Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Вехов Н. В., "Земля Императора Николая II"

Научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения «Гангут», № 33,34/2003


 ganhut-33-01.jpg
Экспедиционные суда «Ваигач» (справа) и «Таймыр» в устье реки Анадырь, На них участник исследования Северного Ледовитого океана 4 сентября 1913 года открыли новый архипелаг, названный ими Землей Императора Николая II (ныне Северная Земля)
В сентябре 1913 года было сделано самое выдающееся географическое открытие XX века. На границе между Карским и Сибирским (так в то время называлось море Лаптевых) морями, севернее мыса Челюскин, Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана обнаружила ранее не известные острова. Новооткрытые острова составляли значительный по протяженности архипелаг, уходивший далеко на север — от оконечности полуострова Таймыр к кромке полярных льдов. В России в этот год широко праздновалось 300-летие Дома Романовых, и эти острова назвали Землей Императора Николая II, а несколько ее географических объектов получили имя Цесаревича Алексея.

Прошло уже почти 90 лет со времени этого крупнейшего географического открытия в северном полушарии в прошедшем столетии. Но до сих пор большинству соотечественников мало известны как его история, так и основные действующие лица.

Открытие Земли Императора Николая II явилось результатом героических усилий моряков и офицеров, руководителей Главного гидрографического управления Морского министерства и предопределялось всем ходом отечественной истории на рубеже XIX и XX веков. Хронология событий внутренней и международной жизни России, начиная с 1870-х годов, говорит о том, что интерес государства к нашим северным окраинам, к организации Северного морского пути был постоянным, но решиться на их широкомасштабное освоение и изучение ни сил, ни средств не было.

Начавшееся хозяйственно-экономическое освоение Сибири, особенно ее южных районов, открытие здесь крупных месторождений полезных ископаемых, рост населенных пунктов и развитие сельского хозяйства, интенсивный поток товаров через Забайкалье в Китай и обратно требовали установления кратчайшего пути в Европу. До конца XIX века основной грузопоток из Европы на Дальний Восток, в Азию и обратно осуществляя через Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Но экономически было не выгодно доставлять обходным путем полезные ископаемые, сельхозпродукцию и другие товары с нашего Дальнего Востока или закупленные в Восточной Азии в европейскую часть России. У отечественных предпринимателей не было столь значительных средств, чтобы фрахтовать зарубежные суда для перевозки товаров по этому маршруту; кроме того, перевозимые товары дорожали при этом в несколько раз. Удаленные сибирские и дальневосточные окраины Российской империи, представлявшие собой потенциальный регион нового освоения с огромными запасами природных ресурсов и перспективной сырьевой базой, имели важное военно-стратегическое значение и нуждались в надежной защите. Усиление же близ восточных рубежей империи военно-морской мощи Японии и США на рубеже XIX и XX веков подталкивало Россию к усилению защиты своего суверенитета в регионе.

Традиционный обходной путь торговых судов через юг Африки и Азии мог заменить более короткий маршрут вдоль северной оконечности Евразии, по ледовитым арктическим морям. Но ни у России, ни, тем более, у европейских стран не было опыта торгового плавания по ледовитым морям. С 1870-х годов неоднократно предпринимались попытки установления морских торговых связей Европы с Сибирью через северные моря и устья сибирских рек. Известны плавания Н. А. Э. Норденшельда, Э. В. Толля, А. М. Сибирякова и других исследователей. Некоторые из этих экспедиций были успешными, а другие заканчивались трагически. Но все они были одиночными попытками, притом часто предпринятыми на частные средства промышленников. Хотя такие экспедиции и были героическими, все же от них нельзя было ждать большого прорыва в организации торгового мореплавания по северным морям. Освоить трассу Северного морского пути призывали и выдающиеся отечественные ученые-океанографы: профессор Ю. М. Шокальский, вице-адмирал С. О. Макаров, химик Д. И. Менделеев, интересовавшийся проблемами освоения Севера, начальник Гидрографического управления Морского министерства генерал-лейтенант А. И. Вилькицкий и другие. Нужны были масштабные государственные меры, вложения значительных финансовых средств.

