Автор: Михаил ВЕСЕЛОВ
Ищете таинственность и загадочность, на мистику потянуло? Нет нужды непременно устремляться за тридевять земель. Хотя и до того места, о котором пойдет речь, тоже путь не близок. Причем иначе, как на снегоходе или оленьей упряжке, туда не добраться.
В прежние времена по этому старинному торгово-почтовому зимнему тракту, от которого остался ныне лишь один верстовой столб, едва только выпадал снег, один за другим пускались в путь санные обозы. В иные годы доставляли они в Мезень по тридцать и более тысяч пудов наваги, выловленной в устьях рек беломорского берега и в Чешской губе. А навстречу из Мезени в деревни Канинского полуострова, да и дальше, в нижнепечорские поселения, везли в первую очередь хлеб, который имел тогда в наших краях цену немалую.
Но в каком направлении ни двигайся этим трактом, где-то аккурат на полпути между Мезенью и селом Несь никак не миновать нам Козьмина перелеска – удивительного и магического места, однако же, способного поначалу заставить улыбнуться случайного проезжего, не осведомленного о превратности последствий подобного легкомыслия.
По обеим сторонам дороги, рассекающей березовую рощицу, ветки деревьев буквально сплошь увешаны всякой всячиной. Чего тут только нет! Цветные ленточки и мягкие игрушки, разнообразная домашняя утварь, детали каких-то механизмов и агрегатов, сигареты в пачках и россыпью, бутылки, склянки, флаконы, рукавички, шарфики, пояски, ремни и колечки – всего и не перечесть.
Но крепко подумайте, прежде чем рискнете комментировать увиденное, поскольку чревато это нешуточными неприятностями. Некогда, как гласит поморская легенда, рыбацкая ватага во главе с Кузьмой, ухмылками и непотребными словами разгневала обитающих в перелеске духов. Зря глумились поморы над деревянными идолами, которым поклонялись кочевники-оленеводы, потому что замерли вдруг кони, и стояли недвижно до тех пор, пока не повинились рыбаки, пока не дали обет чтить святилище ненцев, называемое ими Хард Пад.
Много столетий был и остается этот перелесок культовым местом всех ненецких шаманов, только из деревьев этой рощи мастерят они каркасы для своих бубнов. И хотя нет уже идолов, уничтожены они были в позапрошлом веке православными миссионерами, но растут деревья, считающиеся покровителями, двойниками людей. Вот и необходимо всем проезжим их уважить, задобрить – иначе не будет в пути удачи.
…Когда я впервые очутился здесь, поначалу просто с любопытством озирался по сторонам и разглядывал все эти странные подношения. И, признаться, велик был соблазн отпустить пару шуток. Но, внемля предостережениям попутчиков, благоразумно попридержал язычок. А тут еще весьма кстати всплыли из глубин памяти сведения из когда-то прочитанной книги о друидизме, религии древних кельтов, обожествлявших деревья и растения. Отнюдь не были воинственные предки нынешних англичан, ирландцев и шотландцев этакими безобидными ботаниками, но даже эти суровые люди остерегались друидов, могущественных служителей культа леса.
Казалось бы, где Британия – и где ненецкая Канинская тундра. И как тут не задуматься об изначальном родстве всех племен и народов, о странных переплетениях нитей, из которых плетется история человеческой цивилизации?..
В дар духам Козьмина перелеска я оставил десяток сигарет, распотрошив последнюю остававшуюся пачку. Но, видимо, что-то в ходе этого посещения культовой березовой рощи все-таки было сделано или подумано неправильно. Стоило проехать пару километров, как мотор «Бурана», не подводивший прежде, зачихал и заглох. И тогда оставалось одно – и мысленно, и вслух просить духов о снисхождении. Так и сделал. Что вы думаете? Двигатель ожил, и в дальнейшем все обошлось без неприятных приключений. Вот и не верь после этого старым легендам!
Кстати, мой давнишний знакомый, широко известный в округе шаман Николай Талеев, когда у нас с ним зашел разговор об этом культовом месте, признался, что даже он чувствовал себя там неуютно, и вынужден был прибегать к магической защите от потусторонних темных сил.