Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Всеволод Васнецов. Под звездным флагом "Персея"

 обложка.jpg
  1. От редактора(В. И. Черныш, кандидат военно-морских наук)
  2. Вместо предисловия
  3. Глава 1. Шум ветра всколыхнул воспоминания
    Московская весна 1921 года. Разговор с А. А. Шорыгиным. Декрет В. И. Ленина. Знакомство с И. И. Месяцевым. Подготовка к экспедиции. Косинская биологическая станция. Рынок на Земляном Валу. Моя первая трубка.
  4. Глава 2. Первая экспедиция Плавучего морского научного института.
    Сборы и долгий путь в Архангельск. Городской рынок и моя вторая трубка. У Соборной пристани. На "Соловье Будимировиче". Структура Плавморнина и задачи. Программа работ первой экспедиции. К 47-му меридиану. На Новой Земле. "Малыгин" с караваном судов Сибирской хлебной экспедиции. В Москву.
  5. Глава 3. Постройка экспедиционного судна "Персей" .
    В лайском доке. Кладбище кораблей. Рассказ Месяцева. Механики Волков и Елезов испытывают главную машину. Звездный флаг. Техническое описание судна. Пробный рейс.
  6. Глава 4. Первое экспедиционное плавание в 1923 году.
    Маяк СД. Капитан "Персея" П. И. Бурков. План работ экспедиции. Первая встреча со льдами. Земля Франца-Иосифа на горизонте. Уголь кончается. На юг под парусами. Стоянка в губе Белушьей. Встреча с г/с "Мурман". Тыко Вылка. В Архангельск.
  7. Глава 5. Плавания в 1924 году.
    План работ летнего плавания. Закупка мяса. Корабельные котята. Губа Белушья. Губа Пырья. В Кандалакшском заливе. Шторм на баре Северной Двины. Осеннее плавание и его программа. Гибель "Девы". Разрез по 41-му меридиану. В тяжелых полярных льдах. Поиски пресной воды на Земле Короля Карла. Остров Надежды. Моя четвертая трубка. Впервые в Стур-фьорде. Заявочные столбы на уголь. Моя пятая трубка. В Екатерининской гавани на Мурманской биологической станции. Мурманск в 1924 году.
  8. Глава 6. Три экспедиции в 1925 году.
    Мурманская и Кильдинская банки. Снова на Шпицберген. Самый северный город Европы - Вардё. Стурфьорд. Высадка береговой партии. Лагерь и работы на берегу. В Исфьорде. Осень в Печорском море. Обследование южного берега Новой Земли. В губе Новой и Заблудящей. Встреча с Р. Л. Самойловичем. Домой.
  9. Глава 7. Пятилетие Плавморнина и плавания в 1926 году.
    Океанографические работы в Белом море и Чешской губе. Осеннее плавание в Крестовую губу. Горбовы острова. Избушка на острове Заячьем. Путь к Земле Франца-Иосифа опять закрыт. В тяжелых льдах. Обследование заливов Северного острова Новой Земли. Трал на винте. Рождение айсбергов. Я окончил МГУ.
  10. Глава 8. Плавания в Баренцевом море в 1927 году.
    Весенние гидрологические работы и разведка кромки льдов. В центре Баренцева моря тяжелые льды. Корпус поврежден, появилась течь. Бочка масла в море. Ремонт судна в Екатерининской гавани. Осенняя экспедиция в Карское море. Погибшее судно в Петуховском Шаре. Карское море. Маточкин Шар и встреча с Э. Т. Кренкелем. На мысе Желания. Домой под парусами. Шторм на Северной Двине.
  11. Глава 9. Океанографические работы в 1929-1931 годах.
    Старинный чемодан с письмами. Реорганизация Плавморнина и создание ГОИНа. Круглогодичные плавания. Развертывание широких научно-промысловых исследований. Тысячная станция. Земля Франца-Иосифа опять окружена льдами. Начало зимних плаваний. Батиметрическая карта Баренцева моря. Открытие Медвежинской банки. Пожар на корабле. Встреча Нового года в струе Гольфстрима. Ледообразование на центральном мелководье. Продолжение зимних исследований. Распределение стад тресковых в Баренцевом море. Гусиная банка. Принцип научно-промысловых исследований и их итоги.
  12. Глава 10. Второй международный полярный год.
    Распределение работ между странами и доля участия "Персея". Ураган в Мурманске. Маршрут экспедиции. Практикантка. Разрез Нордкап - мыс Южный. Исфьорд. Отступление от Семи Островов. Аврал по разгрузке угля. В гостях у консула. Попытка обогнуть Шпицберген с востока. У острова Белого. Разрез Шпицберген - мыс Желания. Океанографические работы в Карском море. У зимовщиков Матшара.
  13. Глава 11. Продолжение работ по программе 2 МПГ в 1933 году.
    Январское плавание. Жестокий шторм у Нордкапа. Возвращение в Мурманск. Смерть отца. Весенняя экспедиция. Под Нордкапом. Разрез на остров Медвежий. Высадка и встреча со старыми знакомыми. Разрез на мыс Южный. Бесплатный уголь в Исфьорде. Впервые советский исследовательский корабль в Гренландском море. Тяжелые льды Восточно-Гренландского течения. Домой под парусами.
  14. Заключение
  15. Примечания редактора
  16. Краткие биографические справки

