Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Минеев А.И. Из записок военных лет

А.И. Минеев. Из записок военных лет. Летопись Севера. Том 4, 1964 г., с.38-55. Том 5, 1971 г., с.93-113.
Автор этих записок — Ареф Иванович Минеев — в годы Великой Отечественной войны был начальником морских операций арктического флота в западном секторе Северного морского пути. Такая организация управления морскими сообщениями, созданная еще до войны, обеспечивала бесперебойный ход навигации, обслуживание ее ледоколами, авиаразведкой, прогнозами погоды и ледовой обстановки. Все суда с момента их выхода из базовых портов находились под неусыпным контролем штаба морских операций.
Работники Советской Арктики в тесном взаимодействии с Северным флотом успешно осуществили поставленную перед ними задачу: они не позволили гитлеровцам вывести из строя Северный морской путь и во все годы войны обеспечили по нему бесперебойную перевозку оборонных и народнохозяйственных грузов.
Записки А. И. Минеева правдиво рассказывают о героическом труде советских полярников в суровые годы войны и в этом смысле значительно дополняют ранее изданные работы (см. литературу). — Ред.


СПУСТЯ ШЕСТЬ ЛЕТ

Одну из тайн фашистов удалось расшифровать лишь спустя шесть лет после окончания войны. Но, по-видимому, вся эта история была подготовлена германской разведкой еще в 30-е годы.

Известно, что еще власти Веймарской республики исподволь готовились к реваншистской войне за ликвидацию Версальского договора. Есть основание думать, что к сбору необходимых материалов была привлечена немецкая часть Международного общества «Аэроарктик», работавшая в Берлине. В 1931 г. это общество организовало экспедицию на дирижабле «Граф Цеппелин» в районы Советской Арктики. Наряду с другими исследованиями в полете велась аэрофотосъемка. По договору один экземпляр всех экспедиционных материалов должен был поступить в распоряжение советских полярников. Однако, когда материалы экспедиции были обработаны и предъявлены к передаче, выяснилось, что материалы аэрофотосъемки по Земле Франца-Иосифа, включая острова Земля Александры и Земля Георга, отсутствуют. На запросы наших представителей немцы сообщили, что аэрофотосъемка Земли Франца-Иосифа не полу-чилась, поэтому материалы не могут быть представлены.

Картографические представления об этой части Земли Франца-Иосифа оставались на старом неверном уровне. Сами мы до Великой Отечественной войны исследований на Земле Франца-Иосифа почти не проводили.

И вот кончилась Великая Отечественная война. Шесть лет спустя было решено создать на Земле Александры аэродром для полярной авиации. Мысль об этом возникала, правда, еще в 1937 г., когда И. П. Мазурук и В. И. Аккуратов зимовали на Земле Франца-Иосифа.

Посадочная площадка для полярной авиации на Земле Александры была необходима для надобностей ледовой разведки. С точки зрения ледовой разведки особенно удобно было, что в западной части архипелага лед раньше вскрывается и позднее становится.

Проектная организация Главсевморпути «Арктикпроект» послала на остров в 1951 г. изыскательскую партию под начальством Топоркова. Ледокольный пароход «Дежнев» подошел к заливу, лежащему между Землей Георга и Землей Александры. Восточная и западная части Земли Александры были покрыты льдом. Пространство между сопками оказалось низменным и вдавалось далеко внутрь острова, образуя закрытую со всех сторон бухту, получившую позднее наименование «залив Дежнева». Лед в проливе и бухте уже был взломан, но акватория еще не очистилась. Берег Земли Александры был блокирован льдом, и только в одном месте, неподалеку от края восточного ледника, виднелся кусок берега, чистого ото льда. Здесь судно подошло к берегу и начало разгрузку.

На берег вышли Топорков и его сотрудники. И тут неожиданно они наткнулись на остатки строений и разбросанные по косе вокруг строений различные вещи.