Трагические уроки Русско-японской войны заставили русское правительство по-иному оценить трассу Северного морского пути. Вняв призывам русской общественности, правительство наконец-то сформировало специальную Полярную комиссию, поставившую основной целью своей деятельности изучение северных морей. По инициативе и при самом действенном участии этой комиссии на стапелях Невского судостроительного завода были заложены два военных транспорта ледокольного типа, специально предназначенных для исследований северных морей. Весной 1909 года оба транспорта, получившие имена «Таймыр» и «Вайгач» были спущены на воду. Вошедшие в строй военно-морского флота России ледоколы были сооружены по последнему слову науки и техники: корпус, верхняя палуба и ходовая рубка имели многослойную теплоизоляцию. Характерной их особенностью были обводы, подобные знаменитому «Фраму» Ф. Нансена, который на долгие годы оставался эталоном для арктического кораблестроения. Мощность машин каждого из кораблей доходила до 1200 л.с, полное водоизмещение, составлявшее 1500 т, позволяло продавливать проход во льдах толщиной 0,6—0,9 м, запас угля в 500 т обеспечивал автономное плавание в 12 000 миль со скоростью 8 уз в течение двух месяцев. «Таймыр» и «Вайгач» были оборудованы беспроволочным телеграфом. Экипажи набирались исключительно из добровольцев и состояли из 6—7 флотских офицеров, одного инженера-механика, 39 нижних чинов и одного вольнонаемного кока. На каждом судне был и судовой врач, в обязанности которого входило проведение комплексных исследовательских работ.

 ganhut-33-02.jpg
Ледокольный пароход «Таймыр»: а — вид сбоку; б — план нижней (жилой) палубы
29 октября 1909 года «Вайгач» (первый командир — А. В. Колчак) и «Таймыр» (первый командир — Ф. А. Матиссен) вышли из Кронштадта и, пройдя обычным восьмимесячным обходным путем через Суэцкий канал в Индийский океан, благополучно обогнув Южную Азию, 3 июля 1910 года бросили якоря в бухте Золотой Рог во Владивостоке.

Через месяц была учреждена Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО), в задачу которой входило изучение возможностей организации мореплавания по трассе Северного морского пути — через Берингов пролив, вдоль северного побережья Азии в Европу. Новые ледокольные транспорты составили основную материальную базу экспедиции.

Исторический поход кораблей ГЭСЛО начался 8 июля 1913 года (здесь и далее все даты даны по новому стилю). Владивосток уже в третий раз провожал их в трудное плавание. Начальником предстоящего плавания был назначен генерал-лейтенант И. С. Сергеев, командирами: «Вайгача» — капитан 2 ранга П. А. Новопашенный, «Таймыра» — капитан 2 ранга Б. А. Вилькицкий.

 ganhut-33-03.jpg
Начальник экспедиции и командир «Таймыра» капитан 2 ранга
Б.А. Вилькицкий
Личный состав экипажей обоих кораблей и экспедиции состоял из 15 офицеров и 80 нижних чинов. Научные работы и наблюдения в экспедиции выполняли как командиры кораблей, так и другие офицеры, мичманы, вахтенные начальники и специалисты-гидрографы — Н. И. Евгенов, А. М. Лавров, А. Г. Никольский, Н. А. Гельшерт, К. К. Неупокоев, В. В. Ниландер, АН. Жохов, В. Н. Гейнинген-Гюне, Э. Э. Петерсон, Н.фон Транзе. Сбором биологических коллекций занимались врачи экспедиции — Л. М. Старокадомский и Э. Е. Арнгольд; им помогали матросы, прошедшие специальную подготовку в подразделениях Морского ведомства и гидрографического управления.

В девятом часу утра, после молебна, суда снялись с якорей и вышли в море. Было тихо и пасмурно, моросил дождь, над бухтой Золотой Рог садился туман, в котором постепенно исчезал причал с провожающими. На кораблях ревели прощальные сирены....

Помимо главной задачи — пройти Северным морским путем и достичь берегов Европы — возглавляемая И. С. Сергеевым экспедиция должна была продолжить опись морского побережья от устья реки Лены до Таймырского полуострова, снять гидрографический разрез по меридиану мыса Челюскина на север от него, насколько это возможно.

