Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Бартль Станислав, Чехословаки в Арктике

ЧЕХОСЛОВАКИ В АРКТИКЕ. Станислав Бартль.
Летопись Севера. Том 4, 1964 г., с.87-96


Долю чехословаков в исследовании Арктики нельзя, конечно, сравнивать с тем, что сделали для изучения и освоения этой области народы, территория которых включает полярные области или соприкасается с ними. Это прежде всего русские, а также англичане, американцы, норвежцы и некоторые другие. Но чехам все же принадлежит определенное место в истории освоения Севера. Хотя мы не предпринимали самостоятельных исследований, представители чешского народа активно участвовали в ряде выдающихся экспедиций, организованных другими государствами. Наши ученые стремились и другими, способами обогатить знания человечества об Арктике. В длинном перечне тех, кто посвятил свои лучшие силы, мужество и ум этому большому и сложному делу, кто отдал в схватке с белыми тайнами Севера! самое ценное, что у них было, —свою жизнь, мы находим и чешские имена.
Эта статья является первой попыткой обобщить сведения о работе чехословаков в Арктике. Она отнюдь не претендует на полноту. Необходимы поиски в архивах и специальные исследования, чтобы нарисовать картину более точную и исчерпывающую. Порой характерные чешские фамилии в списке членов той или иной экспедиции подсказывают, что и здесь, вероятно, работали люди чехословацкого происхождения. Но это и все, что мы пока знаем. Мало что известно о чешских миссионерах, которые работали в Канаде и Гренландии с половины XVIII века и которые составили книгу «История Гренландии» [7].
Пусть же короткий перечень того, что сегодня известно о деятельности чехов в Арктике, проложит путь будущим исследованиям.

МЕХАНИК САМОЛЕТА СССР— Н-169

Проблема освоения Северного морского пути живо интересовала молодого чешского ученого доктора В. Войтеха. Но его первое полярное путешествие состоялось не в Арктику, а в Антарктику в 1928 году. В последние минуты перед отправлением в путь южнополярной экспедиции Бэрда его приняли в состав экспедиции вначале в качестве кочегара, позже моряка и каюра. Но даже на дальнем юге его не покидали мысли об Арктике.
Из Новой Зеландии он писал в Прагу:
«Меня манит Сибирь. Вопрос о Северо-восточном проходе, который является морским выходом Сибири в Европу и также в Америку, привлекает внимание уже нескольких поколений. Северо-восточный проход — это самый выгодный и самый дешевый морской торговый путь для Сибири. Бесконечные лесные, меховые, минеральные и сельскохозяйственные богатства Сибири легче всего доступны с Севера».
Дальше В. Войтех писал о необходимости изучать ледяной покров арктических морей, о возможности организации авиационной, метеорологической и радиотелеграфной службы на трассе Северного морского пути. Свое письмо он закончил словами:
«Эти края меня тянут, и я, вероятно, после возвращения из экспедиции Бэрда не усижу долго дома» [1].
К сожалению, В. Войтех не смог сотрудничать в этом большом деле.
Летом 1932 года, в то самое время, когда по Северному морскому пути впервые судно прошло за одну навигацию из Атлантического океана в Тихий (1), В. Войтех трагически погиб недалеко от своего родного дома.

Мечту В. Войтеха довелось осуществить другому молодому чеху — Яну Бржезину (Brezina). Он родился в 1914 году в городе Колин. Родители Бржезины в годы мирового экономического кризиса не могли найти работу в капиталистической Чехословакии и в 1930 году переехали в Советский Союз [5]. Молодой Ян начал работать на одном авиационном заводе под Прагой и учиться на авиамеханика. В СССР он остался верен любимой профессии. Бржезина окончил авиационное училище и потом несколько лет работал на заводе. На родине в Колине Бржезина вступил в члены Коммунистической партии Чехословакии, в СССР его приняли в ряды ВЛКСМ, а в 1932 году он стал членом ВКП(б). Работая в агитэскадрилье имени Максима Горького, он участ-вовал в ряде полетов по Советскому Союзу (над пустыней Каракумы он налетал 300 часов).
После этого Бржезина перешел в полярную авиацию Главсевморпути. И тогда молодой чех дождался большого события в своей жизни: в 1937 году его включили в число тех, кто под руководством О. Ю. Шмидта должны были высадить первую дрейфующую станцию на Северном полюсе. Он стал механиком четырехмоторного самолета СССР — Н-169, командиром которого был И. П. Мазурук.
В мае 1937 года начался этот исторический полет. Из Москвы через Холмогоры, Нарьян-Мар и Маточкин Шар воздушная экспедиция добралась до острова Рудольфа на Земле Франца-Иосифа. Оттуда начался штурм полюса, закончившийся созданием на дрейфующих льдах исследовательской станции И. Д. Папанина.
После возвращения экспедиции Ян Бржезина был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1937 году в Праге была издана его книга «Путь на Северный полюс», к сожалению, довольно отрывисто и неполно описывающая историческую экспедицию, в которой он сотрудничал [4].
Дальнейшая судьба Яна Бржезины мне неизвестна.


(1) Речь идет о походе «Сибирякова». — Ред.

Пред.След.