях, одержанных летчиками отечественной Полярной авиации в небе Арктики и самого сурового, загадочного и жестокого материка Земли — Антарктиды. В книге нет ни одного вымышленного персонажа, ни одной выдуманной истории — в ней правда и только правда, рассказанная одним из самых выдающихся полярных летчиков страны Е. Д. Кравченко.
Каждый из читателей найдет в ней для себя то, что хочет, если ему близки такие понятия, как романтика, любовь к небу и высоким широтам, честь, совесть, дружба...
В этой книге собрана мудрость нескольких поколений авиаторов, служивших верой и правдой делу освоения высоких широт. В ней — пример того, как можно и нужно прожить свою жизнь...


УДК 91/882 ББК 26.89(0)/84(2Рос-Рус)
© В. Д. Кравченко, 2006 © В. М. Карпий, 2006 ISBN 5-8061-0068-5


  1. К читателям [3]
  2. Вместо предисловия [5]
  3. От авторов [7]
  4. Первая встреча [13]
  5. Прощание с иллюзиями [17]
  6. Посадка с неисправным шасси [21]
  7. Идем на «Восток» [25]
  8. В погоне за тенью [34]
  9. Ошибка на «Комсомолке» [38]
  10. Черная дыра [43]
  11. На одном крыле [48]
  12. Письма домой [55]
  13. «Золотая» осень [57]
  14. Пурга [59]
  15. Летим к Солнцу [61]
  16. Лыжи с фторопластом [65]
  17. О пользе труда [67]
  18. Со взрывчаткой на борту [69]
  19. Полет с красными лампочками [82]
  20. Остаемся на новый сезон [101]
  21. Минирую карниз [104]
  22. Домой! [105]
  23. Как все начиналось [109]
  24. Из воспоминаний М. И. Шевелева (1989 год) [109]
  25. Выбираю свой путь [113]
  26. Ледовая разведка [117]
  27. На поиск — с «мечтателем» [128]
  28. Из воспоминаний М. И. Шевелева [131]
  29. Уроки «стариков» [132]
  30. Из воспоминаний И. П. Мазурука [134]
  31. Хорошая работа [137]
  32. Из воспоминаний М. И. Шевелева [139]
  33. Взлет «по-полярному» [140]
  34. Избушки на курьих ножках [147]
  35. Из воспоминаний М. И. Шевелева [151]
  36. В Нагурской [151]
  37. Из воспоминаний И. П. Мазурука [153]
  38. На «бревне» [156]
  39. Возвращение [158]
  40. Сюрприз под Новый Год [165]
  41. Прощай, «Полярка» [168]
  42. Из архива Д. Ф. Островенко (1970 г.) [170]
    Письмо к Л. И. Брежневу [170]
  43. Из воспоминаний М. И. Шевелева [173]
  44. Будем жить [176]
  45. Из воспоминаний М. И. Шевелева [177]
  • Как менялись акценты [181]
  • По морям и океанам [185]
  • Инспекционный рейс [192]
  • Восток — дело тонкое [198]
  • Подарок судьбы [201]
  • Разлетаемся «по углам» [206]
  • «Грязное» топливо [208]
  • Загадка «Вилки» [214]
  • «Обь», чай и Москаленко [218]
  • День «икс» [221]
  • Спасение с «пересадкой» [223]
  • Хуже нет, чем ждать [224]
  • Обстоятельства — против нас [230]
  • Плотников и его эпопея [233]
  • «Зимовка» на зимовке [235]
  • Летчики-водопроводчики [238]
  • Трещина на «кабане» [239]
  • Фляжка из нержавеющей стали [246]
  • Когда дела идут и вкривь, и вкось [257]
  • Осечка [263]
  • Над хаосом [265]
  • «Гейзеры» в горах Страткон [269]
  • В пустыне [272]
  • Спасти человека [278]
  • Дурак с инициативой [298]
  • Потери [301]
  • Даешь «двадцать четвертую»! [302]
  • Загадка гибели Заварзина [307]
  • Авиацию «нельзя насиловать» [317]
  • Идем на помощь полякам [325]
  • По лезвию бритвы [328]
  • На бюрократических рельсах [330]
  • Удары судьбы [335]
  • Гости из Москвы [345]
  • Неожиданный подарок [349]
  • Решение на вылет [351]
  • В «плену» у капитана «Гижиги» [354]
  • Антарктический отряд: планы и перспективы [357]
  • Сюрпризы, сюрпризы [364]
  • Антарктическая легенда [376]
  • Удар в спину [414]
  • В отступление от правил [420]
  • Опять аврал [423]
  • Бери больше — вези дальше [430]
  • В лапах «ротора» [435]
  • Неоправдавшийся прогноз [439]
  • О бане [441]
  • В гостях у австралийцев [442]
  • Верь интуиции [444]
  • Рейс на купол «С»[447]
  • Без промежуточной посадки [450]
  • На финише [454]
  • «Играющий тренер» [456]
  • Странное назначение [461]
  • В ловушке [463]
  • Спасательная экспедиция [465]
  • Стоит ли лезть на рожон? [466]
  • Еще одна потеря [471]
  • Как мы «выпрыгнули» из реки [472]
  • "Песчинка" в космосе [475]
  • Рейс в неизвестность [479]
  • Гибель экипажа Петрова [487]
  • Ил-76ТД — первый визит [494]
  • Из дневников В. Карпия, участника первого сверхдальнего перелета Ил-76ТД из Москвы в Антарктиду [495]
  • Легких экспедиций не бывает [516]
  • На «Дружной-3» [530]
  • На охоту за «Дружными» [533]
  • Чудеса бухты Нурсель [536]
  • Прощание с «808-й» [540]
  • Встреча с министром [544]
  • Осталось три Ил-14 [557]
  • Годен. По индивидуальной оценке [565]
  • Театр абсурда [568]
  • Испытания «Чебурашки»[570]
  • Там, где никто не летал [571]
  • Тяжкий груз «Метелицы» [575]
  • Маховик раскручивается [578]
  • Пожар [582]
  • В гостях на «Халли-Бей» [587]
  • Неожиданный «гость» [589]
  • Героизм есть героизм [592]
  • О нашем «комиссаре» [598]
  • Неожиданное приглашение [599]
  • Во власти врачей [600]
  • Загадка Голованова [602]
  • Ил-14: легендарная эпопея завершена [610]
  • Вместо эпилога [615]
  • Командиры летных отрядов и их заместители в Советских и Российских антарктических экспедициях [619]
  • Иллюстрации (вклейка 1)
  • Иллюстрации (вклейка 2)