Начальная часть пути по Тихому океану проходила без особых происшествий. Суда посетили село Никольское на острове Беринга и познакомились с его жителями, большинство из которых были чукчами, эскимосами и алеутами, и далее взяли курс на Петропавловск-Камчатский, откуда «Таймыр» и «Вайгач» пошли к Берингову проливу.

Но затем случилось несчастье. Когда суда находились в бухте Провидения, тяжело заболел начальник экспедиции генерал-майор И. С. Сергеев; у него оказалась парализованной левая сторона тела. «Таймыр» и «Вайгач» направились в Ново-Мариинск, в устье реки Анадыря, где была телеграфная станция и можно было связаться с Петербургом. В столицу через Петропавловск и Владивосток отправили телеграмму и доложили о сложившийся ситуации. 23 июля поступил приказ морского министра о назначении начальником экспедиции командира «Таймыра» капитана 2 ранга Б. А. Вилькицкого. Анадырский залив был забит льдом, и суда простояли здесь почти неделю в ожидании хорошей погоды. Экипажи занимались ловлей кеты, запас которой затем скрашивал довольно скромный стол моряков. Проводив генерала Сергеева на находившемся в Анадырском заливе попутном транспорте «Аргун» в Петропавловск, экспедиция направилась на север.

5 августа показался мыс Дежнева. Здесь с судов попытались запустить воздушный змей, к которому были прикреплены приборы. Но сильный ветер оборвал соединяющий трос и унес змея вместе с приборами в море. Высадившись на берег, моряки осмотрели и подремонтировали памятный знак Семену Ивановичу Дежневу — первому мореплавателю, обошедшему крайнюю восточную точку Азии.

На границе Тихого и Северного Ледовитого океанов по старой морской традиции при смене вахт бросили за борт бутылку с запиской на русском, английском и японском языках с указанием времени и координат кораблей экспедиции.

Выйдя в Северный Ледовитый океан, суда разошлись, заранее обговорив точку и время встречи. Решено было охватить исследованиями как можно более широкую полосу морской акватории; «Вайгач» пошел севернее, к острову Врангеля, а «Таймыр» — ближе к берегу. Погода стояла явно не арктическая — ярко светило солнце, а температура поднялась до +21 °С. Первый лед встретили 8 августа.

21 августа на пути к Новосибирскому архипелагу с «Таймыра» заметили неизвестную сушу. Новооткрытый остров оказался совершенно голой скалой около 4 км в диаметре, населенной только белыми медведями; вокруг в море плавало много моржей. С вельбота сделали промеры бухты, а часть экипажа высадилась на берег. В самой высокой точке нового острова старший лейтенант В. В. Ниландер водрузил на бамбуковом шесте трехцветный российский флаг, тем самым заявив о государственных территориальных претензиях. В прорезь мачты была вложена записка о дне открытия и присоединении острова к российским владениям. Уже после окончания экспедиции по инициативе императора Николая II новый остров обрел свое название. Его нарекли в честь умершего 11 марта 1913 года генерала Андрея Ипполитовича Вилькицкого, отца начальника нынешней экспедиции Б. А. Вилькицкого.

От Новосибирских островов «Таймыр» взял курс к острову Беннета. Этот остров имеет особую судьбу в истории исследований Российской Арктики: сюда 5 июня 1902 года вместе с тремя своими спутниками с яхты «Заря» дошел по льдам выдающийся отечественный полярный путешественник и ученый Э. В. Толль. Здесь четверка отважных прожила некоторое время и, не имея возможности выбраться на материк иным способом, как направиться пешком на юг, двинулась по льдам, где и погибла.

Разрушенную избушку, собранные геологические коллекции и часть вещей экспедиции Э. В. Толля в 1903 году обнаружил на острове А. В. Колчак.

Зная обо всем этом, Б. А. Вилькицкий, конечно, решил не упустить возможности посетить историческое место, обследовать его и вывезти сохранившиеся здесь коллекции на материк. Но льды преградили путь, и ледокол не смог приблизиться к берегу. Решено было изменить курс, и «Таймыр» взял направление на загадочную Землю Санникова, которая на картах того времени была обозначена пунктиром.