Первое же знакомство с находками показало, что это остатки станции, тайно организованной немцами во время войны. Сохранились четыре или пять блиндажей, два из них офицерских. Они представляли собой бревенчатые рубленые постройки, примерно на одну четверть высоты заглубленные в грунт. Стены и крыши блиндажей были закамуфлированы. Крыши были выкрашены белой масляной краской. Не удивительно, что Станцию не обнаружили многие пролетавшие здесь ледовые разведчики. Вокруг блиндажей был открыт окоп с несколькими пулеметными и минометными гнездами, пригодный для круговой обороны. При осмотре полярники нашли несколько десятков пистолетов, несколько автоматов, пулеметы, два мелкокалиберных миномета и большое количество боезапасов ко всем видам оружия.

В момент находки блиндажи на треть или половину их внутренней высоты были заполнены наледями.

Вокруг блиндажей было брошено много разного рода военных уставов, в том числе секретных и совершенно секретных. В одном из блиндажей лежали журналы метеорологических наблюдений и несколько зондов. Следовательно, на станции велись аэрологические наблюдения. Нашлось несколько иллюстрированных журналов, а на стене одного солдатского блиндажа висела стенная газета, выпущенная в 1944 г. Никаких политических статей в газете не было, ее заполняли довольно глупые лирические стишки, юмор, шутки и шаржи друг на друга. Газета именовалась «Зондер поляр айнц», т. е. «Особая полярная первая». Было ли это наименованием станции или только заголовком газеты, неизвестно.

Плавучие средства станции состояли из одной небольшой шлюпки с подвесным мотором. На станции находилось, по-ви-димому, несколько десятков человек.

Станция имела мощную рацию. Постоянной мачты для подвески антенны не было, ее снимали каждый раз по принципу журавля.

Когда была создана станция, установить не удалось. Можно лишь предположить, что это случилось, когда блицкриг провалился, а на севере пошли первые караваны с грузами ленд-лиза. В это именно время фашистское командование должно было убедиться в трудностях управления своей торпедоносной и бомбардировочной авиацией, базирующейся на аэродромах севера Норвегии. Хотя в руках фашистов был север Норвегии, все же перемещение воздушных масс к северу от Норвегии оставалось неизвестным, а это лимитировало полеты воздушных пиратов. Требовалось создать хотя бы одну станцию на севере.

Вероятно, станцию построили летом—осенью 1942 г. Возможно, что немецкие военно-морские власти произвели рекогносцировку района с одного из рыболовных траулеров, промышлявших треску в Баренцевом море еще до войны, а при постройке станции имели готовый проект.

Время эвакуации станции можно датировать по стенной газете, изданной в самом конце 1944 г. Можно предположить, что станция прекратила свое существование в начале 1945 г.

Находки показывают, что эвакуация происходила с лихорадочной поспешностью. Многое было брошено, в том числе секретные документы и оружие. Фашисты не успели уничтожить или заминировать оставляемое жилье, механизмы, склады с продовольствием.

Есть основания думать, что за персоналом станции прилетел самолет типа «Кондор». Он мог взять только людей, а на остальное не хватало грузоподъемности. Возможно, что сама посадка была неудачной, так как из двухколесной пары, расположенной тандемом, вышло из строя одно колесо. Во всяком случае на косе, недалеко от станции, было найдено самолетное колесо типа, употребляемого на самолетах «Кондор». Такое летное происшествие еще более усилило лихорадку эвакуации.

На протяжении всей войны фашисты держали Северный морской путь под своим пристальным вниманием. Уже после войны стало известно, что немцы ежегодно направляли в Карское море значительные силы: в 1942 г. — тяжелый крейсер и две подводные лодки, в 1943 г.—11 подводных лодок, в 1944г.— шесть подводных лодок.

Пиратам удалось потопить несколько наших судов с грузами и людьми, обстрелять и сжечь несколько полярных станций. Арктика в общей сложности потеряла за войну триста или четыреста полярников и членов их семей. Но планы фашистов были сорваны. В Арктике, как и по всей советской земле, вторжение фашистов встретило героический отпор. Советские полярники в трудную военную пору проявили стойкость, мужество, высокое сознание своего патриотического долга. Это и обеспечило бесперебойную работу Северного морского пути и выполнение им всех заданий Родины.

Пред.След.