Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Абрамович-Блэк С.И. Записки гидрографа. Книга 1.

Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая

OCR, правка: Леспромхоз

ДЕСЯТЬ ЛЕТ

27 апреля 1932 года Якутская Автономная Социалистическая Советская Республика празднует первое десятилетие своего существования.
За десять лет посевная площадь Якутии с 23 тысяч га увеличилась до 74 тысяч га. Весь район Средней Лены покрыт крупными зерносовхозами. В ЯАССР 35 тысяч сельхозмашин, 5 совхозов, 2 МТС.
Поголовье рогатого скота (не считая оленей) за десять лет выросло с 561 до 740 тысяч.
К 1932 году коллективизировано 48% хозяйств и совхозно-колхозный сектор, охватив 60% всей посевной площади, дает уже 74,3% товарного хлеба.
У якутов своя письменность. Якутский язык стал государственным. Выходит шесть газет, из них четыре — на якутском языке. Шесть журналов, из них два-на якутском языке.
У Якутской республики есть свои «форты революции», как Сасыл-Сасы, хутор, на котором горсть якутов-красноармейцев под командой тов. И. Строда держалась месяц против белой Пепеляевской армии.
Есть свои революционные герои, как Шараборин: в прошлом красный партизан, сейчас Предсовнаркома ЯАССР.
Социалистический подъем страны очевиден.
Но как далеко распространяется этот подъем вширь и вглубь?
Ведь Якутия велика...

Три с половиной миллиона квадратных километров.
Площадь восьми Франций в одной меже. И только триста тринадцать тысяч человек жителей. Меньше десятой человека на один квадратный километр...
Память профессионала — «землепроходца», с привычкой трамвайной кондукторши, «видящей остановку» сквозь замороженное окно вагона, услужливо выбрасывает цифры... Невеселые...
Якутскую республику с юга на север пересекают реки: Лена, длиной 4 тысячи км, при ширине в низовьях до 32 км и глубинах на среднем течении от 10 до 21 метра; Хатанга длиной 1066 км; Оленек-1920 км; Индигирка-1930 км; Яна-1150 км; Колыма-2665 км.
У Лены кроме того внушительные притоки: Олекма, длиной 1750 км, Алдан-2665 км, Вилюй-2878 км.
Всего 20084 км водных дорог.
И на этих двадцати тысячах километров три парохода: «Кальвиц» и «Лена» на Лене. Пароход «Лена» пришел из Норвегии вместе с норденшельдовской «Вегой» еще в 1878 году. Почтенная старушка!
На Колыме с прошлого года работает «Ленин». На других реках пароходства нет.
Правда, верховья Лены обслуживаются еще мелкими буксирными судами. Но и они далеко не решают проблемы грузооборота. Груз гонят до сих пор на «паузках», чудовищных по своей корявой первобытности ящиках из мачтового леса.

Дороги сухопутные...
Ежегодно прокладываемые санные тропы для оленьей почты.
Заброшенное, еще каторжное, шоссе Якутск-Вилюйск.
Прекращенная постройкой, из-за неудачи основного проекта, шоссейная дорога Якутск — Алдан.
Наконец, костедробилка (на каждом повороте трагическое пугало — тщательно вырисованный на доске-указателе пути череп с костями; уклоны, преодолимые разве только на самолете-истребителе, и летопись могильников вдоль всех семисот километров пути: кто и когда именно здесь, вот в этом овраге, об эти именно сосны, угробился), именуемая автодорогой Незаметный — Большой Невер.
Она проложена еще в чаду старательской золотой горячки и будет служить временно, до настоящей. Это все, что можно сказать о сухопутных дорогах. А расстояния:
Якутск — Охотск 1100 км (Охотск-морской порт). Якутск — Сунтар 1200 км (В Сунтаре-уголь). Якутск — Средне-Колымск 2200 км (В Колыме-золото).
Якутск — Булун 2100 км (В Булуне рыба, уголь). Бездорожье как будто подавляет. Но... из Ленинграда в Якутск можно весьма комфортабельно доехать в одиннадцать дней. Проверено на опыте. Это-расстояние, примерно, восемь тысяч километров.

Очевидно, следует внимательнее присмотреться к «первой в СССР гидросамолетной линии».
Якутская авиолинии с ответвлением на Бодайбо (Иркутск-Якутск, Иркутск-Бодайбо) общей длиной 4484 км. Воздушная трасса расположена над Леной. Посадочные площадки оборудуются летом на воде, зимой на льду. Размеры их: ширина от ста пятидесяти до пятисот метров, длина от пятисот метров до тысяча двухсот метров. Расстояние между посадочными площадками шестьдесят, сто километров.
Всего на этой авиолинии девять станций, два аэропорта и двадцать шесть запасных посадочных площадок.
Гидросамолетную трассу Иркутск — Якутск обследовала и оборудовала летная экспедиция из трех человек, тт. Корфа, Карамышева и Шиунова, в семьдесят рабочих дней.
Дорогу длиной в четыре с половиной тысячи километров оборудовать в семьдесят дней!

Вот поистине большевистские темпы, о которых и не мечтали ссыльные революционеры, говоря: «придется государству притти на помощь этой окраине» (В. Ногин. «В стране полярного холода», стр. 133).
Не здесь ли, не в этом ли сверхскоростном, независящем от состояния земли авиотранспорте и лежит решение всей транспортной проблемы Якутской республики?!
С 1933 года на Якутскую авиолинию ставятся мощные гидросамолеты советского производства.
«У нас не было авиационной промышленности, у нас она есть теперь» (И. Сталин).
Претворенным в жизнь лозунгом вождя коммунистической партии и мирового пролетариата, тов. Сталина, уже сейчас исправлен «паспорт» Якутии, выданный ей полицейским участком Российской империи.
Победоносное шествие по земному шару гениальных, идей ленинизма, преодолевающее все капиталистические блокады, побеждает и «бездорожье» и «дикость».
Ростки социализма должны уже быть видны в людях крайнего севера. Надо только уметь их видеть.
И мне кажется, что все существующие до сих пор описания Якутии нуждаются в решительной большевистской корректуре.

Пред.След.