Корабль прошел курсом через район моря, где должна была быть суша, которую в 1810 году с острова Котельного видел якутский купец Яков Санников, а в 1885 году отсюда же ее наблюдал и Э. В. Толль. Но, как и многие пытавшиеся открыть эту легендарную землю, участники ГЭСЛО в 1913 году ничего не обнаружили.

Далее путь экспедиции лежал к Таймырскому полуострову, восточные берега которого показались 23 августа. «Таймыр» получил радиограмму от «Вайгача»: тот следовал к заранее условленному месту их встречи у острова Преображения. В 19 ч оба корабля стали на якорь в бухте у его западного берега. Наутро, сойдя на берег, моряки устроили охоту.

Командиры обоих судов и начальник экспедиции обсудили планы предстоящих исследований в этом секторе Арктики. Несколько дней занимались описанием восточного берега Таймыра, очертания которого были лишь приблизительно обозначены на картах еще его первооткрывателями лейтенантом Василием Прончищевым и Харитоном Лаптевым. Район был неизвестный, поэтому суда постоянно садились на мель, ломали лопасти винтов. На пятый день работ у Таймыра, на траверзе мыса Челюскина, вошли в поле сплошного льда толщиной 1 —1,2 м.

 ganhut-33-04.jpg
Такой предстала 4 сентября 1913 года перед участниками экспедицией ГЭС АО ранее не известная земля (Морской сборник. 1915. № 1)
 ganhut-33-05.jpg
Подъем российского флага на Земле Императора Николая II (Морской сборник. 1915. № 1)
 ganhut-34-01.jpg
Погрузка угля на экспедиционное судно «Таймыр» перед выходом на очередное исследование Северного Ледовитого океана. На левом борту, на месте моторного катера, установлен ящик для хранения гидросамолета в разобранном виде. Владивосток, 1914 год
2 сентября после тщетных попыток выбраться на чистую воду корабли взяли курс на норд. На следующий день начались главные открытия, известия о которых позже облетели весь мир. В 15 ч 3 сентября на горизонте с капитанского мостика увидели узкую полоску суши. Подошли ближе. Оказалось, что это — ранее не известный остров. «Таймыр» направился описывать его южный берег, а «Вайгач» — восточный и северный. Береговую линию проследили на расстоянии 46 верст, далее шел лед. Оказалось, что остров состоит из песка и плотного ила, сверху покрытых чахлой тундровой растительностью; глубина моря вокруг него не превышала 22 м. Высота новооткрытой суши оказалась небольшой — самая возвышенная точка едва достигала 12 м над уровнем моря. В честь наследника престола назвали остров именем Цесаревича Алексея. Он оказался настоящим царством белых медведей, песцов, моржей и чаек.

Отсюда корабли экспедиции пошли на север через битый лед, но среди него вдруг стали попадаться айсберги, что является верным признаком того, что близко крупный остров или материковая суша с покровными ледниками. Откуда ей взяться, когда на карте обозначено море?

Ночи еще были светлыми, и в 5 ч 4 сентября с обоих кораблей морякам неожиданно открылись контуры высокого гористого берега, уходящего темной полосой на юго-запад и северо-запад. Но ледяное поле вплотную подходило к берегу, не давая приблизиться к загадочной суше.

По единодушному решению экипажей обоих судов и участников экспедиции неизвестную сушу назвали Землей Императора Николая II. В 11 ч утра 5 сентября «Таймыр» завершил опись той части новооткрытой суши, которая оказалась доступна с моря. Это был Международный день исследования высоких слоев атмосферы, и с «Таймыра» запустили змея с метеорографом. Командир «Вайгача» П. А. Новопашенный тем временем заложил астрономический пункт, установив на суше открытого острова столб и точно вычислив географические координаты места. На высокой береговой террасе установили мачту и подняли российский флаг. В 18 ч начальник экспедиции Б. А. Вилькицкий торжественно объявил о присоединении открытых в 1913 году земель к владениям России и поздравил команды кораблей с важным географическим открытием.