  • Спасение с «пересадкой»


    Но вернемся к «Оби». Сведения о своей работе Москаленко нам в «Молодежную» давал скупые, отрывочные, и лишь позже я узнал, что операцию, которую провели тогда мои товарищи, полярники, по-праву, без всяких прикрас, назвали сверхгероической. Эта оценка в равной степени относилась и к Москаленко с Заварзиным, и к Кошману, и к Волосину.

    Судно подошло в район «Мирного», но близко к берегу прибиться сквозь льды не смогло и стало у кромки припая далеко в море. Первоначальный план с работой через «Моусон» Москаленко отменил, они решили сразу перебросить людей с «Мирного» на «Профессора Зубова». Но подходящего ледового аэродрома, к которому могло подойти и судно, найти не удалось. Поэтому Москаленко с Заварзиным брали людей в «Мирном», уходили в океан и садились на «крыше» высокого столового айсберга. Только на нем нашли подходящую площадку, но очень короткую — длиной всего 900 метров. И вот ночью, в погодных условиях, хуже которых не придумаешь, они взлетали с «Мирного» и, найдя в океане этот айсберг, садились ему на «спину». А он высоченный, с отвесными стенами... Потом Кошман взлетал на вертолете со льдины возле судна «Наварин», шел на этот же айсберг, забирал пассажиров с Ил-14 и доставлял на льдину, с которой люди переходили уже на борт корабля. Этот «мост» работал, пока с «Мирного» не вывезли всех, кто должен был уходить на Родину. Они сняли с «Оби» и начальника зимовочной экспедиции П. К. Сенько, который позже прилетел к нам в «Молодежную» вместе с Москаленко.

    Айсберг этот стоял севернее горы Гаусберг, в районе восточного берега Западного шельфового ледника. Там часто откалываются огромные пласты, сползают в океан. Однажды в тех местах я нашел 15-километровый айсберг, ровный, как столешница, — садились мы на него. Но такие льдины обычно долго не живут, разламываются, пришлось уходить, хотя соблазн устроить на ней аэродром был. Она лежала на чистой воде и, если подходит зыбь, волной ее ломает. Айсберг, на котором работали Москаленко, Заварзин и Кошман, был высокий, столовый... Но утешения в этом мало. Со всех сторон — обрывы, а полоса длиной меньше километра. Значит, садиться надо было у самого края, чтобы хватило места для пробега Ил-14 и его остановки. А после выгрузки людей приходилось рулить к краю айсберга и взлетать с этого «стола», стены которого падают в океан. Но неизвестно, какой сюрприз в этот момент может подбросить Антарктида, каким будет скольжение лыж, откуда повернет ветер... И потом: ночь есть ночь, круговерть, снега, мороз... Ночная посадка на освещенный аэродром с бетонной ВПП дается не просто, а тут...

    Но иного выхода не было. На станциях «Мирный» и «Молодежная» скопился почти двойной личный состав — отзимовавшие специалисты и те, кто работал в сезонной экспедиции. К тому же с «Оби» всех лишних людей тоже забрали. Часть полярников вывезли корабли на Родину одним рейсом, остальные ждали «Обь», но она застряла. «Наварин» пошел ей на выручку. Перебрасывать людей с «Мирного» в «Молодежную», как мы планировали вначале, оказалось слишком рискованно. Лететь-то надо 2200 километров, ночью, в скверную погоду, ведь май — самое плохое время для полетов. Поэтому решение Москаленко перебросить всех, кто ждал отъезда домой, из «Мирного» на корабль было совершенно верным. Кто знает, что было менее рискованным — наш первоначальный план или тот, который Москаленко осуществил в «Мирном».

    А «Обь»? Будь моя воля, я удостоил бы самых высших наград и ее капитана, и весь экипаж.

    Пред.След.