Васнецов Всеволод. Под звездным флагом «Персея». Воспоминания. Л., Гидрометеоиздат, 1974 г. 278 с. ил.

Автор книги-старейший советский океанограф был одним из первых сотрудников созданного по декрету В. И. Ленина полвека назад Плавучего морского научного института. В. А, Васнецов делится воспоминаниями о создании института об участии в арктической экспедиции 1921 года на ледокольном пароходе "Малыгин", о строительстве и плаваниях первого в СССР научно-исследовательского судна "Персей".
Литература об Арктике почти не сохранила следов о том далеком и трудном времени. Книга восполняет этот пробел. Она иллюстрирована многочисленными фотографиями, сделанными автором, а также репродукциями с картин новоземельского художника Тыко Вылка и участников экспедиций В. М. Голицына и В. А. Ватагина, никогда не публиковавшимися ранее.
Книга представляет интерес для широкого круга читателей

От редактора

В книге Всеволода Аполлинарьевича Васнецова в увлекательной форме рассказывается об одном из наиболее интересных и вместе с тем мало освещенных в литературе периодов развития, а точнее сказать, становления и развития, отечественной науки о море.
В 1921 году по указанию Владимира Ильича Ленина был создан Плавучий морской научный институт (Плавморнин). С созданием Плавмориииа началось систематическое и планомерное исследование советских северных морей, которое более пятидесяти лет целенаправленно продолжают советские океанологи. "Вот почему дату подписания Владимиром Ильичём Лениным декрета Совета Народных Комиссаров о создании Плавморнина - 10 марта 1921 года - принято считать днем рождения советской океанологии.
В конце прошлого и начале этого века морские экспедиции, хоть их материалы и представляли большой научный интерес, в основном ограничивались описательной стороной вопроса, т. е. производством океанографических наблюдений главным образом в приповерхностном, "навигационном", слое, и охватывали в географическом и климатическом отношении районы и сезоны, в которых работали. Кроме того, в этих экспедициях, как правило, использовались различные методики, что крайне затрудняло, а в ряде случаев делало невозможным сравнение наблюдений экспедиций. Это привело к тому, что в 1899 году был создан Международный Совет по изучению морей (от России в него вошел замечательный мореплаватель и ученый вице-адмирал Степан Осипович Макаров). Главной задачей Совета было изучение морских промыслов и охрана естественных богатств моря от хищнического истребления. Но поскольку существование морских организмов определяется условиями среды, в которой они обитают, то естественно, что важно было организовать комплексное изучение всех процессов (физических, химических, биологических, геологических), происходящих в море, а также процессов взаимодействия атмосферы и океана, причем по единой методике наблюдений. Для того чтобы обеспечить сравнимость результатов наблюдений, а также изучение сезонной изменчивости океанологических характеристик, Международный Совет по изучению морей предложил производить измерения на "стандартных горизонтах", а также на "стандартных разрезах". Предполагалось, что сезонный ход океанологических элементов можно выяснить, если проводить систематические наблюдения в каждый из четырех сезонов года. В Баренцевом море "стандартные разрезы" были намечены от Кольского залива по 33°30 в. д. (кольский меридиан) на север до 75° с. ш, а затем на юго-восток до Гусиной Земли (Новая Земля) и оттуда к Кольскому заливу. Разрез по Кольскому меридиану пересекал приблизительно перпендикулярно Нордкапское течение. Изучение изменчивости теплового содержания этого течения имело первостепенное значение, так как оно оказывает влияние на тепловой режим Баренцева моря и более восточных районов Полярного бассейна, а следовательно, на условия рыболовства и ледовитость.