В 1913 году ГЭСАО удалось описать около 400 километров береговой суши Земли Императора Николая II и собрать коллекцию образцов слагающих ее горных пород. Природа новооткрытой земли оказалась неприветливой, суровой: горы чередовались с ледниками, языки которых выходили к морю, участки суши разрезались заливами. Из животных встречались только белые медведи и морские птицы. Несколькими десятилетиями позже отечественные географы на основании комплексных исследований отнесут ее к особой природной зоне — полярным пустыням.

Обратный путь кораблей экспедиции проходил в сложных условиях: шторма с сильными качками, поломки рулевого управления и нехватка топлива. Кроме того, у ледокола «Вайгач» сорвало телеграф.

Было принято решение идти на Аляску, в Сан-Майкл, или Михайловский редут. Этот населенный пункт был основан летом 1831 года русским лейтенантом М. Д. Тебеньковым и служил одним из оплотов русского владычества на Аляске, когда она принадлежала России и именовалась Русской Америкой. Во времена посещения его экспедицией Б. А. Вилькицкого Сан-Майкл являлся конечным пунктом речного пароходства по Юкону; в нем стояла рота войск США, были больница, школа иезуитов, католическая и православная (сооруженная в 1883 году на средства прихода из 200 человек, потомков русских и эскимосов) церкви. Встретив радушный прием американцев, наши мореплаватели закупили угля и продовольствия, починили котлы, перебрали механизмы, исправили поломки. Свободные от работы и вахты матросы покрасили русскую церковь и починили прохудившуюся крышу. По телеграфу из Сан-Майкла в Петербург отправили официальное донесение о сделанных открытиях. Сенсация быстро распространилась газетчиками по всему миру.

 ganhut-34-02.jpg
Схема плавания Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого (по материалам журнала «Морской сборник», 1915, № 1).
25 ноября, пройдя более 13 тысяч миль, оба ледокола стали на рейде бухты Золотой Рог. «Таймыр» и «Вайгач» зазимовали во Владивостоке, а 23 января 1914 года в Петербурге морской министр издал приказ № 14: «Государь император в 6-ой день января 1914 года по всеподданнейшему моему докладу отчета о плавании в 1913 году Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана высочайше повелеть соизволил: Присвоить земле, расположенной к северу от мыса Челюскина, наименование: Земля Императора Николая II; острову, лежащему к северу от того же мыса — остров Цесаревича Алексея и островку к юго-востоку от острова Беннета — остров Генерала Вилькицкого». Так официально, на государственном уровне были оформлены географические открытия ГЭСЛО в 1913 году.

Через неделю высочайшим приказом по Морскому ведомству № 1237 император изъявил особую признательность капитану 2 ранга Б. А. Вилькицкому, офицерам объявил монаршее благоволение, а нижним чинам — царское спасибо. Вскоре, 20 марта 1914 года, начальник экспедиции был пожалован аксельбантом флигель-адъютанта.

 ganhut-34-03.jpg
«Вайгач» (справа) и «Таймыр», ошвартовавшиеся у бортов транспорта запаса топлива. Бухта Провидения, июль 1914 года
Успешно проведя зимовку в бухте Золотой Рог, 7 июля 1914 года корабли опять направились из Владивостока в район новооткрытой земли, чтобы продолжить ее описание и изучение. По пути они зашли на Аляску и там узнали о начале Первой мировой войны. Офицеры отправили в Петербург депешу с просьбой о переводе их на боевые корабли, но руководство Морского ведомства требовало продолжить выполнение плановых исследований: стране был очень нужен Северный морской путь, а с началом войны его стратегическое значение еще более возрастало.

Во второй экспедиции на «Таймыре» и «Вайгаче» к Земле Императора Николая II участвовало 94 человека команды и два врача. Перед выходом в плавание корабли были подготовлены к возможной зимовке. На борт погрузили запас консервов и сухих продуктов на 16 месяцев, соответствующую зимнюю экипировку для людей (меховые костюмы, лыжи, ручные сани и приспособления для распилки льда). Стены кубриков и кают утеплили, а на случай жестоких морозов для каждого жилого помещения приготовили небольшие печки-буржуйки. Научную часть дооснастили необходимыми приборами и инструментами для проведения геодезических съемок, астрономических, магнитных, гидрологических, метеорологических и других работ. Для сбора биологических коллекций на борт взяли консервирующие жидкости, стеклянные емкости, полный комплект для подводного траления, планктонные и гербарные сетки, геологическое снаряжение, фотографическое оборудование.

