Автор: Михаил ВЕСЕЛОВ
Этот остров в Северном Ледовитом океане из тех мест, куда далеко не каждый жаждет вернуться еще раз, побывав там однажды. Вайгач запросто может не приветить чужака, и расправляется с ним по-своему, выплескивая на незваного гостя столь мощный заряд тоски и гнетущего уныния, что впору в петлю лезть.
Меня по счастью миновала эта участь, но я не раз слышал от людей, что подобных резких и неожиданных приступов душевной боли, как при свидании с этим островом, им не доводилось испытывать ни прежде, ни потом. Так Вайгач предупреждает, что с ним шутки плохи, что эти пески, мхи и скалы не для праздных зевак. Священный остров не взывает об уважении к себе, он жестко требует его.
Иначе и быть не может. Ненецкое название острова Хэбидя-Я (святая земля) возникло не случайно. Со времени прихода из Сибири в арктическую тундру ненцев, то есть с X-XI веков, он стал для них главным культовым местом, где они приносили жертвы идолам. Даже из-за Уральского хребта стремились сюда представители всех ненецких родов, чтобы задобрить своих божеств, испросить их соизволение на охоту и промысел морского зверя. А потом – благодарили за дарованную удачу.
Особенно почитались ими два идола, Ходако и Вэсако (бабушка и дедушка), считавшиеся прародителями ненецкого народа. Но было и много других. По свидетельству английского капитана Стивена Барроу, посетившего в 1556 году Вайгач в поисках нового торгового пути в Китай, на северной оконечности острова тогда находилось свыше трехсот идолов, каменных и деревянных. Они представляли собой грубо отесанные фигуры с покрытыми коркой высохшей жертвенной крови насечками, обозначающими глаза, рот и нос. Впоследствии этот мыс получил название Болванский нос.
Как оказалось позже, на Вайгаче было и много других святилищ. Профессор, доктор исторических наук Петр Боярский считает, что «Вайгач по уникальности археологических находок не менее интересен, чем знаменитый остров Пасхи».
В 1827 году остров с миссионерской миссией посетил архимандрит Вениамин, обращавший ненцев Архангельской губернии в православие. Тогда и были уничтожены почти все языческие святыни.
Страшные страницы вписал в историю Вайгача XX век. В 1931 году здесь был создан один из самых жутких лагерей всей системы ГУЛАГа: на пяти шахтах заключенные добывали свинцово-цинковые и медные руды. Из сотен этих несчастных, осужденных по пресловутой 58-й статье, выжили немногие. Лагерь тот перед войной был закрыт лишь потому, что шахты были залиты подземными водами. Словно бы сам остров взбунтовался против издевательств над людьми.
Самой известной из сохранившихся ненецких святынь является деревянный Семиликий идол. Несколько лет он провел в московском этнографическом музее, но там сразу стало твориться что-то неладное. Стены зала начали трескаться и осыпаться, сотрудники музея чахли от хворей и болезней. От греха подальше идола решили вернуть на Вайгач, что и было сделано пять лет назад. А через год ненецкие старейшины провели обряд его очищения дымом и принесли в жертву оленя, как это веками делали их предки.
…Приятель-вертолетчик Иван Чупров как-то признался мне, что он и его коллеги с некоторой опаской летают над этим островом – то приборы вдруг примутся шалить, то еще что. А главное, какая-то тревога наваливается, словно бы посылает Вайгач сигналы: «Обходите меня стороной!». Не зря же, в конце концов, вплоть до 20-х годов прошлого века здесь избегали селиться люди.
Однако в последние годы Вайгач, похоже, чуток утих. Лишь этим можно объяснить то, что недавно на острове удалось провести съемки для клипа одной из песен популярной группы «Токио». Затею осуществили без особых приключений, Вайгач отпустил участников группы восвояси живыми и здоровыми. Вот разве что один из них, говорили мне, после этого крепко и надолго запил…