Приоритет в проведении комплексных океанологических исследований принадлежит России. На впервые в мире построенном для этого и специально оборудованном корабле "Андрей Первозванный" в 1899 году была организована Мурманская научно-промысловая экспедиция, работавшая до 1902 года под руководством Николая Михайловича Книповича, Эта экспедиция впервые провела комплексные океанологические наблюдения, имевшие целью научное обслуживание морских промыслов. В результате обобщения ее материалов, дополненных другими рядами наблюдений, в частности данными С. О. Макарова, полученными во время плавания на ледоколе "Ермак", Н. М. Книпович в 1906 году издал капитальный труд "Основы гидрологии Европейского Ледовитого океана", положив начало промысловой океанологии,
В дальнейшем в северных морях проводились лишь отдельные, как русские, так и иностранные, экспедиции, не связанные между собой единым исследовательским планом.
После Великой Октябрьской социалистической революции начались систематические, подчиненные единому плану исследования Мирового океана, основы которых были положены исследованиями Плавморнина на первом советском экспедиционном корабле "Персей".
1921 год. Только что отгремели залпы гражданской войны. Голод и разруха терзали молодую Советскую республику, едва начавшую залечивать раны, нанесенные ей войной и интервенцией. В это тяжелое для Советской России время сквозь разруху и голод Владимир Ильич Ленин видел огромные перспективы в хозяйственном и промышленном освоении необъятных просторов Севера России и богатств наших северных морей. В европейской части России все обострялся голод, в Сибири же скопились большие запасы хлеба, вывезти который (из-за разрухи на железнодорожном транспорте) можно было лишь морским путем, через порты Карского моря, расположенные в устьях Оби и Енисея. Хозяйственное освоение северных районов России имело и политическое значение. Империалистические державы не только хищнически эксплуатировали богатства наших северных морей, но и делали попытки проникнуть на наши северные острова, создать свои торговые базы и вывозить пушнину и другие предметы экспорта.
Однако народнохозяйственное освоение Севера России нельзя было осуществить без проведения в этих районах широкого комплекса научных исследований. А для этой цели необходимо было специально оборудованное экспедиционное судно, приспособленное для плавания во льдах. Таким судном и был "Персей" - первенец советского научно-исследовательского флота.
С именем "Персея" связана целая эпоха в развитии советской океанологии. Отличительной чертой всех экспедиций на "Персее" была их целенаправленная комплексность - в них участвовали одновременно океанологи, гидробиологи, гидрохимики, геологи и др. На "Персее" плавали такие выдающиеся представители отечественного мореведения, как Иван Илларионович Месяцев,
Николай Николаевич Зубов, Василий Владимирович Шулейкин, Лев Александрович Зенкевич, Вениамин Григорьевич Богоров, Мария Васильевна Кленова, Александр Александрович Шорыгин, Алексей Дмитриевич Добровольский и д-р. Для нас, тогда студентов и молодых научных сотрудников, плавания на "Персее", а также работа на Мурманской биологической станции явились своеобразным университетом. Мы приобрели не только практический опыт и теоретические знания, постоянно общаясь с учеными - представителями всех областей науки о море, но и любовь к морю, сохранившуюся на всю жизнь.