По пути следования корабли зашли в чукотское становище Колючино, следующим пунктом экспедиции был Ново-Мариинск в устье Анадыря, а затем — Северный Ледовитый океан. Из-за сложной ледовой обстановки, как и в 1913 году, экспедиция не смогла подойти к острову Врангеля. 14 августа «Таймыр» и «Вайгач» были уже у острова Генерала Вилькицкого. С кораблей четко видели закрепленный в 1913 году на его вершине флагшток с уже изорванным арктическими ветрами российским трехцветным флагом. Через три дня с «Вайгача» в 25 милях севернее посчастливилось обнаружить еще один неизвестный и не нанесенный на карту остров. Сделали геодезическую съемку и нанесли на карту новый остров, оказавшийся большим, чем остров Генерала Вилькицкого. На скалистой суше водрузили российский флаг. Позже новооткрытая суша была названа именем командира «Вайгача» капитана 2 ранга П. А. Новопашенного.

Отсюда корабли поодиночке, на отдалении в несколько десятков километров друг от друга, направились к восточному побережью Таймыра. Точкой встречи был остров Самуила. Идти пришлось через толстый лед, и суда с большим трудом вышли на чистую воду, получив небольшие повреждения обшивки и поломки винтов. Но они были разъединены 40-километровым ледяным массивом. Восточный берег Таймыра показался 1 сентября.

2 сентября «Вайгач» подошел к юго-западной оконечности Земли Императора Николая II, приступив к обследованию и описанию южного побережья Земли и западного берега острова Цесаревича. В это время экипаж «Таймыра» открыл еще один новый остров. Его увидел в прошлогоднюю навигацию судовой врач Л. М. Старокадомский, но в 1913 году корабли не смогли к нему приблизиться из-за плохих ледовых условий. Новооткрытую сушу назвали островом Старокадомского.

 ganhut-34-04.jpg
Экспедиционное судно «Вайгач»
В 1914 году условия плавания были не лучшими, чем годом раньше. Встретив уходящие за горизонт ледяные поля, участники экспедиции поняли, что зимовки им не избежать. «Таймыр» вмерз в лед 24 сентября, а «Вайгач» — тремя днями раньше в заливе барона Толля близ полуострова Короля Оскара. Корабли находились на расстоянии 16 миль друг от друга. Кочегары остановили машины, матросы поставили вдоль бортов щиты, загораживающие от метелей, снежных наносов и жестоких ветров. 27 октября наступила полярная ночь, продлившаяся почти три с половиной месяца. Во время зимовки участники экспедиции проводили научные наблюдения, обрабатывали собранную информацию. Чертили карты, составляли дневники, играли в футбол, занимались гимнастикой, читали лекции по химии, географии, физике, астрономии, космографии, совершали пешие маршруты по льду, охотились на белых медведей.

Чтобы скрасить свое положение, моряки устраивали художественные вечера, пляски, хоровое пение, а на «Вайгаче» даже поставили спектакль. Во время зимовки «Таймыр» и «Вайгач» поддерживали устойчивую радиосвязь между собой и с зимовавшим неподалеку спасательным судном «Эклипс», посланным под руководством опытного полярного капитана О. Свердрупа на поиски пропавших экспедиций Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова. Через радиотелеграф «Эклипса» удалось наладить связь с внешним миром — с первой русской радиостанцией в Югорском Шаре и с Петроградом. Так мир узнал о героической зимовке русской экспедиции у берегов далекой Сибири.