В морях Северного Ледовитого океана с 1923 по 1941 год "Персей" совершил 84 научных экспедиции и проделал с океанографическими работами более 100 тысяч морских миль (что соответствует по расстоянию почти пятикратному обходу вокруг земного шара по экватору), пробыв в море в общей сложности более 2000 суток (почти 6 лет!). Девять раз побывал "Персей" в районе Шпицбергена, пять раз подходил к Земле Франца-Иосифа, двенадцать раз - к Новой Земле, обогнув ее с запада на восток и с востока на запад. Он обогнул остров Ян-Майен в Гренландском море и почти достиг берегов Гренландии. Были проведены многочисленные серии разрезов по Кольскому меридиану и собран обширный материал об изменчивости теплового режима Нордкапского течения. Эти данные позволили советским океанологам установить связь между тепловым режимом Нордкапского течения и общей циркуляцией атмосферы, разработать научно обоснованную методику ледовых прогнозов, а также рыбопоисковых исследований. Вот почему можно с полным правом говорить, что "Персей" являет собой эпоху в отечественной науке о море. И не случайно все пятьдесят лет на мачтах исследовательских кораблей Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) развевается звездный флаг "Персея" как символ преемственности работ Плавморнина и дань памяти легендарному кораблю, "Персей" погиб в 1941 году во время Великой Отечественной войны. Сохраняя старую морскую традицию-присваивать кораблям имена их героических предшественников, на севере, неся на своей мачте звездный флаг "Персея", плавает новый научно-исследовательский корабль "Персей-2".
Автор книги "Под звездным флагом "Персея"" Всеволод Аполлинарьевич Васнецов является не только одним из энтузиастов создания Плавморнина и "Персея", но и одним из тех, кто принимал участие в строительстве "Персея" и впоследствии неоднократно возглавлял на нем научные экспедиции. Всеволод Аполлинарьевич Васнецов на основе богатого фактического материала (личных дневников, архивных документов) написал интересную и очень полезную книгу о событиях и фактах, живым свидетелем и участником которых он был. Несомненно, что книга о "Персее" - увлекательный и правдивый рассказ об освоении советских арктических морей - не только заинтересует массового читателя, но и безусловно будет иметь большое воспитательное значение для молодежи.
Неумолимо бегущее время безжалостно сократило круг лиц, стоявших у истоков советской науки о море, вот почему особенно ценно свидетельство об этой эпохе одного из энтузиастов и основоположников советской океанологии, каким является Всеволод Аполлинарьевич Васнецов.
Мировой океан бороздят сейчас такие корабли науки, как "Профессор Зубов", "Профессор Визе", "Академик Курчатов", "Космонавт Юрий Гагарин" и др, представляющие собой прекрасно оборудованные плавучие научные институты, но нельзя забывать, что первым советским океанографическим кораблем был маленький деревянный "Персей", имя которого занесено на страницы истории советской океанологии и память о котором должна сохраниться.
В июне 1973 года исполняется 50 лет с тех пор, как "Персей" под руководством Ивана Илларионовича Месяцева вышел в свою первую научную экспедицию, и хочется с удовлетворением отметить, что Гидрометеорологическое издательство выпуском в свет книги Всеволода Аполлинарьевича Васнецова "Под звездным флагом "Персея" отметило полувековой юбилей этого замечательного исторического корабля.

В. И. ЧЕРНЫШ, кандидат военно-морских наук

Пред.След.