 ganhut-34-05.jpg
 ganhut-34-06.jpg
Экспедиционное судно «Таймыр» среди арктических льдов (вверху) и во время зимовки 1914/15 года (справа — полярный лагерь участников экспедиции, разбитый на время ремонта судна)
22 февраля 1915 года на горизонте появился краешек солнца, а 24-го числа закончилась полярная ночь. Появление солнца на «Таймыре» было встречено торжественным спектаклем, состязаниями по бегу в мешках и в стрельбе. Казалось, что все испытания позади, но 28 февраля скончался лейтенант А. Н. Жохов. 1 марта гроб с его телом был перенесен с борта «Вайгача» и помещен в ледовый домик, где он лежал до 5 марта, когда гроб повезли к ледоколу «Таймыр». Похороны тридцатилетнего А. Н. Жохова состоялись 9 марта. Могила с большим трудом была отрыта в мерзлой земле, на высоком мысу, получившем впоследствии название Могильный. Над могилой был установлен крест с одной перекладиной. Экипаж «Вайгача» понес идругую потерю. 22 февраля кочегар матрос И. Е. Ладоничев заболел аппендицитом, позднее перешедшим в перитонит. Несмотря на заботы врачей, он скончался в середине августа в возрасте 26 лет и был похоронен рядом с А. Н. Жоховым.

 ganhut-34-07.jpg
Земля Императора Николая II и другие географические объекты, открытые Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана под руководством капитана 2 ранга Б. А. Вилькицкого в 1913 и 1914 годах

 ganhut-34-08.jpg
Первый лист официального письма Министерства иностранных дел России от 20 сентября 1916 года, объявлявшего о принадлежности к Российской империи земель в Северном Ледовитом океане, открытых в 1913 и 1914 годах.
РГАВМФ. Ф.р-1004. Оп.2. Д.2. Л.11
29 июня наконец-то закончился ледовый плен кораблей, и вместе с «Эклипсом» они взяли курс на Архангельск. На Диксоне впервые после долгой зимовки путешественники попали в настоящую баню, приняли на борт свежие продукты, уголь и почту, подвезенные сюда специально для них пароходом «Туруханск». В горле Белого моря их встретил военный корабль, сопровождавший суда экспедиции до Архангельска. 3 сентября 1915 года на Соборной площади Архангельска собрался почти весь город. По Северной Двине торжественно, кильватерной колонной к пристани подходили «Таймыр», «Вайгач» и «Эклипс». На пристани их встречал приветственный салют, оркестр, восторженные крики родных и знакомых. По спущенным сходням участники экспедиции отправились в собор благодарить Господа, сохранившего их от арктических опасностей. В поднесенном Б. А. Вилькицкому от имени Городской думы приветственном адресе он был назван русским Колумбом.

Позже все члены экспедиции по представлению ее начальника получили золотые и серебряные медали «За усердие», а офицеры — ордена. Б. А. Вилькицкому был пожалован орден Св. Анны 2-й степени. За выдающийся вклад в науку он был удостоен трех золотых медалей: Большой Константиновской — от Императорского Русского географического общества, «Ла Рокетт» — от Французского географического общества и «Вега» — от Шведского общества антропологии и этнографии. Кроме того, каждый из участников экспедиции был награжден особым почетным знаком «В ознаменование плавания и трудов Гидрографической экспедиции С. Ледовитого океана по исследованию Великого Северного пути 1913—1915 гг.», изображающим земной шар, на котором показан маршрут судов экспедиции.

После окончания экспедиции 1 октября 1915 года ГЭСЛО была расформирована. Офицерам и матросам предоставили возможность перейти на другие суда и должности, чтобы принять непосредственное участие в действиях флота. Но и после расформирования ГЭСЛО Б. А. Вилькицкий следил за судьбой своих бывших матросов. Так, получив в 1916 году на руки медали для всей команды, он разослал награды и соответствующие письма командирам кораблей и частей, где теперь служили его бывшие соплаватели по экспедиции.

Итак, за два года благодаря героической и самоотверженной работе был описан огромный арктический архипелаг. На карте появились новые географические объекты. Наиболее значимые из них носили имена представителей монаршей фамилии (Земля Императора Николая II, пролив Цесаревича Алексея и остров Цесаревича Алексея). Другим географическим объектам были присвоены имена руководителей ГЭСЛО (остров Генерала Вилькицкого), командиров и офицеров экспедиции (острова Новопашенного и Старокадомского, мысы Жохова, Новопашенного, Неупокоева), выдающихся отечественных исследователей Севера (залив Юргенса, мысы Воллосовича, Анучина, Арнгольда, Визе, Давыдова, Евгенова, бухта Марии Прончищевой, остров Дежнева).

Но Европа была охвачена войной, и лишь спустя три года, 20 сентября 1916 года, второй департамент МИД России своим письмом № 15641 /д 11 обратился к русским послам, посланникам и поверенным в делах с официальной просьбой оповестить иностранные правительства о присоединении новооткрытых земель к составу империи.

К сожалению, эти географические названия, как память о героических походах двух русских полярных экспедиций, совершенных гидрографами и сделавших выдающееся географическое открытие XX столетия, просуществовали на карте недолго. После революции географическая карта нашей страны была переделана на новый лад и почти все топонимы ГЭСЛО 1913—1914 годов исчезли с карты. Протокол № 36 ВЦИК от 11 января 1926 года по этому поводу был безапелляционен: «Наименовать группу островов в Северном Ледовитом океане: "Земля Николая II", "Цесаревича Алексея" и "Старокадомского" — "Таймырский архипелаг". Присвоить наименования: "Земле Николая II" — "Северная Земля", остров "Цесаревича Алексея" — "Малый Таймыр". По этому же протоколу остров Новопашенного стал островом Жохова, а пролив, отделяющий острова от Таймырского полуострова, стал обезличенно именоваться «пролив Вилькицкого» — не зная всей предыстории открытия архипелага и ГЭСЛО в целом, нельзя угадать в честь кого из двух Вилькицких — отца, Андрея Ипполитовича, или сына, Бориса Андреевича. Как оказалось, в честь сына. Был обезличен и «остров Генерала Вилькицкого» одного из выдающихся отечественных гидрографов и основателей ГЭСЛО; ныне это остров Вилькицкого. Вместо многих топонимов, присвоенных ГЭСЛО. появились и до сих пор сохраняются позднейшие, соответствующие духу того времени: архипелаг Северная Земля, острова Большевик, Комсомолец, Октябрьской Революции, пролив Красной Армии, мысы Молотова, Уншлихта. Розы Люксембург.

Виной всему была верность офицерского состава кораблей и экспедиции военной присяге: многие из них, в том числе и сам бывший начальник ГЭСЛО, выступили не на стороне большевиков. Впоследствии Б. А. Вилькицкий, как и некоторые его спутники по полярным экспедициям, эмигрировал. Жизнь на чужбине была трудной, о прежних заслугах и регалиях пришлось забыть. В бедности и одиночестве доживал последние годы своей жизни некогда бравый офицер, краса и гордость русского флота, первооткрыватель Земли Императора Николая II.

Умер Б. А. Вилькицкий весной 1961 года вдали от родимы, в Бельгии. В 1996 году его прах перевезли в Россию, где на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга славный сын Отечества навеки упокоился водной могиле вместе со своим отцом и младшим братом.

А лавры первооткрывателей новых земель были переданы четверке отважных полярников — Г. А. Ушакову. Н. Н. Урванцеву, радисту В. В. Ходову и охотнику-промысловику С. П. Журавлеву, которые в 1930—-1932 годах обошли арктический архипелаг пешком и «завершили карту», начатую почти 20 годами раньше ГЭСЛО.

Литература.

  1. Вольский П. Русская экспедиция в Северном Ледовитом океане // Вокруг света. 1916. № 16.
  2. Вилькицкий Б. А. Из истории русского Ледовитого океана // Армия и флот. 1914 № 8.
  3. Вилькицкий Б. А. Последнее плавание и открытия экспедиции Ледовитого океана //Армия и флот 1914 № 10
  4. Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Русский полярный исследователь Б. А. Вилькицкий // Летопись Севера. М.: Мысль, 1964.
  5. Каневский 3. М. Забытая и возрожденная полярная экспедиция // Наука в России. 1996. № 2.
  6. Катаев М. Х. Герои Ледовитого океана // Вокруг света. 1916. №/11.
  7. Наши северные полярные экспедиции и Полярная комиссия Академии наук // Землевладение. 1915. № 1-2
  8. Рыков В. К. Экспедиция Б. А. Вилькицкого // Вопросы истории. 1996. № 7.
  9. Рыков В. К. Все возвращается на круги своя // Вопросы истории. 1997. № 6.
  10. Старокодомский Л. Открытие новых земель в Северном Ледовитом океане // Морской сборник. 1915. № 1, 2.